Упражнения на определение рода имен существительных с ответами

2.2.1. Род имён существительных

Упражнение 30. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания или предложения. Образец: ночное такси; такси подвезло меня к дому.

Авеню, автомобиль-амфибия, автомобиль-цистерна, алиби, альфа-измеритель, антресоль, атташе, аутодафе, балет-фантазия, бандероль, Батуми, бета-излучение, библиотека-хранилище, бикини, бренди, БТР, бунгало, буржуа, ватерполо, ВВС, вечер-встреча, виски, ВПК, вуаль, Гагры, газета «Фигаро», галстук-бабочка, ГКО, Гоби, гороно, гуру, декольте, Дели, денди, джерси, диагональ, диван-кровать, ДНД, ДТП, жалюзи, ЖСК, жюри, закусочная-автомат, зеро, иваси, идальго, импресарио, какаду, канифоль, картофель, кафе-столовая, квартира-музей, клише, колибри, конферансье, кофе, кресло-качалка, кюре, леди, мадам, Маренго, мафиози, миледи, мозоль, моль, монпансье, НЛО, Онтарио, ОРТ, очерк-обозрение, павильон-выставка, падре, пани, пенальти, пенсне, платье-костюм, плащ-палатка, плиссе, пони, портье, пресс-папье-зажигалка, пюре, рандеву, рантье, ранчо, регби, реле, рефери, родео, рояль, сажень, салями, сирокко, сомбреро, табель, табу, Токио, толь, тюль, фасоль, ФБР, фланель, фрау, ФСБ, фуэте, Хоккайдо, Хонсю, цеце, чудо-ребёнок, шампунь, шасси, шимпанзе, шоу.

Упражнение 31. Выберите правильный вариант из существительных. Обоснуйте ответ. При наличии нескольких литературных вариантов укажите, как они соотносятся.

Бакенбард – бакенбарда, банкнот – банкнота, босоножек – босоножка, ботинок – ботинка, браслет – браслета, бутс – бутса, валенок – валенка, ведёрко – ведёрка, вольера – вольер, георгин – георгина, гетр – гетра, гренка – гренок, гипюр – гипюра, жираф – жирафа, заусеница – заусенец, канделябр – канделябра, клавиш – клавиша, комментарий – комментария, корректив – корректива, манжет – манжета, мансарда – мансард, монисто – мониста, мочало – мочала, оладий – оладья, плацкарт – плацкарта, повидло – повидла, погон – погона, помидор – помидора, просека – просек, рельс – рельса, сандалет – сандалета, сандалий – сандалия, тапок – тапка, тапочка – тапочек, туфель – туфля, фильма – фильм, фамилия – фамилие, чинар – чинара, чучело – чучела, щупалец – щупальца – щупальце, эполет – эполета.

Упражнение 32. Найдите в шуточном стихотворении известного лингвиста Б.Ю. Нормана существительные, в которых допущена ошибка в их родовой принадлежности.

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропали тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мыш ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
. Но есть обжора Время –
Вот кто живёт в шкафу.

Источник

Комплекс тренировочных упражнений по русскому языку
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
chast_2._kompleks_uprazhneniy.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.

Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Мы предлагаем Вам упражнения и методические рекомендации по их использованию.

Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.

  • Прочитай существительные, которые называют мужчин.
  • -Каким местоимением можно заменить?
  • -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина . (мужской).
  • -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
  • А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
  • Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
  • Попробуйте подставить местоимения он, она.
  • Можно ли подставить эти местоимения к словам?
  • Какое местоимение подойдёт?

Эти существительные относятся к среднему роду.

Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.

Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .

  • Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
  • Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и, только зная род имени существительного, можно определить окончание у зависимого слова).

Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.

Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.

Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши :м.р., ж.р, ср.р.

Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.

  • Прочитай слова.
  • В каком из столбиков слова мужского рода?
  • Среднего?
  • Женского?
  • По каким признакам ты определил род?
  • Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
  • В каком столбике нет одушевленных существительных?
  • Попробуй дополнить ими.
  • Не получается? Случайно ли это?
  • Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
  • Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.
  • Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
  • Спиши, обозначь в словах орфограммы:
  • Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

  • Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).
  • Определи род выделенных существительных:

Кенгуру скакал огромными прыжками.

Буратино разлил горячее какао .

Мне нравится душистый шампунь .

  • Как определили род? (По окончанию прилагательного, относящемуся к данному существительному).
  • Что нужно делать в случае затруднений при определении рода имен существительных? (определить его по контексту – по зависимому слову или посмотреть в словаре).

Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом, соблюдается логика изучения данного понятия.

Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины: мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).

Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.

Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.

Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети учатся классифицировать существительные.

Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего неодушевленные.

Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.

Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.

Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.

Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.

В заключение работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И . Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2002. — 528 с.

3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.

4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.

5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.

6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

7. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

8. Русская грамматика. Академия наук СССР. Институт русского языка. http://rusgram.narod.ru/1121-1146.html

Таким образом, в ходе данной работы по теме «Освоение учащимися третьего класса способов определения рода имен существительных» в первой главе были определены теоретические основы изучения данной темы. Было выявлено, что изучение категории рода может проходить с семантической, синтаксической и морфологической точек зрения.

Далее мы проанализировали несколько учебных программ с точки зрения изучения рода имен существительных, а именно «Школа 2100» и «Планета знаний» и выделили основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы.

Были изучены знания об имени существительном, которые дети получают до изучения интересующей нас темы и новый материал, который предлагается детям. Мы сделали вывод о том, что программа «Школа 2100» дает довольно полное представление о существительном до изучения категории рода, а при изучении данной темы учащиеся рассматривают понятие «род» с трех точек зрения: синтаксической, семантической и морфологической.

Также данная программа насыщенна упражнениями для наблюдения, что позволяет детям самим сформулировать основные правила, и упражнениями пропедефтического характера, которые прививают детям интерес к языку, желание размышлять и находить правильный ответ.

По программе «Планета знаний», подходя к теме «Род имени существительного», ученики знают, что существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, умеют определять одушевленность – неодушевленность, знают имена собственные и их правописание.

Дается это понятие только с точки зрения морфологии: обращается внимание на окончания и слова – помощники он мой, она моя и так далее. В данной теме в третьем классе не изучаются также способы определения рода несклоняемых существительных и существительных, называющих животных. Также не говорится о том, что род – это постоянный признак.

Подводя итог анализу двух программ, мы определили:

— программа «2010» в третьем классе разносторонне рассматривает понятие «род имен существительных», в то время как по программе «Планета знаний» дети усваивают лишь один способ его определения, получают лишь ознакомительные сведения,

— обе программы предъявляют высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности, отличаются насыщенностью содержания теоретическими знаниями.

Поле этого был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий определить имеющиеся знания учеников для продуктивного планирования дальнейшей работы по изучению темы.

Мы констатировали, что ученики третьего класса довольно успешно определяют род существительных с семантической точки зрения, используя собственный опыт. Они делят существительные с помощью понятий «мужчина – женщина», используют слова «он, она, мой, моя, мое». Наибольшие затруднения вызывает определение рода с синтаксической точки зрения.

Таким образом, в ходе данного эксперимента была подтверждена гипотеза: изучение категории рода имен существительных учащимися третьего класса будет более продуктивным, если при объяснении будут использоваться знания, полученные детьми в ходе предварительной работы.

Дети, не изучая рода имен существительных, смогли определить его, опираясь на собственные знания. В ходе работы они обратили внимания на сложные слова, такие как «тюль», «прорубь», слова общего рода «Сашенька». Эти полученные знания можно будет использовать при изучении данной темы.

Последним шагом была разработка комплекса упражнений, который выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы и направлен на формирование грамматических умений, связанных с изучением данной темы.

На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что все задачи, поставленные в данной работе, выполнены и цель работы: определение методических условий, направленных на формирование грамматических умений по теме «Определение рода имен существительных» достигнута.

Источник

Упражнения по теме «Имя существительное»

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

Выпишите из текста имена собственные.

Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает. Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ . У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ . Что ты делаешь, дитятко? — спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________. Коробочка ________________ , — отвечает дитя, — вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить. Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Морфологические категории имен существительных

Источник

Читайте также:  Имитационные упражнения используются для чего
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни