Упражнения на сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных

Практикум по теме «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Отработка ЗУН учащихся по теме «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными». Расстановка знаков препинания, составление схем, определение видов подчинения.

Скачать:

Вложение Размер
praktikum_po_teme_vidy_podchineniya_v_spp_s_neskolkimi_pridatochnymi_9_kl.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы, определите виды подчинения.

Мы знали что если все пойдет удачно дело решится в нашу пользу.

Мы хотели понять что он будет делать дальше и что получится потом.

Когда ребята вернутся мы пойдем в лес чтобы отыскать ту поляну.

И тут я отошел к окну потому что не хотел участвовать в этом споре который так давно шел между ними.

Почему он сказал неправду почему продолжал жить во лжи я понять никак не мог.

Хотя солнце светила ярко я точно знал что домой до заката мы вернуться не успеем.

Я все сделал правильно так что ответ оказался верным хотя этого никто не ожидал.

Мы остановились у излучины где росла густая трава где тихо пели птицы.

А вот и дом в котором я прожил так долго что уже и не помню когда мы там поселились.

Он держался отважно как ведёт себя бравый полковник перед сражением которое решает его дальнейшую судьбу.

Когда небо затянули тучи и пошел дождь мы были вынуждены вернуться домой.

Чтобы поймать рыбу о которой мне столько рассказывал Васька я встал как можно раньше.

Если бы я встал раньше то сейчас был бы уже на месте которое выбрал заранее.

И тот кто верен своим друзьям кто смело встречает жизненные невзгоды может считать себя сильным человеком.

Так как лесника не было дома мы решили пойти к ущелью одни хотя абсолютно ничего не знали о его расположении.

Я рассказал ему о том что нашел поляну на которой росли редкие целебные травы.

Возможно я поступил опрометчиво и глупо рассказав про клад который был зарыт здесь и который безуспешно искали все жители села много лет .

Посмотрев ему в глаза я понял что он мне поможет если я буду с ним честен.

Мы остановились там где река поворачивала к деревне в которой я уже бывал не раз.

Они все сильно расстроились потому что не смогли найти тропинку хотя тщательно изучили план местности.

Он рассказал мне грустную историю своей жизни потому что доверял мне потому что не мог больше держать все в себе.

Когда пришел Ромка мы не знали так что были несказанно удивлены его появлению.

Спустя несколько минут я остановился чтобы сориентироваться на месте и понять куда мне двигаться дальше.

Если бы я знал что он меня обманет то я остановился бы на ночлег у лесника который жил в избушке на окраине леса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений.»

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок «открытия» новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.Методическое сопровождение – УМК под редакцией В.В. БабайцевойЦел.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА Задачи урока: Образовательныесовершенствовать умения различать.

Урок на тему «Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение».

Урок на тему «Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение» с использованием сингапурских структур.

Самостоятельная работа по теме «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными»

Проверка ЗУН учащихся по теме «ВИды подчинения в СПП с несколькими придаточными». Расстановка знаков препинания, составление схем, определение типов придаточных и видов подчинения.

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител.

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр.

Источник

Упражнения по теме «Сложноподчинённые предложения»

СПП1. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Дайте характеристику каждому предложению: простое или сложное, если сложное — ССП, CПП или БСП. Выделите союзы овалом, союзные слова — прямоугольником, элементы указательно-соотносительных конструкций — треугольниками.

1. Я соб..ралась встать как вдруг глаза мои ост..новились на (не)подвижном человеческом образе.

2. Я вгл..делась то была молодая красивая девушка.

3. Она с..дела в двадцати шагах от меня задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. А левый дальний берег (по)прежн..му тонул во тьме и тьма рисовала там огромные (не)лепые фигуры.

5. Я полюбил эту маленькую окраи..ую улицу и был уверен что она самая живописная. (К. Паустовский)

6. То что тихо я тебе ра..казываю так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак)

7. В берёзовом лесу всегда светлее как будто берёзы сами светят..ся тихим светом и осв..щают пространство вокруг себя. (В. Солоухин)

8. Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин)

9. Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица)

10. Было ясно что надо торопит..ся.

11. Что написано пером не вырубишь топором. (Пословица)

12. Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

СПП2. Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы. Задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид.

1. Вечером я встретился с другом который меня уже ждал в том кафе где мы условились увидеться.

2. В тот час когда солнце всходит птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал как шумит ручей и как дует ветер.

4. Мы не спросили чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта.

5. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов на поляне раскинувшейся за моим окном.

6. Ученик готовился к контрольной работе так как советовал учитель.

7. Мы плывём наудачу так как темнота после зарниц кажется ещё гуще.

8. Всюду где только лес был пореже лежали на земле тени.

9. У казака такой конь что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту чтобы подышать свежим воздухом.

СПП3. Перепишите предложения, вставляя пр о пущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1. Лучшая доля достаёт..ся тому кто стр..мит..ся к успеху.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере..ы делать.

3. Чего я жду (не)знаю сам.

4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.

5. Я (не)могу определё..о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.

6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.

7. Утром когда ещё солнце не успело поднят..ся мы покинули поселок.

8. Науче..ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.

9. Тропинка подн..мается в скалы где смотрят..ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.

10. Я взбежал по лес..нице которая вела в св..тлицу и вош..л в комнату.

11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.

12. Я смотрю (в)даль где видны с..луэты судов и вижу ми..ионы огней.

13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

15. Я пол..гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.

16. (Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра..чихаеш..ся когда войдёшь.

17. Вы думали что я буду слушать смире..о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об..явили ему что мы уходим.

СПП4. Перепишите предложения, вставляя пр о пущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

    1. Все говорили что я перем..нился что я выр..с и поумнел.
    2. Ко мне пришёл Савич сказать что последняя лодка идёт на берег и что(б) я поторопился.
    3. В то(же) время мелькала у меня мысль что я спрятался что маменька не увид..т моих слёз.
    4. Там был старенький домишко где жил (не..)когда мой дедушка и где р..дились все мои тётки и мой отец.
    5. Ра..кажи мне хорошенько каков он собою и что он за человек.
    6. Мать сказала что устала лежать и что ей хочет..ся пос..деть.
    7. Они убегали на Запорожье если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
    8. Его надо вид..ть летом когда все деревья будут покрыты плодами и когда заиграют все мои двадцать р..дников.
    9. Я хочу ра..казать вам историю жен..щины которую вы все видели и которую (н..)кто из вас (н..)знал.

СПП5. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки на стыке союзов. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

СПП6. Выпишите сначала предложения с союзами , затем — предложения с союзными словами . Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1) Когда мне было восемь лет я пошла смотреть балет. (А. Барто)

2) Жизнь ты помн..шь солдат что погибли тебя защищая? (К. Ваншенкин)

3) Если жизнь тебя обман..т (н..)печалься (н..)сердись! (А. Пушкин)

4) В берёзовом лесу всегда светлее (как)буд(то) берёзы сами светят..ся тихим светом и осв..щают пространство вокруг себя. (В. Солоухин)

5) Как надо парту открывать не знала я сначала и я не знала как вставать чтоб парта не стучала. (А. Барто)

6) Нуж..н маленький кувшинчик что(бы) мог малютка джиннчик уместит..ся ловко в нём становит..ся вдруг огнём над кувшином выр..стать джинном настоящим стать! (Г. Ляховицкая)

7) Впрочем чувство с которым глядишь на себя это чувство забыл я. (И. Бродский)

8) С реки доносились какие(то) звуки словно тихо охала чья(то) могучая тоскующая грудь. (М. Горький)

9) То что написа..о пером не выруб..шь топором. (Пословица)

10) Какова Маланья, таковы и оладьи. (Пословица)

11) Проголодавшись я заш..л в ресторан и стал размышлять что(бы) мне заказать.

12) Кто может знать что ждёт меня? (А. Пушкин)

СПП7. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы. Обозначьте союзы овалом, союзные слова прямоугольником, а указательно-соотносительные конструкции — треугольником. Определите виды придаточных.

1 ) Здесь герой наш поневоле отступил назад и поглядел на него пристально.

2) Ему случалось видеть немало всякого рода людей даже таких каких нам с читателем может быть никогда не придётся увидеть но такого он ещё не видывал.

3) Лицо помещика было почти такое же как у многих худощавых стариков.

4) Один подбородок только выступал очень далеко вперёд так что Плюшкин должен был каждый раз закрывать его платком чтобы не заплевать.

5) Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей как мыши когда высунувши из тёмных нор остренькие морды они высматривают не затаился ли где кот или мальчишка-шалун.

6) Никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться из чего состряпан был его халат.

7) Рукава и полы до того засалились что походили на юфть какая идёт на сапоги.

8) Сзади вместо двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

9) Нельзя было разобрать что у него было повязано на шее чулок подвязка или набрюшник но никак не галстук.

10) Словом если бы Чичиков встретил его где-нибудь у церковных дверей то вероятно дал бы ему медный грош.

11) Но перед ним стоял не нищий а помещик у которого была тысяча с лишком душ.

СПП8. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите основы. Укажите виды придаточных.

1) Юность весеннее время человека в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжнин, автор трагедий 18 века)

2) Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. (К. Ушинский, российский педагог 19 века)

3) Человек перестаёт осуждать других как только победит самого себя. (Л. Толстой, русский писатель)

4) Солома была гнилая и рыхлая так что волчиха едва не провалилась. (А. Чехов, русский писатель)

5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям выработайте его у себя. (К. Станиславский, актёр, режиссёр, театральный педагог, основатель Московского художественного театра)

6) Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро. (А. Чехов, русский писатель)

7) Он говорил о временах грядущих когда народы распри позабыв в великую семью соединятся. (А. Пушкин, русский писатель)

8) Путешествие не показалось ему столь ужасно как он того ожидал. (А. Пушкин, русский писатель)

9) Этот слепой не так слеп как кажется. (М. Лермонтов, русский писатель)

10) Объём человеческой памяти очень велик и чтобы легче заполнялась память её надо тренировать. (П. Капица, учёный-физик)

СПП9. Преобразуйте сложносочинённые и бессоюзные предложения в сложноподчинённые.

1) Стартовали выпускные экзамены, и девятиклассники погрузились в подготовку к итоговой аттестации.

2) Завершился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов.

3) В аудитории душно, нужно открыть форточку.

4) Шли дожди, но мы отправились в поход: ждать хорошей погоды не было ни сил, ни желания.

5) Я прибавил шагу: мне необходимо было попасть на утиное озеро к рассвету, оно находилось в семи верстах от опушки леса.

СПП10. Перепишите, расставляя знаки препинания, предложения с несколькими придаточными, определите их виды. Выделите грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.

1) Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. (Дмитрий Лихачёв, доктор филологических наук, академик)

2) Мы были в саду когда в рогатых васильках что росли у забора вдруг объявился заяц. (Юрий Коваль, советский писатель)

3) Храбрость какую Лермонтов проявлял на войне лишь раздражала царя который в боевых действиях никогда не участвовал и гораздо больше любил манёвры и парады. (Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

4) В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил что если бы 14 декабря он был в Петербурге то находился бы в рядах восставших . (Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

5) В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум который должен был решить в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил. (Лев Толстой, русский писатель)

6) Казалось обе стороны выжидали чтобы наяву убедиться чей образ жизни окажется в конце концов более правильным и потому более выгодным. (Фазиль Искандер, российский писатель)

7) Мы знаем что когда человека считают чужим или не таким как все то его дразнят над ним смеются его не принимают играть его даже иногда колотят. (Людмила Петрушевская, российкий писатель)

8) Я почувствовал как трудно мне будет в одиннадцатом классе потому что хотя учебный год ещё только начался но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе и на подготовительных курсах.

СПП11. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложениях.

  1. Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели их неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были (6) утверждавшие это (7) очевидцы.
  2. Я молчал (1) и (2) когда старуха кончила свою красивую сказку (3) в степи стало тихо (4) как будто (5) и она была поражена силой Данко (6) который сжёг для людей (7) своё сердце.
  3. История развития науки вселяет определённый оптимизм (1) так как учёные уверяют (2) что (3) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (4) оно может стать бессмертным (5) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью (6) о чём мечтал (7) известный в России (8) философ-космист Николай Фёдоров.
  4. Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) её крик гулким эхом (4) отзывался по всему (5) ещё не проснувшемуся (6) лесу.
  5. Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим весёлым огнём (6) и подошёл ко мне (7) появившись из ночного сумрака.
  6. Микеланджело многие современники считали (1) равным Богу (2) и (3) когда он умер (4) некоторые художники придавали святым (5) портретное сходство с великим мастером (6) чей гений так и остался непревзойдённым.
  7. Чтобы нарисовать тебя (1) выберу я (2) тихое лесное озеро в зелёной камышовой раме и (3) наверное (4) буду ждать (5) когда настанет светлое сентябрьское утро (6) пахнущее мятой и сосновыми иглами (7) и тогда я примусь за работу.
  8. Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анна подумала (4) что они ей приветливо подмигивают (5) и (6) если бы не было в купе попутчиков (7) она непременно расплакалась бы.
  9. Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) и астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что столкновения не произойдёт (7) как это было (8) например (9) в Челябинске в 2013 году.
  10. Мне нравились её глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже видн елись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно (7) было встречаться с ними .

CПП12. Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.

0. Прокуратор (1) когда пришлось остановиться (2) на одном из крутых поворотов (3) громко свистнул (4) чтобы (5) услышав знакомый свист (6) прибежал его верный пёс Банга (7) который любил прокуратора (8) и считал (9) что он очень сильный и смелый человек.

Номер предложения Грамматические основы Виды придаточных Цифры на месте запятых
Прокуратор свистнул; пришлось остановиться; прибежал пёс; который любил и считал; он сильный и смелый человек. обст. времени; обст. цели; определительное; изъяснительное 1345679
1
2
3
4
5
6
7
8

1. Прошлым летом (1) мне довелось жить (2) в подмосковной усадьбе (3) где сдавалось несколько небольших дач (4) и (5) хотя раньше я не ездил (6) летом на дачу (7) в этот раз захотелось ощутить (8) вкус загородной жизни.

2. В парке (1) деревья были так велики (2) что дачи (3) которые были построены в нём (4) казались маленькими (5) и имели вид туземных жилищ (6) какие мне приходилось видеть (7) в экзотических странах.

3. Я поселился на окраине парка (1) откуда виден был (2) густой (3) лиственный лес (4) который по ночам величественно шумел (5) и шумом своим убаюкивал.

4. По тому спокойствию (1) что царило повсюду (2) и по чистоте неба (3) и воздуха (4) казалось (5) что дождя уже (6) наверняка (7) больше не будет.

5. Когда же шли летние дожди (1) я (2) засыпая (3) слышал (4) как на крышу рушится ливень (5) с не прекращавшимися ни на минуту (6) громовыми раскатами (7) и (8) ослепительно сверкающими (9) молниями.

6. В конце октября (1) когда дни еще по-осеннему ласковы (2) и когда уезжают (3) обременённые чемоданами и баулами (4) последние курортники (5) наслаждавшиеся солнцем и морем (6) крымский город Балаклава (7) начинает жить своеобразной жизнью.

7. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу (5) и (6) несмотря на то (7) что женщины в поэзии — редкое явление (8) именно Цветаева вместе с Ахматовой и Ахмадулиной (9) составили отдельный пласт русской женской поэзии.

8. В годы Великой Отечественной войны (1) б локадный Ленинград (2) стал символом стойкости и мужества советских людей (3) так что (4) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (5) на которых (6) умирающие от голода (7) дети по четырнадцать часов в день делали снаряды для фронта (8) то многие отказывались верить (9) что такое возможно.

СПП13. Дайте ответы на вопросы по теме «Сложноподчинённые предложения».

  1. Продолжите мысль: если в сложносочинённом предложении части сохраняют смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, то в сложноподчинённом.
  2. Как называется независимая предикативная часть СПП?
  3. Как называется зависимая предикативная часть СПП?
  4. Какими средствами связаны части СПП?
  5. Если первая придаточная часть подчинена главной, а вторая придаточная подчинена первой придаточной, то такое подчинение называется.
  6. Если одинаковые по смыслу придаточные относятся к разным словам в главном предложении или к одному и тому же слову в главной части относятся разные по смыслу придаточные, то такое подчинение называется.
  7. Как влияет на пунктуацию в СПП связь однородных придаточных при помощи союза И?
  8. Если придаточная часть отвечает на вопрос «несмотря на что?», то такое придаточное предложение относится к виду.
  9. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  10. Заполните таблицу: напротив каждого суждения напишите «союз» или «союзное слово».
    Суждение Союз или союзное слово?
    1) Не падает интонационное (логическое) ударение.
    2) Невозможно заменить местоимением.
    3) Является членом предложения.
    4) Можно убрать из СПП без потери смысла.
    5) Можно усилить частицей же или именно.
    6) Повествовательное предложение с ним можно превратить в вопросительное.

CПП14. Перепишите предложения. Выделите грамматические основы. Укажите виды всех придаточных. В предложениях, содержащих более одной придаточной части, укажите способ подчинения.

1. В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил что предлагает мне ехать в Париж чтобы устроить ряд симфонических концертов которые ознакомили бы французов с русской музыкой.

2. Я с восторгом согласился принять участие в этих концертах уже зная как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша музыка известна западному слушателю.

3. Когда я приехал в Париж и остановился в отеле где жил Дягилев я сразу понял что затеяно серьёзное дело и что его делают с восторгом.

4. Интерес парижан к предприятию которое затеял Дягилев оказался настолько велик что мы внезапно оказались в затруднительном положении.

5. И хотя помещение для концертов снято в Большой опере не было возможности удовлетворить всю публику что желала слушать русскую музыку.

6. Небывалый успех концертов был настолько солиден что это подало нам мысль поставить в будущем сезоне русскую оперу например «Бориса Годунова» который уже давно мечтали показать на российской сцене.

7. Мы ставили спектакль целиком несмотря на то что это невозможно было в России ибо не позволяли цензурные условия.

Источник

Читайте также:  Как разработать сустав при контрактуре упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни