Упражнения на уверенность перед экзаменом

Социально-психологический тренинг «На экзамены с уверенностью»

Треннинг для студентов и учащихся, направленный на развитие увереннгсти во время экзаменов

Скачать:

Вложение Размер
sots.-psihologich.trening.doc 58 КБ
doklad_kiryushk._chteniya.doc 34 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«На экзамены с уверенностью»

Известно, что определенный уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для нормальной жизнедеятельности. Поэтому большое значение приобретает изучение этого состояния в практической деятельности человека с целью повышения его надежности в экстремальных условиях. Для студента наиболее часто встречающейся экстремальной ситуацией является сдача экзамена.

Существуют два основных вида тревожности:

Личная тревожность (черта характера) свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги. Лица с низким уровнем тревожности показывают лучшие результаты в ситуации стресса как при выполнении более легкой, так и более трудной деятельности. У студентов с повышенной тревожностью выполнение деятельности в стрессогенных условиях вызывает значительное нервно-психическое напряжение, обусловленное их чрезмерной требовательностью к себе. Такие люди чаще и интенсивнее испытывают состояние тревоги. Однако повышенный уровень тревожности может оказывать и положительное влияние на деятельность в ситуациях контроля знаний. Так, высокий уровень интеллекта наряду с высоким уровнем личностной тревожности способствует проявлению высоких показателей успеваемости.

Реактивная тревожность (состояние) характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени.

Как эмоциональная реакция на стресс тревожность существенным образом влияет на поведение, оказывая либо активизирующее, либо дезорганизующее воздействие. Это состояние может проявляться ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. На некоторых студентов экзамены могут оказать значительное травмирующее воздействие на психику, вплоть до появления невротического расстройства. Возможность провала на экзамене становится сигналом жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация становится препятствием, которое может лишить человека уважения в глазах других людей и своих собственных. Подлинная причина такого состояния – в раннем опыте неудач, а предстоящий экзамен делает его актуальным.

Одной из форм работы, направленной на контролирование своей тревожности, является психологический тренинг. Данный тренинг я использую в своей работе со студентами нашего учебного заведения. Направлен тренинг на сохранение психического здоровья студентов в условиях стрессогенной ситуации.

«На экзамены с уверенностью»

Цель : снижение ситуативно-личностной тревожности у студентов во время сдачи сессии, подведение к осознанию необходимости уверенного поведения в ситуации экзамена.

  1. Анализ своего поведения и состояния во время сдачи экзаменационной сессии
  2. Повышение стрессоустойчивости
  3. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы
  4. Тренировка навыков уверенного поведения
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы

Форма организации : групповая

Методы : психологические упражнения, беседа, медитативная техника

Оборудование : бейджи, бумага, ручки, карточки

Продолжительность : 1ч 10мин

  • Приветствие. Сообщение цели встречи
  • Знакомство
  • Правила группы
  • Игра «Делай как я !»
  • Упражнение «Откровенно говоря»
  • Мини-лекция «Как вести себя во время экзамена»
  • Упражнение «Встряхнись»
  • Техника «Какого цвета ваша уверенность?»
  • Подведение итогов

«Здравствуйте, меня зовут_________________. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы подготовить себя к предстоящей сессии, настроится на уверенное поведение во время сдачи экзаменов. Для этого мыс вами проведем ряд упражнений, направленных на снижение стресса, напряжения и тревоги, возникающих во время сдачи экзаменов».

Для того, чтобы нам было удобнее общаться, я предлагаю каждому написать свое имя на бейдже. Теперь по кругу каждый называет свое имя, хобби и говорит о своем состоянии на данный момент.

«После того как мы познакомились, давайте обсудим основные правила взаимодействия в группе. И вам предлагается принять следующие правила:

— конфиденциальность происходящего в группе;

— активность. Это правило предполагает возможность каждого участника высказывать свое мнение, делиться своими мыслями и чувствами;

— общение по принципу «здесь и теперь» (обсуждается только то, что происходит в данный момент;

— уважение к говорящему;

Принятие правил сопровождается их обсуждением в группе».

Игра «Делай как я ! »

Цель : подготовка к основной части занятия, активизация участников, развитие инициативы.

«Прежде чем перейти к основной части нашего занятия, давайте немного встряхнемся». Все встают в ширину за ведущим, который начинает двигаться по кругу со словами: «Делай как я!» и показывает какое-либо движение. Участники повторяют это движение и делают его до тех пор, пока кто-то другой из участников не скажет: «Делай как я!» и предложит свое движение. Желательно каждому что-то предложить свое».

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель : создание положительной мотивации к предстоящему занятию, сплочение группы, углубление процессов самораскрытия.

Материал: карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция : «Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенным и искренним.»

Примерное содержание карточек:

  1. Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…
  2. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
  3. Откровенно говоря, когда я вижу незнакомый мне вопрос в билете…
  4. Откровенно говоря, когда я вижу свою отметку …
  5. Откровенно говоря, когда я вижу, что преподаватель не в настроении…
  6. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к предстоящим экзаменам…
  7. Откровенно говоря, когда я надеюсь только на удачу или на счастливый случай…
  8. Откровенно говоря, когда я держу в руках свою зачетку…
  9. Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
  10. Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…
  11. Откровенно говоря, когда я прихожу на предэкзаменационную консультацию…
  12. Откровенно говоря, когда я беру билет…
  13. Откровенно говоря, когда я вхожу в аудиторию…
  14. Откровенно говоря, когда я слушаю дополнительный вопрос экзаменатора…
  15. Откровенно говоря, когда я стою перед дверью в экзаменационную аудиторию…

Мини-лекция «Как вести себя во время экзамена»

Цель: познакомить студентов с правилами поведения до и во время экзамена.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

  1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься».
  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  3. И вот ты перед дверью аудитории. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен!». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих сокурсников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  5. Смело входи в аудиторию с мыслью, что все получится.
  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что все у тебя получится.
  7. Можно выполнить дыхательные упражнения для снятия напряжения:
  • Сядь удобно,
  • Глубокий вдох через нос (4-6 сек.),
  • Задержка дыхания (2-3 сек.) и выдох.
  1. Постарайся сосредоточиться, забыть об окружающих.
  2. Соберись с мыслями.

Цель : избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.

Инструкция: « Я хочу показать вам, наиболее простой и доступный способ приведения своего эмоционального состояния в норму:

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Ваше самочувствие после выполнения упражнения?»

Техника «Какого цвета ваша уверенность?»

Цель : возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.

Инструкция : «Представьте себе свою уверенность. Опишите какого она цвета. Высказываться будем по кругу. (Уверенность не должна быть бесцветной, серой, черной, белой или коричневой).

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза или можете оставить их открытыми. Представьте себе свою уверенность в виде облака того цвета, которого она была изначально…сделайте глубокий вдох и попытайтесь как можно сильнее впитать всю силу облака уверенности…Почувствуйте как ваше тело наполняется силой…Выпрямляется осанка, расправляются плечи, наливаются силой руки и ноги…Вы полны энергии и уверенности!

Прочувствуйте это состояние, запомните его и прибегайте к нему в нужные для вас моменты. Теперь вы можете открыть глаза.»

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

А сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы нашей мини-анкеты:

  1. Какие открытия Вы сделали для себя?_______________________
  1. Что нового узнали?_______________________________________
  1. Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
  1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976;
  2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964;
  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М. : Академия, 2001;
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь., 2001;
  5. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей. – М., 1989;
  6. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. — М.,1971.

Предварительный просмотр:

Преподаватель филиала ГОУ СПО «СОКИ» в г.Балашове

Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников

Музыка – это специфический язык, отличный от словесного общения, но не чужой для человека. Мы все музыкальны. Мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с раннего детства до глубокой старости. Музыка является таким же средством общения, как и отдых. Наслаждение музыкальным представлением в обществе других людей дает нам возможность разделить радость, что является важной частью социального благополучия и присуще любому обществу и любой культуре. Музыка – это абсолютный центр нашего существования. Это основной стержень нашей личности, одна из определяющих черт человечности в целом. [5] В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них» [1]. «Музыка – могучий источник мысли, — читаем мы у В.А.Сухомлинского.- Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка» [6]. Чтобы осуществить полноценное и последовательное музыкальное развитие ребенка, необходимо найти те ранние признаки, которые могут определить перспективу этого развития. Ответ на этот вопрос мы находим в трудах Б.М.Теплова. «Восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда слухо-двигательный процесс [7]. Формирование музыкально-ритмического чувства можно считать отправным моментом в музыкальном воспитании детей.

Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах нашей страны имеют целью сделать музыку естественной и потому необходимой частью жизни ребят, постоянно действующей силой, под воздействием которой ребята способны раскрыть свои творческие способности, научиться «яснее мыслить и глубже чувствовать», становиться настоящим человеком [4]. И в этом деле, особенно на ранних его этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу[2]. Одной из форм такой работы может стать создание детского ансамбля русских фольклорных музыкальных инструментов (например, ансамбля ложкарей).

Искусство игры на русских фольклорных музыкальных инструментах имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе бытовали различные ударные, духовые и струнные инструменты. Пожалуй, ни одна национальная культура мира не может сравниться с таким разнообразием самобытных музыкальных инструментов, каким обладает русская национальная музыкальная культура. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований. Были и поистине гениальные находки. Одной из таких находок следует считать обыкновенные деревянные ложки. Если такие бытовые предметы, как рубель, кокошник давно утратили свое прямое предназначенье, то деревянные ложки до сих пор являются весьма распространенным и популярным предметом быта.

Вместе с тем, наши расписные и звонкие ложки получили широкое распространение и как один из самых колоритных музыкальных ударных инструментов русского народа. Наряду с гуслями, балалайкой и гармошкой ложки можно считать символом русского народного музыкального искусства, отражающим многие стороны души русского человека.

В настоящее время ложки широко используются в фольклорно-певческих и инструментальных коллективах. Кроме того, в последние годы, в связи с возрождением музыкального фольклора в целом, наметилась тенденция к созданию ансамблей ложкарей как самостоятельных инструментальных коллективов и, как следствие, расширению репертуара для таких ансамблей. [3]. Такой вид работы в сфере музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе, на мой взгляд, внес бы разнообразие и интерес. Игра в ансамбле ложкарей, шумовом оркестре, является одним из видов коллективного творчества, доставляет огромное удовольствие детям, развивает их художественный вкус.

Хочется надеяться, что материал данной статьи поможет осуществлению задач по развитию творческих способностей детей.

  1. Белинский В.Г.Собр.соч., т.5, с.99
  2. Бублей С.Детский оркестр. — Ленинград, 1983, с.3
  3. Михайлов В.М. Обучение игре на традиционных фольклорных инструментах (русские ложки). — Самара, 2007, с.4-5
  4. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977, с.109-110
  5. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия/Сост.-ред. А.Е.Тарас.- М.,2005, с.8-9
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1968, с.13
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1961, с.210

Источник

Читайте также:  Полуберезка упражнение как выполнять
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни