Упражнения на различение высоты силы тембра голоса

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

Светлана Митяева
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

Упражнение 1. «В лесу»

а)Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал.

Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отга-дывает, кто кричал?

Последний вариант состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу»: он произносит: «Ау!» то тихо то громко.

б) Мы составили кружок,

И сказали «Скок, скок, скок»

Угадай, чей голосок?

Упражнение 2. «Далеко-близко»

а)Взрослый показывает детям игрушку — котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает близко (громко, и как — далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу!», меняя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукает котёнок. Затем педагог предлагает детям мяукать вместо котёнка по команде: «близко», «далеко».

б) Самолетик Л – далеко звук тихий; Л – близко – громко.

Подлетать к героям, предметам, к мамам.

Аналогично можно поработать с звукоподражаниями других животных: кошки, коровы, лягушки, вороны, курицы и т. д.

Упражнение 3. «Котенок»

Логопед объясняет детям, что котёнок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребёнок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто это был (из ребят, ориентируясь на тембр его голося.

Упражнение 4. «Дудочка»

Логопед предлагает детям, опираясь на высоту голоса, определить, какая дудочка играет: большая (ду — ду — ду — низким голосом) или маленькая (ду — ду — ду — высоким голосом); кто плачет: мальчик (а — а — а-низким голосом) или девочка (а — а — а — вы-соким голосом).Для разнообразия можно использовать слова из песни про дудочку:

Ду — ду — ду — ду дудочку Заиграла дудочка

Ду — лу — ду — ду — ду В зелёном саду.

Упражнение 5 «Три медведя»

Логопед выставляет перед детьми картинки или игрушки трёх медведей — большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трёх медведях (сокращенный вариант, произносит соответствующие реплики:

— Кто сидел на моём стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

Очень низким голосом, средним по высоте, и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: Михайло Иванович, Настасья Петровна или маленький Мишутка?

Упражнение 6 «Мама и детеныш»

Детям раздаются картинки домашних животных и их детёнышей — коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи поросёнка, и т. д. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны опираясь на звукокомплекс, поднять соответствующую картинку. В роли водящего постепенно можно подключать кого-либо из детей.

Упражнение 7

а) Логопед показывает, а затем просит воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

— А — плачет, кричит девочка; поёт певица; мама качает малыша; кто-то вскрикнул от боли.

— О — удивление, стон, восхищение, удовольствие и т. д.

— У — гудок паровоза; плач мальчика; игра на дудочке и т. д.

б) Мы по-разному изображаем героев. Какой герой как говорит. Потом мы это прорабатываем. А уж потом загадываем друг другу загадки.

Лисичка – хитренькая (а-а-а-, медведь – грубо, мышка – тоненько.

-Я спою двоих героев, а ты угадаешь.

-А теперь я закрою глаза, а ты мне загадаешь двоих героев.

Упражнение 8 «Матрешки»

Цель – позвучать от тихого голоса до громкого.

Матрешка решила спеть песенку. Она поет так. Самая маленькая матрешка поет тихо-тихо-тихо. Чуть побольше–громче, еще больше–еще громче, а самая большая громче всех. (Варианты – матрешки пришли в школу, и ты их будешь учить; матрешки учат зайчат). Цель – позвучать от тихого голоса до громкого. Можно тихо – громко, а можно и, наоборот, от громкого к тихому.

Можно петь А-а-а; та-та-та; ля-ля-ля.

Упражнение 9 «Рамки-вкладыши»

Зайцы: о-о-о-О о-о-о-О поем о. о-тихо; О – громко

Подходит все, что имеет одну фору, но разный размер.

«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков «Развиваемся, играя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического.

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Читайте также:  Плюсы упражнений с гирей

Игры на различение и правильное произношение звуков [С] и [Ц] в словах Представленные дидактические игры предназначены для детей 5 — 7 лет. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Использование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной среде Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Игровые образовательные ситуации, прогулки,.

Подвижная игра «Спрыгни с высоты» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Спрыгни с высоты» Цель игры. Учить детей, легко спрыгивать с высоты 10 — 25 см, держать равновесие. Материал. Зайчик (игрушка,.

Покорение детской высоты в веревочном парке В Светлогорске есть чудесный уголок – красивое озеро с парком. Прямо на берегу озера расположен веревочный парк с трассами различной.

Мероприятие «Праздник мужества и силы» 21 февраля в нашем детском саду в группе «Васильки» было проведено мероприятие, посвященное празднованию 23 февраля — «День защитника Отечества».

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар — практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Источник

ИГРЫ на Различение высоты, силы, тембра голоса.
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение.

Скачать:

Вложение Размер
игры на развитие высоты, силы и тембра голоса 20.95 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ на Различение высоты, силы, тембра голоса.

Одним из главных естественных богатств человека является его голос , который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.

Голосовой аппарат включает в себя несколько частей: легкие; гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука; совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.
Все эти части находятся в постоянном взаимодействии. Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.
Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.
ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.
Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.
СТАДИИ ГУЛЕНИЯ И ЛЕПЕТА

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия . Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

РАЗВИТИЕ ОТ 1 ДО 5 ЛЕТ

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых. Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко.

Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

— Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.

— Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки.

Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.

Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни.

Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.

Учите ребенка говорить голосом разной высоты . Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..»

Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

Кошка и котенок.

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок». Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Большой и маленький.

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Быстро и медленно.

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок (с 3 лет)

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Три медведя (с 3 лет).

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Карусели (с 3 лет)

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) —

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренинг на различение высоты звука и выполнение «глиссандо» «Счастливый медвежонок»

Данная игра направлена на формирование умений различать и воспроизводить высоту звука. Предназначена для детей 5-6 лет. Используется на музыкальных занятиях.

Восприятие высоты и тембра голоса.

Игры для развития слухового внимания.

Игры на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков

Игры на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков.

Оформление папки-передвижки «Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз «

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв.

Консультация для воспитателей «Формирование фонематического восприятия на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз»

Познакомить воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний сл.

Источник

Читайте также:  Мужские упражнения для домашних условий
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни