Цель общеразвивающих упражнений физкультура

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рудин М.В. к.п.н. преподаватель кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. акад. И.Г. Петровского

Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

Калоша А.И. заместитель декана по учебной работе факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. акад. И.Г. Петровского

В методическом пособии рассматриваются важные вопросы раздела гимнастики «Общеразвивающие упражнения» в частности: характеристика общеразвивающих упражнений, направленность ОРУ, методы обучения и способы проведения общеразвивающих упражнений, правила записи общеразвивающих упражнений, общеразвивающие упражнения на уроке физической культуры, общеразвивающие упражнения, как средство развития двигательных и психических способностей.

Приведены примеры общеразвивающих упражнений различной сложности и на­правленности.

Методическое пособие можно рекомендовать студентам и преподавателям средних профессиональных учебных заведений специальности 050141 Физическая культура.

Скачать:

Вложение Размер
departament_obrazovaniya_i_nauki_bryanskoy_oblast1.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова М.В. Рудин

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рудин М.В. к.п.н. преподаватель кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. акад. И.Г. Петровского

Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

Калоша А.И. заместитель декана по учебной работе факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. акад. И.Г. Петровского

В методическом пособии рассматриваются важные вопросы раздела гимнастики «Общеразвивающие упражнения» в частности: характеристика общеразвивающих упражнений, направленность ОРУ, методы обучения и способы проведения общеразвивающих упражнений, правила записи общеразвивающих упражнений, общеразвивающие упражнения на уроке физической культуры, общеразвивающие упражнения, как средство развития двигательных и психических способностей.

Приведены примеры общеразвивающих упражнений различной сложности и направленности.

Методическое пособие можно рекомендовать студентам и преподавателям средних профессиональных учебных заведений специальности 050141 Физическая культура.

Благодаря своей доступности ОРУ составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физической культуре в школах, колледжах, вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении производственной гимнастики. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.

Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступным занимающимся любого возраста и подготовленности.

Ценность ОРУ объясняется и тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение приобретают ОРУ в формировании правильной осанки.

В государственных программах по гимнастике значительное место отводится привитию студентам профессионально-педагогических умений и навыков проведения ОРУ на уроке гимнастики. Одним из сложных моментов при подготовке урока в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего, комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части урока, для которой они предназначаются.

Так, например, комплекс ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь должен решать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладения школой движения.

Характеристика общеразвивающих упражнений

Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением.

ОРУ — это школа двигательной подготовки, без которой достижения в различных видах спортивной и трудовой деятельности значительно затрудняются.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — это движения, как отдельными звеньями тела, так и их сочетания. Сложность и доступность этих упражнений, в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, может быть самой разнообразной. От элементарных движений до упражнений, которые требуют хорошей подготовленности учеников. Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, групп реабилитации после различных заболеваний, включая и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Цель — воспитание физических качеств, формирование правильной осанки и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками и др.), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью друг друга.

Общеразвивающие упражнения по своей структуре просты и доступны детям всех возрастных групп и людям разного возраста.

С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. Универсальные возможности ОРУ позволяют широко применять их в детских садах, школах и других, учебных заведениях, а также в быту и на производстве (гигиеническая, производственная гимнастика).

С помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные группы мышц. Регулируя физическую нагрузку, которая зависит от характера упражнений, их количества в одном занятии и интенсивности мышечных напряжений, с которой они выполняются. Разностороннее воздействие ОРУ на организм занимающихся позволяет развивать двигательные и психические способности, формировать правильную осанку, воздействовать на различные органы и системы их функциональное состояние.

Особенно важное значение ОРУ имеют в период становления и развития центральной нервной системы (ЦНС) ребёнка. Это объясняется тем, что любой двигательный акт контролируется ЦНС, а вследствие этого контроля формируются новые связи в коре головного мозга. В свою очередь свойства мозга настолько универсальны, что количество этих связей практически неограниченно. Правильное применение разнообразных ОРУ, с учетом сенситивных (благоприятных для развития) периодов в развитии детей, ведет к эффективному развитию их потенциальных способностей. Которые в значительной мере определяют способности человека в различных видах деятельности.

Особую роль можно отвести ОРУ в экологически грязных зонах. Составляя комплексы, ОРУ, и проводя их под музыку, можно развивать общую выносливость. Применение музыкального сопровождения, к тому же развивает музыкальный слух, чувство любви к прекрасному, даёт возможность занимающимся выразить в движении свои индивидуальные особенности, не только на занятиях, в других сферах деятельности.

Для эффективного применения такого универсального средства, как ОРУ, преподаватель должен осознавать огромную социальную значимость своего труда и иметь соответствующую подготовленность:

— Знание анатомо-физиологических особенностей человека.

— Знание сенситивных периодов развития двигательных и психических способностей.

— Знание и владение большим количеством конкретных упражнений.

— Умение определять направленность конкретных упражнений, их характер.

— Умение проводить ОРУ различными способами.

— Умение разрабатывать упражнения и составлять комплексы из них в зависимости от задач.

— Владеть всеми методами организации занятий.

Направленность общеразвивающих упражнений

Одинаковые по форме упражнения могут иметь различное воздействие на организм занимающихся. Эти различия зависят от характера исполнения физических упражнений (быстро, медленно, с отягощением или без него и т.д.). Характер исполнения зависит от направленности упражнений (для развития каких способностей или решения задач выполняются упражнения). При проведении учебных и тренировочных занятий наиболее распространенными являются следующие виды направленности:

1. Для формирования осанки – упражнения, способствующие включению мышц, напряжение которых позволяет сохранить правильное положение тела как на месте, так и при передвижениях.

2. Общего воздействия – упражнения, выполнение которых оказывает нагрузку на основные мышечные группы (75% мышечных групп) и побуждает основные функциональные системы организма к активной работе.

3. Локального воздействия – упражнения, направленные на конкретную мышечную группу (группу мышц).

4. На координацию движений – упражнения доступной сложности, выполнение которых позволяет улучшать психофизиологические механизмы ЦНС и двигательной функции.

Координация движений – способность выполнять согласованные и соразмерные во времени, в пространстве и по мышечному усилию движения и действия различными частями тела.

5. На гибкость – упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой (динамические, статические, на расслабление) с взаимной помощью партнеров. Упражнения необходимо выполнять согласно методике развития гибкости.

6. На выносливость – упражнения, развивающие способность противостоять утомлению при продолжительной мышечной работе. В зависимости от задач упражнения могут быть как общего, так и локального воздействия.

7. На силу – упражнения, развивающие способность к преодолению внешнего сопротивления (упражнения нужно применять согласно методике развития силы).

Обращаем внимание, что упражнения для развития двигательных способностей могут быть как общего, так и локального воздействия.

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:

— содержания упражнений (движения отдельными частями тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп, силовые упражнения и упражнения на выносливость воздействуют сильнее, чем упражнения на гибкость);

— интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);

— исходного положения (одно и то же упражнение, выполняемое из различных исходных положений, оказывает различную нагрузку).

Например: сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, с опорой руками о пол, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях. При индивидуальных занятиях регулировать нагрузку необходимо в зависимости от степени утомления.

При групповых занятиях преподаватель может дать указания занимающимся самостоятельно прекращать выполнение упражнения, если продолжать его со всеми вместе становится трудно. В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. При выполнении упражнений на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений. От занятия к занятию нагрузку следует постепенно повышать, регулируя ее за счет тех же факторов и количества дней занятий в неделю.

Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение. Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т.п.).

Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус.

Методы обучения и способы проведения общеразвивающих упражнений

В зависимости от сложности ОРУ для их разучивания применяются следующие методы обучения:

1- в целом по показу, 2- в целом по рассказу, 3- в целом по показу и рассказу, 4- по разделениям.

Для проведения ОРУ применяются способы: раздельный, поточный, проходной и поточный в движении.

В зависимости от сложности упражнений и поставленных задач применяется наиболее эффективный способ проведения ОРУ.

Например, для развития устойчивости, распределения и переключения внимания необходимо подобрать упражнения средней трудности, но выполнять их поточным способом в движении. Это побуждает учеников включать те механизмы ЦНС, которые способствуют развитию выше указанных способностей, для развития же координации движений необходимо выполнять сложные, но доступные для учеников движения, которые способствовали бы образованию новых функциональных связей и развитию двигательной функции.

Правильно применяя ОРУ, можно положительно воздействовать на развитие различных, как потенциальных, так и актуальных способностей человека.

Правила записи общеразвивающих упражнений

При записи отдельного движения указывается:

1. Исходное положение, из которого начинается движение.

2. Название движения (наклон, поворот, присед и др.).

3. Направление (вправо, назад и др.).

4. Конечное положение (если это необходимо).

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения:

и. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам.

1- сгибая правую, наклон влево, руки вверх

Несколько движений, выполняемых не одновременно, записываются в той последовательности, в которой они протекают.

и. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны.

1- с поворотом налево правая сзади на носок, дугой книзу правая рука вперёд

2- стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад.

Если движения сочетаются с другими движениями (не на всем протяжении), но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

и. п.- стойка ноги врозь, руки на пояс.

1. Наклон, вперёд прогнувшись, руки в стороны и поворот налево.

В этом случае поворот выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его. Если же движения совмещаются (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с». При выполнении упражнений с предметами должно проводиться объяснение упражнений и подача команд в определенной последовательности:

Положение предмета по отношению к телу занимающихся (к плечу, на грудь, влево и т.д.).

Направление предмета (если это необходимо).

Положение рук (если необходимо).

Палку к правому плечу вверх. При переменах положения предмета не кратчайшим путём, а каким либо другим, надо указать на этот способ.

Отпуская правую руку дугами наружу палка (мяч) вверх.

При соединениях движений предмета с движением рук, ног и туловища надо вначале указать положение предмета, а потом движение ног и туловища.

Палку за голову, прыжком стойка ноги врозь и наклон туловища вперёд.

Источник

Читайте также:  Упражнение протяжка от пола
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни