Ведущий метод на уроке упражнение тип урока

Типы и виды уроков
методическая разработка

выступление от 10.04.2018

Скачать:

Вложение Размер
tipy_i_vidy_urokov._sovremennye_trebovaniya_k_uroku._.doc 93 КБ

Предварительный просмотр:

Типы и виды уроков. Современные требования к уроку.

1 Урок, как основная форма обучения

2.Типы и виды уроков

3. Современные требования к уроку.

4.Нестандартные уроки их характеристика.

1. Урок, как основная форма обучения.

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.

Для урока характерны специфические признаки:

1.Постоянная группа обучающихся.

2.Руководство педагогом, деятельности обучающихся с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.

3.Овладение основным изученным материалом на уроке.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.

2. Типы и виды уроков

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков)

1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок — лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков)

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

1. Организационная чёткость педагогического процесса.

2. Системный характер обучения.

3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1. Учитель ограничен временными рамками.

2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.

3. Современные требования к уроку.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

— чёткое определение места урока среди других уроков,

— соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки обучающихся,

— учёт принципов целостного педагогического процесса,

— выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

— наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

— формирование памяти, внимания и мышления школьников,

— воспитание нравственных качеств личности,

— развитие познавательного интереса и мотивов,

— соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

— развитие творческих способностей,

— создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

— наличие продуманного плана проведения урока,

— чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

— создание рабочеё дисциплины,

— использование средств обучения и информационных технологий,

— завершённость урока, его гибкость и подвижность.

3. Нестандартные уроки их характеристика.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:

— одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации образования.

— другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

2.уроки — деловые игры

3. уроки – пресс-конференции

4. уроки – соревнования

5. уроки типа КВН

6. театрализованные уроки

7. уроки – консультации

8. компьютерные уроки

9. уроки – творчества

10. уроки – аукционы

11. уроки – зачёты

12. уроки – формулы

13. уроки – конкурсы

16. уроки – фантазии

17. уроки – концерты.

В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.

Нестандартные уроки больше нравятся обучающимся, поэтому следует практиковать такие уроки.

Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.

  • Учащиеся не должны отвечать на вопросы викторины, им необходимо лишь проставить на листочках номер вопроса и оценку. Если учащийся знает ответ на «отлично», ставит «5», если знает хуже – «4», ниже этой оценки ученик просто ставит прочерк. В конце урока, ответив на все 40 вопросов, ученик складывает количество отличных оценок, и если их оказывается не менее 90%, то учитель без проверки ставит в журнале оценку «5». Если количество пятерок составляет 50%, а остальные четверки, то учитель ставит в журнал оценку «4».
  • Учащиеся отвечают на вопросы викторины, затем учитель собирает ответы и отдает их тем из учеников, кто хотел бы дома проверить правильность ответов, выставить оценки и сообщить учителю. (Кстати, оба варианта предполагают высокую степень доверия учителя своим ученикам и не менее высокую степень познавательной активности учащихся, их интереса к предмету и учителю).
  • Проводится как один из этапов урока-викторины. Учащиеся задают вопросы по возможной тематике викторины учителю, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценки.

Обычный урок, он же комбинированный – гордость и высочайшее достижение знаниевой парадигмы, один из столпов административно-командной конфронтационной педагогики. Именно он в своем наихудшем исполнении оттолкнул от знаний в разные эпохи миллионы детей, именно он способствует ухудшению здоровья учеников, именно он позволяет пополнять в значительной степени число юных бандитов и уголовников, именно он мало чему учит и много чего разрушает. Его главные показатели: авторитарный способ передачи знаний («я его заставлю знать мой предмет»), фронтальные, как правило, не монологические, формы работы, работа учителя по раз и навсегда накатанному материалу, превалирование опроса (читай-контроля) над сотрудничеством, развитием, активным включением учеников в индивидуальном и микрогрупповом режиме в творческую, поисковую, созидательную деятельность.

Понятно, что уроки в рамках педагогики сотрудничества требуют гигантской подготовительной работы, больших знаний, если хотите, готовности души, и по мере выхода России из системного нравственного, экономического, политического, культурного, социального кризиса будет расти и число новых, интересных, современных уроков. А сейчас тем не менее большинство уроков в нашей стране носит комбинированный, архаический характер, но следует оговориться, что форма урока по-настоящему хорошего, душевного, любящего свое дело учителя может не мешать, а помогать ему в его устремлениях, работе, повышении качества обучения.

Рассмотрим фазы комбинированного урока в двух вариантах:

1-я фаза. Оргмомент. Это обязательное условие барачно-лагерной, авторитарной педагогики. Требования, жесткое включение в деятельность, главное – форма и дисциплина.

1-я фаза (вариант). Организационно-психологический момент – ведущий элемент гуманистической педагогики. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно-душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость, игровое начало.

2-я фаза. Опрос. Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.

2-я фаза (вариант). Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока запугивающего, инквизиторского начала.

3-я фаза. Изложение нового материала. Учитель под запись или без требует, чтобы дети, внимательно слушая, запомнили и поняли смысл излагаемых фактов, событий, принципов, подходов – работает только память и пассивно используемый визуально-звуковой ряд.

3-я фаза (вариант). Учитель организует познавательную деятельность и активность учащихся в связи с изучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до урока, метод графической записи, звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений и т.д.

4-я фаза. Закрепление изученного материала. Подтверждает провал предыдущих фаз, демонстрирует отсутствие активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи.

4-я фаза (вариант). Позволяет обсудить главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного – опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.

5-я фаза. Выдача домашнего задания. На доске мелом написать номер параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: «Буду спрашивать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!»

5-я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.

Второй вариант возможен только у творческого учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети!

Требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.

  • 1-й этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.
  • 2-й этап. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
  • 3-й этап. Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
  • 4-й этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
  • 5-й этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого простраивается тематика возможных проектов.

Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решать в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон (как правило, это экспертный или научно-методический совет школы); результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.

Лучше всего становится понятной технология проведения этого урока, если проиллюстрировать ее следующими примерами.

Тема урока: «Выявить плюсы и минусы основных антивирусных программ?». Ученики ведут предварительный поиск и докладывают результаты поисков на уроке.

Ребята изучают , делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории . Показывают затем их с помощью электронных карт и программы 2Gis.

В начале года учитель распределяет среди пожелавших учащихся (микрогруппы в составе двух-трех человек) темы уроков, которые они захотят провести в полном объеме. Затем начинается длительная подготовительная, исследовательская, если нужно – поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению урока учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается детальный план, если это необходимо, проводятся репетиции, и в назначенное время один представитель микрогруппы ведет урок, остальные выступают в качестве ассистентов. В конце урока все ученики класса выставляют оценку за проведенный урок, учитель выводит средний балл и проставляет его всем членам микрогруппы. После проведенного урока учитель проводит вместе «с педагогами на час» полный разбор урока. Интересно, что в составе микрогруппы могут оказаться учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разными оценками, разным подходом к учению, но совместная работа над проектом позволяет понять и почувствовать, как трудно и вместе с тем интересно готовить и давать урок, взаимодействовать с другими, оценивать чужой труд, поддерживать дисциплину на уроке.

9. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

  • Ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы.
  • Ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и участие.

10. УРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Этот урок обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:

1-й способ. Несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.

2-й способ. Учащиеся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы.

11. ПРОБЛЕМНО-ОБУЧАЮЩИЙ ЗАЧЕТ КАК ФОРМА УРОКА

Этот урок можно провести на дифференцированной основе.

Левый ряд в классе получает задние внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно ученики, сидящие за одной партой, задают друг другу вопросы и отвечают на них (дополняя друг друга), не заглядывая в учебник. Каждый ученик выставляет по итогам работы оценку своему партнеру.

Каждая пара учеников среднего ряда получает задание на основании текста учебника подготовить наибольшее количество оригинальных вопросов, заданий, тестов. Затем они передаются ученикам на соседней парте, которые, изучив потупившие материалы, выставляют оценку.

Третий ряд в полном составе садится полукругом у стола учителя. Учитель предупреждает детей, что оценке подлежат не только знания, но и логика, оригинальность суждений. Учитель выполняет роль проблематизатора и консультанта. Оценки при этой форме работы ниже «4» и «5» не выставляются.

12 ДЕЛОВЫЕ, РОЛЕВЫЕ, СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться.

13. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погружения в разных жанрах с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80 процентов урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используют различные способы воздействия на учащегося: видео-, художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

14. УРОК – ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ

Один из вариантов: каждому ученику или микрогруппе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Его (их) задача – на основе изучения материалов провести глубокий анализ представленных документов; разработать технологию решения проблемы или проект нового документа; выявить несостыковки, ошибки, неверные подходы в имеющихся решениях; написать заключение (вывод) о целесообразности и приемлемости данного подхода, затем представитель каждой группы или автор с наработанными материалами предъявляет и защищает наработки на пленарном заседании (перед всем классом).

15. УРОК – ФАНТАЗИЯ

  • Дети садятся в кружок, учитель начинает, и затем по кругу дети продолжают придумывать роман на любую познавательную тему.
  • Дети получают краски и листы, на которых они изображают в картинках свое будущее, свои пожелания, свое отношение к людям.
  • Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.

16. УРОК – СПЕКТАКЛЬ (ИНСЦЕНИРОВКА)

Ученики играют на уроке поиск открытий, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.

Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством.

  • Составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий и т.д. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
  • Класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диагноз, предлагается лечение.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ

1. Урок – лекция «Визуализация»- т.е. информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.

2. Урок – лекция «Парадокс» — т.е. преподаватель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом студентов.

Цель – развить внимание и критичность мышления обучающихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.

  1. «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.

ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем педагогам, но не превращать их в главную форму обучения.

Источник

Читайте также:  Как улучшить мозговое кровообращение при шейном остеохондрозе упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни