Упражнение на подведение итогов дня

Анализ дня

Роль вожатых в адаптации детей к условиям летнего лагеря трудно переоценить. Есть несколько простых правил в деятельности вожатого, которые помогут смягчить проблемы детей, снизить напряженность, избежать конфликтов.

Итак, что могут делать вожатые:

  • Ежедневный настрой отряда на активную и доброжелательную работу, на корректное и уважительное отношение друг к другу;
  • Рефлексия отряда в конце дня;
  • Выявление эмоционального состояния участников и принятие в случае необходимости адекватных мер.
  • Определение рейтинга программ лагеря
  • Выявление потенциальных лидеров

Памятка для вожатого и инструктора

Основной принцип — при обсуждении попытаться помочь детям понять причины своего поведения и настроения.

  • Переводим настрой детей с позиции «кто-то виноват» или «чего-то не хватает» на позицию «почему это произошло именно со мной?» и/или «что я могу изменить в данной ситуации?»
  • Необходимо соблюдать три основных правила:
    1. не давать прямых оценок поведения ребенка (мы принимаем к сведению слова ребенка, чтобы в дальнейшем избегать негативных ситуаций);
    2. не давить и не критиковать (мы, вожатые и инструкторы высказываемся всегда (!) последними, чтобы дать всем членам отряда возможность высказаться);
    3. при обсуждении административных вопросов соблюдать педагогический такт (мы не обсуждаем поведение взрослых в присутствии детей).

Примерная схема утренней встречи с отрядом:

  • Психологический настрой как отдельных участников, так и всего отряда на дальнейшую работу.
  • Проверка присутствия всех членов отряда. Вопрос о физическом и эмоциональном состоянии, желании и готовности работать дальше.
  • Сообщение и уточнение расписания на день.

Основные принципы организации ежевечерних встреч отрядом. Подведение итогов за день.

Обсуждаются три основных вопроса:

  1. Твои впечатления о сегодняшнем дне;
  2. Степень удовлетворенности (от «0» до «10» баллов): а) содержанием прошедшего дня (игры, учебные занятия, проживание, питание); б) эмоциональными отношениями с другими детьми и взрослыми; в) своим эмоциональным состоянием. Комментарии. Если ребенок ставит меньше 9-10 баллов, задаются примерно такие вопросы: «Что помешало тебе поставить 10 баллов? Что может помочь тебе на следующий день получить эти 10 баллов?» Вожатый переносит ежедневную информацию на большой экран эмоционального состояния отряда для дальнейшего анализа.
  3. Твои пожелания на следующий день?

Как проводится анализ дня?

Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере. Анализ дня подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. Настрой. Подразумевает настрой коллектива на серьезную аналитическую работу. В качестве настроя может быть использована песня (как правило, выбирается лирическая песня), хорошо продуманная речь (должна содержать предварительный итог дня, что бы руководитель хотел услышать на анализе) или анализ может начинаться с тренинговых упражнений (выбирается в зависимости от готовности коллектива к работе).

Высказывание участников коллектива. Перед этим напоминаются основные правила общения в кругу: высказываются все поочередно; когда говорит один — все остальные просто внимательно слушают; ценным является мнение каждого участника анализа.

Выделяют два типа анализа: эмоциональный и конструктивный. Целью эмоционального анализа является закрепление положительных эмоций. Конструктивный анализ. Его целью является обсуждение деятельности, которую провела группа, выявление плюсов и минусов в работе. Сначала перечисляются все дела, которые запомнились. Затем начинается разбор дел. Ребята отвечают на вопросы: почему дело прошло так, а не иначе? Что они сделали для этого? что надо изменить на будущее? и кому бы хотелось сказать спасибо? Анализ заканчивается выводами, которые делает руководитель на основании тех высказываний и мыслей, сделанных участниками группы, и прощанием.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-­либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу, качества организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.

Вопросы к обсуждению:

  • Что мне удалось сегодня и почему?
  • Что нового и полезного я сегодня открыл для себя?
  • Как можно использовать достигнутое?
  • Что мне не удалось и почему?
  • Что отняло у меня слишком много времени?
  • Что я сделаю завтра для более рациональной деятельности?
  • и другие.

Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых порах анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:

Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

  1. Мизинец (М) — «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
  2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения
  3. Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело
  4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.
  5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.

Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.

Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Я хочу сказать». Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что. ». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и Т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.

Читайте также:  Обособление одиночных деепричастий упражнения

«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…

«Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «На что похож сегодняшний день?».

Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня. Весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня., он засняли на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.

  • самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
  • и кадры, которые получились «не очень».

Выставка картин. Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину — как она называется, что на ней изображено, и Т.д. Все работы вывешиваются на стенд.

Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на вечернем сборе отряда. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов).

Рассказ-эстафета (с передачей предмета). К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, Т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.

«Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывая ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраиваться на развернутую сцену дня или на короткую реплику.

«Строим дом». Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.

«Я». Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый ребенок выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет почему.

«Позитрон». Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч – “положительный заряд”. Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч следующему участнику. Вариант = вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом. Эту игру можно использовать в течение всего дня, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.

Источник

Упражнения на завершение тренинга

И вот все задачи тренинга решены, а цели достигнуты. Не зависимо от того, продолжался ли он несколько недель или всего пару часов, групповой работе необходимо придать завершенный вид. Хорошо, если эта завершенность будет положительной.

Цель упражнений на завершение тренинга заключается в том, чтобы закрепить атмосферу работы в группе, эффективно завершить интерактивное общение, зарядить положительным эмоциональным настроем, оставить хорошие воспоминания и впечатления в памяти участников, мотивировать их к использованию полученных знаний.

Завершающие процедуры тренинга

Процесс завершения тренинга содержит несколько составляющих – содержательную и эмоциональную. Завершение по содержанию предполагает обобщение итогов, обсуждение практических результатов и возможностей их переноса в реальную жизнь, обратную связь от участников. Под эмоциональными итогами подразумевают сохранение в памяти участников хороших впечатлений от тренинга.

В конце курса формулируется итоговое резюме по содержанию тренинга – по сути, его тематическое заключение, которое должно 1) оставить у группы ощущение ценности и новизны изученного и 2) вызвать желание действовать. Часто бывает так, что участники, столкнувшись с прежней реальностью, отказываются от всех полученных в тренинге приобретений. Поэтому по завершению тренинга необходимо дать им возможность определить последовательность шагов внедрения его результатов в реальную жизнь.

Упражнения на завершения тренинга должны помочь участникам:

  1. вспомнить пройденный материал;
  2. объединить все изученные блоки в общую картину содержания;
  3. увидеть конкретные способы переноса приобретенных знаний в реальную жизнь.

Для этого в конце тренинга обязательно выполняют упражнения на рефлексию содержания учебного материала. Рефлексия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и помогает выявить такой фактор, как осознание содержания пройденного, а также узнать эмоциональное состояние отдельного члена группы в финале учебного дня, понять, насколько продуктивным был тренинг для каждого. Участники оценивают свою активность в тренинге, полезность и интересность методов подачи знаний, увлекательность занятия, групповое взаимодействие.

В продолжительной сессии рефлексия с группой проводится в конце каждого занятия и после тренинга, в форме устных ответов на вопросы или письменных упражнений. В детских и подростковых группах также встречается символическая рефлексия, когда обучаемые дают оценки с помощью символов (карточек, жестов, жетонов и пр.). Рефлексия помогает проанализировать содержательную часть тренинга — насколько хорошо группа усвоила новый учебный материал, станет ли полученный опыт ценным или нет, а также отследить эмоции, мысли, поведение, определить, понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо, почему. В процессе нее участники отвечают на вопросы о том, что:

  • они узнали, наблюдали и переживали (видели, слышали) сегодня;
  • было наиболее полезным для них;
  • пригодится в работе (общении или другой сфере жизни) наибольшим образом;
  • было новым;
  • привело к открытию (осознанию);
  • что понравилось, не понравилось (обрадовало, удивило, огорчило).
Читайте также:  Как убрать бока на талии упражнения дома

На последнем занятии рефлексию направляют на личный опыт участников. Каждый член команды высказывается о том:

  • что нового удалось узнать;
  • что из известного он увидел по-новому;
  • что для него было полезным;
  • что именно он возьмет в работу (или другой вид деятельности);
  • какой шаг может сделать для этого прямо сегодня.

Важно, а в личностно-ориентированном тренинге – необходимо акцентировать внимание на возможностях применения результатов тренинга в реальной практике. Устремленность в будущее ведет к логичному завершению взаимодействия. Участники усвоили групповой опыт – можно ставить точку в групповом процессе.

В зависимости от содержания и задач тренинга при подведении его итогов акцент может быть на содержательной или эмоциональной составляющей. Эмоциональные итоги на первый взгляд не столь важны. Но вспомните эпизоды из своего собственного обучения. Не важно, было ли оно совсем недавним или проходило давно, яркие впечатления, добрые воспоминания и крепкие дружеские связи связывают нас с полученным опытом весьма крепко. В современных теориях доказано — мы учимся целостно, не только через «чистый разум», в формировании опыта, индивидуального или группового, обязательно участвуют эмоции.

Эмоциональные итоги подразумевают обмен пожеланиями и благодарностями, выдачу сертификатов, ритуал прощания. Последний имеет особое значение не только по завершению работы группы, но и по окончанию каждого занятия. Его цель – снятие напряжения, позитивное закрепление новой конструктивной информации.

Ритуал, или установленный порядок прощания един для всех дней тренинга. Можно предложить участникам стать в общий круг, и закрыв глаза, постоять минуту, мысленно передавая сокурсникам свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда во время этой процедуры само собой рождается ощущение легкости и полета.

Часто бывает так, что после тренинга участники не хотят уходить. Ведь все его время они действовали как единое целое, им не хочется расставаться. Дабы отпустить их с миром, нужно красиво поставить жирную эмоциональную точку, и, подводя окончательные итоги, раздать участникам «дары» — печенье, конфеты, любые сладости.

Дары стоит подготовить заранее – выложить в привлекательную вазу на красиво оформленном столе в центре зала. Каждому участнику предлагается взять немного сладостей и, со словами « Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…» подойти к одному из товарищей, заканчивая предложение в зависимости от сложившихся в процессе обучения отношений («За понимание, помощь и пр.»). Пока дарящий проговаривает свою речь, тот, кому дарят, съедает «подарок». Так символично завершаются отношения в тренинге.

Примеры упражнений

Приведенные ниже упражнения на завершение несут несколько функций:

  • подведение итогов тренинга;
  • рефлексия (обмен чувствами, анализ происходящего, получение обратной связи от участников – насколько осуществились их ожидания);
  • обмен пожеланиями.

«Радуга мнений». Для красочного (в буквальном и переносном смысле) окончания дня можно задействовать наборы карточек из цветного картона. На них участники записывают ответы на вопросы.

Каждому цвету соответствует определенный вопрос, неизменный на протяжении всей сессии, примерно так:

  • синяя – «Ваши ощущения от работы»;
  • красная – «Самое ценное приобретение сегодняшнего дня»;
  • желтая – «Что бы вы желали поменять в работе следующих дней»;
  • зеленая – « Ваши ожидания относительно следующего дня».

Вопросы следует заранее напечатать на одной стороне карточки, на другой члены команды излагают свои ответы, после чего отдают цветные наборы ведущему – опрос проходит анонимно. Ознакомившись с ответами, тренер на следующий день дает участникам обратную связь. Также его задача – учесть замечания участников и оптимизировать дальнейшую работу, например, изменить темп выполнения заданий, давать больше теории или наоборот, сконцентрироваться на практической отработке навыков.

«Сенкан». Подвести итоги дня можно и в поэтической манере. Сенкан – это нерифмованный стих, в котором информация и факты синтезированы в краткое высказывание из 5 строк:

  • 1 строка — одно слово, существительное, обозначающего понятие;
  • 2 строка — описание из двух слов – прилагательных;
  • 3 строка – характерные действия из трех слов – глаголов;
  • 4 строка — фраза из четырех слов, которая выражает отношение к теме;
  • 5 строка — одно слово, синоним к теме, в котором отражена суть или сформулирован вывод.

Для удобства схема и пример сенкана выдается на руки участникам.

Сенкан – достаточно удобный способ обобщить информацию, выделить основные идеи и мысли.

«Факт или вымысел». Участники объединяются в 2 команды. Задача каждой – сформировать перечень фактов и вымыслов, основанных на пройденном материале. После участники обмениваются готовыми списками утверждений, и пытаются определить, какие из них – правдивые, а какие – ложные.

«Соковыжималка». Ведущий вывешивает 3 больших листа с изображением:

  • корзины со спелыми апельсинами;
  • стакана апельсинового сока;
  • отходов от выжатых апельсинов.

Выдает каждому члену группы по 2-4 клейких стикера. На них каждый записывает то, что осталось в памяти к концу занятия: описание игр, упражнений, тренинговых процессов, впечатлений от общения с товарищами по обучению, тренером, и т.д. Далее, по команде ведущего, эти записки наклеиваются на картинку:

  • со спелыми апельсинами — то, к чему нужно еще раз вернуться, обдумать, придать законченный вид;
  • со стаканом сока – то, что радовало, воодушевляло, дало физические и душевные силы;
  • с выжимками – то, от чего есть желание избавиться, что не понравилось, было обидным, излишним, раздражало.
  • много ли тем требуют доработки;
  • многие ли отношения надо еще прояснить;
  • много ли конфликтов не разрешено;
  • о чем тренинг заставил задуматься;
  • что еще хочется узнать о себе / партерах по обучению / по теме тренинга / в каком направлении хочется развиваться далее и как;
  • какие «вкусные» моменты встречи порадовали;
  • что придало сил, уверенности;
  • что хочется поменять / исправить;
  • какие моменты встречи лучше вовсе бы не происходили;
  • с каким «послевкусием» покидает занятие группа.
Читайте также:  Раскройте содержание понятия физические упражнения

Рефлексивная мишень. Тренер размещает на доске мишень, которая разделена на несколько частей.

Каждый член группы может сделать 4 «выстрела» — по одному в каждый сектор. Если не понравилось, участник выбирает 0, если было средне – 5, все понравилось – ближе к цели (10).

«Действуй!». Упражнение используется для завершения тренинга, помогает сформулировать планы на будущее с учетом знаний, полученных во время обучения.

Участникам предлагают ненадолго задуматься о том, что они получили от курса, и будут делать после окончания обучения. А после выдают по листу бумаги – его нужно разделить на 3 столбца с надписями «Шесть месяцев», «Три месяца» и «Завтра», и заполнить их. Спустя 15 минут участники по очереди должны зачитать одну важнейшую вещь с каждого столбца.

«Подведение итогов». Упражнение поможет вспомнить все пройденное и задуматься о способах применения приобретенных знаний в реальной жизни.

Участники объединяются в мини-команды, каждой выдается лист бумаги А3 и персональное задание подготовить:

1-й команде – доклад, суммирующий основные пункты, рассмотренные в течение курса;

2-й команде – комплекс мер, которые следует принять в реальной жизни (на работе) для максимального использования приобретенных знаний;

3-й команде – перечень (описание) возможных препятствий для применения приобретенных знаний на практике, и варианты их преодоления.

Дается 10 минут на то, чтобы набросать идеи (сформулировать основные пункты, нарисовать схемы) и обдумать способ их презентации группе. По истечении времени представители команд презентуют соображения своей группы. По окончанию выступлений можно обсудить, с какими идеями участники согласны, с какими нет, попросить что-то добавить к сказанному.

«Автобусная остановка». На стенах зала, в котором проходит тренинг, вывешивается несколько листов большого формата с записанными в верхнем углу незаконченными предложениями («объявления на столбах»), например:

«С этой минуты я буду…»

«Этот тренинг для меня…»

«Самое важное это…»

«Сегодня я сделал открытие, что…»

Все участники объединяются в 4 команды. Каждая выбирает свой плакат и 2-4 минуты пишет продолжение «объявления». Потом «остановка» сменяется — команды продвигается вперед по часовой стрелке, и добавляют свои предложения по теме на следующем плакате, и т.д., пока каждая команда обойдет все листы. Повторять уже написанное нельзя. По окончании или участники просматривают «объявления» со всех плакатов.

«Бесплатные советы». В результате упражнения члены группы получают персональные рекомендации по использованию приобретенных знаний.

Каждый участник берет лист бумаги, в верхнем углу подписывает свое имя и передает лист соседу справа. Тот в течение минуты записывает на обратной стороне – что бы он мог рекомендовать товарищу, листочек которого получил.

Затем, по сигналу ведущего, все записки передаются дальше направо – свои рекомендации добавляет очередной сосед. Так повторяется до тех пор, пока каждый получит листочек с рекомендациями всей команды.

«Делать – не делать». Это упражнение одинаково хорошо подходит для подведения итогов дня и завершения тренинга в целом.

Все участники получают по листу бумаги, делят его на 4 части, каждой дают заголовки:

Прекратить делать вовсе.

Участникам необходимо заполнить эти части самостоятельно (не обязательно все, хотя, как показывает практика, большинство находит, что написать в каждой колонке). Это помогает группе вспомнить весь пройденный материал, а тренеру — определить наиболее запомнившиеся блоки. Также по этим записям можно отследить, что делали / не делали.

«Древо знаний». Перед группой ставится флипчарт с изображением ствола дерева с множеством веток. Задача участников – помочь ему покрыться листвой. Для этого им нужно вспомнить полученные на тренинге идеи, выводы, инструменты, записать их на клейких стикерах – «листочках», и приклеить на «дерево». Полная крона означает, что участники тренинга усвоили много знаний.

В конце очередного дня сессии полезно сформировать дерево ключевых понятий. Участники образуют мини-группы, и каждая рисует контур дерева, ствол которого символизирует центральную тему тренинга, а ветки — более частные ее понятия. Над ними нужно записать как можно больше терминов, относящихся к данной теме. Также удобно структурировать знания по более толстым веткам (общие понятия) и их ответвлениям (характеристики).

«Гадание на именах». Любой тренинг начинается с запоминания имен – уместным будет вспомнить о них и по завершению. Для этого следует заранее напечатать на отдельных листах имена участников – вертикально с левой стороны. В конце занятия листы раскладывают на столе, и участники записывают на них пожелания друг другу. То, чего желают тому или иному члену команды, должно начинаться на одну из имеющихся в его имени букв.

Если в группе имеются тезки, стоит напечатать на листе имя и фамилию участника.

Важно

Обязательное условие удачного завершения тренинга — хорошее самочувствие команды. Все замечали, что к концу занятия участники (да и тренер тоже) устают, становятся апатичными, вялыми. Поэтому стоит делать больше перерывов в течение всего тренинга и включать в него двигательные упражнения. Если к моменту завершения тренинга группа будет истощена морально и физически, это сведет к нулю все потраченные днем усилия. Необходимо оставить силы на яркое, позитивно окрашенное окончание учебного дня и курса.

Завершение – важный этап, во многом определяющий успешность тренинга. Ведущий должен помочь группе не только закрепить новые знания и навыки, но и положительно повлиять на установки участников, подготовить их к жизни с приобретенными изменениями. Для этого в последний день тренинга стоит выполнить упражнения на завершение, которые помогут участникам провести рефлексия рефлексию своего поведения, своих достижений, и связать приобретенные знания и навыки с ситуациями реальной жизни. И, конечно же, не забудьте про упражнения, которые дают участникам возможность попрощаться друг с другом. Они помогут закрепить полученный во время обучения положительный эмоциональный заряд.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни