Упражнения для развития дыхания у духовиков

Содержание

Работа над дыханием в классе духовых инструментов

Большое значение в обучении игры на духовых инструментах следует уделять развитию техники дыхания, требующая систематической тренировки. От правильного дыхания зависит чистота интонации устойчивость и выразительность звука.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_soobshchenie.docx 21.61 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема: Работа над дыханием в классе духовых инструментов

Большое значение в процессе обучения игре на духовых инструментах следует уделять развитию техники дыхания , требующая систематической тренировки. От правильного дыхания зависят чистота интонации, устойчивость и выразительность звука. При игре же на духовых инструментах функции вдоха и выдоха коренным образом изменяются. Если при обычном дыхании вдох и выдох по времени примерно одинаковы, то при игре на духовом инструменте выдох часто бывает гораздо продолжительнее вдоха. Кроме того, исполнительский выдох всегда активен.

Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу и направление выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объему вдох при нормальном дыхательном процессе. Для извлечения звуков определенной высоты, динамики, характера, тембра, длительности, то есть, для приведения в действие звучащего воздушного столба исполнителю на духовом инструменте необходим интенсивный выдох. Степень интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой звукообразования на том или ином духовом инструменте.

Исполнители на духовых инструментах взяли на вооружение не грудной или диафрагмальный типы дыхания, а грудо-брюшный, смешанный тип дыхания как наиболее рациональный и создающий наиболее благоприятные условия для производства вдоха и выдоха во время игры.

При грудном типе дыхания акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки, нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма почти не участвует. При брюшном или диафрагмальном типе дыхания акцент падает на работу самой сильной и активной мышцы – диафрагмы. Однако объем легких при таком дыхании неполный, так как средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо.

При грудо-брюшном (смешанном) типе дыхания благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки достигается наибольший эффект вдоха. Тем не менее, при игре на духовом инструменте нельзя отрицать важности и необходимости использования в исполнительской практике духовиков разных типов дыхания – грудного и диафрагмального (брюшного): типы дыхания определяются характером самой музыки.

Условия игры обязывают музыканта-духовика производить часто полный и быстрый вдох . Для обеспечения этого условия музыканты прибегают к участию во время вдоха не только носа, как при нормальном вдохе, но и рта. Степень участия рта в момент вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте.

Так, например, на трубе – инструменте с узкой мензурой, требующей не столько большого объема запаса воздуха, сколько интенсивности и сконцентрированности выдыхаемой воздушной струи – основная нагрузка при вдохе ложится на нос. Рот выполняет здесь лишь вспомогательные функции, и то в исключительных случаях, когда требуется быстрый полный вдох.

  • На широкомензурных инструментах (тромбон, туба), где полнота вдоха всегда более объемна, чем в инструментах с узкой мензурой и выдох не столь сконцентрирован, активность участия рта в процессе вдоха более высокая.
  • При игре на деревянных духовых инструментах основная часть вдыхаемого воздуха проходит через рот, и лишь незначительная часть – через нос.

Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также от музыкальной фразы и, в связи с этим, – от применяемых типов дыхания. Если при диафрагмальном вдохе основная часть воздуха вдыхается через рот, при грудо-брюшном – через рот и нос, то при грудном вдохе активная роль принадлежит носу.

Но решающая роль в исполнении принадлежит выдоху, так как он связан уже непосредственно с художественной стороной исполнительского процесса. Выдох должен быть разнообразен и гибок: то бурный и порывистый, то едва заметный и плавный, то усиливающийся и замирающий, то ускоряющийся и замедляющийся и т.д.

Розанов С.В. подчеркивал важность для исполнителя «играть на опоре» , или на «опертом» дыхании . На всех медных и деревянных инструментах, за исключением флейты, усиление выдоха при неизменяющемся напряжении мускулов губ вызывает некоторое понижение звука – усиленный выдох приводит в колебание более крупные части вибраторов, порождающих звук. В инструментах с камышовой тростью (гобой, кларнет, фагот) будут вибрировать большие участки трости. Более сильное сжатие губами трости сократит длину ее колеблющейся части и помешает понижению звука.

При исполнении на духовом инструменте выдох должен иметь необходимое качество: то равномерный, то постепенно ускоряемый, то постепенно замедляемый, в зависимости от динамических нюансов. Усиление звука связано с ускорением выдоха, ослабление – с постепенным замедлением; при постепенном и равномерном выдохе получается ровный по силе звук. Так достигаются самые разнообразные нюансы звука.

Развивать дыхание нужно постепенно: от отдельных, не слишком продолжительных звуков и небольших музыкальных фраз с равномерным в динамическом отношении звучанием и минимизацией интонационных погрешностей следует переходить к дальнейшему развитию исполнительского дыхания на материале с более продолжительными звуками и фразами, с постепенным усилением и ослаблением выдоха. Необходимо при этом постоянно контролировать качество исполнительского выдоха слухом. Для развития навыков исполнительского дыхания в педагогической практике широко используется исполнение гамм в медленном движении с применением различной нюансировки. Завершение развития техники дыхания достигается в работе над специально подбираемым музыкальным материалом, в котором исполнение имеющихся динамических оттенков требует определенного мастерства.

Специальное внимание следует уделять развитию мускулов губ и лица, что необходимо учитывать при подборе упражнений, предназначенных для развития дыхания. У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, что приводит к потере тембровых красок звука, поэтому педагог должен своевременно заметить и исправить этот недостаток.

От дыхания зависит не только динамическая сторона исполнения и качество звука. С помощью дыхания отделяются музыкальные фразы одна от другой, следовательно, необходимо обратить внимание ученика на роль дыхания в музыкальной фразеологии. Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное значение для выразительности исполнения: педагог должен на основе анализа строения произведения и учета исполнительских возможностей ученика точно указать моменты, где следует делать вдох. В этом анализе должен участвовать и ученик, постепенно приучаясь самостоятельно разбираться в тексте. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах, слушатель никогда не должен чувствовать, что исполнителю нужно взять дыхание. Встречаются очень длинные музыкальные фразы, которые невозможно исполнить на одном дыхании. В этом случае следует найти место, где можно взять дыхание, не нарушив смысла музыкальной фразы.

Неправильное распределение пунктов вдоха может привести к искажению смысла музыкальной фразы. При этом лига не должна служить препятствием для вдоха, поскольку она указывает лишь на необходимость плавного и связного исполнения.

Прекращение звучания наступает не сразу; какое-то короткое время человеческий слух сохраняет звучание. Это дает возможность, при наличии определенного мастерства, делать вдох в некоторых пунктах, находящихся под лигой. Исполнение же с напряженным дыханием производит тяжелое, неприятное впечатление.

Развить всесторонне технику дыхания и научиться использовать ее в полной мере как средство музыкальной выразительности возможно только при овладении достаточно богатым музыкальным репертуаром.

Источник

статьи

06.05.2011 Секреты вдоха и выдоха (Иванов В.)

В.Иванов, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного университета культуры и искусств

В предлагаемой читателю статье рассматривается частный методический вопрос, связанный с возможностью применения специальных дыхательных упражнений в исполнительском и педагогическом процессе музыкантов-духовиков.

Вместе с тем данный материал имеет общую методологическую и определённую практическую направленность, ориентированную на исполнителей, педагогов и студентов музыкальных образовательных учреждений других исполнительских специальностей.

Как известно, воздух является основной звуковой энергией любого духового инструмента. А это значит, что природа звучания духовых инструментов непосредственно связана с дыханием человека. Точнее — с особенностями выполнения вдоха и выдоха, техникой звукоизвлечения и выразительной стороной воспроизведения музыкального произведения. Следовательно, исполнение музыки духовых инструментов выдвигает на первый план проблему формирования и управления техникой исполнительского дыхания.

Что касается сущности постановки профессионального, или, как принято говорить, исполнительского дыхания музыканта-духовика, оценки её элементов, то мы обойдём этот вопрос стороной, так как здесь сегодня существуют различные, иногда спорные, подходы и рекомендации, основанные в большей степени на эмпирическом опыте и в меньшей степени — на объективных закономерностях. В общем, задача эта далеко не простая. Мы же сконцентрируем своё внимание на рекомендациях по организации режимов дыхания, его фаз и специальных дыхательных упражнениях без игры на духовом инструменте.

Прежде чем конкретно говорить об этих упражнениях, целесообразно уточнить суть биомеханики естественного дыхания человека и исполнительского дыхания музыканта-духовика.

Как известно, сущность процесса обыденного (внешнего) дыхания человека заключается в обеспечении организма необходимым количеством кислорода и удалении из него избытка углекислого газа. Этот процесс осуществляется, при одновременном участии физиологических систем крови, дыхательных мышц, особым отделом центральной нервной системы — дыхательным центром, координирующим ритмическое чередование вдоха и выдоха. Именно этот «пульт управления», подчиняясь командам человека, способен изменять глубину, объём, продолжительность и силу дыхательных фаз. При обыденном дыхании фазы вдоха и выдоха совершаются непроизвольно и через примерно равные промежутки времени.

Во всяком случае, физиологическая целесообразность естественного дыхания — это лишь исходный базис, на котором происходит формирование исполнительского дыхания музыканта-духовика. Другими словами, процесс адаптации обыденного дыхания к игре на том или ином духовом инструменте детерминируется исключительно анатомо-физиологическим и психологическим факторами, представляющими собой первичное условие его рациональной постановки.

В современной методике под понятием «исполнительское дыхание музыканта-духовика» понимается особая приспособительная деятельность дыхательного аппарата к условиям звукоизвлечения и звуковедения, когда в линию выдоха включено искусственное сопротивление в виде мундштука, трости или стенки лабиального отверстия. Из-за сопутствующего сопротивления происходит заметное повышение энергозатрат дыхательной системы. При этом на музыканта-духовика ложится двойная физическая нагрузка: увеличивается вентиляция лёгких и повышается энергетическая стоимость каждого литра выдыхаемого в инструмент воздуха.

В основе работы дыхательной системы лежит произвольное (сознательное) управление исполнителем фазами вдоха и выдоха, характеризующимися своей неравномерностью — быстрым, коротким вдохом и продолжительным, равномерным выдохом.

Это управление связано с особенностями построения музыкальных фраз, продолжительностью цезуры, динамикой, звуковысотной интонацией, агогикой и другими элементами, имеющимися в фактуре конкретно исполняемого произведения.

Собственно говоря, подчинение дыхания этим особенностям и составляет для исполнителя суть хорошего выполнения музыкальной фразировки в целом и отдельных интонационно-выразительных элементов в частности.

Небезынтересно вспомнить высказывание по поводу исполнительского вдоха тонкого музыканта и мудрого педагога-учёного Ю.А. Усова

«Вдох всегда подчиняется музыкально-исполнительским задачам, — писал он в работе «Сто секретов трубача» (2005)

— от характера музыки зависит его скорость, полнота и глубина. Эмоциональное состояние трубача, стремящегося передать образное содержание исполняемой музыки, может быть самым разнообразным.

В зависимости от него изменяется и вдох: при жизнерадостной музыке он будет лёгкий и живой, при печальной — тяжёлый и медленный, при драматической и героической — значительный и величественный, при трагической — напряжённый и несколько удлинённый и т.д.

Необходимо помнить, что вдох — такое же средство музыкальной выразительности, каким являются звук, дыхание, агогика и т.д.».

Формирование исполнительского дыхания

Формирование исполнительского дыхания, то есть его правильная постановка, занимает важное место в обучении игре на духовом инструменте. Этот процесс начинается с первых дней занятий на инструменте и продолжается до того момента, когда постепенно закрепляются способы управления тем или иным типом дыхания (грудным, брюшным, грудобрюшным), формируется так называемое ощущение «опоры» дыхания, а также приобретаются технические навыки смены дыхания в процессе игры. Срок постановки, конечно, зависит от физических данных и возраста музыканта, состояния его дыхательного аппарата, преобладающих тенденций технического развития и т.п.

Практика показывает плохо поставленное дыхание служит серьёзным тормозом и проблемой развития исполнительской и художественной техники. Вполне очевидно, что исполнитель, не обладающий хорошо закреплёнными дыхательными движениями, рискует потерять целый ряд существенных для воспроизведения музыки интонационно-выразительных возможностей.

С точки зрения физиологии, основной силой, приводящей в движение грудную клетку и лёгочную вентиляцию, является группа дыхательных мышц: наружных и внутренних межрёберных, мышц брюшного пресса и диафрагмы. Именно диафрагма, представляющая собой сильную, листообразную мышцу, отвечает за фазу вдоха. Её сокращение происходит практически автономно, чем несколько напоминает сердечную мышцу. Когда диафрагма растягивается, то объём грудной клетки увеличивается, воздух втягивается в лёгкие, а когда же она сжимается — воздух выдавливается из лёгких обратно во внешнюю среду.

А вот важнейшими мышцами, отвечающими за фазу выдоха, являются мышцы передней брюшной стенки. При их сокращении повышается внутрибрюшное давление и происходит подъём диафрагмы вверх.

Не последнее место в исполнительском дыхании, а точнее в режиме выдоха, принадлежит механизму опоры. По сути, опора дыхания обеспечивает исполнителю необходимое по интенсивности, насыщенности и организованности воздушное давление и, как следствие этого, способствует экономии дыхательных усилий, созданию рационального типа дыхания, благоприятных условий для игровой артикуляции. Фиксация опоры (здесь скорее можно говорить об её физическом ощущении) достигается с помощью сознательно созданного и регулируемого напряжения дыхательных мышц. При этом между воздушным давлением и дыхательными мышцами, включая диафрагму, имеется нервная связь. В процессе звукоизвлечения со стороны губных мышц поступают импульсы на стенки бронхов, которые автоматически «корректируют» воздушное давление в зависимости от тонуса амбушюра, высоты и силы извлекаемых звуков. Стало быть, норма этого давления устанавливается рефлекторно.

Как показывает практика, в процессе игры музыканты используют преимущественно два типа дыхания: брюшной и грудобрюшной (смешанный). Эти типы дыхания характерны для всех исполнителей-духовиков. Однако у некоторых девушек и женщин, играющих на духовых инструментах, наблюдается при игре грудной тип дыхания, как преобладающий над грудобрюшным типом.

Тип дыхания в процессе игры варьируются

Нужно сказать, что в зависимости от целого ряда причин режим и тип дыхания в процессе игры варьируются. Каждый из типов дыхания имеет, с одной стороны, свою сферу применения и отличается индивидуальным характером выполнения, с другой — они взаимно дополняют друг друга. «Чистого» типа исполнительского дыхания, в общем-то, не существует. Правда, названные типы дыхания — это их условное разделение. Каждая разновидность дыхания определяется степенью активности вовлечённых в функциональную работу группы дыхательных мышц.

У нас нет, естественно, возможности подробно анализировать каждый тип дыхания. Мы лишь констатируем, исходя из опыта, что музыкант-духовик во время игры пользуется, как правило, своим, можно сказать, естественным типом вдоха, исходя из индивидуальных анатомических особенностей строения грудной клетки, самих лёгких, физической развитости и силы мышц, участвующих в дыхательном процессе.

В любом случае наилучший результат достигается при использовании грудобрюшного типа дыхания, который способствует наибольшей длительности выдоха и исполнению без вынужденного перенапряжения продолжительных музыкальных фраз. Брюшной тип дыхания, характеризующийся двигательной активностью диафрагмы и нижних рёбер грудной клетки, применяется, обычно, при игре коротких музыкальных построений или в тех случаях, когда исполнитель располагает для взятия вдоха малым запасом времени. При выполнении этого типа дыхания игровая лёгкость и свобода не пропадают. Грудной тип дыхания менее эффективен, так как сниженная активность диафрагмы не способствует формированию глубокого и достаточно продолжительного выдоха. Вообще, одним из показателей хорошо организованного вдоха является бесшумный (через рот) и незаметный для визуального наблюдения вдох.

Итак, что должно обеспечивать в условиях игрового процесса исполнительское дыхание музыканта-духовика?

Исходя из сказанного, следующее:

  • создание опоры дыхания;
  • взаимодействие дыхания с игровыми действиями губ;
  • снятие излишнего напряжения с дыхательной опоры и губного аппарата;
  • возможность свободного и быстрого перехода от одного типа дыхания к другому;
  • получение необходимого звукового результата.

Однако вернёмся к предмету нашего разговора — дыхательным упражнениям. Они представляют собой систему вдохов, выдохов и задержек дыхания, благотворно влияющих не только на органы дыхания, но и на вегетативную нервную сферу, систему кровообращения, пищеварения. В целом эти упражнения дают исполнителю хороший оздоровительный эффект, мобилизуют и повышают его природные физические ресурсы. Важной особенностью этих упражнений является саморегуляция параметров дыхания, связанных с сознательным контролем музыканта за частотой, глубиной и ритмом дыхательных движений. И, что очень полезно в них, это возможность быстрого регулирования эмоционального состояния в виде мобилизующего и успокаивающего эффектов.

Из чего же, собственно, формируется «дыхательная гимнастика»?

Да, из следующих компонентов: частоты и глубины дыхания; временного соотношения продолжительности вдоха выдоха и дыхательной паузы; чередования того или иного типа дыхания; изменения силы и направления выдыхаемого воздуха; включения в дыхательный тракт (горло, глотка, бронхи) искусственного сопротивления.

Дыхательных упражнений, описанных в различной литературе, достаточно много, часть из них имеет прикладное значение в обучении и игре на духовых инструментах. В основном они просты по своему содержанию и выполнению. Их, впрочем, несложно составить самостоятельно, исходя из целевой направленности тренировки, скажем, на: формирование правильного вдоха и выдоха; активизацию работы мышц брюшного пресса, диафрагмы, межрёберных мышц; регулирование отдельных функциональных состояний организма.

От музыканта-духовика требуется только предельная сосредоточенность, устойчивая мотивация и осмысленный подход к их выполнению.

Дыхательная тренировка может принести пользу лишь в том случае, если упражнения будут выполняться целенаправленно и регулярно — по несколько раз в день. При выполнении упражнений одежда не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию и кровообращению.

Прежде всего, предложим обязательно освоить одно из наиболее эффективных упражнений, взятого, кстати, из системы дыхания йогов, на формирование так называемого «полного дыхания». Данное упражнение, приводя в активное движение всю дыхательную систему, способствует как «оперативной» перестройке обыденного дыхания на исполнительское, так и закреплению навыка выполнения актов вдоха и выдоха.

Система дыхания йогов

Итак, исходное положение стоя. Корпус прямой, плечи развёрнуты, руки не напряжены. Сначала следует положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой — на живот. Затем через рот сделать глубокий, не быстрый вдох так, чтобы передние и боковые стенки живота выпятились вперёд и в стороны, поднимая одновременно вашу ладонь. После начинайте наполнять воздухом среднюю и верхнюю часть лёгких, расширяя верхнюю часть груди, поднимая соответственно этому положенную на неё ладонь. Далее, удерживая брюшной пресс и грудную клетку в положении глубокого вдоха, задержите дыхание на некоторое время (считая, например, мысленно и не быстро до трёх), затем начинайте делать медленный, желательно по возможности продолжительный выдох через узкую щель губ. Можно представить, что вы как бы дуете на горящую свечу, пытаясь погасить огонь. При выдохе старайтесь как можно дольше не опускать грудь, то есть удерживать её во вдыхательном положении. Упражнение повторять без перерыва 5-8 раз.

Данное упражнение можно несколько усложнить, если приставить к губам или поместить в рот мундштук, посылая на выдохе в него воздушную струю.

Полезны также будут упражнения для тренировки диафрагмы и мышц брюшного пресса. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Приседая, нужно сделать полный глубокий вдох, затем, задержав дыхание на фазе выдоха, следует встать и слегка наклониться вперёд, упираясь руками в верхнюю часть бёдер. В этом положении нужно энергично втянуть, а потом быстро расслабить переднюю стенку живота.

Следующее упражнение выполняется в том же исходном положении, что и предыдущее упражнение. Сделайте короткий вдох с одновременным выпячиванием живота, затем задержите дыхание и начинайте подтягивать живот (диафрагма начнёт тоже подниматься). Потом расслабьте мышцы брюшного пресса и произведите выдох. Мысленный счёт ведите медленно, постепенно увеличивая фазу задержки дыхания. Повторите данное упражнение без перерыва 4-6 раз.

Другое рекомендуемое нами упражнение выполняется во время ходьбы. В умеренном темпе сделайте полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем задержите дыхание на 2, 3 или 4 шага. Потом сделайте полный выдох опять на 4,6 или 8 шагов. После выдоха — задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3 или 4 шага) или на несколько большее время. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 и более шагов и, как следствие этого, может возрастать и задержка дыхания. Упражнение, впрочем, можно повторять, выдыхая воздух толчками через плотно сжатые губы, а также с акцентированным выдохом через 15-20 дыхательных порций. Кстати, ходьбу можно чередовать с пробежкой во время выдоха.

Следующий комплекс дыхательных упражнений ориентирован на регулирование эмоционально-психологического состояния музыканта.

Хорошо известно, что при частом и поверхностном дыхании возбудимость отдельных нервных центров повышается и, наоборот, — при глубоком дыхании понижается. При этом вдох связан с возбуждением нервной системы, а выдох — с её торможением. Как раз эта особенность естественного дыхания лежит в основе мобилизующих и успокаивающих дыхательных упражнений.

Поэтому, если исполнителю необходимо поднять свой эмоциональный тонус, то следует взять продолжительный вдох с последующей задержкой дыхания, равной приблизительно половине вдоха. Продолжительность выдоха в этом случае почти не меняется.

Схема мобилизующего дыхательного упражнения выглядит следующим образом:

2 (2) +2
4 (2) +6
4 (2) +7
4 (2) +8
8 (2) +5
9 (4) +5
10(5) +5

где первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах, а цифра в скобках определяет продолжительность дыхательной паузы. Знак (+) — это продолжительность выдоха в секундах.

Нетрудно убедиться, что в процессе выполнения этого дыхательного упражнения продолжительность вдоха и дыхательной паузы возрастает в пять раз, а продолжительность выдоха — всего лишь в 2,5 раза. Всего несколько минут выполнения этого упражнения потребуется, чтобы, скажем, музыкант смог настроить и сосредоточить себя на плодотворную музыкальную репетицию, экзамен, зачёт или публичное выступление.

С другой стороны, с помощью тренировочных дыхательных упражнений можно быстро добиться успокоения нервной системы, снятия напряжения и волнения. В основе успокаивающих дыхательных упражнений лежит относительное укорочение вдоха, удлинение выдоха и, соответственно, — дыхательной паузы после него. Практически продолжительность выдоха увеличивается до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха. Удлиняется потом и дыхательная пауза, которая, как правило, должна будет составлять половину вдоха.

Схему «успокаивающего» дыхания можно представить так:

2 + 2(2)
4 + 4(2)
4 + 6(2)
4 + 7(2)
4 + 8(2)
4 + 9(2)
5 + 9(2)
5 + 10(2)
6 + 10(3)
7 + 10(3)
8 + 10(3)
9 + 10(4)
10 + 10(5)

где первая цифра формулы означает продолжительность вдоха, вторая цифра — продолжительность выдоха, а третья цифра — задержку дыхания после выдоха.

Снять несколько нервное и мышечное напряжение, скажем, после длительных занятий на инструменте, поможет исполнителю и такой «экстренный» метод. Сразу после окончания занятий на инструменте сильной и прерывистой (небольшими порциями) струёй выдохните воздух наружу. Сделать это надо 3-4 раза через плотно сжатые губы.

Итак. Что же можно считать критерием продуктивности комплекса дыхательных упражнений?

Ответим на этот вопрос так: основным критерием продуктивности дыхательных упражнений является усиление рефлекторной связи между дыхательной мускулатурой и центральной нервной системой исполнителя, а также перевод бессознательных действий, физических ощущений в условно игровое сознательное состояние.

Предложенные нами для музыкантов дыхательные упражнения не исчерпывают весь их прикладной и оздоровительный спектр. Однако надо полагать, что они являются лишь исходными примерами для проведения дальнейшей серьёзной работы по развитию исполнительского дыхания. Думается также, что изложенный теоретический материал будет иметь непосредственное значение для связи объективных знаний с исполнительской и педагогической практикой музыкантов-духовиков.

Иванов В.Д., журнал «Оркестр» январь-май 2011
07.05.2011

Источник

Читайте также:  Бишоп с тренинг ассертивности избранные упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни