Влияний занятий физическими упражнениями осанка

Влияний занятий физическими упражнениями осанка

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Одной из ведущих проблем в здоровье, выявленной у учащихся при профилактических осмотрах, заняла проблема нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений — это нарушения осанки, среди хронических болезней — плоскостопие, сколиоз.

На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие как осанка, походка, посадка за столом (партой), положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем.

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА. Важную роль в профилактике нарушений ОДА может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, сидеть, лежать во время сна.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке

Скелетная мускулатура — главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опоройдля скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны — состоянием тонуса мышц. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Урок— основная форма организации занятий сучащимися, отнесенными кспециальной медицинской группе.

Ученики, отнесенные к специальной группе, должны занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие.

Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ.

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

– повышение физической и умственной работоспособности;

– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

Читайте также:  Закрепительные упражнения по теме

– формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции;

– обучение рациональному дыханию;

– освоение основных двигательных умений и навыков;

– воспитание морально-волевых качеств;

– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата

В данной группе заболеваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения — плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.

В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с общей функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечнососудистой и дыхательной систем, а при деформации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег.

В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах — для развития мышечного корсета (в исходном положении лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий — вытяжение на гимнастической стенке). Лечебная гимнастика проводится в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, особенно выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки.

Комплекс упражнений

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:

1) И.п. — стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2–4 секунды и вернитесь в и. п. Повторите 6–10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. — стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний — к тазу). Присядьте, вернитесь в и. п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и. п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8–12 раз.

3) И.п. — лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3–5 секунд, затем вернитесь в и. п.

4) И.п. — стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и. п. Повторить 5–8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.

Заключение

Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься спортом и т. д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной радиации.

Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная функция — основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной. Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.

  1. Аксельрод С. Л. Спорт и здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1988
  2. Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология, — М.: Медицина, 1975.
  3. Лях В. И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. — М.:
  4. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1994.
  5. Физкультура и спорт, 1996. — № 2.
  6. Журнал “Здоровье” № 6 1986 г.
  7. Журнал “Здоровье” № 8 1986 г.
Читайте также:  Какие упражнения помогут подкачать попу

Источник

Проектная работа на тему: «Физические упражнения и осанка»

Управление образования администрации Жуковскогорайона

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

242700, Брянская область, г. Жуковка, ул. Карла Либкнехта, д.2а

Тел. (48334)3-27-32; e — mail : zhsch 2@ yandex . ru

на тему «Физические упражнения и осанка»

по предмету Физическая культура

учащегося 6 класса

Елисеева Артема Алексеевича

Руководитель проекта: Мохоткина Олеся Владимировна, учитель физической культуры

1.1. Понятия об осанке, причины и выявление нарушение осанки . 5

1.2. Влияние осанки на здоровье человека . 8

1.3. Устранение нарушение осанки. Влияние физических упражнений на осанку человека . 8

2.1. Методика исследования. 11

2.2. Результаты исследования . 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 17

«Здоровье — не всё, но все без здоровья – ничто».

Актуальность. К сожалению, еще многие школьники не обращают внимания на свою осанку, не стремятся быть стройными, сутулятся и когда сидят и когда ходят. По данным статистики до 40% школьников с нарушением осанки.

Приятно смотреть на человека с правильной осанкой. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, опущенная во время ходьбы голова. Но дело не только во внешнем виде. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем человека, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.

Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются опасные заболевания, которые вылечить очень сложно. Поэтому лучше предупредить, а если нарушение осанки стало заметным – исправить. Основное средство исправления осанки – гимнастические упражнения (при необходимости лечебная физкультура) и регулярные занятия общедоступными видами спорта.

Наш проект поможет школьнику сформировать представление об осанке, узнать какие последствия для здоровья влечет за собой нарушение осанки, разучить комплекс упражнений для нормализации осанки.

Цель исследования: изучить, какую роль играет осанка для здоровья человека.

Объект исследования : учащиеся 3-4 класса.

Предмет исследования : показатели развития осанки у учащихся.

1. Определитель показатели осанки у учащихся 3-4 классов на начало эксперимента.

2. Выявить влияние физических упражнений на осанку учащихся.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленное применение специальных физических упражнений способствует развитию правильной осанки.

1.1. Понятия об осанке, причины и выявление нарушение осанки

В учебнике «Физическая культура» написано, что осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем человека, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются опасные заболевания, которые вылечить очень сложно [1]. Поэтому лучше предупредить, а если нарушение осанки стало заметным – исправить. Человек с правильной осанкой голову держит прямо, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед (рис.1).

Рис.1. Правильная осанка

При неправильной осанки можно отметить следующие признаки: выдвинутая голова, сведенные вперед плечи, выпяченный живот, отставленный назад таз, круглая спина и запавшая грудная клетка (рис.2).

Рис.2. Неправильная осанка

Причины нарушения осанки могут быть врождёнными и приобретёнными [2]. Врождённые связаны с внутриутробными нарушениями и встречаются не часто, составляют всего 10% нарушений. Остальные 90% – это приобретённые нарушения, связанные:

— с каким-нибудь заболеванием (рахит, туберкулёз, радикулит);

— с полученной травмой (переломы позвоночника);

— неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длинна ног, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе);

— может быть профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе;

Читайте также:  Какие упражнения надо делать эспандером

— с неправильным положением тела во время сна.

Ещё одной причиной нарушения осанки являются мышцы. Позвоночник может быть искривлён из-за разной развитости мышц. Предрасполагающими моментами для развития искривления позвоночника являются неправильное питание, слабое физическое развитие [4].

Выявление нарушения осанки:

Для того чтобы узнать, какая осанка, нужно проделать несколько контрольных тестов.

Способ 1. Надо встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и спиной просунуть кулак. Если – это не возможно, просуньте туда ладонь.

Оценки результатов. В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен (если проходит, осанка нарушена). Осанку следуют считать нормальной, если между поясницей и стеной проходитладонь.

Способ 2.Подойдите к стене (или косяку двери) и прислонитесь к ней спиной. Отметьте карандашом свой рост. После этого выпрямитесь так, как было описано выше, и снова отметьте свой рост. Теперь сравните уровни. Выводы, которые вы, скорее всего, сделаете, вряд ли нуждаются в особых комментариях.

Нарушения осанки, наблюдающиеся у младших, старших школьников чаще всего связаны с неправильно выбранной рабочей позой, неравномерно распределяющейся нагрузкой на позвоночник [3]. Такие нарушения встречаются очень часто и требуют своевременной коррекции. Если не принимать мер к их исправлению, возрастает риск развития довольно серьезных заболеваний в будущем.

1.2. Влияние осанки на здоровье человека

Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов. Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний и поступают не правильно. Не секрет, что организм человека – обладает сложной структурой и все в нем взаимосвязано. В том числе, неправильная, неестественная поза нашего тела прямо влияет на позвоночник, искривляя его. Это, в свою очередь, нарушает нормальное кровообращение, ведет к смещению внутренних органов, нарушая их естественные функции [6]. Причем, если на начальном этапе эти нарушения практически не выражены, то со временем, данная патология становится причиной развития серьезных заболеваний (изменение грудной клетки, головные боли и т.д).

Осанка формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно с раннего детства заботиться о формировании правильной осанки ребенка, о его физическом развитии.

1.3. Исправление нарушения осанки. Влияние физических упражнений на осанку человека

Исправить неправильную осанку, безусловно, можно. Но процесс этот длительный, нужно будет запастись терпением, т.к. он связан с исправлением плотной мышечной структуры скелета. Придется не только выполнять специальные упражнения лечебной физической культуры (ЛФК), но также изменить привычный образ жизни [3]. Потребуется нормализовать режим дня, повысить двигательную активность, при необходимости, носить корригирующие корсеты. Необходимо улучшить качество питания, пройти курсы массажа, физической терапии.

В комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки входят:

а) сон на жесткой постели;

б) постоянная двигательная активность, включающая ходьбу на работу, прогулки, занятия физическими упражнениями и т. д.;

в) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения;

г) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и другой клади и т.д.

Начинать исправление осанки лучше с детского возраста, когда организм наиболее пластичен. Главным средством предупреждения нарушений осанки является правильное физическое воспитание детей. Совокупность разнообразных форм физического воспитания создает определенный двигательный режим [5].

Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия:

— утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

— закаливание (закаливающие процедуры).

Регулярные занятия физкультурой и спортом положительно влияют на здоровье школьника. На формирование правильной осанки положительно влияют занятия подвижными, спортивными играм и другими видами спорта (гимнастика, велосипед, коньки, лыжи, городки, настольный теннис, плавание, волейбол, баскетбол и др.).

Занятия физкультурой и спортом обеспечивают постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно — мышечно – связочную систему детей, которая со временем укрепляется, становится выносливой. А разносторонняя спортивная нагрузка, в свою очередь, воспитывает привычную активную осанку, которая сохраняется школьником лишь при условии хорошей, постоянно поддерживаемой тренированности мышечной системы [2].

Вывод: в процессе регулярных занятий физическими упражнениями укрепляются мышцы и опорно-двигательный аппарат. А это значит, что увеличивается мышечная сила, вырабатывается ловкость, совершенствуется подвижность суставом, улучшается работа внутренних органов. Человек, занимающийся физкультурой, хорошо выглядит внешне, имеет красивую осанку.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни