Тренинговое занятие по конфликтологии
Цели:
- формирование представления о природе конфликта;
- развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.
Задачи:
- проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
- показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
- показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.
2. Упражнение «Трамвайчик»
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», А четвертый заявляет: «А я с … (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется с начала.
4. Понятие конфликта
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов.
Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
К сожалению общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как впрочем не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В. 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд иностранных авторов) выделяют следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Неизвестный автор выделяет следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);
2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);
3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);
4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик – резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.
5. Упражнение «Алфавит эмоций»
Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных (устно или на доске/флипчарте).
6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут.
Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:
Конструктивные стороны конфликта:
- Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
- Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
- Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
- Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
- Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
- Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
- Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
- Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
- Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
- Представление о победителях или побежденных как о врагах.
- Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
7. Технология разрешения конфликта (Приложение 4)
6 правил формулирования конфликтной ситуации
Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.
Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Приведем правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной для разрешения конфликта.
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.
Следовательно, не годятся формулировки типа: «конфликтная ситуация – в этом человеке», «в социально-экономической ситуации», «в нехватке автобусов на линии» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.
Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, затем И и уже потом К.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно (не плеваться, в частности); не допускать падения своего имиджа, авторитета.
Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм «краткость – сестра таланта».
Конфликтная ситуация – это диагноз болезни под названием «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.
9. Упражнение «Я в конфликте»
Цели:
- выразить свое видение самого себя в сложной ситуации
- дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.
Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.
Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.
11. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.
Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
- «акулы» чаще используют соревнование»;
- «черепахи» – уклонение;
- «медвежата» – приспособление;
- «лисы» – компромисс»;
- «совы» – сотрудничество.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.
13. Типология конфликтных личностей (Приложение 10)
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают техники, снижающие и повышающие напряжение.
14. Техники, снижающие напряжение:
- Предоставление партнеру возможности выговориться.
- Вербализация эмоционального состояния:
- Своего;
- Партнера.
- Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
- Проявление интереса к проблемам партнера.
- Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
- В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
- Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
- Обращение к фактам.
- Спокойный уверенный темп речи.
- Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
Техники, повышающие напряжение:
- Перебивание партнера.
- Игнорирование эмоционального состояния:
- Своего;
- Партнера.
- Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
- Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
- Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
- Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
- Поиск виноватых и обвинение партнера.
- Переход на «личности».
- Резкое убыстрение темпа речи.
- Избегание пространственной близости и наклона тела.
15. Упражнение «Быстроногий олень и звенящая струна» (Приложение 11)
17. Упражнение «Нас с тобой объединяет» (Приложение 13)
Используемая литература:
- Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг», С-П «Речь» 2007.
- И. Авидон, О. Гончарова «Тренинг взаимодействия в конфликте», С-П «Речь» 2008.
- И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы», С-П «Речь» 2007.
- В. Шейнов «Конфликты в нашей жизни, возникновение, развитие и разрешение конфликтов», интернет-статья.
Источник
Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».
Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskayarazrabotka_mezhlichnostn._konflikt.doc | 141.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 3»
Методическая разработка практического занятия
«Межличностные конфликты и пути их разрешения».
Преподаватель психологии: Шувалова Наталья Александровна
Тема: « Межличностные конфликты и пути их разрешения».
- Проработать, закрепить теоретический материал о конфликте, его видах, структуре.
- Формировать умение анализировать конфликтные ситуации.
- Находить альтернативы для разрешения конфликтов.
Воспитательная: воспитание умения формулировать проблему и предлагать пути её решения, умения работать в команде, способствовать повышению грамотности устной речи.
Развивающая: развитие самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, умения принимать решения, р азвитие навыков коррекции собственной деятельности.
Студенты должны знать:
- определения: «конфликт», «конфликтогенность»;
- классификацию конфликтов;
- способы реагирования в конфликтных ситуациях;
- способы выхода из конфликтов;
- видеть позитивные стороны личности собеседника, оппонента.
Студенты должны уметь :
- определять вид конфликта по предложенной ситуации или визуальному образу;
- находить альтернативные решения;
- давать достойный ответ на эмоционально отрицательно окрашенные реплики;
Изучение темы позволит развивать у студентов следующие компетенции:
Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности — анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях в медицинской практике.
Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.
Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.
Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.
Формы организации урока : фронтальная, групповая (в команде), индивидуальная.
Оборудование : доска (компьютер, проектор, экран, часы), раздаточные материалы (для работы в команде, в парах, самостоятельной работы).
Содержание практического занятия
- Организационный момент
- Презентация по лекционному материалу.
- Презентация в картинках «Виды конфликтов»
- Демонстрация мультфильма «Конфликт»
- Практическое задание «Конфликтные ситуации»
- Обсуждение «Напряжённые ситуации в медицинской практике»
- Дискуссия «Профилактика возникновения конфликтов в общении медработника и пациента».
- Упражнение «Достойный ответ»
- Упражнение «Комплимент»
- Подведение итогов занятия.
- Презентация по лекционному материалу «Конфликты».
Вопросы группе по ходу презентации:
- Перечислите возрастные кризисы, приводящие к повышению конфликтности.
- Рекомендации по выходу из внутриличностного конфликта.
- В чём суть метода «Позитивное отношение к личности»?
- Рекомендации по общению в межличностном конфликте.
- Презентация в картинках «Виды конфликтов».
- Конфликт в системе «начальник-подчинённый».
- Вид конфликта. (Межличностный).
- В какой плоскости протекает конфликт? (В вертикальной).
- Кто является начальником, кто подчинённым? По каким признакам вы сделали выводы?
Начальник стоит, его указывающий жест говорит о раздражении, он высказывает претензии, поза уверенная. Подчинённый «вжался в стул», пугливо смотрит на начальника.
- Вид конфликта? (Межличностный, супружеский).
- В какой плоскости лежит конфликт? (В горизонтальной).
- Какой способ реагирования демонстрируют супруги? (Уход, избегание, супруги не смотрят друг на друга, не хотят договориться).
- Эффективен ли этот способ? (Нет, особенно если причина разногласий серьёзная. В этом случае через какое-то время конфликт разгорится с новой силой).
- Вид конфликта? (Межличностный).
- Какой способ реагирования представлен? (Соперничество)
- В чём его суть? (Соперничество — это способ реагирования в конфликте, когда оппоненты стремятся удовлетворить личные интересы в ущерб другому).
4. Внутриличностный конфликт
- Вид конфликта? (Внутриличностный)
- В чём суть внутриличностного конфликта? (Острое, критическое переживание личности, вызванное борьбой её внутреннего мира).
- По каким признакам вы определили внутренний конфликт? (По жестам — человек схватился за голову. По мимике — глаза закрыты, брови нахмурены — это свидетельствует о внутреннем переживании).
5. Детско-родительский конфликт.
- Вид конфликта? (Межличностный, семейный, детско-родительский конфликт).
- В какой плоскости лежит конфликт? (В вертикальной).
- Если родитель будет использовать авторитаризм, жестокость, давить на ребёнка. Как это повлияет на личность ребёнка? (Возможно 2 варианта: либо ребёнок станет таким же жёстким, агрессивным, жестоким, как родители, либо, поддаваясь давлению, станет пассивным, ему будет трудно принимать самостоятельные решения).
- Вид конфликта? (Межличностный с применением физической агрессии).
- В какой плоскости протекает конфликт? (В горизонтальной).
- Способ реагирования в конфликте? (Соперничество).
- Дайте определение «физическая агрессия». (Физическая агрессия – это деструктивная тенденция человеческой активности, связанная с использованием физической силы против другого лица).
7. «Третейский суд».
- Вид конфликта? (Межличностный).
- Какой способ разрешения конфликта представлен? (Способ вмешательства авторитетного третьего)
- В чём сущность этого способа? (Находясь в межличностном конфликте, люди не воспринимают слов, аргументов, высказанных оппонентом. Оказать содействие может «третий человек», пользующийся авторитетом, даст совет, поможет разрядить обстановку).
- Какие требования предъявляются к «третьему лицу»? (Беспристрастность и компетентность, т.е. знание предмета конфликта).
- Возможно ли таким образом завершить напряжённую конфликтную ситуацию? (Да).
- Какие способы следует применять? (Сотрудничество и компромисс).
- Что такое сотрудничество? (Сотрудничество — это самый эффективный способ разрешения конфликта, когда его участники приходят к альтернативе, которая удовлетворяет интересы обеих сторон).
- Определение «компромисс». (Компромисс — это соглашение между участниками конфликта, которое достигается путём взаимных уступок).
- С чего начинается конфликт
- Меняется ли наше восприятие ситуации к концу фильма?
- Что, по вашему мнению, пытался показать автор, какие ставил цели?
Фильм начинается с появления спичечного коробка, из которого выходят спички. Мы ассоциируем их с людьми. Они сразу разделяются на две группы (это свойственно людям: мы делимся на этнические, расовые, религиозные группы. Даже в малой студенческой группе возникают микрогруппы).
Между спичками появляется разделительная полоса, она ассоциируется с государственной границей, которую охраняют часовые-пограничники. Через некоторое время граница смещается и возникает межличностный конфликт. Спички наносят друг другу физический ущерб, используя метод соперничества с применением физической агрессии. Приходит подмога и начинается настоящая война. Мы видим танки, автоматы, пулемёты. Конфликт перешёл на новый уровень — это геополитический конфликт.
Противник стремятся уничтожить друг друга. Одни хотят «взять» численностью, другие используют оружие массового поражения — огонь. Огненная стихия неуправляема. Гибнут все. Война уносит миллионы жизней. Огненная стихия в сочетании с музыкой оставляет неприятные ощущения. Автор показывает, к каким страшным, непоправимым последствиям могут привести разногласия и неумение сотрудничать и договариваться.
- Практическое задание «Конфликтные ситуации».
Инструкция: прочитайте ситуацию. По методу «мозгового штурма» придумайте как можно больше способов разрешения конфликта. Затем выберите один, наиболее эффективный способ. Для выполнения задания разделитесь на группы по 3-4 человека
Представьте ситуацию. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия.
Постарайтесь придумать как можно больше способов решения ситуации.
Представьте ситуацию. Вы работаете в офисе. Уходя на время со своего рабочего места, вы уже не в первый раз обнаруживаете, что кто-то обедает навашем столе: видны следы от кофе, крошки. Вам это не нравится. Вы хотели бы пресечь такие действия.
Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?
Представьте ситуацию, в которой муж и жена решают проблему приближающего отпуска. Причём их позиции по этому вопросу расходятся: муж предлагает поехать к родственникам в деревню, а жена хочет провести отпуск с комфортом у моря.
Разработайте возможные варианты решения проблемы.
Вы собираетесь к подруге на день рождения. Мама вас не отпускает, упрекая в легкомыслии «тебе бы только гулять» и в отсутствии помощи по хозяйству.
Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?
Молодая семья, женаты 3 года. Оба супруга работают. Муж считает, что пора рожать ребёнка. Жена считает, что сначала нужно сделать карьеру, ведь родив ребёнка, она не будет иметь возможность карьерного роста. В семье возникают разногласия.
Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.
Представьте ситуацию. Вы купили в магазине шкатулку, в тот же вечер у неё сломался запор. На следующий день вы приходите в магазин, и продавец сообщает, что на декоративные товары гарантии нет, и вам ничем не могут помочь.
Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?
Юноша и девушка встречаются около года и намерены пожениться. Юноша из обеспеченной семьи, девушка — из неполной семьи, мама работает на фабрике. Родители юноши категорически против свадьбы.
Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.
Обсуждение: с какой целью мы выполняли упражнение? В ситуации конфликта наши эмоции накалены, мы испытываем целый комплекс негативных чувств. Поэтому в голову приходит какой-то один способ решения проблемы. Мы упорно его отстаиваем. Очень важно найти несколько альтернативных решений (как минимум 2-3), проанализировать их, сравнить, найти плюсы и минусы и выбрать лучший.
- Дискуссия: «Напряжённые ситуации в медицинской практике».
Уважаемые студенты, вы уже второй год посещаете практику, видите пациентов, общаетесь с ними, проводите манипуляции.
Вопросы для дискуссии:
1. Возникали ли у вас напряжённые ситуации на практике?
2. Как вы их решали?
3. Какие стили взаимодействия с пациентами вы использовали? Являлись ли они эффективными?
4. Учитывали ли вы индивидуальные возрастные особенности пациентов?
5. Удавалось ли вам справляться со своим эмоциональным состоянием?
- Профилактика возникновения конфликтов в общении медицинских работников и пациентов
Профилактика конфликтов — это, прежде всего учёт индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента) и их изменений во время болезни.
Если у человека доминантный характер: жёсткий, напористый, решительный, самоуверенный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт.
Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя. Ни в коем случае не повышать голоса, это будет вселять веру в его недоминантность.
Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали. С ними необходимо максимальное терпение и такт. Каждому медработнику необходимо умение определять характер пациента и выбирать стиль общения с ним.
Так, экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии.
Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво. Даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.
Пациент холерического темперамента, черты которого заостряются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой.
Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью.
Медлительный флегматик может явиться раздражителем для медсестры с холерическими чертами характера.
Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.
Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни. Если эти особенности не будут учтены и медсестра или врач сочтут их обидными и оскорбительными для себя, возможно, их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта.
Самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медсестре важно прогнозировать, анализировать последствия своих слов и поступков.
Человеческое мышление на 80% способно прогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности. Желание понять пациента и помочь ему, а также строгий самоконтроль помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы конфликт не возник.
- Упражнение «Достойный ответ»
В конфликте мы часто слышим неприятные реплики в свой адрес. Культурный человек никогда не ответит грубостью на грубость, постарается сохранить достоинство.
Инструкция: вы получаете реплики, зачитывайте их соседу по парте и постарайтесь дать на них достойный ответ, т.е. не унижая ни собеседника, ни себя.
- Твои деловые качества оставляют желать лучшего
- У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
- Ты никогда никому не помогаешь.
- Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведёшь себя так, как будто ты самый главный здесь.
- С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
- Ты слишком много болтаешь ерунды.
- Сначала говорить научись, а потом спорь.
- Когда-нибудь твою голову посещают умные мысли?
- Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
- С таким человеком, как ты трудно найти общий язык.
- 11 .Мне безразлично твоё мнение.
- С тобой бесполезно договариваться о чём-либо. Ты всё равно всё забудешь.
- Ты слишком плохо воспитана.
- Почему ты на всех смотришь волком?
- Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
- Посмотри, на кого ты похожа!
- У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
- Ты как не от мира сего.
- Что ты вечно на всех кричишь?
Мы знаем, что в конфликте можно использовать метод «положительного отношения к личности». В ситуации нервного напряжения и противоборства достаточно трудно дать положительную характеристику человеку, с которым споришь. Давайте потренируемся делать комплименты людям в спокойной ситуации. Дайте каждому из вас 2-3 положительных отзыва (о внешности, особенностях характера, личностных качествах).
Подведение итогов занятия:
1. Самоанализ обучающимися результатов деятельности, общий вывод о работе в парах, в команде. Самооценка компетенций, которые развиваются на данном занятии:
- Можете ли вы самостоятельно находить альтернативы для разрешения конфликтов? (да, частично, нет)
- Сможете ли применить правила рационального поведения в конфликте в реальных жизненных ситуациях? (да, частично, нет)
- Достигнута ли цель занятия? (да, частично, нет)
- Возникло ли удовлетворение от работы в команде? (да, частично, нет)
Источник