Виды техника выполнения строевых упражнений использование звукового сопровождения

Характеристика строевых упражнений и методика обучения.
статья на тему

Характеристика строевых упражнений и методика обучения.

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika_stroevyh_uprazhneniy_i_metodika_obucheniya.docx 25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика строевых упражнений и методика обучения.

Строевые упражнения – совместные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью этих упражнений успешно формируются навыки коллективных действий, воспитывается чувство ритма и темпа, дисциплина и организованность.

Строй – размещение занимающихся для совместных действий.

Построение – действие детей для размещения в том или ином строю.

К ним относятся построения в колонну по одному, парами, в одну шеренгу, в круг, полукруг, врассыпную.

Колонна – строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции 1 шага или вытянутой вперед руки.

Во главе колонны находится направляющий, а в ее конце – замыкающий.

Шеренга – строй, когда дети стоят один возле другого, на одной линии лицом в одну сторону. Интервал между ними (от локтя до локтя) ладонь.

В шеренге различают начало и конец строя (фланги). Стоящего на правом фланге называют правофланговым, на левом – левофланговым. Расстояние между группой детей и спиной не менее 1 шага. Лучше строить у той стены, где есть окна.

Круг – это строй, в котором дети стоят один возле другого, плечом друг к другу, лицом в центр, приняв основную стойку.

Полукруг – занимающиеся стоят на 1 половине круга один возле другого. Интервал – ширина ладони.

Врассыпную – размещение занимающихся в разных местах зала, без точного установленного между ними интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук.

Второй вид строевых упражнений – перестроения.

Перестроение – переходы из одного строя в другой.

В процессе занятий физическими упражнениями детей перестраивают из колонны по одному, в колонну по два, три, четыре, в круг, в несколько кругов, из одной шеренги в две, три, четыре шеренги.

Третий вид строевых упражнений.

Повороты – смена направления движения.

Способы: «переступанным», прыжком, по разделениям.

Виды поворотов: направо, налево, кругом.

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.

Эти движения применяются при подготовке к выполнению упражнений и после их окончания и проводятся как с места, так и в движении, в различных построениях.

При размыканиях используется обычный приставной, скрестный шаг, прыжок, бег.

Эти упражнения используются главным образом для совместного организованного и быстрого размещения занимающихся (для совместного) в физкультурном зале на площадке перед выполнением физических упражнений и после их окончания.

Вместе с тем они способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, воспитанию дисциплинированности, организованности, подтянутости.

Дети усваивают понятия о колоннах, шеренгах, круге, поворотах, смыканиях, размыканиях.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп

1ая младшая группа

Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу.

Все построения проводятся с помощью воспитателя. Он показывает каждому ребенку его место среди других детей, например: «Миша, ты встань рядом с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!». Если после этого ребенок плохо ориентируется при построении, воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место. В младшей группе дети становятся в пары с помощью воспитателя, кто с кем хочет.

Для построения в круг.

1 прием. Дети становятся сначала в линейку, берутся за руки. Воспитатель берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.

2 прием. На пол ставится стул или кладется какой-нибудь яркий предмет (кегля, кубик и др.),которые обозначают центр круга. Воспитатель предлагает детям стать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг как можно больше, отходя назад. Воспитатель всегда становится с детьми в круг, следит, чтобы дети его не сужали.

Переходы, необходимые в занятии, дети совершают гурьбой, либо направляясь к указанным воспитателем ориентирам (к окну, куклам, скамейке и пр.), либо двигаясь за ним самим.

Дети располагаются произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга. Воспитатель предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. Удобны для быстроты размещения детей нанесенные на пол краской или обозначенные мелом, липкой лентой-пластырем точечки или кружочки. По предложению воспитателя каждый ребенок находит себе ориентир (домик) и становится там.

2ая младшая группа

Дети, особенно во второй половине года, уже более самостоятельны при построениях. По указанию воспитателя они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. 1. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей . Чтобы добиться этого, воспитатель постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, воспитатель подсказывает, за кем он должен встать. 2. Детей приучают становиться в шеренгу , т.е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, воспитатель становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему. Другой способ : дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками. 3. Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку. Другой способ : воспитатель становится против середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держаться за руки. 4. Воспитатель показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте . При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну). 5. Во время перемещений на занятиях используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.

1. Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям интересные задания во вводной части занятия : построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.п. 2. В колонну и шеренгу детей средней группы приучают становиться по росту . Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу), надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии. 3. Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы . 4. Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу — во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено. 5. Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков . Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Воспитатель приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его. 6. Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов . 7. Во время перемещений от пособия к пособию дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом. 8. Указания для построения, перестроения и поворотов воспитатель дает в форме простого распоряжения, а не команды. ( «Повернулись направо. Пошли вокруг зала. Ребята, разойдитесь в звенья за ведущими и т.п.» ).

1. В старшей группе дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении. Самостоятельно строятся дети в два и несколько кругов . Круг из колонны по два дети образуют следующим образом: стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки с рядом стоящими, первые и последние в шеренгах соединяют руки, все отходят назад — образуется круг. Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. В этом случае дети по сигналу воспитателя поворачиваются не лицом друг к другу, а спиной, берутся за руки с рядом стоящими, крайние в шеренгах замыкают круги. Этим же приемом проводится построение из несколько звеньев в несколько кружков. 2. При построениях детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. 3. Перестроение в звенья совершаются в старшей группе более четко и организованно. Во время ходьбы вокруг зала воспитатель предлагает перестроиться в 2-4звена. Когда ведущий колонны дойдет до середины зала, он делает несколько шагов на месте, а в это время воспитатель называет тех детей, которые будут ведущими в звеньях, первое звено поворачивается и идет по залу, за ним — следующие звенья. Воспитатель говорит: «Первые на месте». По этому сигналу дети продолжают идти на месте до команды «Стой». Размыкание звеньев значительно облегчается, если для каждого звена имеется свой ориентир (кегля, флажок, кубик), к которому должны идти ведущие. 4. В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Ходьба змейкой выполняется по распоряжению воспитателя «Змейкой!». По этой команде направляющий заходит правым (левым) плечом вперед и начинает движение навстречу колонне, сохраняя интервал между встречными в один шаг. 5. Расхождение из колонны по одному в разные стороны производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, воспитатель подает команду: «Один налево, другой направо!». Образуются две колонны, движущиеся по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины противоположной стены, воспитатель говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они снова расходятся по одному либо так и идут парами вокруг зала. 6. Дети осваивают и некоторые способы размыкания . В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по указанию воспитателя: «На вытянутые руки в стороны разомкнись!» — поднимают руки в стороны и расходятся вправо и влево так, чтобы не мешать друг другу. 7 . Повороты дети совершают, как и раньше, простым переступанием на месте. 8. Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но четкого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе еще не требуют.

Подготовительная к школе группа

1. В этой группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений. Разучиваются некоторые новые упражнения. 2. Дети учатся равняться в шеренгу (команда «Равняйся!»), поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего (не считая себя) ребенка. Правофланговый стоит в это время по стойке «смирно». Выполнив задание, дети поворачивают голову прямо. Носки у всех детей должны находиться на одной линии. 3. По команде «Смирно!» дети принимают основную стойку: стоят подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, колени выпрямлены; голова прямо, плечи слегка отведены, руки свободно опущены и выпрямлены, пальцы полусогнуты, большой палец на середине бедра. В положении «смирно» дети стоят недолго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и т.п. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, расслабляются, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене. 4. Дети осваивают простейший расчет на «первый-второй». По команде воспитателя «На первый – второй рассчитайся!» правофланговый поворачивает голову влево и произносит «первый», следующий за ним – «второй», третий снова говорит «первый» и т.д. 5. После того как дети научатся рассчитываться на «первый – второй», им показывают перестроение из одной шеренги в две. Перестроение совершается по команде «Вторые номера, делай два (три и более) шага назад, марш!» или «Первые номера, делай два (три и т.д.) шага вперед, марш!». В обоих случаях дети станут в шеренги в шахматном порядке. Если надо их построить друг за другом, дается команда делать шаг вправо или влево. 6. Проводится упражнение в ходьбе змейкой в колонне по одному и парами. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Воспитатель указывает: «Пара — налево, пара – направо» и т.п. Образуются колонны, движущиеся парами по залу в разные стороны. Встретившись у середины противоположной стены, они по указанию воспитателя: «Четверками через середину зала марш!» — соединяются в шеренге по четыре – первая пара одной колонны с первой парой другой колонны и т.д. и идут до конца зала, где либо снова расходятся парами налево и направо, либо идут вокруг зала четверками. Воспитатель объясняет и показывает, что во время поворотов на углах идущие ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а идущие с наружного края – более широкие, чтобы шеренга оставалась ровной и не ломалась. 7. Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны . Для этого воспитатель обозначает колонны соответствующими номерами: первая, вторая, третья. Вторая остается на месте при размыкании. Первая и третья колонны получают задание сделать определенное количество приставных шагов влево и вправо. Размыкание производится по команде «От середины на три шага приставными шагами разом-кнись! Раз, два – три!». Для смыкания подается команда «К середине приставными шагами сомкнись!». 8. Дети должны освоить правильный поворот на углу зала во время движения. Этот поворот совершается на носке наружной по отношению к середине зала ноги, а следующий шаг вперед делается противоположной ногой. 9. Детям показывают и повороты на месте направо и налево по счету. На счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги (при повороте направо) и носке левой ноги, а на счет «два» — левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют. 10. Не следует добиваться от детей умения ходить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно. После команды «На месте!» дети продолжают идти на месте. По команде «Стой!» они делают еще один шаг, а затем приставляют ногу. Так же совершается и остановка во время передвижения. Когда воспитатель скажет: «Группа стой!» — все делают на «раз» один шаг на месте, на «два» приставляют ногу.

Источник

Читайте также:  Волейбол упражнения для совершенствования блокирования
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни