Упражнение это жизнь моя

Упражнение «Это жизнь моя», проективное

Данное упражнение когда-то привело меня к удивительному осознанию своего восприятия жизни, своих установок. Неоспоримыми его достоинствами считаю простоту и наглядность.

Описываю инструкцию с примерами выполнения. Если хотите провести для себя, постарайтесь абстрагироваться от примеров и сделать всё по-своему. Не читайте комментарии, пока не выполните задание.

Задание 1. Нарисуйте рюкзак.

Например

Задание 2. Представьте, что рюкзак — Ваша жизнь. Опишите, что лежит в рюкзаке.

Комментарий. В этот момент не действуют никакие ограничения. Кто-то наполняет рюкзак актуальным в настоящее время, чем наполнен день, кто-то включает яркие моменты из прошлого или проектируемого будущего и т.д.

Пример «реального рюкзака»: возможности, опыт, желания, переживания, неуверенность, интересы, привязанность, вакуум, срочная деятельность

Задание 3. Представьте, что все это каждый день Вы носите с собой. Почувствуйте его вес. Каков Ваш рюкзак?

Комментарий. Здесь может быть и так: возникнет потребность переложить часть «вещей» из рюкзака в камеру хранения или взять целый грузовик!

Задание 4. Разместите, что и где лежит в этом рюкзаке. Какие мысли у Вас возникают при этом? Какие чувства?

Комментарий. Кому-то может показаться недостаточным объем рюкзака и появится сопротивление размерам/рамкам. Одни заполнят весь рюкзак «под завязку», у других останется еще место. Стоит обратить внимание на размеры размещенного: чему больше внимания, чему меньше.

Задание 5. Посмотрите на рисунок в целом. Напомню, символически он — Ваша жизнь. Есть ли место новому? Что для Вас наиболее актуально? Что хотели бы добавить, а от чего избавиться?

Задание 6. Сделайте рисунок нового рюкзака с тем, что хотели бы в нем изменить.

Теперь, когда Вы знаете, что хотите изменить в своей жизни, самое время вступить на путь к изменениям! Буду рада стать Вашим союзником и помощником на этом пути!

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

ПУТНИК

В подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения, дети начинают задумываться о дальнейшем жизненном пути. Для воспитанников детского дома, где я работаю, характерно ощущение дискретности собственной жизни, поэтому для них эта тема приобретает особое звучание. Живя в условиях коллектива, коллективного воспитания, дети не приобретают достаточного опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и самостоятельной оценки своих возможностей. Ответственность за свою жизнь сваливается на них слишком резко в момент выхода из детского дома.

Цель игры. Помочь воспитанникам осознать временные участки своей жизни. Создать условия для проживания своего прошлого, настоящего и будущего. Развивать способность прислушиваться к своим потребностям, определять свои цели и свой жизненный путь.
Участники игры. Воспитанники детского дома в возрасте 12–15 лет. Количество участников: 6–8 человек и ведущий.
Время проведения. 1 час 30 мин.
Материалы. Бумага, образцы стрелок, цветные карандаши, листы бумаги, разделенные пополам пунктиром, бланки, мяч.

План игры

I этап. Вводный. 10–15 мин.
Задача: создать условия для совместного и в то же время индивидуального существования в игре.

II этап. Чувство времени. 25–30 мин.
Задача: развивать представления детей о времени, о своем прошлом, настоящем и будущем.

III этап. Достижение цели. 30–35 мин.
Задача: развивать способность самостоятельно определять цели своей жизни, способность к проекции себя в будущее.

IV этап. Завершение игры. 10–15 минут.

ХОД ИГРЫ

I ЭТАП

Ведущий. Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились, чтобы подружиться, определить свою жизненную линию и не затеряться в лабиринтах времени.
Сейчас я попрошу вас сесть в круг. Руки положите на колени соседей. Один из вас «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору.
Теперь встаньте и возьмитесь сзади за руки. Один из вас, легко сжимая руку соседа, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.

Читайте также:  Упражнения по тактике это

II ЭТАП

Звучит тихая спокойная музыка.
Ведущий. Представьте себе, что вы путник на большой дороге жизни. Жизнь — это время, которое дается человеку от рождения до смерти. Закройте глаза и представьте себя на своей дороге жизни. Мысленно проследите свой жизненный путь от рождения до настоящего времени, а затем побывайте в будущем.
Если ваше путешествие закончено, молча поднимите руку и откройте глаза. Продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза.

Упражнение «Стрела жизни»

Ведущий. На листах бумаги нарисованы различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые. Предлагаю вам выбрать тот рисунок, который соответствует вашему жизненному циклу.
Можно предложить нарисовать стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Обсуждение
Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где вы сейчас находитесь на этой стрелке?

Упражнение «Линия жизни»

Ведущий. Проведите линию своей жизни на листе, разделенном пунктиром посередине на верхнюю и нижнюю половины. Линия, заходящая на верхнюю половину, соответствует позитивным событиям жизни, с ее успехами и радостями. Линия, которая будет находиться ниже пунктира, будет отображать неудачи, горе, негативный опыт. Нарисуйте линию своей жизни, включая все прошлое, от рождения до настоящего, и будущее, как вы представляете его себе, а также отметьте точку сегодняшнего дня.

Обсуждение
Обращается внимание, на что ориентирован ребенок, в какой части листа находится его линия жизни, много ли перепадов этой линии. Объяснить детям, что диапазон отклонений от «горизонта» — это трудности и радости, но это и богатый опыт, который нужно учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко».

III ЭТАП

Упражнение «Мой жизненный путь»

Ведущий. Путник идет по дороге, которая называется «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника. О чем вы думаете, что вы чувствуете?
Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
Куда вы хотите прийти? Что возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему вам придется научиться?

Обсуждение
Какие пути получились?
В какой части своего пути путник наиболее счастлив, переживает радость?
Что этому способствует? (Важно обратить внимание на связность прошлого и настоящего, настоящего и будущего.)
Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между ними?
Какова цель этого пути?
Как вы узнаете, что ваша цель достигнута?
Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?

Упражнение «Достижение цели»

Ведущий. Вы путник (выбирается доброволец), предлагаю представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Например, путник хочет пойти в гости к другу. Что нужно сделать? Отпроситься у воспитателя, привести себя в порядок, может, купить подарок и т.д.
Ведущий на каждый шаг выбирает участника, который символизирует этот шаг. Когда путник делает шаг, то есть преодолевает первое препятствие, то этот «шаг» становится уже его помощником. И если дальше путник встретит препятствие, то помощники могут посоветовать, что делать.
После выполнения упражнения путник рассказывает о своем впечатлении, своих чувствах, переживаниях, что ему помогало, что для него было сложным и как он себя чувствует в момент, когда достиг своей цели.

Ведущий. У каждого из вас есть бланк, в котором необходимо заполнить графы:
1. Что делать (цель).
2. Когда (сроки).
3. Что нужно (средства, действия).
Например, получить хорошую работу в будущем помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы.

Упражнение «Мои достижения»

Ведущий. Все мы путники на своей дороге жизни. Прожив какую-то часть своей жизни, вы добились определенных достижений. Тот из вас, кто поймает мой мяч, должен рассказать, чего он достиг в жизни, что ему лучше всего удается.

Читайте также:  Упражнения для лица собаки

IV ЭТАП

Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра. Я хотела бы узнать, получили ли вы опыт, который поможет вам выбрать свою жизненную линию? Сможете ли вы ставить в жизни позитивные цели, планировать свою жизнь, опираясь на положительный опыт?
Ответы детей.

Упражнение «Пожелание»

Каждый участник пишет на листе бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются пожеланиями в центре. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Источник

Страна образования

Авторы: Голушкова Наталья Валентиновна, Инютина Евгения Владимировна
Должность: педагоги–психологи
Учебное заведение: ГКУ СО «КЦСОН Поволжского округа»
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Занятие с элементами тренинга для старшеклассников
Тема: «Я и моя жизнь»
Раздел: дополнительное образование

занятия с элементами тренинга для старшеклассников

Составители: педагоги-психологи Инютина Е.В., Голушкова Н.В.

Дата составления: 2019г.

путем формирования позитивных жизненных установок,

повышению уверенности в себе. Профилактика суицидального поведения.

корректировать негативные установки в оценке актуальной ситуации через

расширение видения, выстраивание отсроченных перспектив, формирование

организовать условия, способствующие самопринятию учащихся,

формированию навыков самопознания;

содействать развитию целеполагания: постановка целей, выбор возможных путей

и ресурсов для их достижения,

расширить репертуара конструктивных способов совладающего поведения в

сложных жизненных ситуациях.

Возрастная категория: дети и подростки 14 – 18 лет (учащиеся 8 – 11 классов)

Продолжительность занятия: 40 минут.

Вступление. Обсуждение понятия «Жизнь» (упражнение «Жизнь – это…»)

Формирование представления о жизненном пути как о процессе развития,

расширения границ опыта человека через преодоление сложных ситуаций,

многоаспектность бытия, чередование «светлых» и «трудных» периодов

(упражнение «Стрела жизни», «Притча о предназначении») .

Использование практических заданий в работе с детьми для развития

навыков самопознания, целеполагания (упражнение «Кто я?», «Мои ресурсы»).

Обсуждение примеров личных успехов детей с целью актуализации

установки на успешное преодоление трудностей, укрепления уверенности в себе.

Расширение представлений о возможных вариантах обращения за помощью

(упражнение «Мои достижения», «Моя опора в жизни», «Источники поддержки в

Беседа о влиянии наших жизненных установок: позитивных и негативных.

Просмотр мультфильма о позитивном мировосприятии.

Ход занятия, используемые упражнения

1 Упражнение «Жизнь как образ»

Ведущий предлагает детям подобрать ассоциативные образы к понятию «Жизнь».

Ведущий: «Какие у вас возникают образы, ассоциации при произнесении слова

Например, можно представить себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой

мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой

будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет

состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы

стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель.

Можно представить жизнь в образе песочных часов…».

Наиболее яркие, повторяющиеся образы можно фиксировать на доске.

Упражнение «Что такое жизнь».

Предлагается продолжить фразу: «Для меня жизнь – это…»

Проводится обсуждение ответов учащихся.

Ведущему важно показывать учащимся вариативность понятия, индивидуальное

его эмоциональное наполнение, связь с актуальной ситуацией и жизненным

Ведущий говорит о разных аспектах понятия. Например, «жизнь» с

биологической, исторической, философской точки зрения.

Упражнение «Притча о предназначении».

Ведущий рассказывает или зачитывает учащимся притчу о 5 мудрецах.

«Жизнь – это движение, развитие, путь. Предлагаю вам послушать и обсудить

Пять мудрецов заблудились в лесу.

— Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.

— Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.

— Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

— Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется

— Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные

разбрелись, каждый в свою сторону.

Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже

мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он

Читайте также:  Плиометрические упражнения для всего тела

поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над

проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие

нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!»

Ведущий: «Как вы считаете прав ли этот мудрец?» Учащиеся выражают свое

мнение, обосновывая свое мнение.

Ведущий: «На самом деле, мудрец ошибался. Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться

от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому

заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно

разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание.

Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не

бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные

лечебные растения и великолепных животных.»

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей.

К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если

это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.»

Ведущий проводит обсуждение, дополняя, раскрывая смысловое содержание

Упражнение «Кто я?»

Ведущий предлагает учащимся записать ответы на вопрос «Кто я?» с трёх разных

представление о себе.

Ведущий: «Каждый из нас уникален, неповторим, у каждого свой путь в жизни.

Разделите лист бумаги на три графы. В первом запишите кто вы для ваших

родителей, вашей семьи; во втором – кто вы для ровесников; в третьем то, что

вы сами думаете о себе.»

Далее детям предлагается проанализировать:

Есть ли что-то общее, повторяющиеся качества во всех графах?

О чем это может говорить?

Какую из граф было сложнее заполнять? Почему?

Какие из эпитетов по-вашему мнению наиболее вам подходят? Какие из них

Упражнение «Мои цели и ресурсы»

Ведущий дает инструкцию: «Нарисуйте на листе «Звезды» — одну поменьше, в

ней напишите то, чего хотите достичь в ближайшем будущем. Рядом нарисуйте

большую звезду, в неё впишите то, чего хотите достичь через 5 лет.

продолжении пяти «лучей» от звезды укажите 5 своих сильных

качеств, которые вам могут помочь в достижении желаемого.

Можете изобразить и другие источники силы, поддержки, которые помогают

вам, в виде каких-то символов. Подумайте, что вам поможет достичь ваших

ставить корректные цели, выстраивать пути их достижения, опираясь на свои

сильные стороны и поддержку извне.

Упражнение «Мои достижения»

Упражнение способствует повышению самооценки, фокусированию внимания на

Ведущий: «У каждого человека есть большие и маленькие успехи, большие и не

неудовлетворительную оценку по предмету и сумел это осуществить. Кто-то

боялся воды, а в летние каникулы научился плавать, преодолев свой страх.

Вспомните свои достижения и назовите какое-то из них.»

Учащиеся передают какой-то предмет по кругу (мяч, мягкую игрушку, ручку). Тот,

у кого в руках предмет, рассказывает о каком-то своем достижении. Если

учащийся затрудняется назвать свое достижение, ведущий может привлечь помочь

Проводится обсуждение с учащимися о том, почему важно обращаться к своему

положительному опыту, анализировать его, создавая «копилку успехов».

Упражнение «Источники поддержки в сложных ситуациях»

У каждого, даже очень успешного человека, бывают какие-то непростые

ситуации, сложности, которые необходимо преодолеть.

Какие проблемы могут быть у ребят вашего возраста?

Как вы считаете к кому можно в этих случаях обратиться за помощью?

(Ведущий дополняет, рассказывает о помощи психолога, а также о работе

В жизни всегда можно найти выход из непростых ситуаций, важно не

замыкаться в себе, обращаться за помощью и любые проблемы разрешимы,

всё зависит от нашего отношения к ним.

Просмотр мультфильма о позитивном мировосприятии.

Методические материалы ГКУ СО «Областной центр социальной помощи семье

и детям» «Проведение беседы с подростками на тему «Суицид»», Самара, 2014

М. Кабанова «Двадцать «Я»» // «Школьный психолог», №12, 2015г.

Е.Кукуев «Понедельник начинается в субботу?»// «Школьный психолог», № 8,

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни