Спорт специализированный педагогический процесс построенный на системе физических упражнений

тренировка

I.

Составная часть подготовки спортсмена. Специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов.

— аутогенная тренировка. Комплексный метод саморегуляции психического состояния, который основан на принципах, предусматривающих расслабление всех мышц, снятие нервного напряжения, успокоение и нормализацию функций организма с помощью специальных формул самовнушения.

— высотная тренировка. Комплекс мероприятий, выполняемых для повышения выносливости человека к действию разреженной атмосферы и сниженного парциального давления кислорода в воздухе. Проводится с использованием различных режимов «подъемов» в барокамере, а также в условиях нормального барометрического давления при дыхании газовыми смесями со сниженным содержанием кислорода и при применении аппаратов возвратного дыхания. Однако наибольший эффект дает проведение высотной тренировки в горных условиях с соблюдением принципа ступенчатого набора высоты в сочетании с рациональными режимами физических нагрузок, питания и правил гигиены.

— гипоксическая тренировка. Тренировка в условиях гипоксии (в горных условиях, в барокамерах, в масках), затрудняющих процесс транспорта кислорода к тканям тела. Используется для повышения уровня функционирования кислородтранспортной системы, см. тж. высотная ТРЕНИРОВКА.

— идеомоторная тренировка. Многократное мысленное воспроизведение двигательного действия, движения и их свойств (с особой концентрацией внимания на его решающих или неудающихся фазах), а также ситуаций соревновательной борьбы.

— интегральная тренировка. Тренировка, направленная на координацию и реализацию в соревновательной деятельности всех сторон подготовленности спортсмена (физической, технической, тактической, психической).

— интенсивная тренировка. Тренировка, проводящаяся со значительной долей нагрузок высокой интенсивности.

— интервальная тренировка. Тренировка, в ходе которой используется интервальный метод (выполнение упражнений с заранее запланированными интервалами отдыха).

— круглогодичная тренировка. Непрерывный тренировочный процесс в течение года.

— круговая тренировка. Метод тренировки, направленной на повышение физической подготовленности спортсмена и состоящей из 6-10 различных упражнений, выполняемых в определенной последовательности (по кругу) несколько раз.

— общекондиционная тренировка. Тренировка, направленная надостижение или сохранение заданного уровня физической подготовленности, который характеризуется определенной степенью развития основных способностей спортсмена (силовых, скоростных, выносливости и т. д.). Термин употребляется г. о. в переводной литературе.

— психомышечная тренировка. Вариант психорегулирующей тренировки, позволяющий спортсмену в короткое время с помощью словесных формул и представлений достигнуть мышечного расслабления или мобилизации сил и энергии.

— психорегулирующая тренировка. Метод психической саморегуляции, в котором применяются словесные формулы для расслабления мышц, создания чувства спокойствия, состояния отдыха (в успокаивающих воздействиях) или для мобилизациисил и энергии (в мобилизующих воздействиях).

— ударная тренировка. Тренировка с концентрированными высокими нагрузками в определенном цикле.

— экстенсивная тренировка. Тренировка с нагрузками средней и низкой интенсивности.

II.

Учебное занятие (урок) с целью совершенствования двигательных навыков и умений. Структурное образование тренировочного процесса. В научной и методической литературе по физической культуре и спорту принято применять термин «тренировочное занятие» для дифференциации двух значений слова «тренировка» (тренировка как процесс подготовки спортсмена и тренировка как отдельное учебное занятие).

( Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)

Источник

8.3. Система тренировки

Достижение запланированных спортивных результатов в заранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.

Спортивная тренировка – это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный преимущественно на системе физических упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.

Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс, как правило, осуществляется:

– под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);

– по определенной программе;

– в виде обязательных занятий с определенным контингентом;

– по фиксированному расписанию с возможным дополнительным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.

Спортивная тренировка – целенаправленный процесс, который строится в строгом соответствии с закономерностями, позволяющими добиться максимально возможных для занимающихся результатов в избранной спортивной дисциплине. Эта направленность тренировки на максимальный результат отличает ее от других систем, использующих влияние физических упражнений на оптимизацию физической и социальной деятельности человека (базовая и оздоровительная физическая культура, профессионально ориентированная подготовка военных, работников правоохранительных органов и других профессий).

Читайте также:  Рабочая тетрадь страница 78 упражнение 178

В содержании спортивной тренировки должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования; итогом их реализации является достижение спортивного мастерства в избранной соревновательной дисциплине. Спортсмен, используя преимущественно физические упражнения, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых, в свою очередь, различают физическую, техническую, тактическую и психологическую (психическую) подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня выступают общая воспитанность человека и его развитый интеллект.

При построении тренировочного процесса чрезвычайно важным является оптимальное сочетание соревновательных и тренировочных нагрузок с процессом восстановления. Последний в его широком значении включает систему восстановительных упражнений и отдельных восстановительных тренировок, а также другие средства: физиотерапевтические и фармакологические, ментальную релаксацию, правильное питание, использование естественных климатических факторов и т. п.

Физическая подготовка содержит множество специально направленных составляющих формирования физических (двигательных) способностей: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Эти двигательные способности базируются на определенных физиологических механизмах, обеспечивающих двигательную деятельность.

Техническая подготовка включает систему физических упражнений, направленных на обучение и улучшение определенных двигательных навыков, обеспечивающих наиболее полную реализацию двигательного потенциала с целью достижения высоких спортивных результатов.

Тактическая подготовка касается мер формирования целесообразного построения действий спортсмена в соревновательной деятельности. Она предполагает формирование знаний и умения спортсмена грамотно построить ход борьбы в соответствии с особенностями вида спорта, решаемыми стратегическими и логическими задачами, своими индивидуальными способностями, возможностями партнеров и соперников, складывающимися внешними условиями.

Психологическая подготовка включает различные способы работы в двух главных направлениях: 1) формирование личности спортсмена с целью ее гармонизации, придания высокой мотивированности и нравственной устойчивости; 2) обеспечение спортсменов эффективными средствами и методами для саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния для максимальной реализации их способностей.

Интеллектуальная подготовка охватывает все, что относится к пониманию самого спорта в целом и профессионально важных деталей, связанных с соревновательной деятельностью и построением системы тренирующих воздействий для достижения максимальных результатов в спорте.

Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л. П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования максимального уровня подготовленности спортсмена объективно необходимо не только комплексно, но и однонаправленно воздействовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также избирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципиально отличных средств.

Специальную подготовку спортсмена составляют специфические средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специализируют его развитие в этом направлении. Средствами специальной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения, структурно тождественные соревновательному упражнению.

Термин «общая подготовка» характеризует то, что не сводится к спортивной специализации, и, тем не менее, создает и оптимизирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функциональных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимости от специфики избранного вида спорта.

Общий и специальный компоненты есть во всех разделах подготовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же комплексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П. К. Анохина (1975), степень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие осуществляются по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.

Соотношение различных элементов, их взаимообусловленность меняются на разных этапах и зависят от специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и т. д.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процесса подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансированности взаимодействия различных сторон тренировочного процесса как в пределах отдельных этапов, так и в динамике многолетней подготовки.

Читайте также:  Упражнения на малый таз женщины

Источник

Основы спортивной тренировки. «Спортивная тренировка как педагогическое явление – это специализированный процесс физического воспитания

«Спортивная тренировка как педагогическое явление – это специализированный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов».

Тренировка характеризуется общим количеством выполняемой работы (объем тренировки), долей упражнений, выполняемых с повышенным напряжением (интенсивность тренировки), сочетанием нагрузки специального и общего характера, применяемыми средствами и методами, специальными мерами, направленными на организацию отдыха – восстановления.

Тренировочная нагрузка – это общее, суммарное воздействие на организм спортсмена и выполненных упражнений, и отдыха между ними, и различных средств (массаж, фармакологические препараты и т.д.), ускоряющих процесс восстановления.

Выполненная тренировочная работа (упражнение, серия упражнений) вызывает ответную реакцию организма, т. е. создает определенный тренировочный эффект (так называемый «срочный тренировочный эффект»). Периодически повторяющиеся тренировочные нагрузки обуславливают соответствующую приспособительную (адаптационную) перестройку систем организма («кумулятивный, т.е. суммарно нарастающий, тренировочный эффект»).

Объем нагрузки – это суммарное количество тренировочной работы, выражаемое чаще всего временем выполнения упражнений. Кроме того это может быть: количество тренировочных дней, километров, тонн, повторений и т.п.

Объем проделанной работы предопределяет технику спортсмена, хорошее и устойчивое состояние его здоровья. После начальной стадии увеличения тренировочных нагрузок, объем тренировки должен рассматриваться как база для повышения интенсивности тренировки. Поэтому объем тренировочной нагрузки и её интенсивность всегда тесно связаны.

Интенсивность нагрузки может иметь два толкования. Под интенсивностью понимают либо степень напряженности организма при выполнении отдельного тренировочного упражнения (например, бег с интенсивностью 75% от max), либо долю упражнений, выполняемых с повышенной интенсивностью, в общем объеме тренировки (30 подъемов, из них 10 – с повышенной интенсивностью; процент интенсивности = 33).

Известно, что с повышением нагрузки частота пульса возрастает, а с понижением уменьшается. Более точный метод определения интенсивности – пульсометрия.

С повышением тренированности спортсменов интенсивность тренировки может возрастать от 10-15 % у начинающих до 80-95 % у мастеров высокого класса. (Интенсивность в зависимости от максимального пульса спортсмена, в основном считают удары за 10 секунд).

В тяжелой атлетике показателем интенсивности является процентное отношение поднимаемого веса к максимальному для данного спортсмена.

Восстановительные мероприятия также являются важной составной частью тренировочного процесса, как и непосредственное выполнение упражнений. Расходование энергетических ресурсов организма во время выполнения спортивного упражнения и тренировки приводит к активизации восстановительных процессов, которые начинаются ещё при выполнении упражнения, но по-настоящему разворачиваются во время отдыха. При достаточном (по продолжительности и характеру) отдыхе эти процессы характеризуются фазой «сверхвосстановления», сопровождающегося суперкомпенсацией энергетических ресурсов организма.

Основные задачи спортивной тренировки:

1 — воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;

2 – повышение функциональных возможностей организма;

3 – систематичное и последовательное совершенствование спортивной техники;

4 – воспитание психических и морально-волевых качеств для возможной максимальной концентрации усилий в необходимые моменты соревнований и тренировок;

5 – приобретение теоретических знаний для сознательного рационального построения тренировок и выбора правильной тактики во время соревнований.

Виды подготовки спортсмена:

Различают следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую.

Физическая подготовка направлена на всестороннее развитие организма спортсмена, укрепление его здоровья, совершенствование физических качеств и способностей и тем самым – на создание прочной функциональной базы для всех остальных видов подготовки. По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическую подготовку принято делить на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Задачами ОФП являются:

1. Всестороннее развитие организма спортсмена, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.

2. Улучшение морально-волевой подготовки.

3. Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.

Читайте также:  Упражнения на гимнастическом коне для школьников

Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. Чаще всего это: кроссовый бег, бег на лыжах, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры.

Задачами СФП являются:

1. Совершенствование физических качеств, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта.

2. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико-тактического совершенствования в своем виде спорта.

3. Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения.

Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения «своего» вида спорта, а также некоторые дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения и, следовательно, направленные на специализированное развитие основных «рабочих» групп мышц и ведущих функций.

В процессе многолетней подготовки спортсмена соотношение ОФП:СФП постоянно меняется в пользу последней.

Техническая подготовка

В технической подготовке следует отметить несколько закономерностей.

Овладение техникой и совершенствование в ней происходит не равномерно, а скачкообразно, по этапам, определяемым некоторыми физиологическими особенностями спортсмена. В начале обучения спортсмен сталкивается с целым рядом незнакомых и непривычных для себя движений. Каждое из них , а главное, их сочетание вызывает повышенное возбуждение различных центров головного мозга. На этой стадии, так называемой стадии генерализации, новичок не может четко управлять своими движениями, его техника недостаточно слаженна, большинство движений напряженны и несогласованны.

В дальнейшем, на пути овладения изучаемым движением, возбуждение становится более концентрированным, движения более точными, хотя все ещё недостаточно уверенными и излишне напряженными. Это стадия формирования динамического стереотипа, стадия умения выполнять новое движение лишь при специальной фиксации внимания.

Следующая стадия — стадия автоматизации. Техника спортсмена становится устойчивой, движения свободными. Спортсмен способен выполнять движение «не думая» о нём или сосредоточивая внимание на отдельном элементе, в то время как все остальные элементы целостного движения выполняются автоматически. Умение превратилось в навык, т. е. выполняется без специальной фиксации внимания.

Методика технической подготовки во всех видах спорта осуществляется поэтапно с использованием следующих методов:

— метод обеспечения наглядности;

— метод целостного упражнения;

— метод расчлененного упражнения;

— идеомоторный метод (мысленное выполнение движения);

— метод последовательного переключения внимания;

— метод анализа выполненных движений;

— метод использования технических средств (видео, фото и т.д.);

— метод срочной информации (или обратной связи).

Не останавливаясь на вопросах тактической и морально-волевой подготовки перейдём к вопросу воспитания физических (двигательных) качеств.

Принято считать основными физическими качествами человека силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.

«Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий».

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Принято различать несколько разновидностей силовых качеств. Сила, проявляемая в движении, т.е. в так называемом динамическом режиме, — «динамическая сила». Когда говорят об усилии спортсмена, не сопровождаемом движением, т.е. о статическом (или изометрическом) режиме работы мышц, имеют в виду «статическую силу».

По характеру усилий в динамической силе выделяют три разновидности:

— взрывную силу – проявление силы с максимальным ускорением, что характерно для скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний, спринтерского бега, отдельных элементов борьбы, бокса, спортивных игр;

быструю силу – проявление силы с немаксимальным ускорением, например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в беге, плавании, велосипедном спорте и др.;

— медленную силу, проявляемую при сравнительно медленных движениях, практически без ускорения. Типичными примерами являются жим штанги, приседания с отягощением, подтягивания на перекладине.

Оценивая величину усилия в том или ином упражнении применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила.

Абсолютная сила – предельное, максимальное усилие, которое человек может развить в динамическом или статическом режиме.

Относительная сила –величина силы, приходящаяся на 1 кг массы спортсмена.

Можно говорить и о силовой выносливости – способности сравнительно длительно и многократно проявлять оптимальные (не предельные для данного спортсмена) усилия.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни