Влияние физических упражнений на подрастающий организм



Влияние физических упражнений на растущий организм

В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.

Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом про­исходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нерв­ные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; по­вышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроиз­водятся только в том случае, если расхо­дуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятель­ности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных ве­ществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего раз­вития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражне­ниями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствую­щие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевре­менному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражне­ниях происходит более совершенное приспо­собление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыха­ния, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улуч­шают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, кра­сивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать де­тей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существен­ного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохожде­ния материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогул­ками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основ­ную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состо­янии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специаль­ные занятия лечебной физической культу­рой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются пока­затели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школь­ников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.

Читайте также:  Жиросжигательные упражнения для пресса

Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слу­шали старшего вожатого. Вдруг правофлан­говый Юра Петров как-то странно покач­нулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза за­крылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили поднять­ся — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? На­верно, велит увезти Юру в Москву? Или вы­зовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета откры­лась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяс­нила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается ма­ло.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структур­ное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иног­да возникают изменения в механизме кро­вообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гиперт­рофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуют­ся. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замед­ленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возни­кать и противоположный вариант юноше­ского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физ­культурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практи­чески здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и на­носит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В ре­зультате таких тепличных условий, особен­но если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут блед­ными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосу­дистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теп­лым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.

Источник

Влияние физических упражнений на подрастающий организм

Главный элемент благополучия современного передового государства – здоровая нация. Безусловно, закладка здорового образа жизни начинается с самых юных лет. Поддержание и улучшение здоровья детского коллектива – залог светлого будущего страны. Именно поэтому, начиная с самых ранних лет необходимо обеспечить воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных качеств. Современные ритмы жизни предъявляют высокие требования к биологическим возможностями растущего организма. Для совершенствования которых важнейшее значение имеет физическая культура, которая является надежным и доказанным средством гармонического развития детей. Специфичные свойства физической культуры, как формы физического воспитания, позволяют удовлетворить естественные потребности каждого ребенка в двигательной активности и, тем самым, оптимизировать его психофизическое состояние. Физическое воспитание — необходимая часть учебно-воспитательного процесса [12,13,16]. Оно направлено на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижения физического совершенства, передает ребенку обще человеческие ценности, формирует правильные жизненные приоритеты и способствует гармоничному развитию личности ребенка. Однако, в процессе физического воспитания и занятий спортом, существуют факторы риска, которые могут привести к травме или вызвать развитие болезни у ребенка. Только грамотная физическая подготовка имеет оздоровительное значение и оказывает положительное влияние на нервно-психическое развитие ребенка [1,7,14,16].

Читайте также:  Какие упражнения можно делать при миоме чтобы убрать живот

Физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении всей жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств. Другими словами, физическое развитие можно рассматривать как биологический процесс становления и изменения форм и функций организма в процессе жизни [4,5]. Физическое развитие как процесс изменения природных свойств организма в течение жизни происходит по естественным законам, которых никто не может изменить, такие как: закономерности возрастной последовательности и неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и другие. В силу этих закономерностей на протяжении жизни один за другим сменяются различные периоды возрастного развития, за время которых формы и функции организма испытывают значительные изменения [18]. Протекая по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, видом деятельности и особенно физическим воспитанием. Возможность максимально целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования, реализуется в физическом воспитании [10,11].

Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, социальных факторов, гигиенических предрасположенностей с целью укрепления его здоровья [2,8,15]. Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательных действий и воспитания, свойственных человеку физических качеств, обеспечивающий направленное развитие основанных на них способностей. Оценка состояния здоровья детей и подростков, занимающихся спортом, показала, что практически здоровыми признана только треть от числа всех юных спортсменов, а хроническую патологию в компенсированной форме имеют пятая часть юношей и девушек [9,10,18]. Любое нарушение в здоровье, хотя и может у тренированного человека в течение длительного времени компенсироваться, но в итоге проявляется различными болезнями. Неизбежное на этом фоне чрезмерное напряжение функций всех систем организма и резкие сдвиги гомеостаза при физических нагрузках, снижение резерва метаболизма и симпатоадреналовой системы ведут к снижению иммунитета, физическому перенапряжению, снижению работоспособности, а иногда и к несчастным случаям. Частота и структура заболеваемости занимающихся детей зависит от пола, возраста, уровня физического развития, вида спорта, наследственности, образа жизни и многих других факторов. Наиболее частыми являются заболевания опорно-двигательного аппарата, ЛОР-органов (особенно хронический тонзиллит) и верхних дыхательных путей, периферической и вегетативной нервной системы, органов кровообращения, главным образом гипертонические состояния и дистрофия миокарда, мочевыводящих путей и желудочно-кишечного тракта, органов зрения и кожи. В последние года на одно из первых мест вышли заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, что связано с неблагоприятной экологической обстановкой и нерациональным режимом питания. Увеличилась гинекологическая патология у девушек за счет недостаточного уровня адаптационных механизмов.

Заболевания у юных спортсменов 10-17 лет, связанные с простудными инфекциями (ОРВИ, ангины, бронхиты и другие) наблюдаются чаще, чем у детей и подростков такого же пола и возраста, не занимающихся спортом. Общее число первичных обращений у юных спортсменов составляет 1407,5 на 1000, что превышает соответствующие данные среди детей, не занимающихся спортом в 3,7 раза (381 обращений на 1000). Более высокая обращаемость при этом у девушек, пик заболеваемости регистрируется в 13-летнем возрасте. В структуре заболеваемости юных спортсменов ведущими классами являются болезни органов дыхания (74%), инфекционные болезни (7,1%), травмы и отравления (6,9%), болезни органов пищеварения (3,5%), болезни кожи (2,7%), болезни уха(2,5%). Эти классы фактически исчерпывают заболеваемость юных спортсменов 11-17 лет, составляют в сумме 96,8%. Структура заболеваемости имеет свои особенности в различных возрастных группах. Удельный вес болезней органов дыхания остается на одинаково высоком уровне во всех возрастных группах. Уровень инфекционных болезней в 11-14 лет в 1,6 раза выше, чем в 15-17 лет (45,9% и 28,9% соответственно). Так же в возрасте 11-14 лет выше уровень болезней кожи в 2,1 раза и болезней уха в 1,9 раз. Третье место занимает класс травм, отравлений, доля которых с возрастом увеличивается [3].

Существует множество причин и факторов риска у юных спортсменов: ошибки системы отбора и допуска к спортивной деятельности, нарушение режима и методики тренировки, нарушения требований гигиены и здорового образа жизни, ошибки врачебного и педагогического контроля лечебно-профилактической работы, специфичность отдельных видов спорта. Все эти факторы могут привести к заболеванию, травме, перенапряжению, перетренированности и к другим патологическим состояниям организма. Острое физическое перенапряжение возникает вовремя или после чрезмерной физической нагрузки с нарушением функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, кроветворной систем. Такое состояние организма возникает при снижении толерантности организма и физическим нагрузкам по причине наличия очага хронической инфекции или начала острого воспаления. В зависимости от поражения определенной системы юные спортсмены жалуются на головную боль, нарушение зрения, парезы, нарушение координации, одышку, боли в сердце, мышечную слабость. Состояние может потребовать срочной госпитализации из-за угрозы сердечной, легочной, почечной недостаточности в острой форме. Перетренированность развивается вследствие хронического перенапряжения, клиническая картина, которой, определяет функциональные нарушения в работе центральной нервной системы. Наблюдается нарушение сна, отсутствие роста спортивных достижений, нарушение двигательной координации, функциональные нарушения во многих органах, изменения настроения, апатия, снижение аппетита, боли различной локализации, гормональные расстройства. Такое состояния не только угрожают карьере юного спортсмена, но и могут крайне неблагоприятно отразиться и на повседневной жизни подростка.

Именно поэтому, патологические состояния могут возникнуть при нарушении любой системы организма, иногда с необратимыми последствиями. К сожалению, спортивный травматизм неотъемлемый спутник занимающихся физической культурой и спортом, а подавляющее большинство травм приходится на детей и подростков. На уровень травматизма влияет множество факторов. Одним из наиболее важных факторов является интенсивность спортивной нагрузки. Так во время тренировок риск получить травму минимальный, он резко увеличивается во время соревнований и достигает максимума на учебно-тренировочных сборах. Кроме того, на уровень травматизма влияют мастерство и уровень тренированности занимающегося, характер учебно-тренировочных занятий, время года, климатические условия, санитарно-гигиенические условия, качество инвентаря и экипировки. Крайне важно отсутствие переутомления у юного спортсмена, соблюдение спортивного режима, подготовленность и выполнению сложных двигательных действий [1,6,17]. На травматизм, его локализацию и причины влияет вид спорта. Например, прыжки в высоту могут стать причиной растяжения связок голеностопного и коленного суставов, радикулоневритов, травм шейного отдела позвоночника. Для волейболиста характерны ушибы пальцев кисти, лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, туловища. Лыжники же чаще страдают от отморожений [9].

Читайте также:  Какие упражнения полезны при коксартрозе тазобедренного сустава

Для предотвращения травматизации подрастающего поколения необходима разработка методов и гигиенических средств, направленных на защиту и восстановления организмов молодых спортсменов. В задачу спортивной гигиены наряду с оздоровлением условий спортивной среды входит разработка мер, способствующих оздоровлению детей и подростков, повышению общей и спортивной работоспособности, ускорению процессов восстановления после обучения и занятий физкультурой и спортом. С целью снижения риска травм и нарушений деятельности отдельных органов и систем за счет больших психических и физических нагрузок используется различные гигиенические средства. К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, массаж, естественные локомоции, личная гигиена и природные средства [8].

Как природные средства используются оздоровительные силы природы, солнца, воздуха, воды. Все эти виды сил используются при закаливании. Закаливание обязательный элемент физического воспитания детей и подростков, имеющий большое значение для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспособности [12]. Закаливание тренирует защитные силы организма, повышает его устойчивость к воздействию факторов внешней среды, влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щитовидной желез. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается [8]. Закаливание может оказывать как специфические, так и неспецифические действия на организм. Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости организма и воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн. В то время, неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма и различных неблагоприятных воздействиям, в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний. Закаливание тренирует терморегуляторный аппарат химические и физические процессы терморегуляции [12]. Общие закаливающие мероприятия включают в себя: ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнат проводится на протяжении всего дня. К специальным закаливающим процедурам относится гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Закаливание необходимо проводится при соблюдении принципов постепенности, систематичности, комплексности состояния здоровья ребенка и возобновления процедур после болезни. В противном случае закаливание может привести к нарушению сна, перегреванию или переохлаждению организма, солнечным ожогам, болезням, в том числе простудам [8,12].

Массаж — это эффективное средство быстрого восстановления организма после физических нагрузок. Действуя на рецепторы заложенных в коже, мышцах и связках, массажные приемы оказывают благоприятное влияние на центральную нервную систему и через нее на функциональное состояние всех органов и систем. При массаже усиливается движение крови и лимфы, повышается тонус сосудов, мышц и кожи, возрастает эластичность и прочность связок [12]. Имеется несколько разновидности массажа, которые можно использовать в различные периоды бодрствования организма. Гигиенический массаж показан после зарядки, он поднимает общий тонус организма. Он проводится ежедневно в виде самомассажа длительностью около 10-15 минут. Тренировочный массаж повышает работоспособность мышц, улучшает кровообращение, настраивает организм на тренировочный процесс. Восстановительный массаж способствует быстрому восстановлению работоспособности утомленных мышц. Во избежание негативных последствий такой массаж проводят не раньше, чем через 20-30 минут после физической работы. Применяются также аппаратный виды массажа: вибрационный, пневмо-вибрационный, гидромассаж [9]. Элементы массажа целесообразно вводить с самого раннего возраста. У грудных детей применяются приемы промачивание и растирание, за счет которых улучшается питание тканей и ускоряется обмен веществ в них. Промачивание можно применять с 3-недельного возраста. Массаж начинают с крупных мышц груди и живота — дыхательный массаж с переходом на мелкие группы мышц. С месячного возраста проводят массаж рук и ног. Массаж проводится чистыми руками на чистой кожи без кожных заболеваний и повреждений во избежание инфицирования, раздражения, еще больше повреждений. Также во избежание раздражения необходимо использовать тальк или массажные масла, так как, кожа ребенка нежная и легко ранима [14].

Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку. Строгое соблюдение этих правил способствует укреплению здоровья, повышению эффективности тренировочных занятий, что служит залогом спортивных достижений. Личная гигиена включает в себя воспитание навыков организации режима для учащихся, воспитание навыков двигательной активности, воспитание навыков гигиены тела, гигиену своей одежды и обуви, профилактику вредных привычек, отказ от них и привития навыков самоконтроля [12].

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, всестороннее развитие организма, повышение функциональности организма и его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру организма, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество [15]. То или иное заболевание человека – является результатом упущенной потенциальные возможности в развитии психики и тела. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, которые помогают в достижение физического совершенства. Основы физической культуры успешно развиваются, и совершенствуются под воздействием физического воспитания. Таким образом, достижения в физическом воспитании способствуют гармоничному развитию личности ребенка, что дает возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути совершенствования. Именно поэтом, физическая культура и физическое воспитание — наиболее эффективные средства формирования здорового подрастающего поколения, позволяющее совершенствовать физическое развитие детей и обеспечить условия для воспитания здорового поколения.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни