Упражнения для активизации мыслительной деятельности

Комплекс упражнений для улучшения мыслительной деятельности
материал по теме

Данный комплекс улучшает мыслительную деятельность ребенка, облегчает процесс освоения чтения и письма

Скачать:

Вложение Размер
mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_moe_-_kopiya2.docx 24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, способствующих формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания

При регулярном выполнении упражнений синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность, память и внимание, облегчается процесс освоения письма и чтения. Комплекс полезно делать перед выполнением домашних заданий в течение 8-10 минут.

Массаж пальцами руки точек под правой (левой) ключицей.

  • Принимаем позу «восьмерки»

Сними обувь, сядь на стул. Поставь правую ногу на пол, а левую положи на неё так, чтобы щиколотка лежала на колене. Руку скрести. Положи правую ладонь на щиколотку левой ноги, а левую — на ступню. Посиди так одну минуту с закрытыми глазами.

Посиди еще минуту с закрытыми глазами ровно, соединив кончики пальцев перед собой. Рот приоткрыт, язык прижат к нёбу. Дыши ровно и глубоко.

Ребенок вытягивает руки вперед, а взрослый надавливает на руки сверху и смотрит, какое сопротивление. Сильная реакция свидетельствует о хорошем двустороннем межполушарном взаимодействии.

Комплекс кинезиологических упражнений

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняем упражнение в прямом и обратном порядке ( от мизинца и к мизинцу), сначала правой, затем – левой, затем – обеими руками одновременно.

  • Кулак – ребро — ладонь

Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.

Позы создаются последовательно или «вразброс» по команде.

Левую руку ребенок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6-8 раз и добиваться высокой скорости выполнения.

Дайте ребенку в обе руки по карандашу или фломастеру и попросите рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши. Затем положение рук следует поменять «с точностью наоборот».

Ребенок скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет ведущий. Пальцы должны двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Создаются несколько поз со своими названиями, которые дети могут придумать сами (цветок, корабль, яблоко, змейка, волна, ведро, забор, ушки, собачка, зайчики, хлопок, кулак, апельсин, ребро и т.д.). выбирается 3-4 позы для изображения с одновременным проговариванием, например «волна – ушки — хлопок» или «ребро – ведро — рожки» и т.д. Важно, чтобы четкое проговаривание соответствовало выполняемому действию. Локти должны быть свободны, лучше выполнять упражнение стоя.

Кисти рук изображают круглый апельсин, попарно соединены мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальцы. Одновременно с проговариванием выполняются традиционные движения. Важно, чтобы каждая пара пальцев двигалась изолированно.

Мы делили апельсин, много нас, а он один (покачивания)

Эта долька для ежат, эта долька для чижат,

Эта долька для котят, эта долька для утят.

Эта долька для бобра (каждая пара пальцев поочередно размыкается и постукивает),

А для волка – кожура (кисти, совершая оборот, выворачиваются ладонями вверх).

Волк сердит на нас, беда! (постукивание кулаками)

Разбегайтесь, кто – куда! (перебирание пальцами, как по клавишам пианино).

Упражнение выполняется сначала на одной руке, затем на другой.

Важно растирание, пощипывание, надавливание каждой фаланги и суставов пальцев. В противном случае смысл упражнения теряется.

Где ладошки? Тут, тут (поочередное раскрытие ладоней),

На ладошке пруд, пруд (указательный палец описывает круг на раскрытой ладони другой руки),

Этот палец большой, это гусь молодой (массаж большого пальца, отведение его в сторону),

Этот палец поймал, этот палец ощипал (массаж всех оставшихся пальцев по очереди и их загибание)

Этот палец печь топил, этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот (махание кистями и указание на рот)

А потом в живот (указание в область живота).

  • Массаж руки граненым карандашом

Карандаш с усилием прокатывается пальцами одной руки от запястья до подушечек пальцев другой руки. Движение сопровождается проговариванием, например, правил правописания.

Одна рука кладется на голову и гладит ее. Другая рука кладется на колено и похлопывает его. Движения выполняются одновременно. По сигналу положение рук меняется.

Проговаривание стихов с имитированием ходьбы пальчиков. Выполняется левой, правой рукой. Возможно использование числовой линейки для подсчета «шагов».

  • Рассказывание стихов (проговаривание предложений) в движении Заранее оговариваются условные движения, обозначающие заглавную букву в слове, обычное слово, точку, запятую (например, поднимание рук, приседание, хлопок, руки на пояс и т.д.). Текст произносится с одновременным выполнением движений.

Инструкция: «Проговаривай вслух букву из верхнего ряда, а букву из нижнего – показывай движением руки: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Упражнения выполняются последовательно: от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой».

Инструкция: «Выполняй перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед — назад). Затем делай то же левой рукой и правой ногой (повтори 24 или 32 шага под счет или музыку)».

  • Бревнышко

Инструкция: «Ляг на пол и перекатывайся, как бревнышко».

В течение 3-5 минут выполняем пробу: вычеркни (обведи, подчеркни) заданные буквы в тексте. Перед ребенком обязательно положите лист бумаги, на котором крупными буквами будет написано то, что ему надо найти и вычеркнуть.

Приемы для запоминания букв:

  • Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная;
  • Лепка ребенком буквы из пластилина;
  • Вырезание ребенком буквы по контору, который нарисовал взрослый;
  • «Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее);
  • Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок;
  • Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона;
  • Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую;
  • «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов;
  • Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре;
  • Письмо буквы по контору, который нарисовал взрослый;
  • Письмо буквы по опорным точкам, которые поставил ввзрослый;
  • Обводка пальцем буквы, вырезанной из наждачной бумаги;

Источник

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках.
методическая разработка

В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где мыслительная деятельность учащихся является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием становятся осознанными и приобретают произвольный характер. Наблюдения педагогов и исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Скачать:

Вложение Размер
aktivizatsiya_myslitelnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov_na_urokah.docx 152.17 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности

младших школьников на уроках.

В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где мыслительная деятельность учащихся является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием становятся осознанными и приобретают произвольный характер. Наблюдения педагогов и исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

В процессе своей педагогической деятельности я встретилась с учащимися, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Класс, в котором я работаю, был создан по результатам медико-педагогической комиссии. Это дети с ослабленным здоровьем, слабой познавательной способностью и низкой учебной мотивацией. Внимание на уроках у таких учащихся неустойчивое. Это обуславливается трудностями в выполнении заданий. Дети требуют постоянного контроля, т.к. у них незрелая нервная система и ребёнок продуктивно может работать в течение 10-15 минут, затем примерно 3-7 минут отдыхает, накапливает силы для следующего рабочего цикла. Учитывая это, я определила цель своей работы – повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Для этого необходимо развитие мыслительной деятельности младших школьников в процессе усвоения содержания школьной программы. Этому способствует чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным.

Основные логические умения младших школьников.

  • анализ и синтез
  • сравнение и обобщение
  • классификация
  • выявление закономерностей
  • определение понятий
  • доказательство и опровержение

Каким образом можно достичь высокого уровня логического мышления? Для достижения наиболее значимого результата необходимо активизировать мыслительный процесс, формировать нестандартное мышление. А потому у меня должна быть информация об уровне умственного развития школьника, его индивидуальных особенностях познавательной деятельности, качествах ума. Владение такой информацией поможет осуществлять индивидуальный подход, подбирать задания, наиболее эффективно влияющие на умственную деятельность. Считаю, что главная причина недостаточно гибкого и нестандартного мышления человека заключается в отсутствии целенаправленной деятельности учителя и родителей по развитию мыслительных операций. На основании изучения литературы и предварительного знакомства с состоянием проблемы в классном коллективе, была определена рабочая гипотеза: наиболее эффективная активизация мыслительной деятельности возможна при систематической урочной и внеурочной работе по данному направлению. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности. Учащиеся должны уметь не только транслировать новые знания, но и целенаправленно уметь применять их. Выполнить все вышеперечисленные действия возможно только при условии овладения учениками мыслительными операциями

Развитие внимания, памяти и логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Исследования показали, что успешность формирования мыслительных операций будет зависеть от психологических условий , так как любой процесс обучения опирается на память ученика и её развитие. Тренировка памяти, внимания – одно из обязательных условий активизации мысли и умственного развития учащихся.

Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Наблюдая за учащимися на уроках, я обратила внимание на недостатки в развитии произвольной памяти, связанные со снижением познавательной активности и незаинтересованности в результатах. Поэтому большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В задания на развитие произвольной памяти включаю такие игры, как «Запомни математические термины», « Цепочка слов», «Лишнее слово», «Запомни двузначные числа», «Рисуем по памяти узоры», «Запомни и воспроизведи рисунки», «Зрительные диктанты», «Слуховые диктанты».

Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и точно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Произвольное внимание полностью развивается к 12—16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности

На своих уроках я использую различные приёмы, которые являются эффективным средством развития внимания. На уроках русского языка: словарный диктант с комментированием, предупредительный диктант, выборочный диктант, приём обнаружения ошибок в тексте, игры на развитие внимание.

Словарный диктант с комментированием – это хорошо известный методический приём становится одним из способов формирования внимания. Например, я читаю слово «пересадили», а затем вызываю нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого предлагаю детям взять ручки и записать прокомментированное слово.

Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность. Оно развивает мышление, внимание, речь учащегося. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как «ведущий» ученик не просто фиксирует внимание на орфограммах, а объясняет с помощью правил.

Следующим приёмом, формирующим внимание на уроках русского языка, является – выборочный диктант. Этот вид работы позволяет ускорить темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме. Могут быть представлены задания разного характера: выписать однокоренные слова из прослушанного стихотворения, из загадки выписать слова с безударной гласной.

Одним из распространенных методических приёмов является предупредительный диктант. При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, предлагаю во время диктанта письменно объяснить соответствующие орфограммы.

На уроках математики в работе по развитию внимания мне помогают математические диктанты, устный счет, различные упражнения на внимательность. Приведу несколько примеров упражнений.

1. Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.
ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН
2. Найди и подчеркни слова, обозначающие родственников.
ДЖИОТЕЦНАПРБРАТОЕНАМАМАРПОЕГСЕСТРАГКОСТДОЧЬРАУРАБРАТГЕР
3. Найди слова, обозначающие посуду, и подчеркни их.
ВОРНАСАХАРНИЦАРЫНФЬТБЛЮДЦЕЛИДШОЧАЙНИКРАГВОКАСТРЮЛЯОПТОЛСКОВОРОДАРМГЕТЬЯТАРЕЛКАЮЯЛЕШГСТАКАНЛПОРЕНВЧАШКАИМРП
4. Найди общую букву в словах каждой строчки и запиши её.
МАК СОМ УМ ______
ДОМ РОСТ ОКНА ______
ВАЗА ЗОНТ ЗУБ _______
ЛЕС САД ОСЫ _________
АИСТ КОТ ТРУБЫ______
ЛИСА МИР КИТ ________
5. Составь слово из букв
ХМО ______ ААЛТРЕК ___________
ПСУ_______ КОЖАЛ_____________
СНО_______ ШКААЧ_____________
ОКТ________ ИЛВАК______________
ИСР_________ ЛДЮЕЦЬ___________
БКО_________ ЖНО _____________
ЫНС________
6. Найди и выпиши общий слог
ЧИЖИ – СТРИЖИ ________
КАМЫШИ – ШАЛАШИ _______
ЧАШКИ – ЧАЙКА _______
ЭТАЖИ – ЛЫЖИ ________
ЩАВЕЛЬ – ЧАЩА ______
ЩУКА – ЧИЩУ ________ __

7. Прочитай слова справа налево и запиши их в обычном порядке.
ЦЕТО___________ ЯДЯД_______________
ЬТАМ ____________ ЯЬТАРБ _____________
ЯЬМЕС ______________ АКШУБАБ ______________
АРТСЕС ______________ АКШУДЕД ______________
ЯЬВОНЫС ______________ КИННЯМАЛП ______________________
8. Прочитайте, подчеркните слова –предметы одной чертой, слова – действия двумя чертами.
Приходит весна. Лес просыпается после зимнего сна. Оживает каждое дерево. Разбухают и надуваются почки. Скоро появится первая зелень.

9. Раздели слова, которые «склеились»:

10. Зачеркни повторяющиеся слова:

11. Расставь числа в порядке возрастания :

5, 8, 6, 4, 12, 7, 2,0 ,8 ,10 ,4 ,3 ,2 ,0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 30, 27, 32, 18, 8, 7, 4, 42.

12. Игра «Что убрали со стола и что добавили?»

13. Игра: «Найди ошибки в примерах».

14.Упражнение «Имена»
Вариант 1:
ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен их запомнить.
Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.
ЗАДАНИЕ 2. Назови имена, которые ты запомнил.
ЗАДАНИЕ 3. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?
ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.
Вариант 2:
Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.
ЗАДАНИЕ. Назови имена, которые я тебе только что прочитал. Расскажи, каким образом запоминал .

15. На точность зрительной памяти

Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.
Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд.
ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.
ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, как ты запоминал.

16. Упражнение « Часы и время»

ЗАДАНИЕ 1. Который час показывают первые часы? Который час показывают вторые часы? и т. д.
ЗАДАНИЕ 2. Постарайся по памяти нарисовать свои ответы.

17. Упражнение « Цифры»

Вариант 1 :
Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке.
2 3 5 7 3 5 7
ЗАДАНИЕ. Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать. Например,
2 3 5 7 3 5 7

Вариант 2 :
4 8 3 6 5 10 12
ЗАДАНИЕ 1. Запомни.
задание 2. Придумай способ запоминания этих цифр.
Например, 4 в два раза меньше 8, 3 в два раза меньше 6, 5 в два раза меньше 10, 1 в два раза меньше 2.
Вариант 3 :
3 5 9 7 13 5
задание 1. Запомни!
ЗАДАНИЕ 2. Придумай способ запоминания!
Например, все числа нечетные, правда, необходимо запомнить их порядок.

18. Упражнение « Человечки»

ЗАДАНИЕ. Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. (Ребенок рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он запомнил.)

Вопросы для обсуждения:
— Что нарисовано на этой картинке?
— Сколько человечков?
— С помощью каких геометрических фигур нарисованы человечки?
— Какие части тела нарисовал художник?
— Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?
— Можно ли одним словом обозначить то, что делает каждый человечек:
1) схватился за голову;
2) наклонился;
3) идет или стоит;
4) радуется;
5) просит о чем-то;
6) молится на коленях.
ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй по памяти все, что ты запомнил.

Приём обнаружения ошибок в тексте позволяет развивать индивидуальное внимание учащихся и автоматизировать действия контроля. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. При анализе результатов этой работы, важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное. Это задание дети выполняют поэтапно, т.е. сначала устанавливают смысл слова, делят на слоги, произносят их, проверяют соответствует ли слог слову в целом и на последнем этапе прочитывают все слово про себя, давая ему общую оценку. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформировать внимание.

Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. Все это проявляется и при усвоении учебного материала. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом, то же самое имеет место и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких предметов, плохо запоминают схемы рассуждения при выполнении типовых заданий. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операцией, как обобщение. При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать. У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщенностью; ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения. Не умеет при сравнивании устанавливать взаимнооднозначные соответствия.

Поэтому технологическая модель по развитию мыслительной деятельности младших школьников реализуется через блоки:

  • Аналитико-синтетический
  • Сравнение и обобщение
  • Установление закономерностей
  • Классификационный

предполагает развитие умений мысленно расчленять предметы или явления на образующие его части, соединять отдельные элементы, части и признаки в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой в процессе познания.

Пример. С каждым из этих слов придумайте пару предложений так, чтобы слово в нем использовалось сначала в качестве одушевленного существительного, а затем неодушевленного

полька, гусеница, ласка, старина

Для обучения логическим приёмам – анализу и синтезу – я использую такие упражнения при выполнении которых логические приёмы доступны пониманию учеников и могут выполняться самостоятельно и с наибольшим интересом.

— сколько единиц каждого разряда в числах 528? 308?

— сколько в каждом из этих чисел всего десятков?

2. Назови и напиши числа:

— в которых 40 единиц второго класса и 6 единиц первого класса;

— 50 единиц второго класса и 50 единиц первого класса.

3. Восстанови пропущенные числа

Блок сравнения и обобщения —

строится на заданиях по выделению признаков предметов и оперирование ими, выяснения их различий и сходств, рассмотрению явлений и действий с разных сторон для выделения их признаков, узнаванию объектов по их признакам и составлению их описания.

Пример. Выпишите из каждой группы «лишнее» слово:

Лес, леска, лесник, лесной;

Зеленый, позеленеть, зелье, зеленка, зелень.

Значительное количество ошибок учащихся на уроках русского языка связано с тем, что они не различают сходные внешне явления языка. Сравнение и сопоставление грамматических и орфографических явлений, плодотворно сказывается на прочности знаний, умений и навыков, влияет на мыслительную активность и самостоятельность школьников, развивает их умственные способности. Это могут быть задания

1. на сопоставление значения слов, принадлежащих к одной части речи (обратить внимание детей на многообразие лексико – семантический значений и общность грамматических значений),

2. на сопоставление частей речи с близким лексическим значением,

3. на нахождение сходств и различий в значении числа, рода и падежа у одной части речи и другие.

Всё это требует от ученика абстрагированных действий. Рассмотрим несколько упражнений, при выполнении которых необходимо использование таких мыслительных операций, как сопоставление и противопоставление.

  1. Прочитайте отрывок стихотворения. Сравните повторяющиеся слова по сходству и различию.

Осенью поздней земля засыпает ,

Листьями ветер её засыпает .

  1. Сравните, одинаковы ли приставки в словах: надробить – надрубить, подобрать – подобреть, вскормить – вскочить . Докажите.
  2. Сравните, одинаковы ли окончания в родительном падеже имён существительных: столов, ковров, ночей, затей, степей, батарей .
  3. Составьте два предложения так, чтобы в первом предложении лес было в именительном падеже, а во втором – в винительном. Что общего и различного вы заметили?
  4. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите на сходство и различие в грамматических признаках у этих существительных.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушат…, в корыт…, в лохан…,

В рек. в ручейк…, в океан…,

И в ванн. и в бан. . (К. Чуковский)

Блок установление закономерностей —

заключается в раскрытии и уточнении смысла логических слов «все», «некоторые», «если…, то…» с помощью соответствующих предметных действий, подборе синонимов к логическим словам и тренировке в их правильном употреблении, в совершенствовании способности школьников приводить доказательства, формулировать суждения и проводить умозаключения.

Пример. Выяви закономерность:

лес – 0, леса – 1, лесной – 2.

Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

Учить детей рассуждать, мыслить и выделять закономерности – это главная задача обучения.

  1. Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Покажи их длины с помощью отрезков. Отметь галочкой, кто длиннее всех.

С целью повторения закономерностей построения натурального ряда предлагаю следующие задания:

2. Продолжи некоторый ряд чисел, используя для этого закономерность:

3. Определи особенности изменения чисел в таблице и запиши в пустой клетке соответствующее число.

Источник

Читайте также:  Упражнение для удаления морщин вокруг глаз
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни