Упражнения на развитие ассоциативного мышления у младших школьников

Ассоциативное мышление младших школьников
учебно-методический материал по чтению

Материал полезен для учителей начальных классах при работе над развитием ассоциативного мышления на уроках чтения и русского языка.

Скачать:

Вложение Размер
ped.marafon-assotsiativnoe_myshlenie.docx 564.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Петровская СОШ

«Развитие ассоциативного мышления

младших школьников на уроках чтения.»

Новикова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

Одним из компонентов инновационных технологий обучения является ассоциативный метод.

Чтобы создать условия для благоприятного внедрения в практику работы данного метода необходимо вести совместную работу по усилению познавательной активности и познавательного интереса у учащихся и педагогов. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность речи.

Ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Существуют определённые требования к образам.

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.

В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин «ассоциация» в науке. Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание — различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.

Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.

В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:

  1. Контрастные или противоположные (утро-вечер).
  2. Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
  3. Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
  4. Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
  5. Причинно-следственные по (тучи – дождь).
  6. Тематические (кашель – болезнь).
  7. Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
  8. Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).
  9. подобию понятий: грязь — пыль, свадьба — праздник;
  10. близости в пространстве и времени: телевизор — пульт, кастрюля — суп;
  11. контрасту качеств предмета: тепло — холод, свет — темнота;
  12. обобщению: Ваня — ребенок, роза — цветок;
  13. дополнению: каша — масло;
  14. целому и части: организм — сердце, комната — потолок;
  15. соподчинению конкретному объекту: йогуртница — соковыжималка, кресло — диван.

Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).

Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.

Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

ВАЖНО! При помощи установления связей между словами, образами, понятиями в ходе мыслительного процесса развивается память и происходит генерирование идей. Это очень полезно для творческих людей, первооткрывателей новых законов во всех сферах научной и творческой деятельности.

Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.

Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.

Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.

Рассмотрим приемы ассоциативного мышления на практическом примере. Например, вам нужно сходить на почту и отправить поздравительную телеграмму, но вы постоянно об этом забываете. Если вы собираетесь воспользоваться первым приемом, то выстройте цепочку: телеграмма – почта – голубь (ассоциация по сходству функций). Сконцентрируйтесь на том, чтобы связать звенья в единую наглядную цепь образов. Теперь, увидев на улице голубей, вы сразу вспомните о почте и телеграмме. Второй прием предлагает вам объединить все звенья в одном образе: пусть это будет голубь, держащий в руках телеграмму. Детализируйте картинку, чтобы представить ее как можно нагляднее: белоснежный голубь стучится в окно, опускается на подоконник, косит на вас глазом, а в его клюве – телеграмма. Или представьте себе бумажного голубка, сделанного из бланка поздравительной телеграммы; наверняка, вы сами делали таких в детстве. Вариантов может быть бесконечное количество, все зависит лишь от вашего воображения.

Предложенные приемы также способствуют переводу информации из кратковременной памяти в долговременную, и тогда связанная с помощью ассоциаций информация будет храниться в течение длительного времени.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления у младших школьников, которые могут быть использованы на уроках чтения в начальной школе.(работа со слушателями)

(музыка «Чунга-чанга», заданное слово-героиня)

Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.

По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.

Раскрой секрет друдлов . Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления .(слайд)

Ассоциации к слову (создай образ)

Закрыть глаза и па заданное слово представить правильный образ, если образ сомнительный или его нет вовсе, нужно поднять руку. После произнесения всех слов глаза открывают и разбирают истинные обозначения всех слов (показ слайдов)

КОзлы — сидение для кучера в экипаже.

Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы.

Каланча́ — наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение — дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков (*kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость»).

Кушак — деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура.

Саше — подушечка с ароматизаторами, предназначенная для ароматизации белья или отпугивания моли. Саше — мешочек со специями и душистыми травами, опускаемый на некоторое время в бульон или суп для ароматизации.

Источник

Статья на тему : «Развитие ассоциативного мышления младших школьников »
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Данная статья может быть использована в работе воспитателями в дошкольном образовании,учителями начальных классов и учителями старших классов для развития ассоциативного мышления учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_attestatsiyu.docx 17.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие ассоциативного мышления

Докшина Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

Я предлагаю вам материал об ассоциативном мышлении, о том, какое значение оно имеет в жизни, и как влияет на развитие дошкольников, школьников, да и вообще людей любого возраста. Все дело в том, что наши память и мышление ассоциативны. Это значит, что мы склонны привязывать знания, полученные только что к уже известной информации.

Современный этап развития общества, характеризующийся стремительным научно-техническим прогрессом, глобальной информатизацией и компьютеризацией, повышением роли интеллектуального труда, ставит перед системой образования ряд проблем, важнейшей из которых является развитие мыслительной ассоциативной деятельности учащихся.Цели ассоциативного мышления (творческого синтеза):
— создание новых оригинальных идей, — создание смысловых связей, — стимуляция воображения, — улучшение запоминания и вспоминания. Откуда.
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин «ассоциация» в науке. Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание — различные представления и образы. Существуют определённые требования к образам.

Все люди по-разному запоминают информацию. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

ВАЖНО! Актуальность данной статьи заключается в том, что представленные в ней задания помогают развить у младших школьников ассоциативное мышление, которое, в свою очередь, позволяет непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствует пониманию множественности проявлений мира. Они способствуют прочному усвоению учебного материала,но как развивать ассоциативное мышление у младших школьников,научиться творчески мыслить,воображать,как научится создавать эти образы?Игровой деятельностью!

В статье использованы упражнения для развития ассоциативного мышления младших школьников. Эти упражнения можно использовать на уроках русского языка , математики,литературного чтения,музыки,рисования, а так же во внеурочной деятельности.

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления

Поставить вопросы: «Что это напоминает?», «На что это похоже?»,
Почему это так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?», «Где так бывает?», «Кто сказал, что это так?»

2 .Как и предметы, цифры могут быть обладателями своего определенного цвета. 1. Мысленно представьте цифры в цвете. 2. Раскрасьте их так, как вам нравится. Можно сопровождать музыкой.

3.Математика.Сравнение чисел.1кл..Ассоциация Знаки , = детям предложено представить в образе «птички-жадины», которая поворачивает свой раскрытый клюв в сторону того числа, которое больше. Если числа равны, «птичка жадина» крутит головой и клюв от жадности ломается – получается знак =.

4.Русский язык.Обстоятельство.3кл..Рифмы Чтобы запомнить вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Запомню все вопросы так: Где?, Когда?, Куда?, Откуда?, Почему?, Зачем? и Как?

5.Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

6.Окружающий мир.Запоминание месяцев в которых 30 дней.2 кл..Буквенный код Детям часто сложно запомнить месяцы в которых 30 дней, далеко не у всех получается определять это по костяшкам пальцев. Можно запомнить это с помощью простой аббревиатуры САНИ (сентябрь, апрель, ноябрь, июнь). В календаре два месяца на «а» и два месяца на «и». Берется первый месяц в календаре на эту букву.

Вывод: Игровая деятельность имеет ряд преимуществ ,мало утомляет младших школьников ,активирует их эмоции ,интеллект ,развивает многосторонние способности ,помогает моделировать образовательные процессы. Убеждена, что нет бездарных детей. В каждом можно найти творческую личность. Но успех каждого ребенка в большой степени зависит от взрослых людей. Учитель должен убедить ученика, что он может творить. И для этого необходимо развивать ассоциативное мышление, чтобы ученик смог увидеть прекрасное, научился видеть то, чего раньше не замечал. Таким образом, значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно.

1. Блонский П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2.Азаров Ю. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.

Источник

Читайте также:  Упражнения для чистки ушей
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни