Упражнения интонационная сторона речи это



Игры и упражнения на развитие компонентов интонационной стороны речи

Содержимое публикации

Игры и упражнения на развитие компонентов интонационной стороны речи

Выполнила :Клыкова И.Г.

Игры-упражнения на формирование восприятия и воспроизведения ритма.

Цель. Учить детей передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Зрительно-наглядные схемы с изображением метрических отношений, полоски разной длины.

Описание. Педагог и дети договариваются: например, длинная полоска будет обозначать сильный хлопок в ладоши с длинными промежутками, а короткая – слабый удар с короткими промежутками. После этого взрослый читает стихотворение.

По зонтам, по крышам

Скачет дождик озорной

То сильней, то тише.

Педагог говорит, что дождик пел разные песенки. Вот одна из них (показывает схему). Дети составляют такую же последовательность у себя на столах, затем воспроизводят её хлопками в ладоши.

Цель: Развитие понимания ребенком темпа речи.

Описание: Вначале дети произносят слова в среднем темпе, затем темп речи ускоряется. И скорость ударов ладонями обеих рук по коленям тоже увеличивается.

Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

Цель: Учить координировать темп движений и темп речи.

Описание: Дети произносят в медленном темпе слова. Повторить упражнение несколько раз, каждый раз ускоряя темп.

Поиграем мы немножко-

Мы похлопаем в ладоши:

Хлоп-хлоп-хлоп. (в среднем темпе)

Ножки тоже мы погреем –

Мы потопаем скорее: Топ-топ-топ.

Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки петухов – для каждого ребенка.

Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

Игра « Бросаем камешки»

Цель. Закреплять навык выделения голосом акцента.

Описание: Дети произносят ряд слогов, делая акцент на одном из них, при этом поднимают руку вверх и как бы бросают камешек вдаль на выделяемый слог.

ПА-па-па-па, Да-да-да-да, ТА-та-та-та….;

па-па-ПА-па, да-да-ДА-да, та-та-ТА-та…..

Игры и упражнения на развитие силы голоса

1. «Успокой куклу»

Цель: развитие силы голоса.

Оборудование: куклы по количеству детей.

Описание игры: дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Педагог говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается», тихо говорят: у-у-у. ; по сигналу «Вьюга кончается» — говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» — замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Цель. Развитие силы голоса.

Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

Педагог: Дети, дети, вас зову:

Леночка, ты где? Ау!

Педагог: Наша Леночка в лесу,

Где она? Кричим: «Ау!»

Педагог: Дети, дети, вас зову:

Сашенька, ты где? Ау!

Цель: учить детей владеть своим голосом, менять его силу (понижать и повышать основной тон голоса).

Описание: Произносить вместе с педагогом стихотворные тексты с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

А сова — все ближе, ближе

Читайте также:  Упражнения как метод воспитания младших школьников

(голосом средней силы),

А сова – все ниже, ниже

(голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

Была (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина. (тихо)

грохотом (еще громче)

(голосом средней силы).

И вот уже дождик

(голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) –

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо).

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок (громче).

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки (громко)

Была тишина, тишина, тишина. (тихо)

Вдруг грохотом грома сменилась она! (громче)

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? — (тихо)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. (громче)

Наверно, сейчас барабанить он станет. (громко)

Уже барабанит! Уже барабанит! (громко)

Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо. (тихо).

Жили-были серый еж и его ежиха. (громче).

Серый еж был очень тих и ежиха тоже. (тише).

И ребенок был у них — очень тихий ежик. (тихо).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик (голосом средней силы)

Вдоль глухих осенних троп ходят

тихо: топ-топ-топ. (тихо).

В дом лесной вернутся

еж, ежик и ежиха, (голосом средней силы)

Если сказку ты прочтешь

тихо, тихо, тихо. (тихо).

Игры и упражнения на развитие восприятия тембра голоса

«Кто боится прививки?»

Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Оборудование: Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание: предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».

Игры-упражнения на формирование восприятия и воспроизведения темпа.

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Оборудование: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18×25 см, выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

Можно усложнить упражнение: дети самостоятельно произносят стихотворение и отстукивают ладонями заданный темп.

Цель. Формировать представление о темпе («медленно», «умеренно», «быстро»).

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от медленного к быстрому и наоборот), а дети отстукивают ладонями заданный темп.

Слышен звонкий перестук.

Слышен звонкий перезвон,

Это в кухне пляшут ложки,

Вилки, чашки, поварёшки.

Вся посуда в пляс пошла!

Чайник крышкой – тук,тук!

Ложка в чашке – стук, стук!

А кастрюли – бом,бом!

Сковородки – дон, дон!

Вот так пляска – красота!

Игры-упражнения на развитие темповой организации высказывания:

Большие ноги шли по дороге»

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание: Под слова логопеда:

«Большие ноги шли по дороге…» Дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги и медленно говорят: «ТОП – ТОП».

«Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ – топ – топ – топ».

Методические рекомендации. В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Повторять 3 – 4 раза.

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание: Произнести в разном темпе.

Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.

(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.

(Хлопают и говорят быстро.)

Повторять 3 – 4 раза.

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Описание игры: Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова, затем переходят на бег и произносят продолжение в быстром темпе.

Читайте также:  Эффективные упражнения для ног чтобы похудеть

«Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели (говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите (темп постепенно замедляется)

Карусель остановите (говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить)

Вот и кончилась игра.

Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.

Дозировка: 2 – 3 раза.

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно ускоряя их темп.

Описание игры: Дети медленно идут друг за другом по кругу и медленно произносят слова:

Капля раз, капля два,

Капли падают едва.

Затем темп движения и речи нарастает:

А потом, потом, потом-

Все бегом, бегом, бегом.(дети бегут по кругу).

С окончанием слов дети останавливаются.

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны и соединить их полукругом над головой.)

От дождя себя укрыли.

Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.

Дозировка: 3-4 раза.

Игры и упражнения на развитие выразительной стороны речи

Цель: поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.

Описание: чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

От топота копыт

пыль по полю летит.

От топота копыт

пыль по полю летит.

От топота копыт

пыль по полю летит.

От топота копыт

пыль по полю летит.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Речевой материал для закрепления вопросительной интонации в стихах

Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации.

Описание: проговариваем сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

И помчалось колесом?

Куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?

— Черная курочка, Куда ты пошла?

— Зачем тебе водичка?

— Как цыплята просят пить?

Козлик на базар ходил,

козлик косу купил.

На что ему коса?

На что траву косить?

Доброго коня кормить.

На что коня кормить?

Дубовый лес возить.

На что лес возить?

Через реку мост мостить

На что мост мостить?

В гости к козоньке ходить.

— Где ты была сегодня киска?

— У Королевы Английской.

— Что ты видала во дворце?

— Видала мышку на ковре.

Что ты хочешь, кошечка?

Что ты грустная?

Молоко не вкусное.

Отчего ты черен, кот?

Лазил ночью в дымоход

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Меня пес в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

Курочка-рябушечка, куда идешь?

Курочка-рябушечка, зачем идешь?

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат – пи-пи-пи.

Цель: Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Описание: Педагог читает стихотворение. Дети, если слышат вопросительное предложение (где кто-то о чем-то спрашивает), поднимают карточку с вопросительным знаком».

Ёлочка, ёлка, колкая иголка. Где ты выросла?

Морозы, голые березы, волки да медведи – вот и все соседи.

А у нас под Новый год каждый песенку поёт.

-Откуда ты идешь, Лягушка – квакушка?

С базара домой. Дорогая подружка.

А что ты купила?

Читайте также:  Физические упражнения увеличивающие размер груди

Всего понемножку: Купила ква – пусту. Ква – соль и ква – ртошку.

(В каких словах и как автор передает кваканье лягушки? Попробуйте имитировать голос лягушки)

Белка, где твой склад грибов?

По карманам у дубов!

Где домишко твой?

Маша варежку надела.

Ой! Куда я пальчик дела?

Маша варежку сняла:

Яму копал? Копал.

В яму упал? Упал.

В яме сидишь? Сижу.

Лестницу ждешь? Жду.

Как голова? Цела.

Значит живой? Живой.

Ну, я пошел домой. (О. Григорьев)

Речевой материал для закрепления восклицательной интонации в стихах

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Описание: читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания, а затем текст целиком.

Но, увидев усача,

Звери дали стрекоча.

По лесам, по полям разбежалися,

. Но однажды поутру

Разве это великан?

Это просто таракан!

Гуси начали опять

По-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!

Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!

А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!

Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!

Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!

Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!

Лошади заржали: И-И-И!

Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!

Мурочку баюкают мою:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются:

Ой! Как жалко петуха!

Бабка охает и стонет:

Ой! Белье мое утонет.

Ой! Попала я в беду.

Ой! Спасите! Пропаду!

«Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой –

В каждом я и ты со мной.

Просит маму Галка.

Ой, а где же пузыри?

Лопнули, как жалко.

Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Описание: Педагог произносит текст, игроки — эхо повторяют звукоподражания за педагогом.

Пастушок проснулся поутру

Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!

Пастушку мы будем помогать,

Пастушку мы будем подпевать!

На лугу коровка: «Му-му-му!»

Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»

А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»

Быстрые синички: «Цвики-цвик!»

Воробьи запели: «Чик-чирик!»

Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»

А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»

Из леса кукушка — все: «Ку-ку! Ку-ку!»,

Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»

А в саду зеленом детвора

Распевает песни: «Та-ра-ра!».

Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Описание: Дети строятся в две шеренги напротив друг друга. Одна шеренга говорит слова за баранов. Другая шеренга отвечает за ворота. После каждой строчки делают шаг навстречу друг другу.

Бараны: Та-ра-ра, та-ра-ра, открывайте ворота!

Ворота: Рано, рано, вы, бараны застучали в ворота.

Бараны: Тр-ра-ра, та-ра -ра, пропустите в ворота!

Ворота: Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.

Бараны: На луга, где трава, а на травушке роса!

Ворота: Еще рано вам туда, не откроем ворота.

Бараны: Тара-тара,тара-тара, та-ра-ра, до свиданья ворота!

Мы придем, когда высохнет трава!

Игровое упражнение на развитие мимики.

Цель: воспитание выразительности речи и мимики.

Оборудование: карточки с изображением эмоций: грустный, весёлый, сердитый, удивлённый.

Описание: каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова.

(следить только за тем, чтобы дети не понижали голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи).

Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах!ах!ах! Ox! ox! ox!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позе говорящего и интонации, кого изображает ведущий и поднять соответствующую карточку.

Была тишина, тишина, тишина. (тихо)

Вдруг грохотом грома сменилась она! (громче)

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? — (тихо)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. (громче)

Наверно, сейчас барабанить он станет. (громко)

Уже барабанит! Уже барабанит! (громко)

Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо. (тихо).

Жили-были серый еж и его ежиха. (громче).

Серый еж был очень тих и ежиха тоже. (тише).

И ребенок был у них — очень тихий ежик. (тихо).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик (голосом средней силы)

Вдоль глухих осенних троп ходят

тихо: топ-топ-топ. (тихо).

В дом лесной вернутся

еж, ежик и ежиха, (голосом средней силы)

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни