Упражнения для расслабления мышц при заикании

Комплекс релаксационных упражнений для детей с заиканием
консультация по теме

Предлагается комплекс упражнений для расслабления мышц тела и речевого аппарата

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_dlya_zaikayushchikhsya.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Релаксация мышц рук
  1. Упражнение «Кулачки»

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Поочерёдно сжимать и разжимать ладони.

Упражнение выполнять 3 – 5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.

  1. Расслабление мышц ног
  1. Упражнение «Пружинка»

Сидя, руки лежат на коленях. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.

Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться.

Во время выполнения упражнений фиксировать внимание на приятном расслабление мышц ног.

3. Расслабление мышц рук, ног, корпуса

1. Упражнение «Штанга»

Цель: учить переходить от максимального напряжения к максимальному расслаблению.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища.

Наклониться, представить, что взяли тяжёлую штангу, поднять её к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.

2. Упражнение «Походка моряка»

Цель: учить переходить от максимального напряжения к максимальному расслаблению.

Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинается упражнение с правой ноги. Повторить 3 – 5 раз.

4.Релаксация мышц живота

Цель: учить чередовать напряжение и расслабление мышц живота.

Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.

Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот – «сдуть шарик».

Вдох – напряжение; выдох – расслабление.

Выполнять 3 – 5 раз.

5. Расслабление мышц шеи

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: учить чередовать напряжение и расслабление мышц шеи.

Поворот головы влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.

6. Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти). Выполняется перед зеркалом.

1. Упражнение «Хоботок»

Сидя в позе покоя, губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение.

Повторить 3 – 5 раз.

Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.

Представьте, что вы разгрызаете орех.

Повторить 3 – 5 раз.

Кончик языка упирается в нижние зубы с силой, спинка языка выгнута горкой, затем опустить язык и расслабить его.

При выполнении этих упражнений обратить внимание детей на то, что напряжение вызывает неприятные ощущения в мышцах, а расслабление снимает их, вызывая приятное чувство покоя.

С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, избавляются от напряжённости, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи.

Источник

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
relaksatsionnye_uprazhneniya_dlya_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_zaikaniem.docx 21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием.

Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное и

Пригласили в космос их и летим. речевое сопровождение.

Мы парим, как ласточки, в вышине. И.П.: лёжа на ковре, полное расслабление

Звёздами любуемся в тишине. туловища и конечностей.

Ветерок- проказник вскоре прилетел.

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

( дозировка до 3-4 минут)

Реснички опускаются…., глазки закрываются…. Под речевое сопровождение

Мы спокойно отдыхаем(2 раза) И.П. лежа на ковре, полное

Сном волшебным засыпаем. расслабление туловища

Дышится легко, ровно глубоко. и конечностей.

Наши руки отдыхают…,ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена, и расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются(2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их по выше поднимаем,

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза,

Вот пора нам и вставать!

Бодрый день нам продолжать!

( дозировка до 3-5 минут).

Мы помашем крыльями, мы как будто птицы. Выполняется под музыкальное

А когда уснём мы, сказка нам присниться. и речевое сопровождение.

Шар присниться голубой, и мишутка маленький. И.П.Лёжа на ковре, полное

Фантастический герой, и цветочек аленький. расслабление туловища и

Наш цветок растёт, растёт, раскрывается цветок. конечностей.

Лепестки нам нежно улыбаются,

У ребяток глазки закрываются,

Все чудесно расслабляются…

( дозировка 4-5 минут).

Чики- чики, чики- чок, где ты дедушка молчок? Выполняется под музыкальное

Заходи к нам, посидим, помолчим… и речевое сопровождение.

Слышишь, добрый старичок? И.П.Лёжа на ковре, полное

Ти-ши-на… расслабление туловища

Пришёл молчок! и конечностей.

Не спугни его смотри—

Ни-че-го не говори, тс-ссс…

( дозировка 3-4 минут)

Я слышу океана шум, прибой, Выполняется под музыкальное

И шелест пены на песке прибрежном. и речевое сопровождение

Волна беседует со мной, она мне говорит: И.П. лёжа на ковре, полное

Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните… расслабление туловища и

Услышьте шум прибоя ровный. Конечностей.

Пусть голову оставят мысли,

Пусть шея, грудь и руки отдохнут,

Вздохните, чистый воздух океана.

Расслабьте тело, ноги и услышьте…

Как тепло и свет вливается в вас,

Уносят огорчения, болезни…

Свет чистый, белый чистит душу, тело.

Даёт любовь и веру в торжество добра!

Услышьте тишину, она молчит.

Впустите тишину в себя.

Но вот прохладный ветер пробежал по телу, Потягивание, лежа, сидя, стоя.

Взбодрил нас всех, и мы проснулись,

(дозировка 3 минуты)

В голубой водице плывет рыбок вереница. Выполняется под музыкальное и

Чешуёй златой сверкая, кружится, играет стая. речевое сопровождение.

Тишина их манит вниз. И.П. лёжа на ковре, полное

Рыбки, рыбки вниз пошли . расслабление туловища и

Рыбки, рыбки все легли. конечностей.

Глазки все закрыли, плавнички расслаблены,

Все мы успокаиваемся, тихо расслабляемся…

( дозировка 3-5 минут)

Сесть на пятки. Спина прямая. Руки положить на бёдра. Дыхание спокойное.

Думайте о чем-нибудь хорошем, приятном.

Я—маленький прекрасный камень, бриллиантик, сверкающий,

Бриллиантик вызывает ощущение красоты, спокойствия,

Уверенности в своих силах.

(дозировка до 1 минуты)

Лягте поудобнее. Представьте, что вы деревянные человечки, Лёжа на ковре,

которые очень устали и хотят отдохнуть. Медленно закройте установка на

глаза. Дышите спокойно. Вдох—задержка дыхания( 5 сек.) расслабление,

Выдох—(5-6 раз);отдыхаем(10 сек).Настроение прекрасное, восстановление

Все улыбаемся, и радость своей улыбки дарим окружающим. дыхания.

Итак, вы деревянные куклы. Ваша правая нога поднимается вверх.

Она прямая и жесткая, как палочка. Держим её 5 секунд. Опускаем

Вниз, отдыхаем .Поднимаются ваши руки. Держим 5 секунд,

они прямые. И напряженные.Опускаем.Руки упали и отдыхают.

Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею.

Держим 5 секунд. Опускаем спокойно голову на пол. Буратино

отдыхает. Расслабляется всё тело от кончиков пальцев ног до

кончиков пальцев рук. Расслаблены ноги, руки, туловище.

Напряжение уходит. Дыхание спокойное. Шея расслабленна,

голова лежит неподвижно. Мышцы лица тоже расслабленны.

Буратино отдыхает. Сейчас я досчитаю до пяти, и Буратино

откроет глаза. 1,2,3,4,5.Наступает пробуждение. Все куклы

чувствуют себя бодрыми и радостными.

Он открыл глаза и сел.

Влево — вправо посмотрел,

Ручкой ножкой повертел.

( дозировка 1,5 минут)

« Прогулка на велосипеде»

Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по Детям предлагается

широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты лечь или сесть

сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко поудобнее,

пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках и шее. расслабиться.

Тепло растекается по всему телу. Я абсолютно спокоен Дыхание спокойное.

и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение

чудесное. Я улыбаюсь и радость улыбки дарю окружающим.

Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль,

не спеша кручу педали. Всё прекрасно.

( дозировка до 1 минуты)

Поднять руки над головой, скрестить их, широко

расставить пальцы. Напрячь руки. Быстро опустить

руки, уронить их. Расслабить рук. Вдох- выдох.

Посмотрите: мы олени, Рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих.Расправим плечи, Руки снова на колени.

А теперь, немножко лени…Руки не напряжены и

расслаблены.знайте девочки и мальчики, отдыхают

наши пальчики! Дышится легко… глубоко… ровно…

(дозировка до 1 минуты)

« Наедине с дождём»

Под музыкальное сопровождение.

И. П.Лёжа на ковре, полное расслабление

туловища и конечностей.

( дозировка 3-5 минут)

Я рас-слаб-ля-юсь…и ус-по-каи-ва-юсь Выполняется под музыкальное

Мои руки расслабленные, как и речевое сопровождение.

жидкое тесто…(как легкое облачко), И.П.лежа на ковре, полное

теплы, как под струёй теплой воды…неподвижные. Расслабление туловища и

Мои ноги расслаблены…теплые… неподвижные… конечностей.

Моё туловище расслаблено… теплое… неподвижное…

Моя шея расслабленна… теплая… неподвижная…

Мое лицо расслабленно… теплое… неподвижное…

Мне дышится легко и спокойно…

Я отдыхаю и набираюсь сил…

Свежесть и бодрость наполняет меня…

Уходит чувство расслабленности из рук… ног…

Туловища… шеи… лица…

Мои мышцы отдохнули…

Они легкие как воздушный шарик (облачко)…

Я буду со всеми приветливым, я буду бодрым…

Мое дыхание углубляется, становиться чаще…

Я чувствую, как прохлада охватывает мое лицо,

Будто приятный ветерок обдувает меня…

Я уверен в себе…

Приятный холодок побежал по спине… шее плечам…спине…

Я словно принял холодный освежающий душ…

Чувствую, что моя кожа стала « гусиной»…

По телу «побежали мурашки»…

Я хорошо отдохнул! Я бодр и силен!

Настроение радостное! Самочувствие отличное!

Я буду считать про себя от 3до1:3- сонливость проходит,

2—я подтягиваюсь, 1—я открываю глаза.

Подтягиваюсь, встаю и продолжаю свой радостный день!

Источник

Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре

Надежда Ферд
Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре

Тема: «Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре»

При коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов- необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются специальные упражнения, позволяющие успокоить заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть как напрягаются мышцы его губ, языка, шеи. Напряжение так же возникает в органах голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние лишь приводят к напряжению новых групп мышц.

Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Подобное состояние наблюдается и у не заикающихся людей : при сильном нервном напряжении у них появляется скованность в различных группах мышц, что мешает легко говорить и двигаться.

Почему расслабление так необходимо при исправлении речи заикающихся? Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например как неудобно длительное время находится, крепко сжатыми в кулак пальцами. И наоборот, подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем, когда мышцы не напряжены, расслаблены, пальцы расслабились, отдыхают.

Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название: «Олени», «Кораблик». Это увлекает детей.

Успешное овладение детьми мышечным расслаблением покажет, что появляется возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на волю и сознание.

В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты, возникает определенная отключённость от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слов на психику ребенка.

Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом. Эти особые команды понятны детям, легко запоминаются. Для детей сеанс внушения представлен как особая игра – «Волшебный сон».

Важно отметить, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически совершено безопасным и не дает негативных последствий.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки.

Так же нельзя рассматривать релаксацию как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи.

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:

1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Это расслабление мышц рук (упр. «кулачки», «олени»); расслабление мышц ног (упр. «пружинки», «загораем»); расслабление мышц рук, ног и корпуса (упр. «штанга», «кораблик»; расслабление мышц живота (упр. «шарик»); расслабление мышц шеи (упр. «Любопытная Варвара»). Ко второму этапу следует переходить, когда усвоены упражнения на расслаблении 1-го этапа.

2. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояние покоя и расслабленности. Данный этап состоит из двух частей:

— обучению расслаблению речевого аппарата ( для губ и нижней челюсти: упр. «хоботок», «орешки», «лягушки»; для губ, челюсти, языка: «горка»);

— проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом (игра «Волшебный сон»).

3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи. К 3-му этапу можно переходить, когда педагог уверен, что у детей без затруднений вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление.

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Источник

Читайте также:  Упражнения для грудных мышц с эластичной лентой
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни