Артикуляционная гимнастика в системе коррекционного обучения детей с ОНР
консультация по теме
Консультация – практикум для родителей по данной теме: даются правила выполнения артикуляционной гимнастики, объясняется необходимость её выполнения детьми с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад № 89 комбинированного вида»
Артикуляционная гимнастика в системе
коррекционного обучения детей с ОНР
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Какова типичная картина звучащей речи детей?
У одних детей наблюдается неуверенная неэнергичная, вялая артикуляция звуков речи, т. е «каша во рту». У других – торопливое, ведущее к глотанию, скрадыванию отдельных звуков и особенно конечных слогов и даже «скороговорчатое» захлебывающееся произношение, как в пословице: «За твоим языком не поспеть босиком». Оба эти явления характерны для детей с ОНР.
Причины этих нарушений , затруднений находятся в артикуляционной моторике. Дефекты артикуляцинной моторики у детей с нарушениями речи проявляются (выражаются) по-разному: у кого-то в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, у других – в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, у третьих – в нарушении тонуса мышц. Эти нарушения сказываются на фонетической (звуковой) стороне и приводят к недоразвитию фонематических процессов, в результате чего дети испытывают серьезные затруднения в усвоении общеобразовательной программы по родному языку.
Чтобы дети научились произносить сложные звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Именно поэтому первым и важнейшим этапом в системе всей коррекционной работы является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти, неба, зубов), их подвижности, координированности и переключеаемости движений. А это достигается путем проведения специальной артикуляционной гимнастики.
Цель данной консультации — познакомить Вас, родителей, с комплексом дыхательной и артикуляционной гимнастики для того, чтобы Вы могли проверить правильность выполнения упражнений ребенком.
Целью артикуляционной гимнастики – является выработка полноценных движений и определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Проводить гимнастику необходимо ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) по 5 — 7 мин. для того, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
2. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, ребенок должен видеть свое лицо и лицо взрослого, так как ребенку необходим зрительный контроль.
После того ребенок освоится, зеркало можно убрать. Полезно ребенку, задавать наводящие вопросы. Например: Что делает язык? Где он находится (вверху или внизу)?
- Сначала дети должны выполнять упражнения медленно, а затем в быстром темпе и стараться удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
- Показ упражнения взрослым.
- Выполнение упражнения детьми перед зеркалом.
- Проверка правильности выполнения, указание на ошибки.
Родители следят за качеством выполняемых движений: точностью и
правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения,
устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое,
симметричностью, наличием лишних движений.
- Выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
- В начале выполняются упражнения для губ, затем для языка.
Упражнения для языка используются двух видов: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержания артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. Частью артикуляционной гимнастики являются и упражнения на дыхание, которые необходимы для выработки правильной воздушной струи.
В начале работы может наблюдаться напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
2. Четкое произношение является основой при обучении чтению и письму на начальном этапе.
3.Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем и детям и взрослым – научится говорить правильно, четко, красиво.
Косинова Е.М. Уроки логопеда — ООО «Издательство «Эксмо», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для детей первого года обучения в коллективе ансамбля детской эстрадной песни.
Методическая разработка занятия по артикуляционной гимнастике детей первого года обучения в ансамбле детской эстрадной песни.Методическая разработка занятия «Ёж Ежович и его друзья»Объяснительная запи.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет
Сказка о «Весёлом язычке» .Презентация для проведения артикуляционной гимнастики в логопедических группах детского сада.
Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики для детей
· Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;· Артикуляционную гимнастику следует проводить.
Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи
Буклет для родителей. Предлагаются нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики.
«Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»
В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, рекомендации .
Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста.
Консультация для родителей о необходимости выполнения артикуляционных упражнений.
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников. Даны рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.
Источник
Комплекс игр (артикуляционная гимнастика) для детей с ОНР 3-4 лет.
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
Комплекс игр (артикуляционная гимнастика) для детей с ОНР 3 -4 лет.
Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика)
Упражнения для губ и щек
Упражнения для губ
Упражнения для развития подвижности губ
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_igr_artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey_s_onr_3-4_let.docx | 9 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игр (артикуляционная гимнастика) для детей с ОНР 3-4 лет.
Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика)
Упражнения для губ и щек
Описание : Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.
Лучше всего выполнять во время умывания.
2. Сытый хомячок.
Описание : губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» — надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).
3. Голодный хомячок.
Описание : губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.
Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для губ
Описание : зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.
2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.
3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.
4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание : Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.
6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание : Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Массаж губ зубами.
Описание : Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.
2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).
4. Еще Рыбки разговаривают .
Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.
5. Снова Рыбки разговаривают .
Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя». Воздух втягивается внутрь.
6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» — если улыбаться, то не получится.
8. Спрятать губки.
Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.
Еще несколько упражнений для маленьких.
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
— удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку — взрослый пытается ее плавно вытянуть.
— пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.
-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» — выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Описание : Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
Описание : Рот приоткрыт, На счет «один» челюсть двигается вправо, на «два» — челюсть возвращается на место, на счет «три» — челюсть двигается влево, на «четыре» — челюсть возвращается на место, на «пять» — челюсть выдвигается вперед, на «шесть» – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Описание : Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку .
5. Силач.
Описание : Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.
6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.
8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка
Источник
Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направ-ленности с ОНР. Старший возраст.
Валентина Васильева
Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направ-ленности с ОНР. Старший возраст.
Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направ-ленности с ОНР. Старший возраст. ЧАСТЬ 1
Разработал: учитель-логопед Васильева В. А.
Забайкальский край г. Краснокаменск 2016г
Артикуляционная гимнастика №1 (третья неделя – сентябрь)
Лексическая тема: Овощи, огород.
1. Мимика: наступило время собирать урожай с огорода. Пришел овощевод в огород, увидел сколько у него много работы по сбору урожая огорчился. Заки-пела работа, убирается урожай. Убрал весь урожай огородник, смотрит сколько у него урожая получилось- обрадовался.
2. Артикуляционные упражнения.
1.«заборчик» построил хозяин –огородник забор вокруг своего огорода, полу-чился забор ровный, красивый. (губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зу-бы обнажены, удерживаем под счет вос-ля 10 сек. По 2 раза)
1.«Моляр», но вот беда заборчик не покрашен. Решил овощевод покрасить свой забор. (рот приоткрыт, водим кончиком языка по верх. Небу вперед назад под счет вос-ля 10 сек. 1-2 раза)
2.«Лопатка». Решил огородник убрать урожай с поля- картофель. Ботва у него на верху, а клубни в низу в земле. Взял огородник лопатку. (улыбка, рот приот-крыт, положить широкий передний край языка на нижнею губу, под счет подни-маем края языка на верхнюю губу, счет до пяти)
3.«Картофель» взялся за дело наш огородник, подкапнет росток, выдернет ботву, соберет картофель. (губы сомкнуты, толкаем кончиком языка в левую в правую щеку под счет до 5)
3. Упражнение на дыхание.
Устал огородник от дел тяжелых, решил чай попить, а чай горячий. (подуем на чашечку с чаем –
1-носом вдох, выдох рот,
2- вдох ртом, выдох носом, следить, чтобы губы не надувались -3 раза)
4.«Пальчиковая гимнастика»
Хозяйка однажды с базара пришла (шагают пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу (загибают по одному пальчику)
Ох! (хлопок ладонями)
Вот овощи спор завели на столе (ладонь кулак, переменные удары по столу)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле,
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка иль свекла? (загибают паль-чики)
Артикуляционная гимнастика №2 (четвертая неделя – сентябрь)
Лексическая тема: Фрукты, сад.
1. Мимика: Был у садовода сад. Любил свой сад садовод, каждый раз радовался, как приходил в него. Все цвело там и пахло различными фруктовыми деревьями. Одна-жды пришел садовод в сад, смотрит на грушевом, сливовом деревьях груш и слив нет. Рассердился подумал, что украли. Смотрит а они все на земле лежало- отпали. Значит пришло время собирать урожай? (удивление).
2. Артикуляционные упражнения.
1 «Лягушонок» Любимое занятие садовода это выращивать в своем саду фруктовые деревья. (губы в улыбке, зубки не видны под счет до 10)
1. «Вкусное варенье» Любит садовод варить из своих фруктов фруктовое варенье, яблочное, сливовое, персиковое. (рот приоткрыт круговые движения по верхней ниж-ней губе- облизываем)
2. «Червячок в яблочке» Видит садовод, что в яблоке на яблоне червячок ползет (губы сомкнуты, круговые движения языком за верхней и нижней губами под счет до 10)
3. «Грибочек» Падают с деревьев фрукты (присасываем язык к верхнему небу, отры-ваем под счет до 10)
3. Упражнение на дыхание.
Падают с фруктовых деревьев фрукты. (дуем на ватный шарик.
1- глубокий вдох носом, плавный выдох ртом.
2- прерывистый вдох носом прерывистый выдох ртом
3- прерывистый вдох носом плавный выдох ртом)
4.«Пальчиковая гимнастика»
К веткам мы протянем руки (руки тянем в верх)
Груш сорвем мы по две штуки (поочередное показывание пальцами цифры два -. согнуты пальцы: большой безымянный мизинец. Указательный и средней прямые)
Яблоки в саду созрели (руки согнуты в локтях, пальцами показать круглое яблоко)
Сливы соком налились (руки согнуты в локтях показать овальную сливу)
Мы давно их есть хотели (рот открыть и закрыть)
Но попробуй дотянись! (голову при этом поднять в верх)
Артикуляционная гимнастика №3 (первая неделя –октябрь)
Лексическая тема: Осень. Осенние деревья.
1. Мимика: Наступила золотая осень. Она бывает хмурой и дождливой, от чего становится так грустно. А может быть и ясной, золотой, что сразу хочется радо-ваться. Деревья осенью такие красивые, листья у них желто-красные, оранжевые, зеленые- удивительно.
2. Артикуляционные упражнения.
1Для губ: «Улыбка-хоботок» губы в трубочку – холодный ветерок, губы в улыб-ке зубы не видны- теплый ветерок (чередования улыбка, хоботок под счет до 10)
1 «Лужа» осенний дождик прошел и оставил после себя много луж, мы погуляем по ним. (шлепать губами по языку и произнося пя-пя-пя»
2 «Листочки кружатся» Осенний ветер срывал с деревьев листочки и они кру-жась падали на дорожку (круговые движения языком по губам под счет до 10)
3 «Чистим зубки» Листопад, листья желтые лежат, нужно их убрать (кончиком языка чистим верхние зубы, нижние зубы)
3. Упражнение на дыхание.
«Листопад» Мы осенний ветерок, листья разметем (губы трубочкой дуем тонкой струей 1. Глубокий плавный вдох носом, прерывистый плавный выдох ртом.
2. Прерывистый вдох носом, плавный выдох ртом
3. прерывистый вдох ртом, плавный выдох носом.
4.«Пальчиковая гимнастика»
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями над головой)
Ветер листики считал. (лавные движения ладонями на уровне груди)
Вот клиновый, вот дубовый (загибают по очереди начиная с мизинца)
Вот рябиновый резной
Вот с березы золотой
Вот последний лист
Ветер бросил на тропинку. (шагают по столу)
Артикуляционная гимнастика №4 (вторая неделя –октябрь)
Лексическая тема: Лес. Грибы. Ягоды.
1. Мимика: Пошли как то Маша и Катя в лес за грибами да ягодами. Ходили они ходили по лесу, нет грибов и ягод – огорчились, вдруг выходят на поляну, а там видимо не видимо ягод и грибов – обрадовались девочки. Катя увидела не обыч-ный гриб на двух ножках – удивилась, позвала Машу посмотреть, а гриба нет, рассердилась Маша.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ: «Заборчик «Ходили, ходили Маша и Катя по лесу вдруг видят опушку в березовой роще, а на опушке избушка стоит с ровным заборчиком- улыбка, зу-бы видны и стоят прямо резец на резце. Под счет 10 сек.
«Окошечко» зашли они во двор заглянули в окошко- Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положения окошечка, под счет 10 сек.
1 «Лужа» осенний дождик прошел и оставил после себя много луж, мы погуляем по ним. (шлепать губами по языку и произнося пя-пя-пя»
2 «Листочки кружатся» Осенний ветер срывал с деревьев листочки и они кру-жась падали на дорожку (круговые движения языком по губам под счет до 10)
3 «Чистим зубки» Листопад, листья желтые лежат, нужно их убрать (кончиком языка чистим верхние зубы, нижние зубы)
3. Упражнение на дыхание.
«Листопад» Мы осенний ветерок, листья разметем (губы трубочкой дуем тонкой струей 1. Глубокий плавный вдох носом, прерывистый плавный выдох ртом.
2. Прерывистый вдох носом, плавный выдох ртом
3. прерывистый вдох ртом, плавный выдох носом.
4.«Пальчиковая гимнастика»
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями над головой)
Ветер листики считал. (лавные движения ладонями на уровне груди)
Вот клиновый, вот дубовый (загибают по очереди начиная с мизинца)
Вот рябиновый резной
Вот с березы золотой
Вот последний лист
Ветер бросил на тропинку. (шагают по столу)
Артикуляционная гимнастика №5 (третья неделя –октябрь)
Лексическая тема: Одежда.
1. Мимика: Жил на свете один портной, он очень люби шить различные наряды: комбинезоны, джемпера, жакеты, из различных тканей: вельвет, трикотаж, хло-пок. Сидел он как то раз в своем швейном цехе и видит идет девочка грустная. Захотелось портному ее развеселить, и сшил он ей пальто из драповой ткани. Удивилась девочка такому подарку, обрадовалась.
2. Артикуляционные упражнения.
1 «Окошечко» Вещи всегда должны лежать в шкафу. Откроем дверцу. (Спокой-ное открытие и закрытие рта под счет до 5)
2. «Улыбка, хоботок» Вещи в шкафу всегда должны аккуратно сложены. (растя-гиваем губы в улыбку, вытягиваем губя в перед-хоботком под счет до 6)
1 «Блинчик» Красиво лежит одежда на полках шкафа. (рот открыт, спокойный распластанный язык лежит на нижней губе под счет до 10 сек)
2 «Погладим жакет» Что бы выглядеть опрятно мы должны гладить свои наря-ды. (рот приоткрыт, движения кончиком языка по небу, назад вперед под счет до 6)
3 «Иголочка» Заштопать одежду можно иголочкой (губы в улыбке, рот открыт, язык иголочкой выглядывает изо рта под счет до 6 сек)
3. Упражнение на дыхание.
«Высушить белье» у каждого ребенка вырезка из ткани платья.
1. Глубокий вдох носом, плавный выдох ртом со звуком уууууу
2. Прерывистый вдох носом, прерывистый выдох ртом со звуком у – у- у-у
4.«Пальчиковая гимнастика»
В понедельник я кроила, (движение указательными пальцами по столу –рисование квадрата)
А во вторник платье шила (воображаемое движение иголкой)
В среду – фартук вышивала, (воображаемое движение иголкой)
А в четверг- белье стирала: (движение стирки)
Все свои платочки
И братишкам носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы (спокойно положить ладони на стол)
Артикуляционная гимнастика №6 (четвертая неделя –октябрь)
Лексическая тема: Обувь.
1. Мимика: В обувном магазине продавали: галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Большой был магазин и все кто в него заходил удивля-лись. Зашел туда однажды мальчик Петя с мамой и так ему понравились: галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Но мама отказалась ему их покупать. Рассердился Петя, топнул ногой.
2. Артикуляционные упражнения.
1 «Толстый, тонки» У обуви бывает разная подошва, толстая и тонкая (надуваем щеки на слова толстая, втягиваем на слова тонкая под счет до 6)
1 «Шнуровка» Зашнуруем мы красавки. (губы в улыбке, рот открыт, язык иго-лочкой выглядывает изо рта под счет до 6 сек)
2 «Почистим обувь щеткой» Что бы наша обувь всегда была чистой и ухожен-ной мы ее должны чистить щеткой. (губы в улыбки, рот открыт, кончиком языка чистим нижние и верхние зубы под счет 10 сек)
3. Упражнение на дыхание.
1. Глубокий вдох носом, плавный выдох ртом со звуком ааа
2. Прерывистый вдох носом, прерывистый выдох ртом со звуком а – а- а-а
4.«Пальчиковая гимнастика»
1.«Сколько обуви у нас»
Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки (на каждое перечисление загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Да еще ботинки для нашей Валентинки,
А вот валенки для нашей Галеньки. (продолжаем загибать пальцы по перечислению)
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из косточек тапок.
(Чередование по дням недели)
Артикуляционная гимнастика №7 (первая неделя –ноябрь)
Лексическая тема: Человек. Семья.
1. Мимика: У меня есть огромная семья: папа, мама, брат, сестра очень рад это-му я.
Брат шалит, что злит отца. А сестра счастливая была- игрушки убрала она.
2. Артикуляционные упражнения.
1 «Окошечко, дверь» Посмотрела сестра в окно холодно на улице. (открытие и закрытие рта под счет до 6). Открыла дверь, холодный ветер залетел в дом. (движение надуваем щеки открываем рот под счет до 6)
2. «Дедушка приехал, дедушка уехал» (на слова дедушка приехал тянем улыбку, на слова дедушка уехал уголки губ тянем в низ под счет до 6)
1 «Дразнилка» Катя и ее брат Коля всегда дразнят друг друга (шлепать губами по языку, произнося пя-пя-пя под счет до 10 сек.)
2 «Пылесос» Тетя и дядя решили навести чистоту перед приездом к ним гостей. (рот приоткрыт широким языком водим по небу вперед назад под счёт до 6)
3. Упражнение на дыхание.
1 вдох глубокий, выдох плавный- губы в трубочку.
2. вдох глубокий, выдох плавный- рот открыт.
4.«Пальчиковая гимнастика»
Этот пальчик-дедушка (одновременное загибание пальчиков на левой и правой ру-ках)
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Вот и вся моя семь (кулачки сжаты выполняются круговые движения кистями рук)
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из фасоли контуры мамы.
(Чередование по дням недели)
Артикуляционная гимнастика №8 (вторая неделя –ноябрь)
Лексическая тема: Дом. Мебель.
1. Мимика: Постояла мышка себе из бревен дом- бревенчатый дом у нее полу-чился, радостна она. Построил кот из камня дом и получился он у него каменный – удивился кот. Построил гусь из соломы дом,соломенный дом у него получил-ся, подул ветер и сломал дом гуся. Расстроился гусь, идет голову по вешал, уви-дела это мышка позвала гуся к себе пережить несчастье обрадовался гусь.
2. Артикуляционные упражнения.
1 Поочередное надувание 1. щек. 2. Губ.
1 «Домик открывается»
Ротик широко открыт
Язычок спокойно спит (слегка улыбнуться, медленно открыть рот-как для про-певание звука а- подержать рот открытым под счет до 10сек. — следить, что бы язык не шевелился)
2 «Забьем гвозди» Мы построим дом большой, забьем гвозди в нем (улыбать-ся, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчет-ливо и многократно повторяя …
3. Упражнение на дыхание.
«Пилка дров для мебели» Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: 1руки на себя –вдох, руки от себя –выдох. 2 Те же самые действия только при выдохе произносим звук А) у Б) а
4.«Пальчиковая гимнастика»
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку (загибают пальчики начиная с большого)
А в буфет поставим чашку
Что бы ножки отдохнули
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали
А потом мы с котом
Посидим за столом
Чай с вареньем дружно пили (попеременно хлопают в ладоши стучат по столу)
Много мебели в квартире. попеременно хлопают в ладоши стучат по столу)
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из семян арбуза домик.
(Чередование по дням недели)
Артикуляционная гимнастика №9 (третья неделя –ноябрь)
Лексическая тема: Посуда.
1. Мимика: Жила как то на белом свете Федора. У Федоры было очень много по-суды, но вот беда она не любила ее мыть и поэтому посуда была грустной. Одна-жды рассердился самовар и решил уйти от Федоры. Как узнала об этом Федора сразу перемыла всю посуду. Посуда стоит блестеть, как солнышко (закрыть глаза, открыть глаза)Радостно стало самовару и решил он остаться с Фёдора.
2. Артикуляционные упражнения.
1 «Горлышко вазы» (губы в улыбки, рот приоткрыт, с силой втягиваем губы внутрь рта под счет 6 раз)
2»Чайник кипит на плите» (ротовая полость расслаблена, выдыхаем так, что бы потоком воздуха выталкивались губы, щеки по счёт до 10сек.)
1. «Почистим чайный сервиз» (губя в улыбке, рот слегка приоткрыт, почистить языком нижние зубы – из нутри, с наружи, верхние зубы из нутри снаружи по 3 раза под счет до 6 сек)
2. «Поставим чашки на место» (дети делают чашечку вне рта, затем заносят ее в рот)
3. Упражнение на дыхание.
«Чайник закипел» У каждого пузырёк с узким горлышком. По сигналу «У Саши чайник закипел» — 1. Дует один ребенок 2. Один стол, второй стол чередуем. 3. Все вместе. Что бы получился свист, нужно, что бы нижняя губа касалась края горлыш-ка, а струя воздуха была сильной.
4.«Пальчиковая гимнастика»
Раз два три четыре (удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить)
Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по второй по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному начиная с большого)
И большую поварешку
Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по второй по кругу)
Только чашку мы разбили (загибают пальчики по одному начиная с большого)
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть чуть сломали
Так мы маме помогали. (удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повто-рить)
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из манной крупы блюдце.
(Чередование по дням недели)
Артикуляционная гимнастика №10 (четвертая неделя –ноябрь)
Лексическая тема: Продукты питания.
1. Мимика: Девочка ест кислый лимон. Мальчик пьет теплое молоко, он улыба-ется.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек: «Каша закипает» Губы сомкнуты, выдыхаем ртом так, что бы надувались щеки и губы, потоком воздуха губы раскрывались. Под счет до 10 сек.
2. Рот открыт, движение губами – втянуть губы в рот, (6раз).
1. «Вкусный обед» (Рот приоткрыт облизываем круговыми движениями верх-нюю, нижнюю губы не отрывая язычка, под счет до 10)
2. «Заводим тесто» (язык лежит на нижней губе, верхней губой похлопываем по языку произносим пя-пя-пя под счет до 10)
3. «Стряпаем блины» (Присасываем язычок к небу и отрываем до 6 раз)
3. Упражнение на дыхание.
«Подуть на тарелку с соусом» У каждого ребенка тарелочка из которой идет пар, подуй так что бы задуть пар. 1 вдох носом выдох ртом. 2 вдох ртом выдох носом. 3 Вдох носом выдох ртом с добавлением звука (а,у,и чередуем) тише- громче, тише –громче-громче, громче-тише-тише.
4.«Пальчиковая гимнастика»
Падал снег на порог (два раза опустить ладони на стол, медленно)
Кто слепил себе пирог (прижимая ладонь к ладони, показывая как лепят пироги)
А пока я лепил и пек,
Ручейком пирог утек (бегут пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки (прижимая ладонь к ладони, показывая как лепят пироги)
Не из снега, из муки.
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из риса блинчик.
(Чередование по дням недели)
Физкультурное занятие с элементами корригирующей гимнастики в старшей логопедической группе «Деревья в лесу» Тема: Деревья в лесу. 1. Вводная часть: Ходьба в среднем темпе с наклонами в перед и разведением рук в стороны. Ходьба на носках Ходьба.
Картотека артикуляционной гимнастики Комплекс №1 (старшая группа: сентябрь-декабрь) «Бегемотик» «Заборчик» — «Трубочка» Заборчик» — «Бублик» «Блинчик» «Накажем язычок» «Птенчики».
Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик по теме «Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям.
Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ «РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать.
Конспект проведения комплекса артикуляционной гимнастики «Лето. В гостях у бабушки с дедушкой». Цель: Развитие артикуляционной моторики детей в игровой форме. Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику и мышцы артикуляционного.
Консультация для родителей и педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» село Турочак. Консультация для родителей и педагогов «Роль артикуляционной гимнастики.
ОД по разделу обучение грамоте детей компенсирующей группы, старший возраст «Что такое звук?» ОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. Состарила учитель-логопед Штефан Я. В. Тема: «Что такое звук?».
Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики» Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики». Подготовила:учитель-логопед Подбородникова Т. В. Своевременное.
Семинар-практикум для родителей «Правильное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики дома» Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка. Теоретическая часть. Одним из условий нормального становления звукопроизношения.
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,.
Источник