При любом уровне физической подготовленности каждое упражнение надо делать до утомления мышц

При любом уровне физической подготовленности каждое упражнение надо делать до утомления мышц

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии. Что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузке, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.

Интеллектуальная деятельность — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Так как умственный труд происходит без физических нагрузок, то это способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий, возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия.

Например, экзамены – определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности. Резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день студентам удается побывать на свежем воздухе, нарушается режим сна. Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению и страху. Так при опросе студентов было установлено, что 66,5 % из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 83, 4% плохо спали накануне.

Увеличение активности мозга за счет снижения функционального состояния здоровья довольно негативно для организма и зачастую оказывает долговременное неблагоприятное последствие. При регулярном переутомлении нервной системы возникают: чувство усталости уже до начала работы, а так же отсутствие интереса к ней, появляется повышенная раздражительность, апатия, головокружение, снижение аппетита и головная боль, а от состояния здоровья студентов зависят их успехи в учебе (и на экзаменах).

Для того, чтобы мозг нормально функционировал нужно, чтобы к нему поступали импульсы от всех систем организма, половину массы мозга составляют мышцы. Движения этих мышц создают невероятное количество нервных импульсов, они обогащают мозг потоком ощущений, поддерживают его в нормальном рабочем состоянии. Становится ясно, почему умственная работоспособность зависит от общего состояния здоровья, и огромную роль, в этом играет физическая культура. Спорт и физкультура имеют огромное влияние в формировании и воспитании личности студента, поэтому активно используются в процессе обучения. В частности, интенсификация учебного процесса активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, протекающую при возрастающих умственных и эмоциональных нагрузках [1].

Снимать нервно-психическое напряжение организма помогают регулярные занятия физкультурой, эта систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной умственной работе.

Согласно современным требованиям, при подготовке специалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их восприятие новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности. Задача вуза — воспитать у студентов желание понять и укрепить свой организм, что требует постоянной и систематической работы [2].

Источник

При любом уровне физической подготовленности каждое упражнение надо делать до утомления мышц

Функциональная подготовленность при занятиях физической культурой и спортом развивается единственным средством – физическими упражнениями. В связи с этим проблема построения тренировочного процесса занимает центральное место в системе подготовки спортсменов, так как при малых нагрузках тренировочный эффект минимальный, а чрезмерная нагрузка может стать причиной срыва индивидуальной адаптации спортсменов, снижения эффективности тренировочного процесса, ухудшения спортивных результатов и возникновения травм, заболеваний и патологических изменений в различных функциональных системах организма [4].

Оптимальная динамика функциональной подготовленности может быть обеспечена только при наличии эффективной системы контроля, являющегося неотъемлемой частью процесса управления тренировочным процессом. Суть управления в общем смысле состоит в изменении управляемого объекта согласно заданным критериям его эффективного функционирования. Для практической реализации идеи управления необходимо конкретное представление о состоянии управляемого объекта и закономерностях его перехода из одного состояния в другое. При этом состояние спортсмена, как текущая характеристика его моторного потенциала, является объектом управления в системе спортивной тренировки. В качестве управляющего начала – входа системы, ведущего к ее развитию, выступает программа тренировки [6].

Читайте также:  Общеразвивающие упражнения с предметами на все группы мышц

В ходе тренировочного процесса тренеру необходимо принимать решения по его организации и коррекции. С этой целью для объективной оценки функциональной подготовленности необходимы информативные, надежные и практически реализуемые средства и методы диагностики функционального состояния спортсмена.

Наибольшую информативность о состоянии подготовленности спортсмена дают инструментальные методики, которые раскрывают сущность изменения организма спортсмена под действием физической нагрузки, приводящей к состоянию утомления спортсмена.

Вопросы определения наступления утомления рассмотрены авторами в работах [1–2, 7–8]. Показано, что при регулировании тренировочных нагрузок традиционно широко используются данные регистрации и анализа частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это связано с тем, что ЧСС является одним из интегральных и доступных показателей, которая напрямую зависит от интенсивности той или иной физической или эмоциональной нагрузки. Однако широкое применение показателей ЧСС еще не означает единого понимания наблюдаемых в процессе деятельности ее изменений. В ряде работ урежение пульса расценивается как симптом утомления, в других достоверным показателем утомления считается его учащение. Более чувствительным индикатором величины нагрузки является динамика скорости нервных процессов. Поэтому предпочтительнее наступление утомления определять путем анализа динамики значений порогового межимпульсного интервала [8].

Недостатком методики, разработанной авторами для контроля утомления [1], является необходимость фиксации межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре путем касания соответствующего источника световых импульсов рукой или другой частью тела, что отвлекает спортсмена от тренировочного процесса.

Цель работы – разработка технологии контроля степени утомления при занятиях физической культурой и спортом, при которой спортсмен не отвлекается от заданного режима тренировки.

Технология контроля степени утомления

Тренировка проводится на спортивной площадке с управляемой программно-аппаратным комплексом светодинамической подсветкой. Из библиотеки программ выбирается программа индивидуального тренировочного, игрового или тестирующего режима. Процесс тренировки снимается видеокамерой, видеоизображение с камеры передается в программно-аппаратный комплекс, содержащий микрофон для фиксации голосовых сообщения спортсмена.

Тренирующемуся в процессе тренировки по методике, описанной в [1], периодически предъявляют ряд световых стимулов, представляющие собой последовательности парных световых импульсов. Одновременно рядом с световыми стимулами спортсмену предъявляют проекцию их порядковых номеров. Спортсмен определяет световой стимул с наибольшим номером, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, и, не прерывая своего тренировочного задания, голосом сообщает порядковый номер светового стимула. Голосовой сигнал фиксируется и передается в программно-аппаратный комплекс, который в ходе тренировки анализирует динамику порогового межимпульсного интервала, определяет степень утомления и корректирует при необходимости интенсивность физической нагрузки [3].

Условно тренировочный процесс можно разделить на четыре основных составных части: применение тренировочных нагрузок, контроль изменений структуры и уровня подготовленности, коррекция тренировочных воздействий, система восстановительных мероприятий. При этом контроль подготовленности спортсменов должен происходить в условиях, наиболее приближенных к специальной структуре двигательной деятельности спортсменов. В качестве регистрируемых параметров должны быть использованы наиболее информативные, надежные и воспроизводимые параметры, адекватно отражающие характер функционирования лимитирующих звеньев достижения высокого спортивного результата.

Важнейшими функциональными показателями, которые дают информацию о состоянии спортивной формы, являются показатели сердечнососудистой и вегетативной систем, системы энергообеспечения. Данные показатели определяются в аппаратно-программном комплексе «Омега-Спорт – 2», который дает возможность постоянно контролировать функциональное состояние, индивидуализировать тренировочный процесс и обеспечивать физическую и психическую работоспособность спортсменов на различных этапах тренировочного цикла [9].

Одним из информативных параметров является вариабельность ритма сердца, являющаяся простым, неинвазивным и информативным методом исследования воздействия вегетативной нервной системы на функцию сердечной деятельности. По мнению многих авторов, вариабельность ритма сердца является интегральным показателем функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Ухудшение показателей вариабельности ритма сердца предшествует гематологическим, метаболическим и энергетическим нарушениям и является наиболее ранним прогностическим признаком неблагополучия состояния обследуемого. Анализ вариабельности ритма сердца позволяет [6]:

– оценивать функциональное состояние и адаптационные возможности организма;

– определять диапазон приспособительных реакций;

– отслеживать явление перетренированности;

– корректировать тренировочный процесс;

– оценивать эффективность восстановительных мероприятий;

– проводить отбор юных спортсменов в видах спорта, связанных с преобладанием выносливости;

– заменять такие инвазивные и дорогостоящие методы, как биохимические анализы крови.

Для оценки физической подготовленности юных футболистов используется беговое интервальное тестирование с пульсометрией, сопровождаемое видеозаписью [5]. Оно проводится по кругу на футбольном поле. Размер круга не имеет принципиального значения, так как пройденное расстояние автоматически сохраняется в памяти спортивного GPS навигатора Forerunner 310XT HR, который имеет функцию регистрации ЧСС для осуществления пульсометрии. Ее использование при интервальном тестировании и в последующие 2 минуты после него позволяет определить «пульсовую стоимость» выполняемой физической нагрузки и эффективность восстановительных процессов. Видеосъемка позволяет выполнить анализ техники бега и влияние не нее утомления.

Читайте также:  Упражнения мышцы спины брюшного пресса плеча предплечья

Для коррекции тренировочной нагрузки у пауэрлифтеров используется индекс функционального состояния, определяемый на основе пяти показателей: ортостатическая проба, клиностатическая проба, проба Ашнера, праксисмальная проба, определение систолического артериального давления. Индекс функционального состояния определяется до и после учебно-тренировочных занятий, что позволяет целенаправленно управлять объемом и интенсивностью нагрузки [10].

Разработанная технология контроля степени утомления при занятиях физической культурой и спортом, в отличие от известных, не требует присутствия на спортсмене каких-либо датчиков или приборов, позволяет контролировать утомление непосредственно в ходе тренировки.

Заключение

Применение разработанной технологии позволит получить спортсмену и его тренеру информацию об адекватности тренировочного задания подготовленности спортсмена в соответствующий период подготовки.

Соответствие тренировочной нагрузки функциональному состоянию спортсмена позволяет уменьшить риск срывов организма от нагрузок, связанных с высокой интенсивностью и продолжительностью.

Источник

Усталость, утомление и переутомление во время самостоятельных занятий физической культурой

Молодежное общество, как правило, подвержено сильному влиянию моды и модных тенденций. В современном мире все большую популярность набирает движение здорового образа жизни. Взрослые люди, априори, имея достаточное образование, широкое мировоззрение и жизненный опыт – грамотно подходят к решению этого вопроса. Учащейся молодежи гораздо сложнее постольку, поскольку гиперболизированное желание следовать модным тенденциям и отсутствие необходимых компетенций для реализации этого желания приводят к тому, что вместо развития физических качеств, укрепления здоровья – происходит разрушение уже имеющихся базовых функций организма, появление заболеваний. Все это, зачастую, является далеко не воздействием каких-то факторов внешней среды, а банальным незнанием и неумением грамотно организовать тренировочный процесс.

Углубляясь в причины данной проблемы, становится очевидным: основным информационным полем современной молодежи является интернет. Визуализируя яркие фотографии, на которых изображены мускулистые юноши и девушки, предлагающие приобрести некую «авторскую» программу па развитию тех или иных физических качеств, увеличению уровня мышечной массы. Подросток теряет границы и пространственное мышление, приобретает данный продукт. Система внутренних потребностей подавляет защитные механизмы и запускает мотивационные механизмы. Это приводит к тому, что подросток идет в тренажерный зал и самостоятельно занимается по данной программе, рекомендованной людьми, которые «сделали сами себя».

На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Сложные для понимания спортивные термины, подкрепленные большим объемом информации, картинками с примерами, схемами. Но, сложность заключается в том, что все программы физического развития должны быть сугубо индивидуальны, в них должны быть сведены такие индексы, как генотип человека, особенности труда и отдыха, факторы питания, образ жизни, индивидуальные биологические часы и т.д. На основе всего этого составляется макроцикл, мезоцикл и микроцикл тренировочного процесса. И только потом данная программа находит своего пользователя, но никак не наоборот: не должен пользователь брать «примерную» программу и работать по ней.

Но, что делать, если вы уже используете готовую программу. Рассмотрим вариант с использованием программы тренировок, написанный профессиональным тренером или заимствованный у кого-то. Можно и нужно научиться самостоятельно контролировать свое самочувствие и дозировать физическую нагрузку. Для этого каждому занимающемуся необходимо знать такие термины, как усталость, утомление, переутомление.

Усталость — кратковременное снижение работоспособности, вызванное длительными либо большими нагрузками. Основные признаки усталости – локальная мышечная боль, учащенное дыхание, повышение пульсовых значений до 160-180 ударов в минуту во время выполнения упражнений небольшой интенсивности и не снижающийся пульс в состоянии покоя, после выполнения упражнений. Как правило, усталость нивелируется в состоянии покоя, в течении 3-5 минут. При выполнении больших объемов работы компенсаторные механизмы включаются чуть позже, и период восстановления увеличивается до 7-10 минут. В любом случае, усталость во время тренировочных занятий служит индикатором полученной нагрузки и защитным механизмом.

Утомление – длительное снижение работоспособности, вызванное повышенной физической нагрузкой, а также нагрузкой, имеющей большие объемы, интенсивность, дозированность [1]. Основными признаками утомления являются:

1) Повышенное потоотделение;

2) Побледнение или покраснение кожных покровов;

3) Снижение концентрации внимания;

4) Повышение ЧСС до 180 ударов в минуту и стабильное сохранение повышенного пульсового значения, несмотря на меры по его снижению в течении 8-12 минут;

5) Снижение эффективности выполнения упражнения: уменьшение угловых характеристик, увеличение времени выполнения, появление технических ошибок;

Читайте также:  Упражнения ребенку чтобы укрепить мышцы мочевого пузыря

6) Побледнение носо-губного треугольника;

7) Тремор конечностей;

8) Головокружение или головные боли;

9) Локальная боль в мышцах, захватывающая 2 и более группы мышц. Переход от локальных болевых ощущений к глобальным;

10) Вялость или раздражительность.

Необходимо понимать, что утомление является прежде всего сигналом для человека, говоря о том, что физическую нагрузку необходимо уменьшить, изменить вектор или прекратить. Очень сложен для понимания механизм утомления, отметим лишь факт того, что ведущую роль в нем выполняет нервная система и, в первую очередь, блуждающий нерв, тормозя процессы возбуждения, в том числе и уменьшая ЧСС, увеличивая при этом объем кровотока за счет силы сердечных сокращений. Важную роль играет и гуморальная система, способствующая своевременному «ответу» сосудов на объем и ток крови. У спортсменов процессы утомления происходят первым делом за счет «мышечного утомления», в то время как у начинающих любителей здорового образа жизни превалирует «сердечное» утомление. В любом случае нервно — мышечная и сердечно — сосудистая системы являются первообразующими в системе утомления. По описанным выше признакам занимающемуся должно быть понятно, какая система на данном этапе тренировок первой вступила в фазу утомления и какие меры необходимо принимать для того, чтобы выйти из этого состояния.

Наиболее оптимальным путем восстановления является активный отдых. Важно знать, что при выполнении тяжелой работы одной группой мышц во время фазы активного отдыха работа должна совершаться другой группой мышц либо этой же группой мышц, но низкодинамичная работа, например, растяжка. Не рекомендуется пассивный отдых, но в тренировочном цикле по развитию силы максимальным методом или как его еще называют «до отказа», например, отдых между подходами должен быть не менее 5-10 минут строго пассивно.

Исчезновение внешних симптомов утомления еще не говорит о том, что фаза утомления сменилась на фазу новой физической активности. Окончательное решение о продолжении тренировки или о ее окончании, а равно как и к переходу к другому виду работы необходимо принимать только после измерения ЧСС через 3 минуты после легкой физической работы, 5 минут после работы средней интенсивности и 10-12 минут после высокоинтенсивной нагрузки. Пульс в покое после отдыха между подходами должен быть не более 110-130 ударов в минуту. Кроме того, пульсовое значение должно быть сопоставлено с собственными ощущениями человека. Если даже после 10 минутного отдыха присутствует головокружение или головная боль, занятие следует прекратить либо перейти в фазу растяжки, используя упражнения с низкой интенсивностью и амплитудой. Единственным критерием который обычно не берется во внимание — это локальная боль в мышцах, так как накопление молочной кислоты — неизбежный процесс, но даже в этом случае, если боль переходит в глобальную, занятия стоит прекратить.

Куда опаснее и коварнее хроническое утомление или переутомление. Переутомление — многосложный процесс снижения функций организма на фоне воздействия физических и психических нагрузок [2]. Основными симптомами переутомления являются:

1) Глобальная боль в мышцах, иррадиирующая во внутренние органы либо переходящая на большие группы мышц;

2) Резкие головные боли;

3) Снижение уровня проявления всех физических качеств человека на 30-50%;

4) Раздражительность или сонливость;

5) Нарушение сна, потеря аппетита;

6) Судороги мышц;

7) Потеря концентрации внимания;

8) Снижение рефлексов.

9) Повышение утренних значений ЧСС до 100-120 ударов в минуту;

10) Повышение либо понижение АД.

Способы борьбы с переутомлением включают в себя: применение лекарственных препаратов, пассивный отдых, оздоровительное плавание, прогулки на свежем воздухе, массаж, релакс-ванны, крио-ванны. Необходимо знать, что если процесс переутомления возникает через 5-6 дней после начала занятий, то данную программу тренировок необходимо корректировать в сторону понижения нагрузки и возобновлять процесс только после того, как все показатели соматического здоровья придут в норму.

Резюмируя вышесказанное необходимо сказать о том, что отсутствие или недостаточность знаний о методике самостоятельных занятий физической культурой является серьезной проблемой. Физиологические механизмы усталости, утомления и переутомления являются своеобразным светофором для любого человека, занимающегося самостоятельно. Зная и разбираясь в этих механизмах можно добиться хороших спортивных результатов, предупредить и избежать травм, получить положительные эмоции от занятий.

1. Коц Я.М. — Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. — c 174.

2. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— c 27.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни
Adblock
detector