Речевые упражнения для обучения аудированию

Методика обучения аудированию как виду речевой деятельности и типология упражнений по формированию навыков аудирования

В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова Е.Н.).

В качестве основных умений аудирования Н.В.Елухина выделяет следующие шесть умений:

  • отделять главное от второстепенного;
  • определять тему сообщения;
  • членить текст на смысловые куски;
  • устанавливать логические связи;
  • выделять главную мысль;
  • воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.

1. Трудности понимания иноязычной речи на слух и пути их преодоления

Существует целый ряд объективных трудностей, препятствующих пониманию речи с первого раза:

  • трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, плохая акустика).
  • Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи (особенности дикции, тембра, паузации, нарушения артикуляции (картавость, шепелявость, заикание, возрастные особенности, различные акценты и диалекты).
  • Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (использование большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур).

Пути преодоления трудностей первой группы:

  • использовать при предъявлении текста мимику, жесты, движения губ, контакт глаз, а также сохранение среднего темпа естественной иноязычной речи, но при условии, что для облегчения понимания на начальном этапе будут паузы между фразами, грамотное использование аудиокассет на уроке.

Пути преодоления трудностей второй группы:

  • очень важно, чтобы обучаемые имели возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке, аудировать людей разного возраста.
  • Пути преодоления трудностей третьей группы:

  • знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух;
  • количество незнакомых слов может составлять 3% от всех слов текста;
  • незнакомые слова не должны быть ключевыми словами;
  • формирование умения догадываться о значении новых слов, а также умения понимать смысл фразы и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов.
  • Все рассмотренные трудности аудирования могут быть преодолены с помощью правильного подбора текстов и методически целесообразной организации деятельности учащихся на их основе.

    2. Система упражнений по формированию навыков аудирования

    Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

    При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

    1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
    2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;
    3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

    Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

    Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

    1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера
    2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

    В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие умения:

    1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;
    2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;
    3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
    4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;
    5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

    Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

    1) прогностических умений;
    2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;
    3) механизма эквивалентных замен;
    4) речевого слуха;
    5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

    способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

    а) определять наиболее информативные части сообщения;
    б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
    в) соотносить текст с ситуацией общения;
    г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;
    д) письменно фиксировать основную часть информации.

    3. Приемы и методы обучения аудированию на различных этапах работы с текстом.

    Для эффективного обучения аудированию важен выбор аудиотекста. Существует ряд требований к текстам для аудирования: воспитательная ценность, интересный сюжет, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов, соответствие возрастному уровню развития ученика и конкретным целям обучения на разных этапах, аутентичность текста. Для обучения аудированию в школе используются аутентичные, полуаутентичные и учебные тексты.

    Читайте также:  Упражнения для шейного загривка

    Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа (Соловова Е.Н.)

    1) До прослушивания

    Предварительная инструкция создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель должен снять возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу.

    Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:

    • догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям.
    • краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста).

    2) Во время прослушивания

    Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:

    • прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях
    • прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений
    • прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.
    • закончить следующие предложения.
    • прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
    • прослушать текст и найти русский/ английский эквивалент слов в параллельном столбце).

    3) После прослушивания

    Учитель может предложить выполнить

    – задания на творческую переработку воспринятой информации;
    – задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности (Рогова Г.В.).

    Примеры заданий на контроль понимания после прослушивания:

    • подтвердить или опровергнуть высказывания;
    • подобрать иллюстрации к тексту;
    • упорядочить пункты плана;
    • отметить на карте план маршрута;
    • выполнить тест множественного выбора (из 3-4 утверждений – одно правильное, остальные – дистракторы – отвлекающие);
    • выполнить тест восстановления (учащиеся слушают текст дважды. Второй раз текст предъявляется с пропусками с определенными заранее интервалами, например, каждого 7-го слова. Задача учеников – записать по порядку пропущенные слова.);
    • выполнить альтернативный тест (да – нет, “+”, “-”);
    • выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов;
    • определить количество смысловых частей;
    • изобразить услышанное в виде рисунка.

    Источник

    Система работы и упражнения на развитие навыков аудирования.
    методическая разработка по английскому языку по теме

    Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательнои всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но тпри разговоре на радном. Аудирование- основы обучения, так какв начальной школе используется преимущественно бесслосесный перевод, с опорой на наглядные пособия, когда дети используют догадку, что развивает мышление и вызывает интерес! Поэтому очень важно правильно составить систему работы и разработать упражнения на развитие навыков аудирования при обучении иностранному языку.

    Скачать:

    Вложение Размер
    audirovanie_.docx 21.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система работы и упражнения на развитие навыков аудирования.

    Восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием. Такие упражнения принято называть речевыми , которые делятся на специальные и неспециальные.

    Неспециальные упражнения направлены на обучение не только аудированию, но через него на говорению, чтению, письму, т.е. аудирование в данном случае выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. К этим упражнениям относятся следующие:

    1. Упражнения на обучение восприятию диалогической речи «со стороны» — прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему; прослушайте начало диалога, составьте его окончание; перескажите разговор действующих лиц; послушайте диалог и подберите к нему заголовок и т.д.;

    2. Упражнения на восприятие диалоговой речи при участии в диалоге – прослушайте ряд вопросов и дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе; замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями и т.д.;

    3. Упражнения на обучение восприятию монологической речи – прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы; воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины) и др.

    Специальные речевые упражнения нацелены только на развитие умения аудирования и не имеют попутных целей (например, закрепление лексики или грамматики). Е.Н.Соловова предлагает некоторые упражнения, которые помогут сформировать или отработать механизмы аудирования ( такие, как речевой слух, память, вероятностное прогнозирование и артикулирование).

    1) Упражнения на комплексное развитие всех механизмов аудирования – повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу, б) синхронно на том же языке. Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текс, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить — их предварительно надо запомнить, а это – развитие памяти. Если в процессе часть услышанного забылась, это возможно восполнить благодаря загадке, исходя из знаний лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, а это и есть вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно артикулирование. Недаром на начальном этапе обучения именно это упражнение используется наиболее широко на уроках, так и при выполнении домашнего задания. При синхронном проговаривании все механизмы отрабатываются особенно эффективно (можно со временем усложнять этот процесс, постепенно убыстряя темп).

    2) Упражнения на развитие речевого слуха .

    а) Аудирование со зрительной опорой, т.е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным примером подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста;

    б) Направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, излечение конкретной информации. Оно может сопровождаться действием, например, учащиеся могут хлопнуть в ладоши, встать, показать карточку или как-то иначе среагировать на определенную информацию. Можно также предложить учащимся после прослушивания текста вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало и конец предложения и т.д. В качестве контроля хорошо использовать картинки, аналогичных тем, которые предлагаются во многих зарубежных курсах (дается 4 картинки с изображением одной и той же ситуации, но с небольшими изменениями).

    3) Упражнения на тренировку памяти.

    а) согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. Такое аудирование называется подготовленным аудированием;

    б) прослушать текст (сообщение), затем сравнить его с печатным и найти расхождения;

    в) запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности;

    г) прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо признаку или принципу, стараясь не пропустить ни одного слова;

    д) прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой – либо одной теме;

    4) Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования:

    а) подобрать как можно больше определений к словам

    б) составить возможные словосочетания с существительными (глаголами, наречиями, прилагательными);

    в) в рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания и перевести их ( например, по теме «Кино» наиболее типичными можно считать: показывать фильм. Снимать фильм, играть роль и т.д.);

    г) логическое развитие замысла: закончить фразу, текст и т.д.

    д) определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

    Как видно из приведенных упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно дисками, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это закономерно, т.к. одним из принципов обучения иностранному языку является принцип интеграции и дифференциации, суть которого заключается в том, что, тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, учитель одновременно тренирует и остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка является не только целью, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков обучения.

    Как в отечественной, так и в зарубежной методике традиционно принято разбивать работу с аудиотекстом на три этапа:

    1. До прослушивания (Pre-Listening exercises)

    2. Во время прослушивания (While-Listening exercises)

    3. После прослушивания (After-Listening exercises)

    Целью дотекстового этапа (Before Listening) является формулировка первичной установки, от которой зависит степень мотивации слушателей, а следовательно, процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации, учитель на данном этапе может снять трудности, в зависимости от уровня сформированности у группы механизмов аудирования и тех потенциальных сложностей. Которые могут содержаться в аудиотексте.

    Вот примеры некоторых Pre-Listening exercises:

    1.Обсуждение вопросов (утверждений) до прослушивания. Вопросы или утверждения должны не столько запрашивать информацию, сколько нести ее. Знакомясь сними и обсуждая ответы, ученики слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте, ведь контекст уже определен, а вместе с ним определено и семантическое поле. Здесь вступает в силу как смысловое и лингвистическое прогнозирование, так и речевой слух, которому в свою очередь, помогает предварительное проговаривание значимой части информации. Многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой или лингвистической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимания на слова, которые иначе могут ускользнуть от неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достояны обсуждения. Если же предлагаемые вопросы и утверждения слишком прямолинейны, безлики или примитивны, то это настораживает учащихся, лишает задания смысла, а вместе с тем и интереса.

    2.Догадка по заголовку (новым словам, возможным иллюстрациям).

    3.Краткоеизложение основной темы учителем, введение в проблематику текста. Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащееся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы которые, как он знает, освещены в тексте. Здесь же можно ознакомить учащихся с лексикой, необходимой для понимания текста.

    В ходе первого прослушивания учащиеся выполняют какие-либо задания из перечисленных выше. Однако при формировании навыков аудирования прослушиваний может быть несколько. В этом случае очень важно не потерять мотивацию. В этом учителю может помочь новизна заданий. При повторном аудировании используются различные While-Listening exercises, например:

    1.Прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях.

    2.Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без изменений.

    3.Прослушать текст и сказать, какие определения к словам в нем встречались.

    4.Закончить предложения (есть начало, пропущено окончание; пропущена середина предложения; пропущено начало предложения, есть окончание).

    5.Прослушать текст и сказать, что говорилось о герое, месте действия и др.

    6.Прослушать текст и найти русский (английский) эквивалент слов в печатном источнике. Прослушав текст и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

    Список используемой литературы:

    1. Гез Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению» Ж. «Иностранные языки в школе». — 1981 -№5 –с.32
    2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Просвещение – 1982.
    3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. – М.: Просвещение – 1998.
    4. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.6 Просвещение – 1991.
    5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. –М.: Просвещение – 2002.
    6. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл М.С. «О речи учителей на уроке»: Ж. «Иностранные языки в школе».- 1984 — №2 – с.57.
    7. Halliday M. Listening Activities. –Oxford University Press -2000/
    8. Halliwell Susan. Teaching English in the Primary Classroom. –Longman Group UK Ltd -1992.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие навыков аудирования. Игры, направленные на развитие навыков аудирования.

    Методические рекомендации, помогающие учителю в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

    Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

    В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл.

    Система дидактических игр и упражнений по развитию навыков координации в системе «глаз-рука» для младших школьников с нарушениями зрения

    Развивать зрительные моторные функции, навыки прослеживания глазами за действием руки, зрительно-пространственную координацию при копировании контура с опорой на клетки.

    Методика обучения аудированию и виды упражнений по формированию навыков аудирования

    Аудирование — это один из главных навыков, но развивать его можно и нужно приятными, полезными и эффективными способами. Научиться не только слушать, но и слышать иностранную речь и сделать речь учени.

    Презентация на тему: Упражнения, направленные на развитие навыков аудирования.

    Презентация на тему: Listening skills. Данная презентация содержит ряд упражнений, направленных на развитие навыков аудирования учащихся.

    презентация «Система заданий и упражнений для развития навыков разговорной речи» «Class activities for developing speaking skills»

    В данной презентации приводятся примеры заданий и упражнений направленных на развитие навыков разговорной речи у обучающихся. Из опыта работы в классе.

    Упражнение для развития навыков аудирования spotlight 5 класс, модуль 3

    Упражнение для развития навыков аудирования spotlight 5 класс, модуль «Мой дом, моя крепость» стр.47,упр.6.

    Источник

    Читайте также:  Упражнение сгибание голени лежа
    Поделиться с друзьями
    Упражнения в нажей жизни