Сдвг дети нейропсихологические упражнения

Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) обладают определенными нейропсихологическими особенностями развития. У детей с таким синдромом наблюдаются нарушения при формировании высших психических функций, трудности в формировании школьных навыков и социальной адаптации.

Существует несколько теорий возникновения СДВГ у детей. К самым распространенным относят:

  • генетическую;
  • социально-психологическую (неправильное воспитание, условия проживания в семье, алкоголизм родственников);
  • биологическую (травмы при родах, органические повреждения мозга в период беременности).

Дети с СДВГ гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую коррекцию.

Методика нейропсихологической коррекции

В основе методики нейропсихологической коррекции лежит учение советского психолога Александра Романовича Лурии о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций. Во время осуществления психической деятельности взаимодействую три основные блока мозга человека. Недоразвитие или повреждение зон, областей любого из перечисленных блоков приводит к различным нарушениям.

Первый блок является энергетическим. Он отвечает за поддержание тонуса, который необходим для нормальной работы подкорко-корковых полушарий головного мозга.

Для гармонизации нейродинамического обеспечения деятельности используют ряд упражнений, направленных на активизацию подкорковых образований головного мозга. К ним относятся:

  • дыхательные упражнения и растяжки;
  • различные виды массажа и самомассажа (весьма эффективен пальцев рук и ушных раковин);
  • телесные упражнения и техники релаксации;
  • глазодвигательные упражнения.

Второй блок осуществляет прием, переработку и хранение сенсорной информации. Структуры головного мозга, отвечающие за деятельность данного блока, находятся в задних отделах полушарий мозга. Каждая область отвечает за определенный тип информации (височная — слуховую, затылочная — зрительную, теменная — общечувствительную).

Второй блок включается в себя три надстроенные друг над другом корковые зоны. Вначале, первичные зоны осуществляют прием нервных импульсов. Затем вторичные зоны обрабатывают полученную информацию. Третичные зоны осуществляют логические и грамматические операции, которые требуют участия абстрактного мышления и отвечают за человеческую память.

Для оптимизации данного блока используют упражнения, направленные на:

  • улучшение свойств памяти, внимания;
  • формирование пространственных представлений и отношений;
  • развитие ловкости и плавности произвольных движений.

Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности. Он находится в передних отделах больших полушарий. Эти отделы организуют сознательную и активную деятельность. У детей с СДВГ процессы не сбалансированы, поэтому рекомендовано применение:

  • ролевых игр;
  • коммуникативных упражнений с вербальным и невербальным акцентирование;
  • упражнений, направленные на повышение саморегуляции, вариативности и рациональности поведения.

Занятия для детей с СДВГ проводят один-два раза в неделю на протяжении семи-девяти месяцев. В дальнейшем полученные навыки закрепляются в домашних условиях. Необходимость длительности цикла обусловлена тем, что работа церебральных блоков осуществляется заново и происходит исправление сформировавшихся аномальных взаимодействий систем мозга.

Наша клиника имеет многолетний опыт лечения синдрома гиперактивности у детей. Мы, как никто другой, заботимся о том, чтобы процесс лечения был безопасным и максимально эффективным. Помимо нейропсихологической коррекции, нами используются и другие немедикаметозные методики, среди которых когнитивно-бихевиоральная терапия, сеансы биологической обратной связи. Следует не забывать, что своевременная консультация грамотного специалиста поможет предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Узнайте больше о БОС-терапии при синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Вам нужна консультация? Остались вопросы? Позвоните нам

Источник

Программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности

Наталья Кириллова
Программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности

В настоящее время распространенной формой нервно-психических расстройств детского возраста является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, проявляющийся избыточной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания, повышенной отвлекаемостью, импульсивностью поведения, несвойственными для нормальных возрастных показателей. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате — заниженной самооценки.

Оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ – 4-5 лет, когда уже можно объективизировать наличие расстройства внимания.

Наиболее важным для детей с СДВГ в плане выявления и коррекции нарушений является период 5 — 6 лет, когда развитие высших мозговых функций идет наиболее интенсивно. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нейропсихологическая коррекцияодин из методов эффективной помощи детям для преодоления:

— снижения работоспособности, быстрой утомляемости;

— рассеянного внимания;

— несформированности пространственных представлений;

Двигательная активность с возрастом уменьшается, неврологические изменения стираются. По мнению ряда специалистов, при условии ранней диагностики и адекватной помощи ребенку проявления СДВГ могут быть нивелированы к 7 годам. Таким образом, пик проявления СДВГ приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Поскольку именно в период дошкольного детства закладываются предпосылки всех этих отклонений, то в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.

Цели и задачи программы

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

— компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;

— развитие высших психических функций;

— развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);

— оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);

— развитие произвольной регуляции движений;

— стабилизация межполушарного взаимодействия (развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, в результате происходит синхронизация работы полушарий);

— обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации — тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой);

— формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции (от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами);

— умения адекватно выражать эмоциональные состояния;

— развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.

1. Растяжка «Половинка».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

И. п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела, левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела, напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

И. п. – лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).

Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Читайте также:  Графомоторные упражнения для дошкольников 6 7 лет

3. Глазодвигательное упражнение.

Цель: расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

И. п. – лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

4. Телесные упражнения.

И. п. — лежа на спине. «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.

Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног.

— Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

— Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

— Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног. вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

5. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

6. Функциональное упражнение «Послушать тишину».

Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.

И. п. — сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

7. Функциональное упражнение с правилами «Костер».

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора.

По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра»,

по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру»,

по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками,

по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши,

по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

8. Функциональное упражнение «Море волнуется. «.

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура — замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «Отомри!» упражнение продолжается.

9. Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно —

Занятие 21. Растяжка «Лучики».

И. п. — сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:

— шеи, спины, ягодиц;

— правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;

— левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

2. Дыхательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.

3. Глазодвигательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. (рекомендации те же, что и в 1 занятии)

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Читайте также:  Шушанин упражнение для шеи

5. Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный»(старинная игра).

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:

«Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак».

Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).

При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

6. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализация).

Цель: эмоциональное развитие.

И. п. — сидя на полу. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку.

Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая.

Отлейте в нее из своей чашки доброты.

Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще.

Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте!

А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты.

Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

7. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

И. п. — сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

8. Релаксация «Кулачки».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

И. п. — сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза

Руки на коленях,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики».

Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание.

Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места.

Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например, сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2. Дыхательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.

Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

3. Глазодвигательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

И. п. — сидя на полу.

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком).

Крышечка — шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке -дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идете — дырочка,

Дырочка в шишечке,

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу — крышечка и т. д. «.

6. Функциональное упражнение «Черепаха».

Цель: развитие двигательного контроля.

Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

Читайте также:  Упражнения для того чтобы лопнул фолликул

7. Когнитивное упражнение «Движение».

Цель: формирование двигательной памяти.

Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

8. Релаксация «Олени».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Инструктор: «Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени.

Руки не напряжены

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко».

1. Растяжка «Половинка».

И. п. — сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и правую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2. Дыхательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3. Глазодвигательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

И. п. — сидя на полу. Предложите ребенку представить, что его пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу-вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом-друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

5. Когнитивное упражнение «Ритм».

Цель: ритмирование правого полушария.

И. п. — сидя на полу. Инструктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т. е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) комбинированно (например, 2 — правой рукой, 2 — левой рукой, 3 — одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

6. Коммуникативное упражнение «Маска».

Цель: эмоциональное развитие.

Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску, демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т. д.

7. Функциональное упражнение «Руки-ноги».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

И. п. — стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе — руки врозь.

Ноги врозь — руки вместе.

Ноги вместе — руки вместе.

Ноги врозь — руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Загораем».

Цель: расслабление мышц ног.

Психолог: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим. Держим. Напрягаем.

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены».

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Программа саморазвития. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста Принципы моей работы: — Любить ребенка таким, какой он есть! — Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни