Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.
Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.
Осмотр ребенка на приеме
На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:
- Конституциональные особенности развития,
- Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
- Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
- Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
- Результаты плантоскопии,
- Индивидуальные особенности износа обуви,
- Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
- При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.
Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.
| На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость. |
| На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка. |
| На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь. |
| На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром. |
| | |
Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.
Рис. 7
На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.
Упражнения для стоп
На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.
| | |
| | |
| | |
Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.
❌ ✔ | ❌ ✔ |
| |
| |
| |
Тренировки стоп для подростка
На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:
Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) | | |
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) | | |
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности (балансировочной подушке) обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. | | |
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени. | ||
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) | | |
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) | | |
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) | | |
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й | | |
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) | | |
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) | |
Текст и иллюстрации подготовил
Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».
Источник
Варусная деформация нижних конечностей. Лечение
Варус (лат. varus) – это медицинский ортопедический термин, употребляемый в противоположность другой костно-суставной аномалии – valgus, и обозначает искривление конечностей вовнутрь, когда изгиб направлен к средней линии костного тела под острым углом. Такая форма искривления, например, варусная деформация стопы или другого органа нижней конечности — врожденный или приобретенный вид ортопедической аномалии.
Рассмотрим предполагающие факторы развития клинической патологии различных костных и околосуставных участков нижней конечности,определим способы их лечения.
Врожденная косолапость
Косолапие, или косолапость – это врожденная аномалия опорно-двигательной системы с двусторонней деформацией нижних конечностей, при которой постановка ног происходит на внешнюю грань.
Характерные признаки родовой ортопедической аномалии:
- варусная деформация стопы у новорожденного, когда подошвенная часть изогнута вниз и вовнутрь;
- супинация стопы, когда ее подошва обращена вовнутрь, и опорной частью становится край предплюсны или плюсны;
- аддукция, когда свод увеличен и приведен вовнутрь в переднем отделе.
Степень указанных признаков изменяется как в большую, так и в меньшую сторону. Иногда супинация нижних конечностей у ребенка имеет такую выраженность, что внутренняя пяточная поверхность касается лодыжки, а ярко выраженная варусная деформация подтягивает пятку кверху, выворачивая ее внутрь.
По медицинской теории, врожденную двустороннюю косолапость определяют как легкой (варусная контрактура Остена-Сакена) формы, когда при малоподвижной коже выступает головка таранной кости, так и мягкой тканной связочной формой, когда кожный слой хорошо развит, а костные выступы отсутствуют.
Варусная деформация стопы у детей при врожденной двусторонней косолапости имеет смещение голени вовнутрь, что ограничивает подвижность опорного аппарата в голеностопном суставе.
Вся тяжесть ситуации усугубляется, когда ребенок начинает ходить. Возникает кожное огрубение наружной поверхности края стопы, постепенно развивается мышечная атрофия голеностопа в икроножной области, происходит Х-образная рекурвация коленного сустава.
Варусная деформация нижних конечностей у детей при двусторонней косолапости, по мнению медицинских экспертов, имеет различную причинно-следственную природу образования:
- контактное сращение амниона (зародышевой оболочки) с эмбрионом, с давлением амниотической тяжести на него;
- обхваченное давление пуповины на нижнюю конечность плода;
- мускулатурное маточное давление на наружную поверхность стопы зародыша из-за малого количества околоплодных вод;
- компрессия маточной опухоли;
- нарушение спинномозговой иннервации у плода.
При рождении ребенок получает стойкую приводящую разгибательную контрактуру (ограничение пассивных смещений в суставе) стопы, объясняющуюся врожденным недоразвитием, укорочение задних мышечно-связочных групп и сгибателей сухожилий.
Варусную деформацию нижних конечностей при врожденной двусторонней косолапости необходимо лечить как можно раньше, пока ткани грудного ребенка податливы, их можно удержать, растянуть, то есть привести в корригирующее состояние. Оперативная коррекция начинается, как только у ребенка зарубцовывается пупочная ранка.
После хирургического вмешательства нижние конечности начинают функционировать и нормально развиваться. Однако родителям малыша следует запастись огромным терпением, так как послеоперационное восстановление требует дальнейших действий и определенных усилий.
В течение некоторого времени малыш будет находиться в гипсовых лонгетах, а в дальнейшем в течение нескольких лет ребенок будет вынужден пользоваться корригирующими ночными супинаторами, ему будет необходимо проводить ежедневный массаж, специальную гимнастику.
Последствия врожденной косолапости до конца не устраняются. Прооперированный человек будет вынужден до конца своих дней носить ортопедическую обувь.
Лечебная реабилитация детей первого года жизни
Лечебная физическая культура (ЛФК) для детей с врожденной косолапостью показана с первых дней жизни на фоне общего ортопедического лечения. Именно в возрасте 7-10 дней удается эффективно воздействовать на связочно-мышечный аппарат маленького ребенка.
Комплексный подход ЛФК включает поэтапное воздействие корригирующих гипсовых повязок. Осуществляется так называемое лечение положением, которое подкрепляется специальным массажем. После снятия гипса массажист проводит гимнастику для стоп и голени, а затем заново фиксирует положение корригирующим лонгетом.
Комплекс массажных процедур должен обеспечивать полное расслабление мышц стопы и голени. С этой целью применяется поглаживание, вибрация, разминание, потряхивание мышц, растягивание сухожилий пяток.
После расслабляющего массажа происходит снижение мышечного тонуса, а массажист проводит следующий этап лечебной реабилитации – физическую гимнастику:
- Исходное положение ребенка – лежа на спине. Цель — устранить наружное приведение стопы. Рассматриваем работу массажиста с правой ногой. Голеностоп прижат левой рукой, при этом первый палец на наружной лодыжке, а второй – на внутренней, чтобы пятка малыша лежала на ладони массажиста. Охватив правой рукой стопу, первый палец — на наружном крае, согнутый второй палец массажиста — на тыльной стороне конечности, а третий палец — на внутренней поверхности, производим отведение стопы ребенка наружу. То же самое проделывается с левой.
- Исходное положение прежнее. Цель — устранение поворота стопы относительно продольной оси. Массажист охватывает правой рукой правую стопу ребенка, располагая первый палец на подошве, а прочие — на тыльной части. Второй рукой охватом пятки жестко фиксирует ее. Массаж выполняется надавливанием первого пальца снизу вверх наружной краевой части конечности малыша, а сверху вниз массаж работает на внутренний край.
- Исходное положение не меняется. Цель — устранение подошвенного сгибания. Правая рука массажиста прижимает левую голень ребенка к столу, упираясь первым и вторым пальцем в лодыжку. Левая рука массажиста движением ладони снизу вверх прижимает подошву стопы.
Такой комплекс лечебной физкультуры и массажа с повтором каждого движения 3-5 раз можно проводить самостоятельно.
Родителям достаточно пройти обучение у массажиста-инструктора ЛФК, чтобы заниматься с ребенком физкультурой в домашних условиях каждый день по пять занятий.
Другим эффективным лечебно-профилактическим воздействием станет плавание и водная гимнастика. Описанные массажные процедуры можно выполнять в ванне при температуре воды 36-37 ºС. Тёплая комфортная вода будет способствовать спастическому расслаблению мышц.
Плоская и плоско-вальгусная стопа
Существует не только врожденная варусная деформация стопы, но и вальгусная.
«Врачи скрывают правду!»
Даже «запущенные» проблемы с суставами можно вылечить дома! Просто не забывайте раз в день мазать этим.
Плоскостопие – это ортопедическая разновидность деформационного поражения стопы с уплощением ее сводов. Сопровождается потерей амортизирующих функций, является распространенным видом деформации.
В ортопедии определяется несколько типов плоскостопия.
Вид деформации | Причина и характеристика болезни |
Врожденное плоскостопие | Клиническая патология связана с недоразвитием малоберцовой кости, амниотической перетяжки зародышевого мешка или порочного развития эмбриона |
Рахитическое плоскостопие | Последствия рахита у детей младшего возраста. Следствие развития плоскостопия — размягчение костных тканей, ослабление мышечного и связочного аппарата. Стопа ребенка становится податливой под тяжестью собственного тела, своды ее опускаются, а передняя часть отводится наружу |
Паралитическое плоскостопие | Результат детского спинномозгового паралича – полиомиелита. Степень выраженности зависит от количества пораженных — одной или двух — большеберцовых мышц |
Травматическое плоскостопие | Деформация стопы из-за перелома предплюсны или неправильно сросшейся лодыжки |
Статическое плоскостопие | Основная причина вальгусной деформации – это слабость мышечного тонуса |
Последний вид ортопедического заболевания — наиболее распространенный вид. Ранние симптомы статической формы деформации можно определить по быстрой утомляемости голеностопа, болям в области икроножных мышц при беге или ходьбе.
Такую вальгусную деформацию очень трудно лечить. Поэтому особое внимание — профилактике плоскостопия:
- подбирать удобную обувь;
- укреплять мышечную систему физкультурой, спортом;
- следить за осанкой;
- при первых признаках дискомфорта или боли в стопе обращаться к врачу-ортопеду.
Отличной профилактикой станут ходьба босиком по песку и траве, когда срабатывает так называемый рефлекс щажения, ежедневные солевые или хвойные ванны с погружением ног до колен в теплую (35-36 ºС) воду.
Лечебная физкультура для плоско-вальгусной стопы
Гимнастические занятия при деформации плоско-вальгусного типа позволят укрепить мышцы и костно-связочные группы голени и стопы, сформировать поддерживающий тонус продольного свода и скорректировать общее неправильное положение. Рассматриваемая ниже методика лечебных занятий предусматривает организацию следующих задач:
- лечение положением;
- массаж;
- физические упражнения.
Лечение положением при ярко выраженной деформации свода стопы предусматривает придание ему более высокого положения. Для этого рекомендуются специальные ортопедические набойки на обувь с внутренней стороны подошвы высотой 2-5 мм, с уплощением к наружной стороне.
Не следует носить такую обувь постоянно. Во избежание привыкания стопы к «комфорту» лечение положением проводится 2-3 часа.
Будет правильным, если сочетать корригирующую обувь с обычными ботинками или туфлями, однако не следует ходить в мягкой или валяной обуви.
Массаж предназначен для улучшения супинаторных функций передних, внутренних групп пальцев ног, мышц голени и стоп. Наружные части опорных органов также нужно массажировать. Массажист производит растирающие, поглаживающие, вибрационные действия.
Физические упражнения необходимо выполнять плавно, медленно, следуя указаниям инструктора:
- Исходное положение – лежа на спине. Инструктор производит правой рукой сгибание и разгибание правой стопы, фиксируя жесткое положение в левом голеностопном суставе.
- Не меняя исходного положения, пациент самостоятельно плотно сводит и разводит ступни ног, делая это так, чтобы они касались друг друга.
- Пациент лежит на спине. Массажист правой рукой производит вращательно-поступательное движение правой стопы вправо/влево, придерживая левую голень в нижней ее трети. Аналогичная гимнастическая операция проводится с другой ногой.
- Когда в положении стоя или при ходьбе у пациента наблюдается отклонение переднего отдела стопы наружу, необходимо выполнить гимнастическую гиперкоррекцию. Инструктор ЛФК левой рукой жестко фиксирует левый голеностоп, а правой рукой охватывает передний отдел левой стопы таким образом, чтобы желоб ладони был снаружи, а пальцы находились на тыльной стороне. Цель — перевести передний отдел стопы вовнутрь.
Кроме упражнений с инструктором, можно самостоятельно производить активные движения. Например, сидя на стуле поднимать с пола пальцами ног мелкие предметы – карандаши, ручки и т. д.
Вывих в коленном суставе
Врожденная патология вывиха в коленном суставе и, как следствие, варусная деформация голени у детей – это довольно редко встречающееся ортопедическое заболевание.
По статистике, патология в 3 раза чаще определяется при односторонней деформации, чем при двустороннем О-образном искривлении нижних конечностей.
У девочек ортопедическая врожденная выраженность также встречается в 3 раза чаще, чем у мальчиков. Варусная деформация голени наблюдается при смещении проксимального конца большеберцовой кости вперед.
Причинами клинического состояния считают врожденную дистрофию или нарушение клеточного метаболизма в четырехглавой бедренной мышце в результате внутриутробного поражения костно-суставной структуры плода.
По версии некоторых медицинских экспертов, такая внутриутробная ситуация возникает из-за неправильного положения плода в материнском чреве, когда тазобедренные суставы согнуты, а коленные сочленения, наоборот, разогнуты.
Лечение коленного вывиха
При коленном врожденном вывихе и варусной деформации голени у детей лечение нужно проводить с момента появления младенца на свет. Детский ортопед предпринимает мануальную попытку вправления суставов закрытым способом.
Вначале проводится осевое вытяжение голени с усиленным разгибанием, а затем ортопед в обратном направлении вправляет верхний отдел голени давлением пальцев на мыщелки бедра. Вправленный сустав фиксируют гипсовым лонгетом под углом 90º.
В таком положении ребенку предстоит провести не менее одного месяца, затем врач назначает лечебно-профилактический курс гимнастических упражнений и мышечного массажа. В случае безуспешного мануального вправления назначается вертикальное вытяжение с введением релаксантов в мышцу.
Тракцию голени и вправление коленного вывиха следует производить немедленно, так как позднее сочленение концевых суставов будет осложнено.
При безуспешных попытках вправления мануальным методом или вытяжением удлинение прямой мышцы бедра и сгибателей (сухожилий) голени добиваются оперативным путем.
В случае оперативного реагирования на ортопедическую проблему прогноз на выздоровление — положительный. В противном случае человека ожидает неправильное анатомическое сращение с дальнейшим развитием артроза, ограничением полного объема движений опорно-двигательного аппарата.
Берегите себя, детей и будьте всегда здоровы!
Источник