Упражнение на межличностные конфликты

Тренинговое занятие по конфликтологии

Цели:

  • формирование представления о природе конфликта;
  • развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

Задачи:

  • проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
  • показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
  • показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.

2. Упражнение «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», А четвертый заявляет: «А я с … (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется с начала.

4. Понятие конфликта

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов.
Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
К сожалению общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как впрочем не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В. 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд иностранных авторов) выделяют следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Неизвестный автор выделяет следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);
2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);
3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);
4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик – резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

5. Упражнение «Алфавит эмоций»

Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных (устно или на доске/флипчарте).

6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут.
Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:

Конструктивные стороны конфликта:

  • Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
  • Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
  • Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
  • Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
  • Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
  • Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

  • Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
  • Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
  • Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
  • Представление о победителях или побежденных как о врагах.
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

7. Технология разрешения конфликта (Приложение 4)

6 правил формулирования конфликтной ситуации

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.
Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Приведем правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной для разрешения конфликта.
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.
Следовательно, не годятся формулировки типа: «конфликтная ситуация – в этом человеке», «в социально-экономической ситуации», «в нехватке автобусов на линии» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.
Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, затем И и уже потом К.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно (не плеваться, в частности); не допускать падения своего имиджа, авторитета.
Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм «краткость – сестра таланта».
Конфликтная ситуация – это диагноз болезни под названием «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

Читайте также:  Физическое упражнение планка показать

9. Упражнение «Я в конфликте»

Цели:

  • выразить свое видение самого себя в сложной ситуации
  • дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.

Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.
Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.

11. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

  • «акулы» чаще используют соревнование»;
  • «черепахи» – уклонение;
  • «медвежата» – приспособление;
  • «лисы» – компромисс»;
  • «совы» – сотрудничество.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

13. Типология конфликтных личностей (Приложение 10)

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают техники, снижающие и повышающие напряжение.

14. Техники, снижающие напряжение:

  1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  2. Вербализация эмоционального состояния:
    • Своего;
    • Партнера.
  3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
  4. Проявление интереса к проблемам партнера.
  5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
  6. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
  7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  8. Обращение к фактам.
  9. Спокойный уверенный темп речи.
  10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.

Техники, повышающие напряжение:

  1. Перебивание партнера.
  2. Игнорирование эмоционального состояния:
    • Своего;
    • Партнера.
  3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
  4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
  5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
  6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
  7. Поиск виноватых и обвинение партнера.
  8. Переход на «личности».
  9. Резкое убыстрение темпа речи.
  10. Избегание пространственной близости и наклона тела.

15. Упражнение «Быстроногий олень и звенящая струна» (Приложение 11)

17. Упражнение «Нас с тобой объединяет» (Приложение 13)

Используемая литература:

  1. Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг», С-П «Речь» 2007.
  2. И. Авидон, О. Гончарова «Тренинг взаимодействия в конфликте», С-П «Речь» 2008.
  3. И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы», С-П «Речь» 2007.
  4. В. Шейнов «Конфликты в нашей жизни, возникновение, развитие и разрешение конфликтов», интернет-статья.

Источник

Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».

Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskayarazrabotka_mezhlichnostn._konflikt.doc 141.1 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3»

Методическая разработка практического занятия

«Межличностные конфликты и пути их разрешения».

Преподаватель психологии: Шувалова Наталья Александровна

Тема: « Межличностные конфликты и пути их разрешения».

  1. Проработать, закрепить теоретический материал о конфликте, его видах, структуре.
  2. Формировать умение анализировать конфликтные ситуации.
  3. Находить альтернативы для разрешения конфликтов.

Воспитательная: воспитание умения формулировать проблему и предлагать пути её решения, умения работать в команде, способствовать повышению грамотности устной речи.

Развивающая: развитие самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, умения принимать решения, р азвитие навыков коррекции собственной деятельности.

Студенты должны знать:

  • определения: «конфликт», «конфликтогенность»;
  • классификацию конфликтов;
  • способы реагирования в конфликтных ситуациях;
  • способы выхода из конфликтов;
  • видеть позитивные стороны личности собеседника, оппонента.

Студенты должны уметь :

  • определять вид конфликта по предложенной ситуации или визуальному образу;
  • находить альтернативные решения;
  • давать достойный ответ на эмоционально отрицательно окрашенные реплики;

Изучение темы позволит развивать у студентов следующие компетенции:

Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности — анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях в медицинской практике.

Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.

Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.

Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.

Формы организации урока : фронтальная, групповая (в команде), индивидуальная.

Оборудование : доска (компьютер, проектор, экран, часы), раздаточные материалы (для работы в команде, в парах, самостоятельной работы).

Содержание практического занятия

  1. Организационный момент
  2. Презентация по лекционному материалу.
  3. Презентация в картинках «Виды конфликтов»
  4. Демонстрация мультфильма «Конфликт»
  5. Практическое задание «Конфликтные ситуации»
  6. Обсуждение «Напряжённые ситуации в медицинской практике»
  7. Дискуссия «Профилактика возникновения конфликтов в общении медработника и пациента».
  8. Упражнение «Достойный ответ»
  9. Упражнение «Комплимент»
  10. Подведение итогов занятия.
  1. Презентация по лекционному материалу «Конфликты».

Вопросы группе по ходу презентации:

  • Перечислите возрастные кризисы, приводящие к повышению конфликтности.
  • Рекомендации по выходу из внутриличностного конфликта.
  • В чём суть метода «Позитивное отношение к личности»?
  • Рекомендации по общению в межличностном конфликте.
  1. Презентация в картинках «Виды конфликтов».
  1. Конфликт в системе «начальник-подчинённый».
  1. Вид конфликта. (Межличностный).
  2. В какой плоскости протекает конфликт? (В вертикальной).
  3. Кто является начальником, кто подчинённым? По каким признакам вы сделали выводы?

Начальник стоит, его указывающий жест говорит о раздражении, он высказывает претензии, поза уверенная. Подчинённый «вжался в стул», пугливо смотрит на начальника.

  1. Вид конфликта? (Межличностный, супружеский).
  2. В какой плоскости лежит конфликт? (В горизонтальной).
  3. Какой способ реагирования демонстрируют супруги? (Уход, избегание, супруги не смотрят друг на друга, не хотят договориться).
  4. Эффективен ли этот способ? (Нет, особенно если причина разногласий серьёзная. В этом случае через какое-то время конфликт разгорится с новой силой).
  1. Вид конфликта? (Межличностный).
  2. Какой способ реагирования представлен? (Соперничество)
  3. В чём его суть? (Соперничество — это способ реагирования в конфликте, когда оппоненты стремятся удовлетворить личные интересы в ущерб другому).

4. Внутриличностный конфликт

  1. Вид конфликта? (Внутриличностный)
  2. В чём суть внутриличностного конфликта? (Острое, критическое переживание личности, вызванное борьбой её внутреннего мира).
  3. По каким признакам вы определили внутренний конфликт? (По жестам — человек схватился за голову. По мимике — глаза закрыты, брови нахмурены — это свидетельствует о внутреннем переживании).

5. Детско-родительский конфликт.

  1. Вид конфликта? (Межличностный, семейный, детско-родительский конфликт).
  2. В какой плоскости лежит конфликт? (В вертикальной).
  3. Если родитель будет использовать авторитаризм, жестокость, давить на ребёнка. Как это повлияет на личность ребёнка? (Возможно 2 варианта: либо ребёнок станет таким же жёстким, агрессивным, жестоким, как родители, либо, поддаваясь давлению, станет пассивным, ему будет трудно принимать самостоятельные решения).
  1. Вид конфликта? (Межличностный с применением физической агрессии).
  2. В какой плоскости протекает конфликт? (В горизонтальной).
  3. Способ реагирования в конфликте? (Соперничество).
  4. Дайте определение «физическая агрессия». (Физическая агрессия – это деструктивная тенденция человеческой активности, связанная с использованием физической силы против другого лица).

7. «Третейский суд».

  1. Вид конфликта? (Межличностный).
  2. Какой способ разрешения конфликта представлен? (Способ вмешательства авторитетного третьего)
  3. В чём сущность этого способа? (Находясь в межличностном конфликте, люди не воспринимают слов, аргументов, высказанных оппонентом. Оказать содействие может «третий человек», пользующийся авторитетом, даст совет, поможет разрядить обстановку).
  4. Какие требования предъявляются к «третьему лицу»? (Беспристрастность и компетентность, т.е. знание предмета конфликта).
  1. Возможно ли таким образом завершить напряжённую конфликтную ситуацию? (Да).
  2. Какие способы следует применять? (Сотрудничество и компромисс).
  3. Что такое сотрудничество? (Сотрудничество — это самый эффективный способ разрешения конфликта, когда его участники приходят к альтернативе, которая удовлетворяет интересы обеих сторон).
  4. Определение «компромисс». (Компромисс — это соглашение между участниками конфликта, которое достигается путём взаимных уступок).
  1. С чего начинается конфликт
  2. Меняется ли наше восприятие ситуации к концу фильма?
  3. Что, по вашему мнению, пытался показать автор, какие ставил цели?

Фильм начинается с появления спичечного коробка, из которого выходят спички. Мы ассоциируем их с людьми. Они сразу разделяются на две группы (это свойственно людям: мы делимся на этнические, расовые, религиозные группы. Даже в малой студенческой группе возникают микрогруппы).

Между спичками появляется разделительная полоса, она ассоциируется с государственной границей, которую охраняют часовые-пограничники. Через некоторое время граница смещается и возникает межличностный конфликт. Спички наносят друг другу физический ущерб, используя метод соперничества с применением физической агрессии. Приходит подмога и начинается настоящая война. Мы видим танки, автоматы, пулемёты. Конфликт перешёл на новый уровень — это геополитический конфликт.

Противник стремятся уничтожить друг друга. Одни хотят «взять» численностью, другие используют оружие массового поражения — огонь. Огненная стихия неуправляема. Гибнут все. Война уносит миллионы жизней. Огненная стихия в сочетании с музыкой оставляет неприятные ощущения. Автор показывает, к каким страшным, непоправимым последствиям могут привести разногласия и неумение сотрудничать и договариваться.

  1. Практическое задание «Конфликтные ситуации».

Инструкция: прочитайте ситуацию. По методу «мозгового штурма» придумайте как можно больше способов разрешения конфликта. Затем выберите один, наиболее эффективный способ. Для выполнения задания разделитесь на группы по 3-4 человека

Представьте ситуацию. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия.

Постарайтесь придумать как можно больше способов решения ситуации.

Представьте ситуацию. Вы работаете в офисе. Уходя на время со своего рабочего места, вы уже не в первый раз обнаруживаете, что кто-то обедает навашем столе: видны следы от кофе, крошки. Вам это не нравится. Вы хотели бы пресечь такие действия.

Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?

Представьте ситуацию, в которой муж и жена решают проблему приближающего отпуска. Причём их позиции по этому вопросу расходятся: муж предлагает поехать к родственникам в деревню, а жена хочет провести отпуск с комфортом у моря.

Разработайте возможные варианты решения проблемы.

Вы собираетесь к подруге на день рождения. Мама вас не отпускает, упрекая в легкомыслии «тебе бы только гулять» и в отсутствии помощи по хозяйству.

Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?

Молодая семья, женаты 3 года. Оба супруга работают. Муж считает, что пора рожать ребёнка. Жена считает, что сначала нужно сделать карьеру, ведь родив ребёнка, она не будет иметь возможность карьерного роста. В семье возникают разногласия.

Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.

Представьте ситуацию. Вы купили в магазине шкатулку, в тот же вечер у неё сломался запор. На следующий день вы приходите в магазин, и продавец сообщает, что на декоративные товары гарантии нет, и вам ничем не могут помочь.

Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?

Юноша и девушка встречаются около года и намерены пожениться. Юноша из обеспеченной семьи, девушка — из неполной семьи, мама работает на фабрике. Родители юноши категорически против свадьбы.

Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.

Обсуждение: с какой целью мы выполняли упражнение? В ситуации конфликта наши эмоции накалены, мы испытываем целый комплекс негативных чувств. Поэтому в голову приходит какой-то один способ решения проблемы. Мы упорно его отстаиваем. Очень важно найти несколько альтернативных решений (как минимум 2-3), проанализировать их, сравнить, найти плюсы и минусы и выбрать лучший.

  1. Дискуссия: «Напряжённые ситуации в медицинской практике».

Уважаемые студенты, вы уже второй год посещаете практику, видите пациентов, общаетесь с ними, проводите манипуляции.

Вопросы для дискуссии:

1. Возникали ли у вас напряжённые ситуации на практике?

2. Как вы их решали?

3. Какие стили взаимодействия с пациентами вы использовали? Являлись ли они эффективными?

4. Учитывали ли вы индивидуальные возрастные особенности пациентов?

5. Удавалось ли вам справляться со своим эмоциональным состоянием?

  1. Профилактика возникновения конфликтов в общении медицинских работников и пациентов

Профилактика конфликтов — это, прежде всего учёт индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента) и их изменений во время болезни.

Если у человека доминантный характер: жёсткий, напористый, решительный, самоуверенный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт.

Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя. Ни в коем случае не повышать голоса, это будет вселять веру в его недоминантность.

Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали. С ними необходимо максимальное терпение и такт. Каждому медработнику необходимо умение определять характер пациента и выбирать стиль общения с ним.

Так, экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии.

Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво. Даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.

Пациент холерического темперамента, черты которого заостряются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой.

Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью.

Медлительный флегматик может явиться раздражителем для медсестры с холерическими чертами характера.

Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.

Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни. Если эти особенности не будут учтены и медсестра или врач сочтут их обидными и оскорбительными для себя, возможно, их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта.

Самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медсестре важно прогнозировать, анализировать последствия своих слов и поступков.

Человеческое мышление на 80% способно прогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности. Желание понять пациента и помочь ему, а также строгий самоконтроль помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы конфликт не возник.

  1. Упражнение «Достойный ответ»

В конфликте мы часто слышим неприятные реплики в свой адрес. Культурный человек никогда не ответит грубостью на грубость, постарается сохранить достоинство.

Инструкция: вы получаете реплики, зачитывайте их соседу по парте и постарайтесь дать на них достойный ответ, т.е. не унижая ни собеседника, ни себя.

  1. Твои деловые качества оставляют желать лучшего
  2. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
  3. Ты никогда никому не помогаешь.
  4. Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведёшь себя так, как будто ты самый главный здесь.
  5. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
  6. Ты слишком много болтаешь ерунды.
  7. Сначала говорить научись, а потом спорь.
  8. Когда-нибудь твою голову посещают умные мысли?
  9. Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
  10. С таким человеком, как ты трудно найти общий язык.
  11. 11 .Мне безразлично твоё мнение.
  12. С тобой бесполезно договариваться о чём-либо. Ты всё равно всё забудешь.
  13. Ты слишком плохо воспитана.
  14. Почему ты на всех смотришь волком?
  15. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
  16. Посмотри, на кого ты похожа!
  17. У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
  18. Ты как не от мира сего.
  19. Что ты вечно на всех кричишь?

Мы знаем, что в конфликте можно использовать метод «положительного отношения к личности». В ситуации нервного напряжения и противоборства достаточно трудно дать положительную характеристику человеку, с которым споришь. Давайте потренируемся делать комплименты людям в спокойной ситуации. Дайте каждому из вас 2-3 положительных отзыва (о внешности, особенностях характера, личностных качествах).

Подведение итогов занятия:

1. Самоанализ обучающимися результатов деятельности, общий вывод о работе в парах, в команде. Самооценка компетенций, которые развиваются на данном занятии:

  1. Можете ли вы самостоятельно находить альтернативы для разрешения конфликтов? (да, частично, нет)
  2. Сможете ли применить правила рационального поведения в конфликте в реальных жизненных ситуациях? (да, частично, нет)
  3. Достигнута ли цель занятия? (да, частично, нет)
  4. Возникло ли удовлетворение от работы в команде? (да, частично, нет)

Источник

Читайте также:  Боли при упражнениях на пресс
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни