Владение терминологией при объяснении упражнений

Терминология ОРУ

Обязательные требования при обучении ОРУ – знание терминологии и технически правильное выполнение упражнений. Даже самое полезное упражнение, освоенное с ошибками, не только не принесет пользу организму, но и может навредить. Незнание учителем техники выполнения движений и принятия положений тела в целом и отдельных его частей, а также их терминологических названий приводит к тому, что дети не могут научиться оценивать свои движения в пространстве и во времени, в результате двигательные навыки формируются и закрепляются с ошибками.

Методика обучения терминологии

При работе с детьми дошкольного возраста можно применять такой методический прием, как проговаривание выполняемых движений. Ребята выполняют упражнение и вместе с учителем проговаривают названия движений, например, говорят: «Присед, руки вперед», выполняя соответствующие движения, и т.д. Этот методический прием особенно эффективен, когда упражнение разучивается методом «по разделениям».

Начиная с 1-го класса для обучения терминологии полезно использовать различные способы создания представления об упражнении. При разучивании нового ОРУ на первом уроке при объяснении нового положения, например выпада вперед, в сторону и др., можно применять метод «по разделениям», когда новое движение обозначается новым термином и уточняется техника его выполнения. При этом учитель говорит: «Запомните, это положение называется “выпад правой” (левой, вправо, влево и т.д.)»; на втором уроке при объяснении упражнения использует рассказ с показом, а на третьем – рассказ. Если ученики запомнили терминологическое название положения, то они поймут его содержание без показа учителем.

Чтобы убедиться в том, что все ученики понимают терминологию изученных положений, нужно на последующих уроках применить такие построения, в которых все учащиеся вынуждены будут самостоятельно выполнять упражнения, например, стоя в кругу спиной к центру, а не наблюдать за товарищами, стоящими впереди.

Можно использовать учебные карточки, на которых указаны назначение упражнения, его описание согласно требованиям терминологии и правилам записи ОРУ, рисунок и методические указания к технике выполнения.

Методика обучения технике ОРУ

На данном этапе необходимо соединение логического, зрительного и двигательного компонентов в единое идеомоторное представление. Эта задача решается путем последовательной отработки элементов действия, а затем и действия в целом – вначале в материальной форме (выполнение упражнения), затем в речевой (проговаривание схемы движений) – при этом формируется умение – и, наконец, с закрытыми глазами. При формировании навыка, в первую очередь, следует обратить внимание на положение тела в пространстве. Затем фиксируются мышечные ощущения при выполнении изучаемого движения.

Если обучение будет построено в соответствии с этим правилом, то дети усвоят материал без ошибок и в кратчайший срок, в то время как при стихийном обучении господствует низшая форма его усвоения – подражание, которое основывается на копировании случайно выделенных учениками признаков действия. Формирование навыков при этом происходит часто без осознания существенных элементов упражнения, с концентрацией внимания на случайно выделенных действиях и в основном на его конечном результате.

Статья подготовлена при поддержке ресторана «BELLAGIO». Если Вы решили провести банкет, который запомнится хорошими впечатлениями, то оптимальным решением станет обратиться в итальянский ресторан «BELLAGIO». Перейдя по ссылке: «ресторан для банкета в Москве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и условиях проведения банкетов. В итальянском ресторане «BELLAGIO» работают только высококвалифицированные повара, которые смогут порадовать Вас своей оригинальной средиземноморской кухней.

  1. При обучении терминологии и технике нужно убедить школьников в необходимости такого выполнения, прежде всего для их собственного здоровья; следует добиваться, чтобы они сами захотели выполнить или выучить все предложенное учителем.
  2. Учебный материал по терминологии распределяется на 4–5 лет обучения. В противном случае, получая избыток информации и впечатлений от собственных ощущений, дети не успевают осваивать новый материал, и эту грань должен чувствовать и понимать педагог.
  3. Выполняя то или иное двигательное действие, дети часто совершают ошибки. Младших школьников нужно научить не только находить свои ошибки, но и исправлять их. С этой целью необходимо учить детей выделять главные моменты движения или положения. Такие задания должны быть короткими, не перегруженными сложностью и объемом.
  4. Психологи установили, что эффективность усвоения материала повышается – иногда до 95% – в том случае, если человек кого-то обучает. Главное – научить ребенка видеть ошибки товарищей и использовать эту информацию, чтобы осознать и прочувствовать их на себе, исправляя свои ошибки и формируя правильную технику.
  5. Нельзя показывать детям их недостатки в резкой форме. Команды, распоряжения, отданные теплым, спокойным и доброжелательным тоном, действуют намного эффективнее. Надо всегда верить в магическую силу произнесенного слова: слово и дело (движения) неразрывно связаны между собой.
  6. Следует добиваться сочетания изящества и эффективности, практичности и красоты, а в идеале – эстетики и функциональности.
Читайте также:  Ввиду нехватки времени я не закончил упражнение впр ответы

Правила записи ОРУ

В описании общеразвивающего упражнения надо указать:

– исходное положение – и.п.;
– название движения – наклон, мах, поворот и т.д.;
– направление движения – направо, налево, назад и т.д.;
– конечное положение, если необходимо;
– счет, на который должно быть выполнено то или иное движение, например:

«И.п. – о.с., руки на пояс;

1 – с поворотом туловища налево – руки вверх;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

Когда движение выполняется в необычном стиле, это должно быть отражено в записи, например: «Руки плавно вперед, кисти расслаблены», – и т.п.

Если движения выполняются одновременно различными частями тела, даже на один счет, то их принято записывать в такой последовательности: движения ног, туловища, рук, головы. Движения различными частями тела принято разделять запятой, например:

«И.п. – о.с., руки вверх. 1 – правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, смотреть через плечо на пятку».

Если движения различными частями тела выполняются не одновременно, хотя и на один счет, то записываются они в той последовательности, в которой выполняются, например:

«И.п. – о.с., руки вверх.

1 – дугами назад руки вперед, присесть;
2 – и.п.».

Если два движения какой-либо частью тела выполняются одновременно, например наклон и поворот, то ставится предлог «с». Например: «Наклон вперед прогнувшись с поворотом туловища налево, руки в стороны». В данном случае наклон вперед и поворот туловища налево выполняются одновременно. Если же поворот туловища выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его, то эти два движения соединяются союзом «и» и записываются так: «Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища налево».

Если упражнение выполняется сначала в одну сторону, а затем в другую или сначала одной частью тела, а затем другой, то записывать надо так:

«И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки к плечам.

1 – сгибая левую, присед на ней, руки вперед;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

В тех случаях, когда одно движение выполняется на несколько счетов (медленно), упражнение следует записать так:

1–3 – присед, руки за голову;
4 – и.п.».

То есть присед надо выполнять медленно – на 3 счета, а встать быстро – на 1 счет. Когда надо выполнить три приседания на 3 счета, при записи после счета добавляют слова «три пружинящих приседания», например:

«И.п. – о.с., руки на пояс.

1–3 – три пружинящих приседания, руки вперед;
4 – и.п.».

Читайте также:  Все существующие дыхательные упражнения

ОРУ могут быть составлены на 2, 4, 8, 16 счетов в соответствии с музыкальными фразами, так как в основном они выполняются под музыку.

Счет в упражнениях обозначается арабскими цифрами, а нумерация упражнений в комплексе – римскими.

При описании ОРУ после слов «исходное положение» («и.п.») принято ставить тире, а в конце описания исходного положения занимающегося – точку. После цифр, обозначающих счет, также ставится тире, а в конце описания движений на определенный счет – точка с запятой. По окончании описания всего упражнения ставится точка. Записывать ОРУ можно в столбик и в строчку, но необходимо соблюдать все правила записи.

Условные сокращения

Для краткости описания упражнений принято:

– писать сокращенно слова «исходное положение» (и.п.) и «основная стойка» (о.с.);

– опускать слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем, единственно возможным. Например: вместо «дугами вперед руки вверх» из положения рук внизу можно сказать: «руки вверх»;

– не указывать положения рук, ног, носков, ладоней, если они соответствуют установленному стилю, например: «ладони внутрь» – в положении рук впереди, внизу, назад – или «ладони книзу» – в положении руки в стороны;

– при движении руками или ногами опускать слова «поднять», «опустить», а также «выставить», например на носок;

– при выполнении наклонов слово «туловище» опускается, но при поворотах туловища оно должно оставаться в записи и в названии. Например: «наклон вперед», но «поворот туловища налево»;

– слово «согнувшись» не называется при выполнении наклонов вперед, но слово «прогнувшись» в записи остается. При выполнении наклонов назад не пишется и не называется слово «прогнувшись», так как прогиб для наклона назад является естественным, но если наклон назад выполняется прямым туловищем, то в записи это надо указать;

– слово «нога» при выставлении ее на носок, на пятку опускается, а также при выполнении шагов и махов. Правильно записывать так: «правую вперед на носок», «мах правой» – при махе вперед – и «мах вправо» – при махе в правую сторону; «шаг левой» – при движении вперед – и «шаг влево» – при движении в левую сторону;

– слова «дугами вперед» опускаются, если движение выполняется кратчайшим движением вперед.

Направление движения

Направление движения руками, ногами, головой и туловищем всегда определяется по его началу (рис. 1).

При выполнении кругов направление также определяется по первоначальному движению, например:

«И.п. – о.с., руки к плечам.
1–2 – круг руками вперед;
3–4 – круг руками назад».

Рис. 1. Движения руками вперед и назад

Все движения отдельными частями тела указываются относительно туловища независимо от его положения в пространстве – стоя, лежа, сидя и т.д. Например, из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как это можно назвать, ориентируясь на горизонталь, а назад – исходя из положения относительно туловища (рис. 2).

Рис. 2. В упоре лежа отвести ногу назад

Руки из положения лежа на спине могут быть подняты вперед, а не вверх, как это кажется относительно горизонтальной плоскости. В этом положении руки вверху, когда они на полу у головы (рис. 3).

Рис. 3. Лежа на спине, поднять руки вперед

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь

Источник

Создание представления о разучиваемом упражнении (терминологически правильное название.показ.объяснение техники,опробывание).

Процесс обучения гимнастическим упражнениям сводится к формированию двигательных навыков. Этот процесс условно можно разделить на три тесно связанные между собой фазы:1. Создание предварительного представления об упражнениях.2. Разучивание упражнений.3. Закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Создание предварительного представления о движении — весьма

важный и сложный этап обучения. Двигательные представления лежат в основе сознательного освоения любых спортивно-гимнасти- ческих движений. Создавая у занимающихся четкие двигательные представления, преподаватель способствует осуществлению важ- нейшего дидактического принципа обучения — принципа сознательности.

Читайте также:  Как сделать рабочую тетрадь упражнение 3

Для создания предварительного представления о движении при- меняется ряд приемов: 1) знакомство с терминологическим названием упражнения; 2) изучение наглядных пособий; 3) демонстрация техники выполнения упражнения; 4) объяснение техники;5) выполнение пробных попыток.

Словесное (терминологически точное) наименование упражнения

играет в процессе обучения важную роль. Термины, как правило, значительно короче обычного описания техники. Поэтому если занимающиеся хорошо знают терминологию, то преподаватель тратит гораздо меньше времени на всякие пояснения в процессе обучения.

Чем лучше знание терминологии, тем быстрее формируется в сознании представление о движении.

Применение наглядных пособий также необходимо для создания двигательных представлений. Наиболее рациональным наглядным пособием в процессе обучения гимнастическим упражнениям является кино. Чем с большей скоростью произведена съемка, тем более подробное представление о технике изучаемого элемента можно получить. Современный технический прогресс позволяет пользоваться в учебных целях видеомагнитофоном.

Использование кино и видеомагнитофона полезно и для устранения ошибок в технике. С этой целью снимают гимнаста, выполняющего упражнение с ошибками, а затем воспроизводят на экране или телевизоре его попытки, указывают на ошибки и на способы их устранения.

В практике широко используется простейший наглядный способ

показа — имитация движений руками. Если нужно показать, как

двигаются ноги при выполнении махов на коне, преподаватель изображает это указательным

и средним пальцами, которые в данном случае обозначают левую и правую ноги.

Преподаватель может изобразить на доске промежуточные позы, которые создаются в процессе выполнения элемента.

Большое значение для создания представлений имеет умелое выполнение упражнения самим преподавателем. Плохой показ не только не создает правильного представления о движениях, но и снижает авторитет преподавателя.

Если преподаватель не может показать изучаемое упражнение (а таких случаев в практике очень много, особенно на занятиях с группами гимнастов старших разрядов), то необходимо использовать другие педагогические приемы. К ним относится показ упражнения одним из учеников, который умеет выполнять это упражнение хотя бы удовлетворительно. Если такого ученика в группе нет, то можно пригласить гимнаста из другой группы.

Можно пользоваться наглядными пособиями, значение которых в практике работы пока явно недооценивается.

При показе упражнения преподаватель должен направлять внимание занимающихся на детали, наиболее существенные на данном этапе обучения.

Объяснения должны раскрывать внутреннее содержание элемента. Чем выше квалификация гимнастов, тем содержательнее должны быть объяснения. Квалифицированным гимнастам необхо- димо пояснить не только то, что нужно сделать, но и почему так нужно поступить.

После показа упражнения и объяснения наиболее важных деталей ученики пробуют выполнить его. В процессе выполнения первых пробных попыток преподаватель дает уже более’ подробные объяснения. Опробование упражнения осуществляется после того, как ученик получил первое предварительное представление о технике его выполнения. Необходимо стараться, чтобы в первых пробных по- пытках было как можно меньше ошибок: чем меньше ошибок в самом начале, тем быстрее сформируется новый двигательный навык.

Однако первые попытки, как правило, бывают связаны с большими трудностями.

Обычно попытки сопровождаются объяснениями и замечаниями преподавателя. Весьма полезно после попыток предлагать- ученикам самим вслух анализировать свои действия, вскрывать имеющиеся ошибки.

Для создания необходимого представления о движении целесообразно проделывать его не только на самом деле, но и мысленно.

При мысленном выполнении упражнения у гимнаста активизируются механизмы, воспроизводящие упражнение. Внимательное обдумывание всех деталей техники элемента и воображаемое выполнение его играют весьма значительную роль в процессе обучения, так как чем правильнее гимнаст представляет себе упражнение, тем меньше уйдет времени на его освоение.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни