Система упражнений для развития мелкой моторики руки

Развитие мелкой моторики рук – залог успешного обучения

Не секрет, что степень функционального развития головного мозга влияет не только на успешное обучение ребенка в школе, но и на его адаптацию к социальной жизни. Каким же «волшебным образом» упражнения для развития мелкой моторики рук у детей влияют на развитие мозга?

Существуют специальные упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которые способствуют активизации работы обоих полушарий мозга, улучшению связей внутри полушарий. Что это означает?! Да, все очень просто. Игры на развитие пальцев рук положительно влияют на:

  • моторную ловкость,
  • формирование целенаправленных движений,
  • умение выполнять ряд последовательных двигательных действий.

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление, а левое за абстрактно-логическое. Так вот, ученые выяснили, что проекция руки в коре головного мозга занимает 1/3 всей площади двигательной зоны. Это говорит о том, что при выполнении двигательных упражнений образуются кинестетические импульсы, идущие от нервных окончаний пальцев рук в кору головного мозга.

Регулярным повторением мы «обучаем» кору головного мозга новым двигательным навыкам, что в свою очередь способствует расширению функциональных возможностей кистей и пальцев рук ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики

Перед тем как начать выполнять с ребенком упражнения для развития мелкой моторики рук, познакомимся с общими рекомендациями.
1. Упражнения выполняем ежедневно в первой половине дня. Начинаем с 5-ти минут и доводим по мере их освоения до 10-20 минут.
2. Исключаем все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, телевизор, игрушки и т.д.
3. Взрослый показывает упражнения ребёнку в медленном темпе. Затем помогает ему их освоить с использованием своей руки (совместно). После этого просит ребенка выполнить задание самостоятельно.
4. Все игры выполняются сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
5. После каждого упражнения необходимо научить ребёнка умению расслаблять руки (для этого нам помогут упражнения «Мороженное тает», «Вареные макаронки»).
6. При использовании мелких деталей соблюдаем правила безопасности!
Вооружаемся позитивным, бодрым настроением и начинаем!

Упражнения на расслабление.

«Мороженное тает»
Ребенок сидит за столом. Руки согнуты в локтях и опираются локтевым суставом о стол. Кисти рук направлены вверх и напряжены. Взрослый озвучивает, что ручки ребенка — это мороженное. Оно начинает таять.
Ребёнка просят расслабить кисти рук, чтобы они медленно опускались, как будто они сделаны из тающего мороженного.
! Повторить несколько раз пока кисти рук у ребёнка не расслабятся полностью.

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны и напряжены. Взрослый озвучивает, что его руки превращаются в вареные макаронки. Ребенок делает медленный, глубокий вход, сгибается вперед корпусом. С медленным выдохом руки опускаются и болтаются из стороны в сторону.
! Повторить несколько раз до полного расслабления рук и предплечья.

Упражнение №1 «Счетные палочки»
1. Раскладываем счетные палочки (можно использовать трубочки от коктейля, разрезав их пополам) на столе перед ребёнком.
2. Ребёнок берёт каждую палочку двумя одноимёнными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами) и перекладывает на другое место.

Читайте также:  Комплекс упражнений послеоперационный период

Упражнение №2 «Весёлый карандашик»
1. Ребёнок кладет граненный карандаш между ладонями.
2. Плотно прижимает ладони между собой.
3. Медленно прокатывает карандаш от запястья к кончикам пальцев и наоборот.
4. При усложнении задания: можно использовать два карандаша.

Упражнение №3 «Фокус»
1. Ребёнок берет ведущей рукой детский носовой платок за уголок.
2. Затем медленно начинает пальцами вбирать его в ладонь (другая рука не помогает).
3. После другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Упражнение №4 «Бусы»
1.Ребёнок берёт бусы за края на вытянутой нитке обеими руками.
2. Перебирает медленно руками по одной бусине двигаясь к центру.
3. После, от центра медленно перебирает руками по одной бусине к краям бус.
4. Для начала можно взять более крупные бусы, после более мелкие.

Упражнение №5 «Горошек»
1. Насыпать горох на блюдце.
2. Ребёнок берёт большим и указательным пальцами горох, удерживая его в руке.
3. Задача ребёнка: собрать и удержать в руке как можно больше горошка.
4. Работаем также с другой рукой, после двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Волшебные шарики»
1. Нарезаем фольгу на квадратики 5х5.
2. Ребёнок скатывает каждый квадратик в плотный комочек двумя пальцами (большой-указательный; большой-средний; большой-безымянный; большой-мизинец) сначала одной руки, затем — другой; после двумя руками.

Упражнение №7 «Рыбалка»
1. Налить воду в миску и положить в нее небольшие плавающие игрушки или предметы (маленькие крышки или скатанные шарики из фольги).
2. Ребенка просят ложкой вылавливать предметы по одной штуке ведущей рукой, затем другой.
3. После предложить вылавливать предметы по очереди, то правой, то левой рукой.

Вы можете дать волю своей фантазии и придумать свои игры для развития мелкой моторики рук, используя при этом различные бытовые предметы. Желаем вам творческих успехов и развития!

Голубкина Ольга, Савкина Марина, учителя-дефектологи Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Система упражнений для развития мелкой моторики руки

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Читайте также:  Комплекс упражнений на утреннюю зарядку для детей

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.
Читайте также:  Что такое пранаяма упражнения

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни
Adblock
detector