Виды речевых упражнений это

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое «РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» в других словарях:

УПРАЖНЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ — УПРАЖНЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ. См. речевые упражнения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Упражнения в системе обучения — адекватность упражнений, аспектные упражнения, аутентичное задание, веб квест, грамматические упражнения, двуязычные упражнения, диктант, диктант свободный, диктант словарный, диктант творческий, домашнее задание, домашние упражнения, дрилл,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражнений по способу их выполнения; предполагают действия с языковым материалом, связанные с внесением новых элементов (преобразование, дополнение и т. д.) или смысловую обработку материала. Т. у. служат для развития… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

кривая упражнения — Категория. Эмпирическая закономерность. Специфика. Графически выраженная зависимость уровня успешности выполнения формируемого действия от числа повторений, в которых происходит на основе обратной связи коррекция начального состава действия. При… … Большая психологическая энциклопедия

КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ (обучения) — графическая зависимость успешности выполняемого действия от типа и числа тренировочных упражнений. К. у. в форме графика выражает последовательное уменьшение числа ошибок или времени выполнения действия в зависимости от времени тренировки (числа… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Педагогическое общение : речевые аспекты — Все функции Пед. О. коммуникативная, перцептивная и интерактивная реализуются благодаря совокупности речевых, изобразительных, символических и кинестетических средств. Определяющая роль в этом процессе отводится речи, изучением к рой занималась… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

Пассов, Ефим Израилевич — Ефим Израилевич Пассов Дата рождения: 19 апреля 1930(1930 04 19) (82 года) Место рождения: Городок (Витебская область), Витебская область, Белоруссия Страна … Википедия

схема-характеристика урока закрепления новых знаний — I. Научные основы урока закрепления новых знаний: 1) предмет и задачи: закрепление материала; выработка речевых навыков на основе новых языковых знаний; 2) методологические основы: ориентация на взаимосвязь мышления, языка, речи; 3)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Классификация упражнений

Большинство методистов выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в речи. Терминология при этом чрезвычайно разнообразна: первые называют языковыми, подготовительными, тренировочными, вторые – речевыми, коммуникативными, творческими. В рамках коммуникативного подхода удачными представляются следующие термины, обозначающие три существующих в практике обучения типа упражнений (Шатилов С.Ф.): подлинно-коммуникативные (естественно-коммуникативные), условно-коммуникативные (учебно-коммуникативные) и некоммуникативные. Липецкая методическая школа Е.И. Пассова считает, что для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения (УРУ), и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения (РУ) (см. схему 1).

Схема соотношения речевых навыков и умений и используемых
для их формирования упражнений (Е.И. Пассов)

Речевые упражнения в свою очередь подразделяются на условно-речевые упражнения и подлинно речевые упражнения.

К языковым упражнениям относятся:

а) грамматические («Поставьте глаголы в соответствующем лице», «Вставьте необходимые окончания прилагательных /существительных», «Раскройте скобки и поставьте глагол / сказуемое в нужную временную форму» и т.п.);

б) лексические («Выделенные слова замените синонимами», «Вставьте подходящие по смыслу слова», «Сгруппируйте слова по темам» и т.п.),

в) фонетические («Сгруппируйте слова по способу произношения», «Прочтите следующий ряд слов» и т.п.).

Многие методисты утверждают, что эти упражнения составляют «фундамент устной речи». Они видят их достоинство в том, что можно искусственно изолировать явления для их детального изучения, языковые упражнения будто бы закрепляют знания «значения, формы и употребления» какого-то явления (Пассов Е.И.).

Читайте также:  Какие упражнения полезны при коксартрозе тазобедренного сустава

Методическая характеристика языковых упражнений:

1. Языковые упражнения основаны на принципе применения знаний, т.е. они предполагают постоянное обращение к правилу, которое учащиеся предварительно запомнили. При их выполнении все внимание сосредотачивается на способе совершения действия, а цель действия, содержание высказывания теряются, что как раз противоречит условиям формирования навыков (Е.И. Пассов).

2. Языковые упражнения почти всегда непригодны для устного выполнения. Когда, однако, это возможно, они все же являются не «упражнениями в устной речи», а простым проговариванием, точнее, прочитыванием материала.

3. Языковые упражнения неэкономичны во времени. За урок можно обычно сделать 3-4 таких упражнений. Потребности же автоматизации больше, по крайней мере, вдвое.

4.Языковыеупражнения лишены интереса для большинства учеников: лингвистические манипуляции интересует немногих. В.Г.Костомаров остроумно заметил, что в своей массе учащиеся не лингвисты от природы и не могут наслаждаться изучением парадигм, любоваться вариантами окончаний, читать словарь вместо приключенческого романа.

5. Языковые упражнения абсолютно лишены ситуативной отнесенности. Перед говорящим стоит не речевая, а языковая, формальная задача.

Е.И. Пассов на основании выделенных характеристик делает вывод о том, что для формирования навыков говорения языковые упражнения непригодны. Языковые упражнения способны помочь осознанию формы, и поэтому Е.И. Пассов считает целесообразным их использование при обучении письму, произносительным навыкам говорения, навыкам упреждения сложных синтаксических структур (для чтения). Е.И. Пассов выделяет следующие наиболее используемые виды языковых упражнений: упражнение в переводе; трансформационные упражнения. («Сделайте следующие предложения вопросительными», «Превратите активную форму в пассивную»); подстановочные упражнения (Г.Пальмер первый стал использовать эти упражнения); вопросно-ответные упражнения.

Пример подстановочного упражнения

Принцип их действия состоит в том, что учащийся подставляет предлагаемые лексические единицы в готовую структуру. Вопросно-ответные упражнения – наиболее любимый и самый распространенный вид упражнений, что вполне заслуженно. К их достоинствам Е.И. Пассов относит, во-первых, имитацию общения, поскольку в жизни мы часто либо спрашиваем, либо отвечаем. Это значит, что при их выполнении присутствует речевая задача; во-вторых, они не только речевые по характеру, но и одновременно могут быть грамматически, лексически или фонетически направленными, т.е. могут служить усвоению конкретного материала в речевых условиях; в-третьих, они психологически просты по способу выполнения: спрашивать и отвечать – привычно; в-четвертых, они позволяют работать в быстром темпе, т.е. очень экономичны, что важно для создания качества автоматизированности.

К условно-речевым упражнениям Е.И. Пассов относит пересказ, описание, выражение отношения, оценки. При выполнении условно-речевых упражнений необходимо установки формулировать так, чтобы они выражали какой-либо один из множества стимулов, побуждающих человека высказаться в процессе реального общения. Вместо обычного «Поставьте в прошедшем времени» можно сказать: «Я буду говорить о том, что я обычно делаю, а вы поинтересуйтесь, делал ли я это раньше».

В условно-речевых упражнениях реплика говорящего задана, обусловлена, опоры имеют место, но они обладают ситуативностью, обладают речевой задачей. Тем самым создаются условия, адекватные речевым, что и позволяет формулировать навык, способный к переносу.

Е.И. Пассов выделяет 4 наиболее важных типологических признака истинно речевых упражнений (РУ):

1. РУ всегда обеспечивает наличие стратегии и тактики говорящего (пишущего, читающего, слушающего). Упр.1: Я знаю, что ты много читаешь. Какое из последних прочитанных тобой произведений ты посоветуешь мне прочесть и почему? Стратегическая задача – посоветовать — задается, но не навязывается собеседником: просьба делает задачу естественной. Упр.2: «Как вы считаете, изучение какого учебного предмета наиболее необходимо в наше время?». В данном случае стратегической задачей будет – убедить.

2. РУ всегда актуализирует взаимоотношения участников общения.

Упр.3: «Если бы к нам в город приехала делегация из …, что бы вы показали нашим друзьям?» Данное упражнение рассчитано на чувство гордости за свой город, страну, на проявление дружеских чувств к зарубежным друзьям.

3. РУ – это всегда новая ситуация, благодаря чему обеспечивается продуктивность высказывания. Упр.4: «Расскажи своим одноклассникам о работе вашей спортивной секции»; Упр. 5: «Убеди N.стать членом вашей секции»; Упр. 6: «Убеди меня, что работа в вашей секции интересна».

В упражнении 5 сменилась задача; в упражнении 6 – адресат. Обновляя посредством установки компоненты ситуации, учитель поддерживает её новизну.

4. РУ развивает речевую активность и самостоятельность.

Речевая активность обеспечивается учетом личностных свойств учащихся и вызовом отношения к воспринятому, а самостоятельность – специальной стратегией использования убывающих опор. Таким образом, РУ есть форма общения, специально организованная таким образом, что обеспечивает управляемый выбор стратегии говорящего, актуализирует взаимоотношения участников общения, вызывает их активность и естественную мотивированность речевой деятельности, воспитывает самостоятельность и продуктивность речевого умения.

Читайте также:  Жданов упражнения при катаракте

Решающее значение для речевых упражнений имеет установка. Наряду с опорами и временем она – один из важнейших факторов организации этих упражнений. Установка как речевое задание всегда формулируется на основе речевых функций. Е.И. Пассов выделяет пять обобщенных типов речевых задач.

1. Сообщение – уведомить, доложить, информировать;

2. Объяснение – охарактеризовать, показать, конкретизировать, уточнить, заострить внимание;

3. Одобрение – рекомендовать, посоветовать, подтвердить, поддержать, оправдать, похвалить, поздравить, поблагодарить;

4. Осуждение – покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать, пристыдить, обвинить, оспорить;

5. Убеждение – доказать, обосновать, уверить, побудить, внушить, уговорить, воодушевить, настоять.

Попыток классификации упражнений сделано немало. Часть методистов предлагает положить в основу какой-либо один критерий: степень преобразования информации (Н.И. Гез), возможность обеспечить употребление конкретных элементов языка (Б.А. Лапидус), подготовленность высказывания (Н.С. Обносов), и др. Е.И. Пассов считает, что на основе одного критерия невозможно создать нужную типологию упражнений из-за многообразия упражнений и частных целей обучения. Он предлагает иерархию критериев классификации упражнений, которая должна распространяться на обучение каждому из видов РД, т.к. каждый из них специфичен и требует собственных средств своего развития. Он выделяет исходный критерий, согласующийся с процессом становления речевого умения – цель упражнения с точки зрения этапов процесса становления речевого умения.

Виды упражнений и их основные признаки (Е.И. Пассов)

Типы Упражнений Виды Упражнений Речевая задача Ситуация Обусловленность РД Опоры
Речевые РУ/2 Не обусловлена, выбирается самим субъектом деятельности реальная Ни по форме, ни по содержанию Ни вербальных, ни иллюстративных
РУ/1 Не обусловлена, или естественно обусловлена » Частично по содержанию Частично вербальные, иллюстративные
Условно-речевые УРУ/2 обусловлена » Частично по форме и по содержанию Главным образом слуховые вербальные
УРУ/1 » условная По форме и по содержанию Вербальные (зрительные)

На этапе формирования навыка могут использоваться упражнения с условной ситуативностью. Например, упражнение на подстановку: «Представь, что тебе нужно кого-то спросить о чем-то. Как ты это сделаешь?» Е.И. Пассов относит такие упражнения к условно-речевым первого вида – УРУ/1. Тогда настоящие условно-речевые упражнения, где есть и речевая задача, и реальная ситуативность, он относит ко второму виду – УРУ/2. Упражнения, выполняемые с опорами, связанные с обусловленностью речевой деятельности и материала, он относит к речевым упражнениям первого вида, или РУ/1; упражнения, свободные от указанных факторов, – к речевым упражнениям второго вида, или РУ/2.

Источник

Языковые, речевые, условно-речевые упражнения

Дата добавления: 2014-09-29 | Просмотров: 2210

Лекция 24. Лингвострановедческий аспект обучения иностранным языкам. Ревой этикет в системе обучение языку. | Следующая страница ==> Лекция 26. Основные компоненты профессиональной компетенции учителя/ преподавателя иностранного языка.

Назначение Характер Способ выполнения
Тренировочные- контрольные Аспектные- комплексные Рецептивные- продуктивные Упражнения в диалогической- монологической речи Устные-письменные Одноязычные-двуязычные Упражнения вслух — про себя Вербальные- с применением наглядности Классные — домашние Индивидуальные — коллективные

Языковые упражнения направлены на усвоение учащимися значения языковой формы. Результатом является формирование навыков (фонетических, лексических, грамматических). Чаще всего в учебниках используются следующие виды языковых упражнений: имитативные, подстановочные, упражнения с ключом, на трансформацию, на расширение/сокращение предложения, по аналогии, со стандартными фразами, на встречный вопрос, на заполнение пропусков, на конструирование фразы из структурных элементов.

Речевые упражнения нацелены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, а на содержании высказывания. Такие упражнения всегда ситуативны и контекстны. Считается, что соотношение между языковыми и речевыми упражнениями в учебниках должно быть 1:4. Развернутая классификация речевых упражнений была впервые предложена В.Л.Скалкиным (1981). Она включает следующие виды упражнений: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа, пересказ текста, драматизация текста или ситуации общения, описание, дискутивные упражнения, устный рассказ.

Условно-речевые упражнения занимают промежуточное место между языковыми и речевыми упражнениями. Они предназначаются для развития речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Их выполнение предусматривает использование менее сложных ситуаций и решение менее сложных речемыслительных задач.

Перечисленные выше упражнения могут быть тренировочными (направлены на формирование речевых навыков и закрепление приобретенных знаний) и контрольными (служат для определения уровня сформированности навыков и умений). Аспектные упражнения предназначены для овладения фонетическими, лексическими и грамматическими навыками, а комплексные — для овладения аспектами языка в их взаимодействии. Рецептивные упражнения способствуют овладению умениями воспринимать иноязычную речь в процессе слушания и чтения, а продуктивные — в процессе порождения высказывания в устной или письменной форме.

Читайте также:  Какие упражнения бывают на выносливость

8. Словарь. В структуре учебника словарь представлен поурочными списками слов и в виде приложения к учебнику. В приложении слова обычно располагаются по алфавиту и сопровождаются переводом на родной язык.

9. Наглядность.Наглядности в учебниках придается большое значение. Используется художественно-изобразительная наглядность в виде рисунков, репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (таблицы, схемы), а также различные способы шрифтового оформления текста. В учебниках для младших школьников предпочтение отдается иллюстрациям в цвете.

3.Виды учебников иностранного языка

Учебники по иностранным языкам чаще всего классифицируются на основе того метода обучения, который доминирует в определенный исторический период и служит для обоснования лингводидактической концепции их создания. Исходя из этого, А.Н.Щукин (2004) выделяет следующие их виды:

1.Грамматико-переводные учебники. Реализуют концепцию грамматико-переводного метода обучения, в основе которого предусматривается заучивание грамматических правил, чтение и перевод иноязычных текстов. Такие учебники были распространены до начала 20 века, но затем потеряли свою популярность, так как давали только знание системы языка, но не обеспечивали владения устной речью.

2.Аудиовизуальные учебники. Были разработаны после Второй мировой войны во Франции и отражали идеи аудиовизуального метода, нацеленного на овладение разговорным языком при опоре на разнообразные средства визуальной и аудитивной наглядности, а также интуицию обучающегося.

3.Аудиолингвальные учебники. Создавались на основе концепции аудиолингвального метода, разработанного в США под руководством Р.Ладо и Ч.Фриза. Учебники этого вида имеют в своей основе работу с фонограммой. В результате многократного повторения речевого образца формируются навыки, которые составляют основу владения языком. Метод сохраняет свою популярность и в наши дни. На его основе продолжают разрабатываться аудиолингвальные учебники и пособия.

4.Сознательно-практические учебники. Опираются на концепцию, в основе которой лежат сознательно-сопоставительный метод Л.В.Щербы и сознательно-практический метод Б.В.Беляева. Метод разработан в послевоенное время в России. Для учебников этого вида характерны установка на сознательное овладение языком при практической направленности на формирование умений в основных видах речевой деятельности различных сфер общения. Подобные учебники встречаются в вузовском обучении иностранным языкам.

5. Коммуникативные учебники. Реализуют концепцию коммуникативного обучения иностранным языкам и ориентированы на обучение межкультурному общению в различных сферах коммуникативной деятельности. Данный вид учебников наиболее распространен в настоящее время в коммуникативном обучении в России и за рубежом. Большинство современных учебно-методических комплексов имеют в свое основе коммуникативные учебники.

6. Интенсивные учебники. Учебники этого вида опираются на концепцию интенсивного обучения, разработанную в рамках эмоционально-смыслового метода И.Ю.Шехтера, метода активизации Г.А.Китайгородской и ряда других методов. Для интенсивных учебников характерна ориентация на овладение языком в сжатые сроки и преимущественно в устной форме при максимальной активизации психологических резервов личности обучаемого, использование специально подобранных учебных материалов и форм занятий с ними.

7. Компьютерные учебники. Применяются чаще всего для дистанционного обучения языку. Выполняются в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, интерактивные задания и пр. Имеют блочную форму, что позволяет заменять, добавлять, убирать отдельные блоки в ходе обучения, придавая учебному процессу вариативность и мобильность. Являются наиболее современным и перспективным средством обучения языкам.

1.В рабочих группах по 3-5 человек студенты обсуждают различные концепции и принципы построения учебника иностранного языка на основе найденных ими конкретных примеров их реализации в УМК по иностранным языкам.

2.Студенты в рабочих группах по 3-5 человек получают различные УМК по иностранным языкам для изучения и описания их структуры.

3.В рабочих группах по 3-5 человек студенты сравнивают учебники иностранного языка различного вида и делают заключения об их отличительных особенностях на конкретных примерах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими проблемами занимается теория учебника иностранного языка?

2. Какие концепции и принципы построения учебника иностранного языка вы знаете?

3. Какие компоненты входят в структуру учебника иностранного языка?

4. В чем состоят особенности такого компонента учебника как «упражнение»?

5. Какие виды упражнений, используемых в современных учебниках иностранного языка, вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

Рекомендуемая литература:

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. — М.: Русский язык, 1977.

2. Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. — М., 2000.

3. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. — М., 2004.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.039 сек.)

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни