Простые упражнения на составление предложений

Использование игр и упражнений для развития умения правильно строить предложения
учебно-методический материал по логопедии по теме

как помочь ребёнку овладеть умением развёртывать , распространять предложение в процессе игры

Скачать:

Вложение Размер
umenie_pravilno_stroit_predlozhen.doc 138.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр и упражнений для развития умения правильно строить предложения.

Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов.

Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный процесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения, как это делается при изучении иностранного языка в зрелом возрасте. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, иг ровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения. Тем не менее освоение синтаксиса не завершается в раннем возрасте. Оно продолжа ется и далее в процессе освоения новых форм речи и речевого общения.

В работе над предложением надо учитывать, что в процессе обучения ребенок должен овладеть умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации. Предло жение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это свойство подчер кивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. Необ ходимо обращать внимание на распространение слов в предложении и приучать детей к различным схемам предложения.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, про граммы детского сада, контингента и возраста детей.

  1. Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные дейст вия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного дей ствия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка.

Редиска мелкая, а редька.

Огурец овальный, а тыква.

Кабачок большой, а тыква.

Лук горький, а морковка.

Помидор кислый, а чеснок.

Огурец зеленый, а свекла.

Морковка в земле, а помидор.

  1. Добавить слово в предложение , отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Взошло (какое?) солнце…

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое;. ).

  1. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?».

Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.

Цель. Учить детей составлять простые предложения.

Оборудование. Окружающие предметы.

Описание игры. Педагог дает детям поочередно задания, они по действиям со ставляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребенок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя: «Петя поливает цветы».

«Оля, собери кубики». Выполняется задание. Дети проговаривают, что делает Оля: «Оля собирает кубики».

«Маша принеси куклу». Дети проговаривают, что делает Маша: «Маша принесла куклу» и т.д.

Педагог следит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.

Детям предлагается составить предложения из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.

Цель. Учить детей составлять сложные предложения с союзом если бы. Оборудование. Фишки.

Описание игры. Вариант 1 . Педагог начинает игру с конкретных примеров:

«Если бы повар не приготовил обед, в детском саду все оста лись бы голодными». Дети обычно возражают:

«А мы взяли бы булку с молоком». — «А что бы вы сделали, если бы продавцы пере стали продавать продукты?» — «Тогда бы мы пошли домой» — «А если бы и мама не приготовила обеда?» —

«Тогда бы мы себе чего-нибудь купили». — «А что бы вы себе купили?» — «Хлеб, сыр, яблоки». — «А если пекари не будут печь хлеб?» — «Тогда бы мы поехали к бабушке», — находят выход дети. «А если бы поезда не шли?».

Вариант 2 . Позднее дети сами начинают игру, например:

«Что если бы рабочие на заводе перестали делать ботинки?» и т.д. Нужно требовать от детей полного употребления сложного предложения, например: «Если бы повар не приготовил обед, мы съели бы булку с молоком» и т.д.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. Победителем является тот, у кого по окончании игры оказывается больше фишек.

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей до машних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.

Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д. Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы».

Логопед предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, если неправильно, то исправить ошибку.

а. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

б. Цветы не поливали, потому что они засохли.

в. Солнышко прячется, потому что ночью темно.

г. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

д. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

е. Петя испачкался, потому что его поругала мама.

ж. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

з. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

и. Пришла весна, потому что прилетели грачи, к. В комнате темно, потому что включили свет.

10. Игра «Придумай умные вопросы».

Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос « по чему? ». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «По чему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести или по тому что они сломались.)

11. Игра «Почемучкины вопросы».

  1. Почему птицы улетают на юг?
  2. Почему наступает зима?
  3. Почему ночью темно?
  4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
  5. Почему летом жарко?

12. Игра «Закончи предложение» (закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»),

Я надела теплую шубу, чтобы . .

чтобы было тепло. .

чтобы пойти гулять. . чтобы не замерзнуть.

Мы зажгли свет, чтобы . .

чтобы было светло. .

чтобы писать буквы. .

чтобы читать книгу.

Мы полили цветы, чтобы. .

чтобы они не завяли. .

чтобы они быстро росли. .

чтобы они были свежими.

13. Составление предложений с союзом «чтобы» по теме «Зимние забавы».

Детям предлагаются картинки по теме «Зимние забавы». Они придумывают пред ложения со словом чтобы. В случае затруднений логопед задает вопросы: «Для чего мальчик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.) «Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.) «Для чего маль чик взял клюшку и шайбу? » (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.) «Для чего девочка надела шубку?» (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло.) И т. д.

14 . Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы пред ложения.

а) По теме «Транспорт»:

Машина, ехать, дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, корабль, волны, плывет.

Шоссе, по, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, велосипедист.

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Снежки, мальчики, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

в) По теме «Весна»:

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег. Капает, крыш, с, капель. Солнце, на, тают, сосульки.

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки.

Каковы по цвету: утоль и мел, василек и гвоздика, заяц зимой заяц летом?

Каковы на ощупь: вата и дерево, огурец и помидор? Когда идет снег и когда дождь? Когда трава зеленеет, а когда желтеет?

Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал. Игрушечный мишка.

— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо от брата. Вот это письмо:

«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. Я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Если бы у меня была лестница, то. Я так долго ревел в яме, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка много. Мы играем с. За нами ухажива ют. Они нас любят, потому что. Скоро к нам придет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания. Топтыгин» Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.

Источник

Порядок слов в английском предложении. Упражнения для начинающих

Порядок слов в английском предложении. Упражнения

Упражнения на порядок слов для начинающих

Упражнение 1. Расставьте слова в правильном порядке.
1. good, I, student, am, a.
2. famous, he, footballer, is a? *
3. Mary, very, looks, happy.
4. The dolls, very, are, pretty.
5. clever, she, girl, is, a.
6. Bella, a, is, not, good, cat.
7. sings, well, he.
8. will, rain, it, soon.
9. listened to, teacher, the, they.
10. English, have, they, Wednesday, on.

Упражнение 2. Расставьте слова в правильном порядке.
1. Sunday, went, to the Zoo, we, on.
2. How, do, have, pets, they, many?
3. Not, I, will, see, friend, soon, my.
4. he, what, do, will, weekends, at?
5. Uses, the, at, work, he, computer.
6. does, he, not, know, the girl.
7. English, they, not, do, study.
8. was, I, not, school, at, yesterday.
9. there, many, people, in, the, were, park.
10. at, cinema, the, were, they, week, last.

Упражнение 3. Расставьте слова в правильном порядке.
1. in, town, are, there, houses, a lot of.
2. go, yesterday, they, did, where?
3. country, usually, goes, with, Mary, to, who, the?
4. what, banana, colour, is, a?
5. are, leaves, there, on, trees, the, no.
6. there, is, a, dog, door, near, the.
7. snow, it, winter, last, didn’t.
8. book, was, interesting, very, the.
9. can, draw, well, they.
10. we, not, must, eat, on the bus.

Упражнение 4. Переведите предложения в Present Simple на английский язык. Не забывайте от том, что порядок слов в английском предложении ПРЯМОЙ.
1. Я каждый день хожу на работу.
2. В 7 часов я встаю.
3. Мой брат вечером читает.
4. Я хорошо говорю по-английски.
5. Конфеты я люблю!
6. Моя сестра любит собак.
7. Дети каждый день играют с собакой.
8. Приходим домой мы обычно в 2 часа.

Источник

Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Дидактический материал для самостоятельной работы.

Скачать:

Вложение Размер
predlozhenie.doc 111.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ «Начальная школа №2»

Что такое предложение?

Предложение – это одно слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

Как предложение оформляется на письме?

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, и в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Какие бывают предложения?

Предложения бывают различны по интонации и по цели высказывания.

По интонации- восклицательное, невосклицательное.

По цели высказывания –

*повествовательное ( о чём – то рассказывает)

*побудительное (побуждает к действию)

Мама пришла. (повествовательное,невосклицательное)

Мама пришла! (повествовательное, восклицательное)

Кто разбил чашку? (вопросительное, невосклицательное)

Кто разбил чашку?! (вопросительное, восклицательное)

Подойди сюда. (побудительное, невосклицательное)

Подойди сюда! (побудительное, восклицательное)

Главные члены предложения:

Подлежащее – обозначает то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Сказуемое обозначает, что говориться о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

В кустах заливается соловей .

говорится о соловье. (Кто?) соловей – подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

Что говорится о соловье? — Что он заливается. (Что делает?) заливается – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения:

заливается соловей- грамматическая основа предложения .

Все остальные слова в предложении называются второстепенными членами предложения.

Какое предложение называют нераспространённым?

Предложение, которое состоит только из грамматической основы, называется нераспространенным.

Например: Греет солнышко.

Какое предложение называют распространённым?

Предложение, в котором есть грамматическая основа и второстепенные члены предложения, называется распространенным.

Например: Весной ласково греет солнышко.

Из данных слов составь и запиши предложение:

Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце

Из данных слов составь и запиши предложение:

Туча, вдруг, серая, покрыла, небо

Из данных слов составь и запиши предложение:

Зайка, под, серый, спал, кустом

Составь из данных слов предложения и напиши текст.

идёт, труда, урок

на, бумага, и, лежат, клей, партах

ножницы, взяли, дети

фигурки, они, животных, делают

эти, ёлку, бумажные, украсят, звери

Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

У реки стоит ива она опустила прямо в речку свои ветки ветки похожи на длинные косички лёгкий ветерок нежно качает их

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Надвинулась тёмная туча спряталось жаркое солнце загремел гром началась летняя гроза

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Подул резкий ветер полетели листья с деревьев с веток сорвалась стайка воробьёв тёмная туча закрыла солнце

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Пришла зима дрожат берёзки от холода озёра и реки покрылись льдом промёрзла земля

Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни слово, которое указывает, о чём говорится в предложении.

Ведёт, чащу, узкая, в, тропинка

Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни подлежащее.

Подчеркни слово, которое указывает, что говорится в предложении о воде.

В, замёрзла, осенних, ночью, вода, лужах

Прочитай загадку. Напиши отгадку.

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке –

Мы зелёные ______________ .

Составь предложение со словом –отгадкой. Напиши его. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Заметил цыплёнок на земле червячка. Курица ведёт по двору цыплят. Она хвалит сыночка. Пушистые комочки пищат и скачут. Закудахтала квочка. Хвать беднягу!

Подчеркни предложение, которое произносится с сильным чувством .

Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Птицы поют на разные голоса. На грядке зеленеет укроп.

Мама испекла вкусные блины. Кот поймал мышку.

Прочитай текст. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Вот вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Заблестели на листьях капли росы.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

Прочитай текст. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

По небу бегут весёлые тучки. Вдруг полил тёплый грибной дождь. На улицу выбежала Светлана. Девочка шлёпала по лужам босыми ногами.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

Прочитай текст. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Пёстрый ковёр укрыл поля и луга. Весело шумит лес. Звенят песни птиц. Капельки росы сверкают на траве.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве перепел построил гнездо.

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве ребята увидели гнездо.

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

Ранним утром пастух гонит коров на луг.

Сделай предложение распространённым

Например: Расцвели розы. – В саду расцвели красные розы.

Источник

Читайте также:  Упражнение мертвая тяга для женщин домашние
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни