Виды упражнений обучения правописанию

«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения и необходимость их применения на уроках русского языка».
статья (4 класс) на тему

В обучении орфографии прослеживаются три основных направления работы, которым соответствуют три метода обучения: метод языкового анализа и синтеза (аналитико-синтетический метод); метод запоминания, заучивания образцов, или имитативный метод; метод решения грамматико-орфографических задач.

Скачать:

Вложение Размер
vidy_orf_rab.docx 44.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения и необходимость их применения на уроках русского языка».

Необходимость применения орфографических упражнений очевидна. Не каждый ребенок, запомнив правило, сразу же научится его применять. Например, с психологической точки зрения, роль упражнений состоит в усвоении понятия или правила, которое происходит в процессе его применения. Лишь используя понятия или правила в разнообразных случаях и условиях, достигается такая степень усвоения, которая адекватно отражает сущность изучаемых явлений. Понимание правила и запоминания учениками его словесной формулировки является лишь начальной фазой, отправным пунктом усвоения материала, дальнейшая же судьба этого процесса зависит от деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила.

Итак, запоминание графического образца орфограммы требует повторных восприятий. Однако этим не исчерпывается деятельность учащихся. Чем шире обобщение орфограмм на основе усвоенных правил, тем большее значение приобретают процессы мышления, участвующие в решении орфографических задач. Только систематическое применение различного рода упражнений может помочь учащимся проникнуть в суть орфограмм. При выполнении различных упражнений рассматривание орфограммы, как бы происходит под различным углом, и тогда у учащихся появится больше возможностей, чтобы понять правило и запомнить правописание орфограммы.

«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения».

Главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные и по которому мы располагаем даже и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное.

Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его — применение полученных знаний в практической письменной деятельности ученика. Конечный результат-выработка орфографического навыка.

Определяя методику работы над формированием у младших школьников орфографических навыков, учитель исходит из психологической природы орфографического навыка. Орфографический навык относится к такому типу навыков, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой автоматизированные компоненты сознательного действия человека. То есть он может рассматриваться как автоматизированный компонент речевой деятельности человека в условиях протекания её в письменной форме.

Итак, орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями. Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его – применение полученных знаний в практической письменной деятельности ученика. Конечный результат – выработка орфографического навыка.

Большое значение для формирования орфографического навыка имеет система упражнений. Она строится прежде всего с учётом усложнения условий, в которых протекает формирование навыка. Система предполагает выбор упражнения и последовательное предъявление упражнения. Системы упражнений должны обеспечить увеличение доли самостоятельности учащихся и переход от репродуктивных к творческим заданиям.

Систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостатки этой систематичности – главнейшая причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают весьма плохие результаты.

Методы обучения правописанию.

В обучении орфографии прослеживаются три основных направления работы, которым соответствуют три метода обучения: метод языкового анализа и синтеза (аналитико-синтетический метод); метод запоминания, заучивания образцов, или имитативный метод; метод решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода определяет успех обучения. Он зависит от особенностей орфографического материала, типа орфограммы, возрастных возможностей детей, а также языковой основы, т. е. изученного грамматического материала, от психологических особенностей усвоения данного материала – опоры на зрительный, слуховой факторы, на возможность логической, сознательной работы.

  1. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т. е. обнаруживание орфограмм, их определение ( тема, вариант) и комментирование, указание способа проверки.
  2. В рамках имитативного метода применяются:
  1. зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, особенно осложнённые аналитико-синтетическими и др. заданиями;
  2. использование плакатов и др. средств наглядности со списками трудных слов, выделение непроверяемых слов на страницах учебников, выписывание их в тетради;
  3. использование словариков в учебнике, «Орфографического словарика» П.А.Грушникова, ведение собственных словарей;
  4. отчётливое проговаривание слов в сопоставлении с орфоэпическим произношением;
  5. правильное безошибочное письмо любого вида с заданиями, а также внимательное чтение – опора на зрительную и рукодвигательную память.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении не только непроверяемых, но и проверяемых слов, например, с безударной гласной в корне слова; запоминанием усваивается написание приставок, многих суффиксов.

  1. Решение грамматико-орфографических задач.

Значение этого метода возрастает от 1 к 4 классу. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых, проблемных методов. Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, оно опирается на знания грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. Таким образом, во всех трёх методах важное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.

«Виды орфографических упражнений и методика их проведения».

  1. Простейшим видом орфографических упражнений является списывание.

Оно может быть с готового текста и с изменением текста.

Ещё К.Д.Ушинский замечал, что списывание должно быть осознанным. Для первого же года обучения он рекомендовал списывание слов с размещением их по рядам, чтобы «голова ребёнка не оставалась без работы». Он рекомендовал вглядеться в слово, представить его образ, осмыслить его, проанализировать состав слова, а потом его писать.

При списывании необходимо обращать внимание на чёткий и красивый почерк, что способствует лучшему запоминанию написания слова, следить за правильным движением руки учащегося.

  1. текстуальное, или дословное;
  2. выборочное;
  3. творческое, или осложнённое разного рода задачами.

2.Грамматико-орфографический разбор.

Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, как надо проверить написание, уметь проверить и найти аналогичные случаи — вот основные моменты работы при таком разборе.

В целях активизации внимания детей учителя при разборе часто применяют работу с карточками: у каждого ученика имеются заготовленные заранее карточки, например, с падежными окончаниями имён существительных и прилагательных или с личными окончаниями глаголов. Когда учитель при разборе спрашивает, как писать то или иное окончание, все ученики поднимают карточки с соответствующими окончаниями, а затем пишут. При записи даётся дополнительное задание – подчеркнуть то или иное окончание и т.п. И использование карточек, и подчёркивание орфограмм активизируют внимание детей, а учителю дают картину их знаний.

3. Письмо по памяти.

1. Зрительный диктант.

2. Картинный диктант.

4. Диктант с использованием загадок.

5. Диктант по памяти:

6.Диктант с комментированием.

7. Творческий диктант.

8. Предупредительный диктант.

9. Объяснительный диктант.

10. Свободный диктант.

11. Диктант с обоснованием.

12. Диктант «Проверяю себя».

13.Текущий контрольный диктант.

14. Итоговый контрольный диктант.

6. Орфографичское проговаривание.

«Система орфографических упражнений».

1. Этапы усвоения орфограмм.

Система упражнений – это выбор упражнений, который последовательно и системно формирует орфографический навык. Таким образом, система предполагает:

  1. выбор упражнений;
  2. последовательное предъявление выбранных упражнений.

Выбор упражнений зависит от этапа усвоения орфограмм. Н.С.Рождественский выделял 5 этапов усвоения орфограмм

На первом этапе обычно берётся готовый материал учебника или материал, записанный на доске. Вместе с учителем он анализируется учениками, в нём отыскивается изученное написание (орфограмма), которое соотносится с определённой грамматической категорией или формой. На материале конкретных образцов дети делают первые шаги по применению правила на практике. Материал даётся ограниченный, состоящий из отдельных слов, словосочетаний или предложений, но достаточно насыщенный изучаемыми орфограммами.

На втором этапе даются отдельные слова, словосочетания, небольшие предложения, но среди слов с изучаемыми орфограммами есть слова и на другие правила. Из предлагаемого материала детям приходится выбирать нужное, подходящее под данное правило. Продолжается накапливание графических образов; из упражнений наиболее подходящими являются выборочное списывание, письмо по памяти, творческое списывание, упражнения в трансформации текста. Это этап узнавания орфограмм и вместе с тем этап применения правил на ограниченном материале, причём нужные слова или формы даны для справок и для выбора. Дети, учась применять правило, в то же время учатся рассуждать и обосновывать своё письмо.

1.3. Закрепление изученных орфограмм.

Это этап, на котором дети учатся распознавать изученное явление среди других явлений не только в предложениях, но и в связных текстах и применять к ним соответствующее правило. Здесь уже требуется больше самостоятельности для детей. Дети списывают текст, вставляя пропущенные слова; списываемый текст целесообразно несколько переработать, изменяя форму слова, подбирая синонимы, антонимы. Из диктантов в это время рекомендуется объяснительный, диктант «Проверяю себя», творческое списывание, выборочный диктант.

1.4. Усвоение трудных случаев.

В современном мире существует понятие варианта орфограммы, разработанной Н.Н.Алгазовой.

Вариант орфограммы – это те дополнительные трудности, которые возникают при обнаружении орфограммы и при решении орфографической задачи.

Трудности возникают в силу ряда причин:

  1. фонетические;
  2. лексические (ученик не понимает значения слова);
  3. семантико-морфологические (слова, близкие по значению, но разного спряжения: гнать – гонять, вдыхать – дышать);
  4. морфологические особенности слов (наклонишь – наклоняешь);
  5. синтаксические особенности ( правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных.

Дети должны осознать принцип варьирования, например, решишь – решаешь, купишь – покупаешь.

1.5. Систематизация знаний и применение правила в творческих работах.

Пятый этап характеризуется совершенствованием приобретённого навыка, и прежде всего систематизацией знаний и умений, на основе которых формировался навык. Совершенствуется умение проверять и исправлять написание (самоконтроль). Виды и формы письменных упражнений разнообразны.

2. Требования к подбору материала.

Из требований к построению системы орфографических упражнений вытекают требования и к подбору материала для упражнений. Имея в виду систему занятий по правописанию, учитель должен представлять себе перспективу развития навыков по орфографии и пунктуации от одного этапа к другому и в зависимости от этапа работы отбирать материал для упражнений, постепенно усложняя словарный и синтаксический их состав и вводя всё больше и больше самостоятельности в работу учащихся.

  1. Для наблюдений при объяснении грамматического или орфографического явления нужно отобрать наиболее простой, ясный и в то же время достаточный по своему количеству материал, чтобы учащийся мог сделать из наблюдений правильный вывод.
  2. При отборе материала для упражнений в правописании на последующих этапах, наоборот, следует иметь в виду разные стороны языка и письма (изучается орфография – привлекаются словарные и синтаксические упражнения), а также непрерывное повторение уже изученного.
  3. Нецелесообразно повторять один и тот же словарный, фразовый или текстовой материал на разных этапах работы. Нужно варьировать его, постепенно усложняя.

Источник

Виды упражнений на формирование грамотного письма обучающихся

Учить обучающихся ступени начального образования правописанию достаточно сложно, в связи со сложностью самой орфографической системы русского языка. Обучающиеся не могут уловить логической связи правописания и восприятия орфографии. Педагог должен помочь обучающимся уяснить закономерность и целесообразность правописания.

Залогом грамотного письма является умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью.

Как педагогов начальной школы, нас волнует проблема грамотного письма обучающихся. Анализируя диктанты, самостоятельные и творческие работы, мы пришли к выводу, что работа над этой проблемой должна носить комплексный и системный характер, проводиться регулярно и последовательно. Важно, чтобы работа над одной из изучаемых орфограмм не велась обособленно от работы над другими орфограммами.

Перед собой мы поставили цель: подобрать комплекс различных видов упражнений, способствующий развитию орфографической зоркости.

В формировании навыка грамотного письма обучающихся ступени начального образования велика роль различных видов упражнений. Эффективность подбора упражнений способствует развитию орфографической зоркости обучающихся.

При формировании орфографических навыков на уроках нами используются различные виды упражнений:

Диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, предупредительный, картинный диктант), комментированное письмо, орфографическое проговаривание, графическое выделение орфограмм (подчёркивание), вставление пропущенных букв, индивидуальные карточки, перфокарты, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе работы в парах, корректировка письма, письмо по памяти.

Подобранные нами и предлагаемые ниже некоторые упражнения предназначены для обучающихся 3-4 классов. Они не занимают много времени на уроке, тем не менее, несут положительную динамику в формировании орфографической зоркости и выполняются обучающимися с удовольствием. Эти виды упражнений мы назвали “Орфографические пятиминутки”.

Тема орфограммы: “Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением”.

Серия №1. В проверочном слове поставь ударение, вставь пропущенную букву.

козочка — к. за
кончик — к. нец
лес — л. сник
гриб — гр. бок
гололед — л. дяной
походка — х. дить
защита — защ. щать
вышагивал — пош. гал

грач — гр. чи
земли — з. мля
головы — г. лова
яйца — . ичный
дерево — д. ревья
писк — п. щать
гнал — выгн. ть
поспешно — засп. шил

повозка — в. зы
доски — д. щечка
зернышко — з. рно
голодный — гол. д
вождь — в. жатый
ходит — перех. дил
молча — зам. лчал
загадка — отг. дать 7.

свечи — св. ча
численник — ч. сло
ежик — . жи
центр — ц. нтральный
лежа — л. жать
мирный — м. рить
седенький — пос. деть 3.

половодье — в. да
сторона — ст. ронка
чижик — ч. жи
сельди — с. ледка
тонет — пот. нул
нарядный — нар. дить
глядя – подгл_дел
ослеп — сл. пой

порядок — р. ды
ведра — в. дерочко
сестрин — с. стрица
уносит — н. сить
шалость — наш. лил
гости — уг. стил
скрип — скр. петь

море — м. ря
мостик — м. стовая
стрелка — стр. лок
бедность — б. дняк
часики — ч. совой
сброс — бр. сать
лежа — пол. жать
указка — ук. зать

носик — н_сы
столик — ст. ляр
девушка — д. вица
черви — ч. рвяк
треск — тр. скучий
повозка — в. зить
починка — поч. нить
цепи — приц. пил

норка — н. ра
весны — в. сна
петелька — п. тля
галки — г. чата
счастье — сч. стливый
больно — б. леть
плата — упл. тить
помог — пом. гать

избы — . збушка
окна — . кошко
бревнышко — бр. вно
весла — в. сло
польза — п. лезный
заварка — в. рить
возик — отв. зить
смена — отм. нить

Серия №2. Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение

Певчий, запевала — п. вунья
Пчелка, пчелиный — пч. ла
Корень, корешок — к. ренья
Морщинки, морщит — м. рщины
Дальше, далеко — д. лекий
Закопал, копка — к. пать
Пестренький, запестрел — п. стреть
Сказать, сказка — подск. зать

Телята, телка — т. леночек
Земли, земляк — з. мляной
Кройка, скроить — выкр. йка
Скалы, скалистый — ск. ла
Бобры, бобрик — б. бровый
Выгон, гонки — заг. нять
Терять, потеря — раст. рял
Долг, одолжи — зад. лжал

Ученье, ученик — уч. ница
Росинка, росы — р. систый
Рядок, подряд — р. довой
Дождик, дожди — д. ждливый
Город, загородка — ог. родить
Выяснил, ясный — объ. снил
Висели, повис — в. сеть
Тяжко, тяжелый — т. желый

Свиньи, свинина — св. нья
Небо, небесный — неб. са
Конюшня, конский — к. неводство
Молодой, молодость — м. лодежь
Падать, западня — п. дение
Вредный, вредитель — навр. дил
Ловушка, ловля — нал. вил
Мирить, мирно — пом. рить
Сидя, сидел — пос. дел

Серия № 3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

. — с. дло
. — с. довник
. — б. рега
. — в. дяной
. — цв. тут
. — пол. вать
. — отп. лить
. — выр. зать

. — ст. лбы
. — ц. на
. — пл. тина
. — с. рпы
. — пл. хой
. — . грать
. — прил. тел
. — хв. лить

. — ст. на
. — л. цо
. — хол. д
. — кл. довая
. — пч. линый
. — з. мовать
. — ост. влять
. — зав. дить

. — к. фейник
. — к. зленок
. — к. вер
. — к. мочек
. — кр. вой
. — см. ялся
. — закр. пил
. — пос. нел

. — ч. рника
. — площ. дь
. — т. желый
. — кр. чать
. — нак. сить
. — зап. щал
. — п. ловица

. — стр. жи
. — п. чник
. — д. ление
. — . гонь
. — ч. рвивый
. — дев. ть
. — подн. сти

. — пл. ды
. — зерк. ло
. — фабр. ка
. — пл. та
. — гр. зовая
. — пл. тить
. — зап. сать
. — пост. ять

. — к. ра
. — тр. стник
. — п. чтальон
. — ос. нь
. — кл. новый
. — сп. шить
. — пот. мнело
. — пригр. зить

. — фл. жок
. — в. ртушка
. — м. стовая
. — . сел
. — г. лодный
. — в. рить
. — пот. чить
. — ск. льзить

. — м. сник
. — л. дник
. — В. силий
. — к. лючий
. — б. нтовать
. — разл. новать
. — торм. зить
. — расч. сать

Серия №4. К слову с безударной гласной подбери по два проверочных слова, вставь пропущенную букву, поставь ударение

. — н. га
. — стр. лок
. — в. йна
. — н. чной
. — выстр. ить
. — подм. тая
. — р. бро
. — м. сты

. — р. ка
. — зв. зда
. — отт. пель
. — ж. льцы
. — б. леть
. — обв. зать
. — поп. лоть
. — распр. мить

. — посв. тить
. — ост. влять
. — пок. лоть
. — н. мецкий
. — п. терка
. — р. вел
. — гл. за
. — т. пло

. — л. сты
. — б. глец
. — л. сточек
. — ур. нить
. — м. нять
. — ск. кал
. — пос. нить
. — отс. вать

. — хв. сты
. — гр. да
. — зм. я
. — п. стреть
. — г. ристый
. — л. скать
. — позв. нил
. — изв. стить

. — к. сари
. — в. лчата
. — в. ренье
. — пл. чо
. — гл. деть
. — обл. вать
. — расск. зать
. — поб. дить

. — н . жи
. — б. лянки
. — хл. ба .
. — б. нты .
. — дес. ть
. — нар. дить
. — подстр. гать

. — с. лач
. — сн. гурочка
. — ч. рнила
. — х. лодный
. — в. зти
. — забр. сать
. — л. тят
. — л. тят

. — г. рчица
. — т. шина
. — окт. бренок
. — согр. вать
. — зд. ровый
. — зар. зить
. — зар. дить
. — побл. днеть

. — с. стра
. — тр. па
. — т. нуть
. — выч. стить
. — отк. рмить
. — ош. баться
. — кр. сильня
. — г. рчица

. — к. тята
. — пр. стой
. — х. дить
. — р. дной
. — т. нистый
. — л. вить
. — заб. жал
. — од. вать

. — ст. ловая
. — л. карство
. — б. льница
. — п. рник
. — попр. сить
. — нап. лить
. — р. га
. — с. дой

Очень нравится обучающимся выполнять задание на отыскание ошибок в тексте (в текст включены все изученные виды орфограмм)

1. Мама и Галя сматрели на платы и лотки. Шол дожть. Набиригу лижал мяхкий песок. Лез из вады упругий камыж. Галя от щастя прыгала и резвилось.

2. Мы пришли влес. Скрепят клисты. Утрапинки мы заметили зимленику. Около камней лижыт уш. Вдруг на двинулась тёмнайа тучя. Па лил дожть.

3. Висной пёстрый дятел прилител кбирёске. Он пробил вкаре дырочьку и стал пит сог. Вкустный и слаткий бирёзовый сог.

4. Мы щюрились от яркого сонца и сматрели внебо. Ввоздухе кружылис птицы. На ведке серени сядели взерошеный вороби.

5. Лошод бижала рысю оглаткой дароге. Влису деревя стаяли неподвижно. Таня по шла па трапинке. Трапинка вывила её кпаляне. На паляне росла малинькыя пушыстыя ёлачька.

6. В лису дети сели под йэли. Ани стали собирать гребы. Сьедобные Ани клали в карзинку, а едовитые бросали. Потом ани сели сваи завтраки. Болше всего гребов принесли ала, кирил и Геннадий.

7. Летом мы решыли сездить к бубужке в диревну. Скоко хлапот передотездом.Вот мы ужэ в поизде. Скоро разезд. Поизд остановился.

8. Марос вы тинул влагу из дривестных сучев и деревев. Кусты апушылись блестящим инием. Лучи сонца асыпали халодным блеском всю местность

9. Марос стал сподать. По меркла ястность синего неба. Наступила зимнее длиныи сумерки. Зема боюкает махнаты лез.

10. Ну и динёк! Яркае сонце золевает огромное поле. Лёхкий витерок валнует поле ржы. В оврашке бижыт гаворливый ручиёк.

11. Абридила зема сосны и йэли в тижёлые миховые шубы. До самых бравей нахлобучила им билоснежные шабки. Но дело пуховыи варешки. Стаят лисныи богатыри чинно и спокойно.

12. На паляне тичёт ручиёк. Трава зилёное. Много цвитёт пьёстрых цвитов. Нацвятах роботают пчолы. Махнатыи шмили гудят. Устарой сасны вются коморы.

13. Холот скавал землю. Зимнии ветры гуляли в мокушках диревев. С бирёс сыпался иний. Поднагами хрустел снек. Снигири прыгали па шышкам елей.

14. Рибята шли по лисной трапинке. Пахло гребами и лествой. Стайка крекливых драздов слитела с рибины. Внебе лител балшой касяк журовлей.

15. Тикут ручъи. Литят шумные стайки скварцов. Грачи въют гнезда на диревях. Литают и пают птицы. Поевилас зилёная трафка. В соду много роботы.

16. Последние дни стаяла ястная пагода. Павеяло теплым ветром. По оврашкам бигут висёлые ручийки. Зазилинела маладая трафка. Звенит лалатой галасок малиновки.

17. На ступила марозная зема. Речька пакрылас толстым блистящим лдом. Снек укрыл Чорную грязную землу белым пушыстым одеялом. Диревя стаят в зимним уборе.

18. Было тихае летние утро. На виршыне пологого халма веднелась небальшая деривенька. По уской проселочьной дорошке шла маладая женьщина в белом кисейном плате и круглой соломенной шлябке.

19. Лиза бижала по длиной алее. Анна вдыхала слатковатый запох зелини.Вветвях еграл лёхкий витерок . Ветви кочялись. Быстрые блики разоватогосонца скокали позимле, как жывые.

Выполняя регулярно таки упражнения, у обучающихся формируется орфографическая зоркость, вырабатываются навыки грамотного письма.

Для подбора упражнений пользуемся материалом различных источников. Это статьи газеты и журнала “Начальная школа”, сборники диктантов и тестовых заданий разных авторов.

Источник

Читайте также:  Как увеличить жизненную емкость легких упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни