Упражнения на тему предложения с обращениями

Упражнения по теме « Обращение»

Упражнения по теме « Обращение»

1.Найти предложения с обращением. Выписать их, расставляя знаки препинания.

1. Зима говорят в этом году будет холодная. О случившемся говорят по-разному. 2. Он был казалось лет шести. Это казалось странным. 3. Друзья к чему весь этот шум, я ваш старинный сват и кум… Друзья весело бежали на рыбалку.4. Читателю может быть уже наскучили мои записки. Работа может быть закончена в срок. Читатель отправимся вместе в этот увлекательный мир. 5. Старуха очевидно часто рассказывала о горящем сердце Данко. Недовольство его было очевидно.6. Не печалься родная лучшее впереди. Родная школа встречала нас.

2. Расставьте запятые

1) Барин не прикажешь ли воротиться?

2) Свет ты мой послушай меня старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё!

3. Переписать, расставляя знаки препинания

1) «Смилуйся государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится…»

2) Бабушка постой немножко!-

Ей кричит она в окошко…

3) Воротись дурачина ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.

4) Шуми, шуми, послушное ветрило!

Волнуйся подо мной угрюмый океан.

5) Звезда печальная вечерняя звезда

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины

6) «Царь ты наш отец народа! –
Возглашает воевода. –
Государь проснись, беда!»

1.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тебе Кавказ суровый царь земли

Я снова посвящаю стих небрежный.

Как сына, ты его благослови

И осени вершиной белоснежной.

2.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мой первый друг мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

3.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Еще ты дремлешь друг прелестный

Пора красавица проснись…

4.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Говорит она ему.

5.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна!

Сердце будь же мудро.

6.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дай руку Дельви, что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!

Прости мне милый друг двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье мне было недосуг.

7. Укажите предложение(ия) с обращением. (Запятые не расставлены)

1.Где бы я ни бывал а душа моя тянется к тебе родная моя земля!

2.Бездонное чистое небо раскинулось над островом приютом моего одиночества.

3.Утону в его синеве в синеве этого необъятного неба!

4.Кто сказал тебе о синее море что я смогу прожить без тебя?

5.А чьи это глазки Машенька смотрят на меня чьи это ручки тянутся ко мне?

8.Укажите предложение(ия) без обращений. (Запятые не расставлены)

1.Молодые подойдите к регистратору.

2.Эх ты натворил дел!

4. Мой друг расскажет вам о солнечной Грузии.

5. Танцующие обратите внимание на ритм.

9.Укажите предложение(ия) без обращений. (Запятые не расставлены)

1.Никитин зайдите в почтовое отделение.

2.Вы Никитин зайдите в почтовое отделение

3.Эй вы зайдите в почтовое отделение.

4.Вы зайдёте в почтовое отделение, а вы отправитесь домой.

5.Ребята вы зайдите в почтовое отделение.

10 Укажите номер(а) предложения(ий), осложнённого(ых) обращением, (Запятые не расставлены)

1.Тише вы! – крикнула Феня.

2. Что вы такой герцогиней смотрите красавица вы моя?

Источник

Дидактический материал по русскому языку для 5 класса на темы «Предложения с обращениями» и «Прямая речь»

Материал по русскому языку интересен и ценен тем, что представляет собой выборку из произведений, изучаемых в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 5 класса на темы «Предложения с обращениями» и «Прямая речь»»

5 класс Предложения с обращениями

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Дедушка я перед вами очень в..новата. 2. Да ты бы Люся сама басни с..чиняла. 3. Ишь какая ты умная Люся! 4. Наина где твоя краса? 5. Ты дог..дался мой ч..татель с кем бился доблес..ный Руслан. 6. Ч..татель рас..кажу тебе, куда красавица девалась.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Уж и есть за что Русь могуч..я полюбить тебя назвать матерью. 2. Ты сер а я приятель сед. 3. Шир..ко ты Русь по лицу земли в красе царственной разв..рнулася. 4. Как милый п..тушок п..ёшь ты громко важно! 5. Спи д..тя моё усни. 6. Забудь о них моя кр..савица.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Куда ты вит..зь нер..зумный? 2. Подойди подойди Муму к барыне. 3. Друзья к чему весь этот шум? 4.Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотит..ся? 5. Вперёд чужой б..де не смейся г..лубок. 6. Что ты ржёшь мой конь р..тивый?

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Р..бята не Москва ль за нами? 2. Что тебе мужественный ст..рик от меня надобно? 3. Ты Антипыч лучше нас знаешь, где правда. 4. Деточки вы не маленькие, сами должны знать. 5. Поди Белоснежка закрой попл..тнее дверь. 6. Господин к..питан прикажите принять меры!

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Тузик зам..лчи мой маленький моя бедная с..бачка. 2. Сп..ёмте друзья ведь завтра в п..ход. 3. Вы же кумушки – с..стрицы выбирайтесь из св..тлицы. 4. Мой милый Кай наконец –то я тебя нашла! 5. Я в..новат

Читайте также:  Простое односоставное предложение упражнения

перед тобою мальчик. 6. Пр..щай Дина век тебя помнить буду.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Эй вратарь готовься к бою! 2. Что дремучий лес призадумался? 3. Куда ты светлый ручеёк стремиш..ся? 4. Присядем друзья перед дальней дорогой. 5. Отдыхающие будьте взаимно вежливы! 5. Дай Джим на счастье лапу мне. 6. И в самом обычном н..ряде мила ты Отчизна до слёз.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Кого ты ожидаеш.. Бим? 2. За кем же ты гнался милый пес? 3. Чья это собака мальчики? 4. Что же нам теперь делать Серёженька? 5. Покорнейше вас бл..годарю барин. 6. Мисс да успокойте же наконец ребёнка.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1.О Волга к..лыбель моя! 2. До св..дания лето! 3. Пр..вет тебе мой край родной! 4. Вам от души желаю я друзья всего хорошего. 5. Что ты рано осень в гости к нам пришла? 6. Присядем друзья перед дальней дорогой. 7. Сыпь ты ч..рёмуха снегом.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1) Вот друга я люблю вскр..чал Демьян. 2) Вор..тись поклонися рыбке г..ворит старику старуха. 3) Ведь это дереву вр..дит ей с дуба ворон говорит. 4) Илья спрашивает про какие ты бабушка худые думки сказываешь? 5) Над Ильёй посмеиват..ся стали ты в уме ли парень? 6) Старушонка смеётся погл..жу я, как ты ковш до себя дотянешь.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1) Там видно будет отв..чает Илья. 2) Я хочу сесть в к..рету вскр..чала маленькая разбойница. 3) Вот моё р..дное северное сияние сказал олень. 4) Вдруг лесные голуби проворковали мы вид..ли Кая. 5) Она сказала возьми назад свои м..ховые сапожки. 6) Да ты обманешь зам..хал ему в

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1) Оставьте его Гаврила Андреич промолв..л Степан. 2) Степан приговаривал выходи выходи! 3) Муму подойди же ко мне говорила госпожа. 4) Пойдём Маруся наверх позвал Валек с..стру. 5) Что же теперь будет спр..сил он грус..но. 6) Не бойся Вася ободрила меня Маруся.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1) А вы разве нищие спр..сил я упавшим голосом. 2) Я проговорил в грус..ном раздумье в..ровать нехорошо. 3) Принесите ей что- нибудь поесть сказала барыня. 4) Не годится т..варища бросать ответил он. 5) Зам..хал руками и закричал братцы выручайте! 6) Окружили его казаки спрашивают кто ты откуда?

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1) Красно со..нце отвечало я царевны не в..дало. 2) Кай что ты делаешь воскликнула девочка. 3) Всё ещё мёрзнешь спр..сила она. 4) Бл..годарствуй за обед старушоночка сказала. 5) Не к д..бру братья молвили. 6) Соседка перестань срамиться ей Шавка говорит.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1) Что прикажете Гаврила Андреич проговорила она тихим голосом. 2) Жилин подумал а не уехать ли одному, без с..лдат? 3) Чего она радуется думает Жилин. 4) Зам..хал руками закр..чал что было духу братцы выручайте! 5) Кусачка подойди ко мне звала она собаку. 6) Как же нам быть с Кусакой в раздумье спрашивала Лёля.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1) Отчего же стрясся мороз спросил Филька. 2) Панкрат строго сказал ты брось р..веть! 3) Дяденька не уезжайте закричал он. 4) Кто-то из рыбаков сказал вот и озеро Васюткино. 5) Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку сказала старушка. 6) Тут не до отдыха сказала Герда.

7) Мой жених рас..казывал мне о вас столько хорошего сказала ручная в..рона.

Источник

Упражнения по теме «Обращение»

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн. посвятим души пр. красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони. ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи. я туча рассе. нной бури одна ты несё. ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн. я звезда твой луч осеребрил увядшие р. внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд. товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав. те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк. . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

Читайте также:  Упражнения для разминки лица для детей

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела.

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
. Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою. И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Читайте также:  Упражнения на ляшки при беременности

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия. (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тест по теме «Обращение»

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

7. Установите соответствие:

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости — подлежащее.

Б. Князь — подлежащее.

В. Гости — обращение.

Г. Князь — обращение.

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

2) вводное слово.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко.’

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни