Упражнения на игровую зависимость



Программа коррекции компьютерной зависимости «Компьютер-друг или враг»

Содержимое публикации

Программа коррекции компьютерной зависимости

«Компьютер-друг или враг»

Интернет зависимость у детей – довольно распространенная проблема в сегодняшнем мире.

Компьютерные игры довольно часто заманивают в свою паутину детей в нашем современном мире. Безобидное увлечение ребенка открывает для него новый мир, в котором он отдаляется от реальности. Ведь виртуальный мир выглядит намного красочнее, в отличие от реального мира. Компьютерная зависимость считается болезнью, и родители довольно часто беспокоятся о своих детях, когда те долго находятся за компьютером. Как только ребенок получает неограниченный доступ к компьютеру, то он старается проводить за ним как можно больше времени, при этом совершенно забывает о друзьях и о прогулках на свежем воздухе. Компьютерная зависимость стремительно развивается и это сказывается на успеваемости в учебе. Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей по всему миру.

И в то же время, каждому человеку следует помнить, что все хорошо в меру. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми и состоянием во время игры может незаметно вовлечь каждого человека в зависимость, называемую игромания.

Основная проблема избавления от зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому, даже при активном желании излечиться, закрепить достигнутый результат бывает очень сложно.

Самостоятельные попытки оставить зависимость чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое поддерживает неодолимую тягу и проходит, когда больной возвращается к привычному занятию — игре.

Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходима реабилитация. Но не менее важна поддержка со стороны близких, так как она поможет значительно быстрее и более эффективно справиться с этим недугом. Реабилитация при этой зависимости может принести свои плоды, но важно не запускать эту проблему, а еще лучше — совсем не допускать ее возникновения.

Поэтому предлагается действовать путем коррекции основных причин формирования компьютерной зависимости у подростков – путем развития личности и принятия ею себя.

Разработанная программа психолого-педагогической коррекции компьютерной зависимости направлена на:

— развитие видов деятельности индивида, а именно: развитие умений эффективного общения;

— формирование возрастно-психологических новообразований, а именно: позитивного «Я»-образа и формирование адекватной самооценки.

При этом программа основывается на следующих принципах: единства диагностики и коррекции; нормативности развития; принцип «снизу вверх»; системности психологической деятельности и деятельностный принцип психокоррекции.

Цель программы формирование и развитие навыков принятия себя и коммуникативных умений как показателей снижения или полного отсутствия компьютерной зависимости у несовершеннолетних.

— снятие эмоционального напряжения у воспитанников;

— формирование и развитие навыков принятие себя адекватной позитивной самооценки;

— формирование установки на преодоление зависимости, эмоциональное отреагирование проблемы.

Данная программа рассчитана на психокоррекцию проявлений компьютерной зависимости у подростков в возрасте от 12 до 17 лет, обладающих следующими чертами компьютерного аддикта: склонность к непринятию себя, замкнутость, «уход» в виртуальную действительность, неуверенность в себе в реальной действительности.

Предполагаемые результаты реализации коррекционной программы:

уменьшение времени, проводимого за компьютерными играми, вплоть до полного отказа от игр на компьютере;

увлечение компьютерными играми перестает носить сверх ценный характер для подростка;

изменение круга интересов: повышение интереса к продуктивной творческой деятельности;

приобретение способности к самоконтролю и рефлексии;

улучшение социальной и семейной адаптации несовершеннолетних.

Таким образом, программа предполагает изменения в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах и реализуется на 4 основных этапах: диагностическом, информационном, этапе модификации поведенческих стратегий, а также этапе коррекции отношений.

Цель: диагностика игромании.

Проводится диагностическая беседа, в процессе которой обсуждаются ведущие мотивы, взаимоотношения с окружающими, отношения к различным жизненным сферам: учебе, семье, дружбе, увлечениям, сознательные игровые мотивы. Психолог задает вопросы о том, какое значение имеет компьютерная игра для подростка, считает ли испытуемый себя зависимым от компьютерных игр, осознает ли негативные последствия игромании.

В конце беседы психолог предлагает несовершеннолетним участвовать в групповом тренинге.

Цель: осознание проблемы игромании.

1. Упражнение «Солнце светит для каждого, кто….Группа работает в кругу. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Цель стоящего в центре — снова получить стул, на который можно сесть. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается фразой: «Солнце светит для каждого, кто. ». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы» и т.д. Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах. По окончании подводятся итоги.

2. «Принятие правил группы». Цель: обеспечение порядка в группе. Психолог вместе с участниками принимает групповые правила.

3. Упражнение «Мой девиз». Цель — дать участникам возможность свободного самовыражения.

Каждый подросток придумывает свой жизненный девиз (словосочетание или короткое предложение). Затем проводится рефлексия. Вопросы:

всегда ли Вы следуете этому принципу в жизни?

ваши впечатления от девизов других участников группы.

4. «Шкалирование жизненных целей». Цель упражнения — выявление ведущих мотивов и целей участников.

Каждый участник записывает, как минимум, 5 жизненных целей и делится ими с группой. Вопросы участникам:

насколько Вы приблизились к реализации этих целей?

что нужно делать, чтобы реализовать эти цели.

5. «Мой день». Цель упражнения — выявление поведенческих стереотипов, эффективных и дезадаптивных поведенческих стратегий.

Каждый участник записывает на листочке распорядок своего обычного дня с указанием времени, которое он тратит на различные дела. Затем каждый воспитанник рассказывает о своем распорядке. Затем проводится рефлексия. Вопрос участникам:

какие недостатки есть в Вашем распорядке дня и распорядке других участников?

как можно улучшить распорядок дня, сделать его более продуктивным?

6. «Жизнь в игре». Цель упражнения — сформировать представление об игромании как о проблеме, которую нужно решать.

Читайте также:  Врач косметолог упражнения для лица

Каждый участник на листе бумаге записывает фразу: «Компьютерная для меня — это. », делит страницу на 2 столбика: «+» и «-» и записывает плюсы и минусы увлечения компьютерными играми для него. После проведения проводится рефлексия.

Цель упражнения — осознание серьезности проблемы игровой компьютерной зависимости и необходимости проведения коррекционной работы.

Психолог зачитывает в слух 3 анонимных письма подростков с игроманией, прошедших психологическую коррекцию. В письмах отражается самоанализ состояния несовершеннолетнего перед началом коррекционной работы и после проведения психокоррекции. После чтения проводится обсуждение.

8. Домашнее задание «Исчезновение компьютера». «Представьте, что компьютерных игр не существует. Значит, у Вас будет много свободного времени. Напишите, как бы Вы проводили это время».

В конце занятия каждого участника просят рассказать о своих впечатлениях от работы в группе.

Цель — актуализация ресурсов для преодоления игромании.

1. «Коллективный счет». Цель упражнения — формирование настроя на групповую работу.

Подростки стоят в кругу, закрыв глаза. Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до 20, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия:

никто не знает, кто начнет счет, и кто назовет следующее число;

нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, группа начинает называть числа с начала.

2. Проверка домашнего задания «Исчезновение компьютера». Цель — планирование замещения компьютерной игры другими видами деятельности.

Каждый рассказывает о том, чем бы он заполнял свободное время, если бы не существовало компьютерных игр.

3. «Мои достижения». Цель — осознание подростками наличия ресурсов для решения проблем.

Каждый участник должен назвать 5 своих значимых (с его точки зрения) достижений. Затем пациентов просят оценить достижения партнеров по группе.

4. «Мои хобби». Цель — актуализация увлечений подростка как возможной замены компьютерной игре.

Подростки группы разбиваются на пары и рассказывают друг другу о своих хобби. Затем каждый участник рассказывает о хобби партнера по паре. По окончании проводится рефлексия.

5. «Доведение до абсурда». Цель — вызвать смех несовершеннолетнего над собственной патологической увлеченностью компьютерными играми.

Каждый подросток группы придумывают по одному преувеличенному ироничному суждению об игромании сидящих слева и справа от него соседей. Например, «игра — дело всей его жизни, его призвание». «В жизни Димы начался новый этап, он скачал дополнение к «Готике 3». По окончании проводится рефлексия.

6. «Планирование будущего». Цель — актуализация мотивов продуктивной деятельности.

Каждый воспитанник на листе бумаги свои цели на ближайшее будущее и рассказывает о путях их достижения. В конце упражнения проводится рефлексия. Вопросы воспитанникам группы:

кто может помешать достижению Ваших целей?

всегда ли Вы достигаете поставленных целей?

7. «Последствия игромании». Цель — осознание серьезности последствий злоупотребления компьютерными играми.

Психолог демонстрирует два пятиминутных видеороликов, в которых показывает воспитанникам тяжелые последствия компьютерной зависимости. Например, в одном из роликов геймеры после неудачи в компьютерной игре в истерике бьются головой о стол, разбивают мебель, бросаются на членов семьи, мешающих играть.

Подросткам спрашивают об их впечатлениях после просмотра. Затем психолог приводит данные о механизмах развития игромании и возможных психологических, медицинских и социальных последствиях.

9. Домашнее задание:

1) «Я свободен от зависимости»: постепенное снижение времени, проводимого за компьютерной игрой. Каждые 2 дня продолжительность игры должна снижаться на 20% от исходной. Таким образом, к следующему занятию, которое должно состояться через 4 дня, продолжительность игры должна составлять не более 60% от исходной.

Цель — выработка способов преодоления желания играть.

1. «Надувная кукла». Цель — преодоление скованности и напряженности, тренировка мышечной релаксации.

Психолог делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд психолог «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением расслабляются и постепенно опускаются на корточки.

2. «Мой портрет глазами группы». Цель — обратная связь, представление о том, каким воспринимают человека окружающие.

Участники группы рисуют символические портреты друг друга, затем показывают рисунки всей группе. После проведения проводится рефлексия.

3. Проверка домашнего задания «Я свободен от зависимости». Цель — постепенное сокращение времени игры.

Психолог спрашивает каждого участника, насколько успешно он справился с выполнением задания. Участники, сумевшие сократить время игры за прошедшие с прошлого занятия 4 дня на 40% получают дипломы «За выдержку и стремление к работе над собой».

5. «Разрушение мифов». Цель — выявление и анализ иррациональных убеждений, связанных с компьютерной игрой.

Психолог просит группу вспомнить автоматические мысли, которые оправдывают желание играть на компьютере. Примеры таких мыслей: «поиграю еще пять минут и выйду»; «я должен пройти этот уровень сегодня»; «сегодня я очень устал, игра позволит мне расслабиться»; «нужно сегодня хотя бы попробовать ту миссию пройти». Затем группа вместе с психологом объясняет иррациональность и ошибочность подобных установок.

6. «Правила поведения». Цель упражнения — выработка поведенческих стратегий при возникновении непреодолимого желания играть.

Участники группы называют провоцирующие ситуации, которые способствуют возникновению непреодолимого желания играть и совместно разрабатывают правила поведения в таких ситуациях, чтобы не допустить срыва.

7. Домашнее задание:

1) «Я свободен от зависимости»: постепенное снижение времени, проводимого за компьютерной игрой. Каждые 2 дня продолжительность игры должна снижаться на 20% от исходной. К следующему занятию (10 день от начала снижения времени) пациенты не должны играть в компьютерные игры.

Цель — формирование установки на преодоление зависимости, эмоциональное отреагирование проблемы.

1. «Спутанные цепочки». Цель упражнения — преодоление скованности, снижение напряжения, настрой на работу в группе.

Читайте также:  Боксерские упражнения с грифом штанги

Подростки встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. В результате возможны варианты: образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

2. Проверка домашнего задания «Я свободен от зависимости». Цель — довести время, проводимое за компьютерной игрой до нуля.

Участники, сумевшие полностью отказаться от игры в 9 и 10 день от начала снижения времени, проводимого за компьютером, получают от психолога дипломы «За целеустремленность».

5. «Метафора зависимости». Цель — взгляд на проблему зависимости со стороны, отделение проблемы от образа «Я».

Задача участников группы — на листе бумаги символически изобразить свою зависимость. Затем каждый пациент должен посмотреть рисунки всех участников группы. Затем все пациенты по очереди рассказывают об изображенной метафоре и о своих впечатлениях от других рисунков.

6. «Победа над проблемой». Цель — визуализация и осознание имеющихся ресурсов для решения проблемы зависимости.

Подросток участник на листе бумаге символически изображает победу над своей зависимостью, а затем показывает свой рисунок группе и объясняет его. Далее обязательно проводится рефлексия.

7. «Без проблем». Цель — формирование адаптивных поведенческих стереотипов.

Психолог просит участников группы закрыть глаза и описывает ситуации, провоцирующие желание играть. Задача участников — представлять, как они преодолевают соблазн. По окончании упражнения проводится рефлексия.

8. «Подарки». Цель упражнения — создание позитивного эмоционального фона.

Каждый подросток говорит, какие подарки он бы подарил другим участникам группы.

9. Рефлексия. Каждый участник группы описывает свои впечатления от группового занятия.

10. Домашнее задание:

1) «Я свободен от зависимости»: не играть на компьютере до следующего занятия.

Цель — обучение эффективным способам снятия физического и психического напряжения.

1. «Передача сигнала». Цель упражнения — укрепление сплоченности группы, создание атмосферы доброжелательности и доверия.

Подростки становятся в круг и закрывают глаза. Выбирается участник, который передает невербальный сигнал соседу, этот же сигнал сосед передает своему соседу. Таким образом, сигнал передается по кругу.

2. «Расслабление через напряжение». Цель — обучение способу снимать мышечные «блоки».

Психолог обучает группу снимать напряжение в мышцах через поэтапное кратковременное максимальное напряжение отдельных групп мышц, а затем одновременно мышц кисти, предплечья, плеч, лопаток, шеи, лица, пресса, ягодиц, промежности, бедер, голеней и стоп в течение примерно 10-20 секунд. После напряжения нужно полностью расслаблять мышц в течение 1 минуты. Упражнение можно выполнять для профилактики «срывов».

3. Упражнение «Стеклянная дверь». При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует также обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.

4. «Успокаивающее дыхание». Цель упражнения — научиться с помощью изменения ритма и глубины дыхания снижать психическое напряжение.

Инструкция: «Начиная упражнение, следует вдыхать в течение 5 секунд, затем задержать дыхание на 5 секунд и выдыхать в течение 5 секунд. Каждый последующий дыхательный цикл следует сокращать время задержки дыхания и увеличивать время выдоха на 1 секунду. Через несколько дыхательных циклов время вдоха должно составлять 5 секунд, а время выдоха — 10. В таком ритме можно подышать 2-3 минуты».

4. Проверка домашнего задания «Я свободен от зависимости». Цель — положительное подкрепление отказа от компьютерных игр.

Участники группы, не игравшие со времени предыдущей встречи группы, награждаются дипломами «За личностный рост».

5. Аутогенная тренировка. Цель — научить участников группы способам снятия эмоционального напряжения и релаксации.

Психолог перед началом тренировки объясняет физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм упражнений. Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья — на коленях, ноги удобно расставлены).

Упражнение 1. Вызывание ощущения тяжести. Психолог произносит, а участники мысленно проговаривают:

— «я совершенно спокоен» (1 раз);

— «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз);

— «я спокоен» (1 раз).

Далее чувство тяжести вызывается в обеих руках, в обеих ногах, во всём теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

Упражнение 2. Вызывание ощущения тепла. Психолог говорит, воспитанники мысленно повторяют:

— «я спокоен» (1 раз);

— «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз).

Далее переходят к формуле: «Обе руки теплые, обе ноги теплые, все тело теплое». В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».

Упражнение 3. Регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Затем правая рука кладется на область сердца и мысленно произносится 5-6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично».

Упражнение 4. Регуляция дыхания. Используется формула самовнушения: «Я спокоен, мои руки тяжелые и теплые, мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично… Я дышу спокойно, глубоко, равномерно». Последняя фраза повторяется 5-6 раз.

Упражнение 5. Влияние на органы брюшной полости. Вызываются последовательно такие же ощущения, как и при упражнениях 1-4, а затем 5-6 раз повторяется формула: «Солнечное сплетение теплое, оно излучает тепло».

Упражнение 6. Вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1-5. Затем 5-6 раз повторяется формула: «Мой лоб прохладен».

После выполнения упражнений проводится отдых в течение 1-2 минут, а затем выведение из состояния аутогенного погружения. Для этого дается команда «согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть и на выдохе открыть глаза».

Читайте также:  Идеальные упражнения убрать живот

6. «Проигрывание поведения». Цель — выработка устойчивых поведенческих схем в условиях провоцирующих игру ситуаций.

Группа делится на небольшие подгруппы (по 3-4 человека). Каждая подгруппа выбирает из дневников участников наиболее сильные провоцирующие ситуации и должна проиграть на выбор 3 ситуации по ролям перед всей группой. В конце упражнения проводится рефлексия.

7. «Позитивное переформулирование». Цель — тренировка позитивного мышления.

Каждый подросток вспоминает 5 своих проблем и формулирует каждую из них в одном предложении. Затем каждая формулирока должна быть изменена на позитивную. Пример: Я беспомощен перед проблемами. — Я сделаю все, что от меня зависит.

9. Рефлексия участников после проведения тренинга.

8. Домашнее задание: ежедневное выполнение проведенных на тренинге упражнений: дыхательных, «расслабление через напряжение», аутогенной тренировки.

Цель — коррекция отношений.

1. «Необычное приветствие».

Цель упражнения — снятие напряжения, формирование установки на взаимодействие в группе.

Каждый воспитанник должен придумать необычный невербальный способ приветствия и поприветствовать этим способом всех участников группы (они приветствуют его так же).

2. Награждение дипломами «Верность принципам» тех участников, которые не играли в компьютерные игры со времени проведения предыдущего тренинга (интервал между предыдущим и 7 тренингом — одна неделя). Необходимо отметить, что на предыдущем тренинге не была дана установка не играть. Это было сделано специально, чтобы способствовать формированию у несовершеннолетних способности к сознательному самоконтролю.

3. Проверка домашнего задания (каждый участник рассказывает, выполнял ли он каждый день дыхательные упражнения, «расслабление через напряжения, проводил ли аутогенную тренировку).

4. «Каракули». Цель — рефлексия эмоционального состояния, существующих проблем.

Каждый подросток на листе бумаге сначала рисует произвольные линии, штрихи, пятна с минимальным контролем, а затем другим цветом оформляет нарисованные «каракули» в какой-либо образ. Каждый рисунок интерпретируется самим автором, а также интерпретировать могут другие участники группы.

5. «Рисунок семьи/коллектива». Цель — установление характера отношений воспитанника в семье (или коллективе).

Каждый воспитанник рисует свою семью и себя в ней. Далее подростки и психолог интерпретируют свои рисунки и рисунки других участников.

6. «Линии конфликта». Цель — осознание причин, характера, возможных путей разрешения конфликта.

Воспитанники рисуют значимые для них конфликтные ситуации как «разговор двух линий». Выбирается два цвета обозначающие автора и его оппонента. В рабочую руку автор берет фломастер, которым будет нарисована его линия поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер того цвета, которым будет нарисована линия поведения оппонента. Необходимо изобразить динамику конфликтной ситуации, не отрывая фломастеров от бумаги. На втором листе изображается та же конфликтная ситуация, при этом меняются местами фломастеры в левой и правой руке. Таким образом, рабочая рука изображает линию поведения оппонента, а нерабочая — линию поведения автора рисунка. Каждый рисунок интерпретируется автором, от имени каждой линии составляется рассказ. Другие воспитанники группы могут также принимать участие в интерпретации. Вопросы авторам рисунков:

о чем говорит Вам получившийся рисунок?

какой символический смысл он несет?

7. «Моделирование конфликтных ситуаций». Цель — обучение навыкам разрешения конфликтов.

Перед началом упражнения психолог рассказывает о конфликтах и эффективных способах их разрешения. Далее группа разбивается на небольшие подгруппы по 3-4 человека и разыгрывают по ролям 3 конфликтные ситуации, возникающие в семье и коллективе на работе или учебе, а также показывают способы их разрешения. После проведения упражнения проводится рефлексия.

8. Рефлексия участников по итогам проведения группового занятия.

9. Домашнее задание «Договор». При существующих актуальных конфликтах в семье подросток должен составить договор, в котором должны быть определены правила его поведения и взаимодействия с близкими, родственники определяют правила своего взаимодействия, а затем обе стороны подписывают договор и стараются следовать оговоренным правилам поведения.

Цель — закрепление достигнутых позитивных результатов, контрольная диагностика.

1. «Молекулы». Цель упражнения — раскрепощение участников, создание позитивного эмоционального фона.

Психолог говорит: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

2. Проверка домашнего задания «Договор». Цель — научение эффективным способам решения конфликтов.

Участники рассказывают группе, удалось ли применить «договор» для улучшения взаимодействия с близкими.

3. «Диспут». Цель упражнения — развитие навыков конструктивного спора.

Воспитанники делятся на две, приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая команда будет защищать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу. Аргументы высказываются группами по очереди. После проведения проводится рефлексия.

4. Рисунок «Мое настроение». Цель — рефлексия эмоционального состояния, реагирование эмоций.

Психолог дает инструкцию символически изобразить свое настроение. После завершения рисования проводится рефлексия.

6. «Интервью». Цель — развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков.

Каждый участник готовит по одному вопросу для всех участников группы. Члены группы по очереди задают вопросы интервьюируемому. Все участники должны дать интервью. По завершении проводится рефлексия. Вопросы психолога участникам:

легко ли было выполнять упражнение?

что было сложнее — составлять вопросы или отвечать на них?

7. «Письмо». Цель — рефлексия своего состояния до и после участия в группе.

Каждый участник группы пишет письмо, в котором описывает свое состояние до участия в работе группы, впечатления от участия в групповых занятиях и оценивает результаты, которых удалось достичь. Участники могут не подписывать письма, но обязательно сдают их психологу. По желанию, они могут прочитать свои письма группе.

8. Проведение контрольной диагностики. Цель — установление результативности коррекционной работы в группе.

Каждый участник повторно отвечает на вопросы опросника увлеченности компьютерными играми.

9. Подведение итогов работы группы. Цель — рефлексия участников группы.

Каждый подросток рассказывает о своих впечатлениях от работы в группе и говорит пожелания остальным участникам.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни