Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет
Татьяна Кротова
Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет
Вокальные упражнения и музыкально – речевые игры. КРОТОВА Т. Е.
В 2003- 2004 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств я проходила краткосрочное обучение (курсы повышения квалификации) по теме «Вокальное искусство». Обучение проводили известные современные педагоги, такие как Светлана Коротаева, Елена Кузьмина. Мне нравится заниматься постановкой голоса и я решила расширить эту тему в своей работе. Для своего вокального кружка «Росинка» я разработала несколько приёмов в игровой форме, которые позволяют заинтересовать детей и добиться поставленных целей – правильному пению.
Это и игры – распевания, и музыкально – речевые игры, и упражнения на дыхание, и игры с микрофоном.
Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт — образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но главная цель — развитие художественных способностей.
Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению, т. к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих.
Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.
В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным дыханием.
Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.
Музыкальный руководитель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.
Можно выбрать любую попевку, разбить её на отдельные слова, дети повторяют за педагогом. Слова пропеваются в различных интервалах как вверх, так и вниз. Формирует музыкальную память, позволяет добиваться чистоты интонирования при пении различных интервалов.
Муз. рук. берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.
Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».
2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.
3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.
4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.
5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».
СВОЁ ИМЯ НАЗОВИ
Педагог просит ребят по очереди пропеть своё имя по слогам (по тоническому трезвучию вниз). Это упражнение обычно проводится на первых занятиях для знакомства. Оно помогает определиться с певучими звуками, а также с короткими и длинными звуками, настраивает голос на чистое пение. Также можно петь «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидания» и т. д.
Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,
от и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо вверх, «Вниз» — глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости голоса.
КАЧАЕМ МАЛЫША Произносим тоненьким ласковым голосом. Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на гласную «А» из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону — вверх.
Кукла Катя спать пошла. Я спою ей: «А-а-ааааа».
Кукла Катя, засыпай: «Баю-ба-ай, баю-бай
— Игры с микрофоном. Эти простые упражнения помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.
Активно произносим звук «Ш-ш-ш», обнажив зубы. Чередуя громко –тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем произносим на легато –стаккато.
Активно поём звук «У-у-у», чередуем глиссандо вверх и вниз с ровным пением. При этом управляя рукой звучание громко –тихо.
Твё рдо произносим: «Тук, тук молотком, мы построим птичкам дом». Стараемся услышать все согласные, оформляем их, чтобы не было излишнего «микрофонного» удара.
Данные приёмы можно разнообразить любыми звуками, скороговорками.
Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. План ежедневной работы музыкального руководителя Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. [/b] План работы музыкального руководителя Солодуха Е. Г. Дни недели (.
Педагогический проект «Формирование положительных эмоций в театрально-игровой деятельности с детьми раннего возраста» В декабре 2012 года проходила курсы повышения квалификации. На курсах защитила педагогический проект по теме самообразования » Формирование.
Источник
Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка
Содержимое публикации
Система вокально-технических упражнений
для развития голоса ребенка
Упражнения для младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.
Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически.
I. Приемы формирования опоры певческого голоса
1. Поем слог: «ва», «ма» или «да». В удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не «выжимать» дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.
2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Особое внимание важно уделить ровности и качеству звука, а так же подаче дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков — legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.
3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на «а» гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.
4. Упражнение называется «Под водой». Берем вдох носом с круговым движением рук, соединяя вверху. Медленно опускаем руки и делаем такой же выдох (как поршень). Сбрасываем остатки дыхания и опускаемся «под воду». Идет задержка дыхания. Затем «выныриваем» и берем вдох. Так же с помощью рук. И повторяем.
II Приемы формирования правильного звукообразования
1. Упражнение на работу органов артикуляционного аппарата.
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем дети высовывают язык и поворачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
2. Дикционные упражнения
А) согласные звуки
1. Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.
Звуки короткие, без лишних призвуков
2. Перечисляем слоги:
Звук «б» — звонкий, взрывной
3. В конце слогов добавляем согласный звук:
пип, пэп, пап, поп, пуп
биб, бэб, баб, боб, буб
В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»
4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4 , заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д
5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф
6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к
РАБОТА НАД СВИСТЯЩИМИ И ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ
1. На долгом выдохе тянуть звуки:
2. Произносим слоги, согласные – короткие:
За-зэ – зи – зо – зу
Ша –шэ – ши – шо –шу
Жа – жэ – жи – жо – жу
Ца – цэ – ци – цо – цу
Ча – чэ – чи – чо — чу
3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно
Саз – сэз – сиз – соз – суз
Зас – зэс – зис – зос – зус
Шаж – шэж – шиж – шож – шуж
Жаш – жэш – жиш – жош – жуш
В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.
Скороговорки на звук [Б]
Баран буян залез в бурьян.
Купила бабуся бусы Марусе.
От топота копыт пыль по полю летит.
Боронила борона неборованное поле.
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Скороговорки на звуки [Б и Л]
Добыл бобыль бобов.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Скороговорки на звук [В]
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
Скороговорки на звук [Г]
Гроза грозна, грозна гроза.
На дворе галка, на берегу галька.
Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.
Повстречались две подружки, две подружки — две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.
Скороговорки на звук [Д]
Дарья дарит Дине дыни.
По двору, подворью, в добром здоровье.
Долбил дятел дуб, выдалбливал, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Б) гласные звуки
Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:
Чередование гласных может быть в разной последовательности:
И – Э – А – О – У – Ы
О – У – А – И – Ы – Э
Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.
При отработке звука «А» нижняя челюсть опускается, язык не должен подниматься «горбиком». Важно, чтобы при произношении звука «А» голос не звучал напряженно и открыто (так называемый «белый звук»). Чтобы этого не происходило, нужно не открывать слишком широко рот, очертание рта (артикуляцию) приблизить к произношению звука «О».
На звуке «О» губы округляются, челюсть опускается меньше, чем на звуке «А».
При произношении звука «У» губы вытягиваются в трубочку вперед. Губы слегка приоткрыты.
При произношении звука «Э» нижняя челюсть менее опущена, чем при произношении «А» и «О». И рот открывается не так широко, как при произношении «А» и «О». Язык округляется передней частью, а кончик языка опускается.
При произношении звука «И» язык подается вверх и вперед, уголки губ слегка растянуты. Расстояние между зубами минимальное.
Скороговорки на букву [И]
У ёлки иголки колки.
Лилипуты воду лили и все лилии залили.
Крокодил зарылся в ил, крокодила Нил манил.
Полили ли вы лилию? Не залили ли? Не перелили ли?
Скороговорки на звук [О]
Во пОле затопали кони.
Осип охрип, а Архип осип.
Хохотал хохол, ухохатывался.
Во дворе трава, на траве дрова.
От топота копыт пыль по полю летит.
Колпак на колпаке и под колпаком колпак.
Скороговорки на звук [У]
У осы не усы, не усища, а усики.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
3. Упражнения на формирование единой вокальной певческой позиции.
Ощущение внутреннего объема, поднятие мягкого неба.
Образуется зевок и высокая вокальная позиция. Для этого по показу педагога, используя в упражнении указательный палец, произносим БЭЭЭ, БООО, БУУУ.
А – Ягодка моя аленькая (движение рук вверх) Улыбка и зевок.
О – Бочка с медом (руки по щекам гладят вниз).
И – Принц, миленький (руки находятся у верхней губы и поднимаются вверх, рисуя улыбку).
Е – Миленький, меленький (так же, как и).
У – Юля, умница (руки мягко ведут по щекам, как бы рисуя трубу).
Слово ОНГ. Сначала берем крупно, затем филируем. Звук в центре головы. Берется ярко и постепенно исчезает через ноздри. Так же можно брать слово КИНГ.
III. Приемы развития певческого голоса:
1) упражнения на формирование смешанного типа звучания. — По квинте на тпр движение вверх и вниз. Спокойно не давить, не подталкивать. С тональности ля мажор малой октавы и до си мажор первой октавы.
— Нэй, нэй, нэй. По мажорному трезвучию вверх. Ля мажор малой и до ля мажор первой.
2) упражнения на сглаживание регистров.
— Используем так называемый немой звук. Раскрываем ноздри. Нет откровенного Н, кончик языка в спокойном положении. Кверху звук не раздувать. Звук, как скулит щенок. Этот звук перетянуть на упражнение. С небольшим глиссандо, как бы подвывая. Петь на интервал квинту, или октаву.
— Упражнение “Мартовский кот”. Поется октава вверх МЯЯЯ—-ААА——У А вверхняя нота октавы, У возвращаемся в исходную ноту.
3) упражнения на развитие диапазона
-Мычим на согласную “М” на одном звуке от си малой октавы и по полутонам вверх. Будим голос. -А а А а А а Раскачка на большой секунде от си бемоля малой октавы. — Немой звук по развернутому мажорному трезвучию вверх ( Ля-до#-до#-мими-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) Чередуя легато и стаккато. — Мажорный септаккорд в разложенном виде поется на УУУ и открывается на верхнем вуке на А, раскачивается и спускается вниз на гласную АА, а тоника внизу поется на У.
IV. Приёмы развития вокальных украшений:
1) Субтон- пение с придыханием. Теплый воздух в нижнюю челюсть. Сначала воздух потом звук. ( Ля-до#-до#-ми-ми-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) На А. Призвук от воздуха получается ХА).
2) Фальцет. Вокальный прием головного регистра. Головной звук с воздухом.
Продуваем воздух в очень узкий звук. Слово Ветер с воздухом (фальцетом). Протягивая звук и воздух “проводить” через рот. С воздухом Уууу, Аааа (До# четверть с точкой, си восьмая, ля четверть в первой октаве).
3) Вибрато. Вибрато заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы. На гласную И . Темп постепенно ускоряется. Упражнение поется почти на стаккато. До-ре, до-ре (четверти), доре, до-ре, до-ре, до-ре(восьмые), доооооо (шестнадцатые).
Вокальный репертуар для детского эстрадного ансамбля
(младший школьный возраст)
Пестрый колпачок (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);
Хорошо рядом с мамой (слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко);
Солнечная капель (слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина);
Доброта (слова И. Бурсова, музыка Е. Гомоновой);
Я имею право (автор И.М. Осокина);
Мы теперь ученики (слова К. Ибряева, музыка Г. Струве);
Моя Россия (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);
Алфавит (слова И. Резника, музыка Р. Паулса).
Источник