Веселые упражнения для детей вокал



Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей»

Елена Букарева
Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей»

ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»

Мастер – класс по теме :

«Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей

и певческого голоса детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: музыкальный руководитель

ТМБ ДОУ «Детский сад

комбинированного вида «Рябинка»

Мастер – класс для музыкальных руководителей по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня и обмен опытом педагогов.

Задачи: 1. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки. 2. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.

Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы я нашла, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» Ольги Валерьевны Кацер.

Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через игру, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития : интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» время полноценного занятия. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога.

Несложные тексты и мелодии, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливает голос к пению.

Песенка – распевка «Доброе утро!»

Формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой осанки.

Этому способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика — помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Можно придумать несколько сказочных путешествий язычка.

Например, «Сказка про язычок» : «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано, а вокруг темно. Стал он искать выход — постучал в зубки (стучать языком в зубы, в губки (стучать языком в губы, постучал в щёчки (стучать языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высунуть язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко. Взял и подразнил всех» (подразниться языком).

Так же мы выполняем упражения «Улыбка», «Трубочка» и любимую нашу игру «Жаба Квака».

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

Упражнение «Надуй животик»

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались.

Читайте также:  Для чего нужны упражнения для тазового дна

Также в игровой форме предлагаю детям такие упражнения: сдувать с руки «снежинку», дуть на «пёрышко», погреть ладошки, соревнования с педагогом «чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. Далее удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как летит пчела, жук, комар. Изображать ветер (лёгкий, сильный и т. д.). По возможности игры на дыхание необходимо соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха (повторяют строчку на одном дыхании, когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например,

Тихо ходит старый

Тихо ходит старый гном… и т. д.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Развивающие игры с голосом, дают возможность:

• почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

• снять усталость и утомление;

развивать интонационный и фонематический слух;

• формировать правильное звукообразование.

Игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира:

• человеческому голосу (крик, смех, плач, упражнение «Капризка»

голосам животных (мяукать, куковать и т. д. ,

• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)

Оздоровительное упражнение «Хохотушки»

Под березой на опушке,

Хохотали две подружки,

чуть со смеха не упали!

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Варианты заданий в играх разнообразные:

произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

• изменяем регистр голоса : высоко, низко;

изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Например, «Едет, едет паровоз»

Ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…

Кто-то хрюкал хрю-хрю….

Кто-то топал топают

Кто-то крыльями захлопал руками по телу

И глазищами вращал штробас

Лес не спал наперебой говорят

всё, что хотят из вышесказанного

Ну, а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал».

Приём пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться).

«Включаем и выключаем звук в телевизоре» Например, ребёнок поёт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой.

Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». Этот игровой прием примените после того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях.

При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса.

А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме — это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса. В. В. Емельянов предлагает голосом «рисовать» прямые линии, горизонтальные линии (снизу – вверх, сверху – вниз, волнистые линии.

Для расширения диапазона использую небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует транспонировать «Баю-бай».

Для развития звуковысотного слуха использую распевания с заданием, например, пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении. Например, “Лесенка” (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз).

В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: “Шла муха по стене” а также попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”.

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.

Читайте также:  Какие упражнения для отхождения мокрот

Часто использую в работе наглядное пособие “Музыкальная кисточка”. Работа с карточками и схемами способствует формированию навыков правильного звукообразования, различных видов звуковедения, развитию звуковысотного слуха, дикции и артикуляции, а также совершенствуется умение сочетать интонирование звуков с работой руками.

Известно, что успех работы с детьми зависит от профессионализма педагога, поэтому считаю, что педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного и индивидуального подхода к детям при формировании их певческих навыков, развитии творческих и музыкальных способностей.

Главный принцип в моей работе: “Не навреди!”, а самое главное – чтобы научиться петь, надо петь!

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Методика обследования состоит из 5 заданий Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей. В качестве лингвистического.

Консультация музыкального руководителя «Упражнения для развития певческого голоса» Голос и слух ребенка формируются не только во время разучивания песен, но и путем специальных приемов-упражнений, развивающих звуковысотный.

Мастер-класс для воспитателей «Методы и приемы работы по театрализованной деятельности в ДОУ» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №11» г. Беслан Правобережного района Республики Северная Осетия -Алания..

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников» «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников». Борисенко Ирина Александровна ЦЕЛЬ: Отработка творческих методов.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Цель мастер-класса: Знакомство.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Проблема развития певческого голоса у детей дошкольного возраста Проблема развития певческого голоса детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития.

Рекомендации взрослым по охране певческого голоса детей дошкольного возраста Рекомендации взрослым по охране певческого голоса детей дошкольного возраста. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания.

Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических.

Источник

Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет

Татьяна Кротова
Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет

Вокальные упражнения и музыкально – речевые игры. КРОТОВА Т. Е.

В 2003- 2004 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств я проходила краткосрочное обучение (курсы повышения квалификации) по теме «Вокальное искусство». Обучение проводили известные современные педагоги, такие как Светлана Коротаева, Елена Кузьмина. Мне нравится заниматься постановкой голоса и я решила расширить эту тему в своей работе. Для своего вокального кружка «Росинка» я разработала несколько приёмов в игровой форме, которые позволяют заинтересовать детей и добиться поставленных целей – правильному пению.

Это и игры – распевания, и музыкально – речевые игры, и упражнения на дыхание, и игры с микрофоном.

Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт — образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но главная цель — развитие художественных способностей.

Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению, т. к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих.

Читайте также:  Графические упражнения как средства развития мелкой моторики

Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.

В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным дыханием.

Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.

Музыкальный руководитель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.

Можно выбрать любую попевку, разбить её на отдельные слова, дети повторяют за педагогом. Слова пропеваются в различных интервалах как вверх, так и вниз. Формирует музыкальную память, позволяет добиваться чистоты интонирования при пении различных интервалов.

Муз. рук. берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».

2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.

3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.

4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.

5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».

СВОЁ ИМЯ НАЗОВИ

Педагог просит ребят по очереди пропеть своё имя по слогам (по тоническому трезвучию вниз). Это упражнение обычно проводится на первых занятиях для знакомства. Оно помогает определиться с певучими звуками, а также с короткими и длинными звуками, настраивает голос на чистое пение. Также можно петь «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидания» и т. д.

Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,

от и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо вверх, «Вниз» — глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости голоса.

КАЧАЕМ МАЛЫША Произносим тоненьким ласковым голосом. Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на гласную «А» из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону — вверх.

Кукла Катя спать пошла. Я спою ей: «А-а-ааааа».

Кукла Катя, засыпай: «Баю-ба-ай, баю-бай

Игры с микрофоном. Эти простые упражнения помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.

Активно произносим звук «Ш-ш-ш», обнажив зубы. Чередуя громко –тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем произносим на легато –стаккато.

Активно поём звук «У-у-у», чередуем глиссандо вверх и вниз с ровным пением. При этом управляя рукой звучание громко –тихо.

Твё рдо произносим: «Тук, тук молотком, мы построим птичкам дом». Стараемся услышать все согласные, оформляем их, чтобы не было излишнего «микрофонного» удара.

Данные приёмы можно разнообразить любыми звуками, скороговорками.

Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. План ежедневной работы музыкального руководителя Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. [/b] План работы музыкального руководителя Солодуха Е. Г. Дни недели (.

Педагогический проект «Формирование положительных эмоций в театрально-игровой деятельности с детьми раннего возраста» В декабре 2012 года проходила курсы повышения квалификации. На курсах защитила педагогический проект по теме самообразования » Формирование.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни