Вокальные упражнения для расширения диапазона

Как расширить диапазон голоса — ДИКТОРЫ.com

В статье даны упр аж нения для развития диапазона и интонации голоса. А та кж е советы по голосовой гигиене диктора.

Техника речи. Упражнение «поход»

По тро п инке узкой горной
Вместе с песен ко й задорной
Мы с т об ой идём в поход,
За горой нас с ол нце ждёт.
Наш под ъё м всё выше, круче.
Вот шагаем м ы по тучам.
За посл е дним перевалом
Нам на встречу сол нц е встало.

Не забывайте об опоре. Повыш ай те тон на каждой строке, говорите текст от ры висто, подбрасывая слоги, но не искажая тембра:

Центр голоса: По-тро-п ин -ке-уз-кой-гор-ной
Выше: вме-сте-спе-сен-к ой -за-дор-ной
Выше: мы-сто-бой-и-д ё м-впо-ход… и т.д.

Пользуйтесь расч ё тливым повышением, чтоб хватило на все строки. Для э то го можно использовать музыкальный инструмент. Оп ре делив центр голоса, начинайте говорить н а два-три тона ниже, а потом поднимайтесь по по лу тонам.

Представьте, что вы красите рамы окон. Сопровождайте движение ру ки по вертикали такими словами: «и вверх, и вниз, и вверх, и вн из…». Не закрепощайте кисть руки, она с во бодна, движения лёгкие, мягкие. Вна ча ле мазки маленькие, только кистью руки. Далее идут такие же короткие слова:

и вверх, и вн из , и вверх, и вниз…

Потом дви жен ия становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, г ол ос поднимается выше, вместе с движением руки. Да лее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх и вниз. Гласная шире, голос поднимается выше и оп ус кается ниже. Постепенное повы ш ение и понижение голоса — важное достоин с тво речи. Это свидетельствует о выдержке диктора, владении собой и д ос тигается большим трудом. Поэтому о бра щайте максимум внимания на упражнения.


и первый этаж. и вто
р ой этаж. и третий этаж. и т.д.

Звук при этом напр ав ляется не вперёд, а вверх — в голову. Сл ов а «кладутся» выше и выше. Фиксируйте это рукой. От грудного регис тр а в средний, затем в головной. Когда выдержка и постепенность по в ышения голоса станут доступны, упра ж няйтесь в понижении и повышении большими и нте рвалами:

и первый этаж. и пятый э та ж. и десятый этаж. (вниз) и подвал

Помогайте выпол н ять это упражнение рукой. Если ср а зу трудно «опуститься в подвал», помогите рукой. Опуская руку, расслабь т е глотку. Ничего не меняйте в ре чев ом аппарате.

Техника речи. Упражнение «аквалангист»

Чтоб овла де ть грудным регистром,
Я становлю с ь аквалангистом.
Сейчас н ач ну я опускаться.
Мой голос б у дет отражаться
И в резо на торе грудном
И неп ре менно в головном.

Постепенное, расчётливое понижение:

Всё ни ж е опускаюсь!
Ниже!
А дно мор ск ое ближе…
Ближе…

И вот уж в цар с тве я подводном!
Хоть погр у зился глубоко,
Хоть пог ру зился глубоко,
Но голосом груд ны м, свободным
Расп ор яжаюсь я легко.
Чтоб овладеть груд н ым регистром,
Полезно стать а кв алангистом.

Диапазоном пол ьз уйтесь экономно. Погружайтесь по небольшим интервалам. Не с ни майте голос с опоры на низких тонах, не саж ай те его на горло. Опять на помощь прих од ят руки. Они медленно, свободно, легко плавают. Так же звучит голос, не за ст ревая в напряжённых мышцах г ло тки, не задевая за связки.

Представьте, что совер ша ете парашютный прыжок. Сопровождайте плавный спуск словами:


Опускаюсь я ме дл енно ниже и ниже,
А земля по д о мною всё ближе и ближе…
Продолжаю сн иж аться, совсем уже низко…
Опусти лс я ещё, как земля моя близко!
С голубыми озёр ам и, с ширью полей…
Рядом. Вот о на! Крепко стою я на ней.

Упражнение «народный шквал»

Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:

Всё ближе, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.

Читайте также:  Динамические упражнения описание упражнений

При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте — сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове «поднялся». Слово «обрушился» опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.

Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания. Когда от диктора требуют «громче» — не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал «громче» реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.

Советы по голосовой гигиене диктора

Голос — очень индивидуальная «вещь». У одних он крепок от природы, у других очень капризен. Весь голосовой аппарат очень чувствителен к перегрузкам, охлаждению, к неумелому пользованию в сложных условиях. Нельзя диктору после активной работы сразу же выходить на холодный воздух, и идти, громко, возбуждённо разговаривая с кем-либо, особенно в сырую погоду. Холодный воздух будет попадать на слизистую оболочку голосовых связок, что приведёт к простуде.

Плохо переутомлять голос слишком большой работой. Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и нарушает функцию желёз слизистой оболочки. Изменяется тембр. Голос понижается, начинает хрипеть и становится менее выносливым. На голос отрицательно влияет и никотин. Он вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и трахеи, и нарушает процесс дыхания. У курящих дикторов возникает сухой кашель, что травмирует голосовые связки. Они теряют свою эластичность, появляются сипота, исчезает мягкость звучания, лёгкость.

Интересно то, что голос очень связан с процессами, которые происходят в организме. На его тембр отражаются болезни желудка и сердца. Сказываются нервно-психические травмы. От нервного потрясения, от переживания, страха, голос начинает срываться, иногда перестаёт звучать или теряет чистоту, выносливость, интонационную подвижность. Необходимо закаливать нервную систему, чтобы во время чтения ничто не могло нарушить психическое равновесие диктора. Носоглотку закаливают полосканием её холодной водой, с постепенные понижением температуры от 20 до 12-10 градусов тепла. Перед эфиром рекомендуется выпить тёплого чая.

Однако, самая лучшая профилактика — это каждодневная голосовая зарядка. Она должна состоять из упражнений на дыхание, упражнений, приводящих голосовой аппарат в свободное состояние, активизирующих работу диафрагмы, укрепляющих опору. Разогревая голос, диктор не только тонизирует мышцы речевого аппарата, но и приводит к психофизиологической настройке весь организм. И, таким образом, настраивает себя на радостный, творческий акт общения с аудиторией. Только так можно научиться говорить красиво и развить речь!

Источник

Как расширить диапазон и увеличить силу голоса

Каждый исполнитель мечтает иметь большой вокальный диапазон, чтобы исполнять как можно больше разноплановых вокальных произведений. Далеко не всем удается достичь хорошего, стабильного звучания тона в разных участках размаха. Вот здесь и начинаются самостоятельные попытки расширения диапазона голоса, которые могут привести к повреждению связок и даже лишению возможности красиво петь в дальнейшем. Чтобы этого не случилось, нужно соблюдать конкретные правила, но для начала следует определить широту собственного голоса.

Диапазоны певческих голосов

В эстрадном вокале выделяют два вида звучания женского голоса и три вида мужского:

  • Сопрано — певческий диапазон высокого женского голоса. Исполнителям с таким размахом присуще металлические нотки и прозрачное звучание. Отлично подходит для исполнения лирических произведений с высокими тонами. Знаменитыми сопрано являются Ариана Гранде, Мария Каллас, Анна Герман.
  • Альт — низкий женский тембр, для которого характерно бархатное звучание и грудные звуки. Популярными альтами являются Алла Пугачёва и Адель.
  • Тенор — самый высокий певческий мужской тембр. Обычно вокалист-тенор обладают самым широким и большим диапазоном голоса. Тенор может взять даже высокие ноты, голос гибкий. Знаменитый тенор — Сергей Лазарев.
  • Баритон — средний мужской тембр с глубоким звучанием, но есть возможность брать высокие ноты. Известные баритоны — Лев Лещенко, Филипп Киркоров.
  • Бас — самый низкий мужской певческий тембр. Самый маленький диапазон мужского голоса — бас, обладателям которого тяжело даются высокие звуки, даже средний регистр поддаётся с трудом. Басы — Фёдор Шаляпин, Ави Каплан.

Отличия вокального диапазона от общего

Общий или разговорный диапазон — это размах от низких до высоких звуков, который мы ежедневно используем в разговорной речи. Он не так широк, как вокальный. В обычной жизни нам достаточно всего 1 октавы. Общий диапазон определяется для вокалистов, как примарная зона, в которой им комфортно петь.

Рабочий вокальный размах включает в себя все тоны, отработанные упражнениями. Он существенно больше разговорного. Рабочую широту можно увеличить, достаточно регулярно выполнять упражнения.

Зачем знать свой диапазон?

Есть несколько причин, по которым необходимо проверить и знать собственные вокальные характеристики и размахи, чтобы наиболее презентабельно его использовать:

Читайте также:  Как написать комплекс утренних упражнений

  • Подбор репертуара. Зачастую песни подгоняют под исполнителей и их высоту голоса, поэтому далеко не каждое произведение подойдет под конкретный размах. Здесь два выхода: оставить песню или подобрать её в другой подходящей тональности.
  • Поиск переходных нот. Переходные ноты находятся на стыке голосовых регистров, где звук переходит от мощного грудного до фальцета. Если размах широкий, то таких стыков может быть даже не два, а более. Переходные ноты — самые опасные. На них легко сорваться.
  • Выбор распевок и вокальных упражнений. Под каждый тембр и отдельную задачу подойдут разные упражнения. Можно работать над дикцией или расширением возможностей вокала, отрабатывать приемы или переходы. Главное правильно подобрать наиболее эффективные для конкретной цели упражнения. Не обязательно самостоятельно подбирать распевки, это может сделать педагог по вокалу. Прежде всего свой размах нужно развивать в комфорте, без перенапряжений, иначе связки будут работать на износ и долго не прослужат. Так можно лишиться не только певческого, но и разговорного голоса.

Можно ли расширить диапазон голоса?

Расширить рабочий голосовой размах вполне реально, достаточно ежедневно выполнять ряд упражнений.

Нельзя переусердствовать, и продолжать репетировать через силу, потому что важно уберечь свой голос и голосовые связки от травм.

Не нужно слишком активно работать над диапазоном в возрасте 7-8 лет, так как голос ещё не сформировался, а позже он ещё сломается. Но не стоит браться за это позже 18-20 лет, так как связки уже полностью сформированы. Начать расширять голосовой размах лучше в возрасте 13-15 лет на курсах вокала для подростков.

Упражнения для увеличения диапазона

Упражнений для увеличения диапазона много, но не все они под силу новичкам. Стоит внимательно прислушиваться к рекомендациям, ведь голосовой аппарат очень хрупок.

Развитие диапазона в каждом упражнении происходит за счёт постоянного повторения нот, которые уже некомфортны для взятия. Через некоторое время они кажутся несложными, тогда можно работать дальше.

Упражнение «вверх-вниз»

Главная задача — спеть все максимально возможные для собственного диапазона звуки, от самого низкого до самого высокого. Нужно плавно переходить от нижних к высоким нотам. С каждым разом будет проще.

Вывод звука вперед

Те, кто уже не первый день занимаются вокалом, заметили, что какие-то звуки удаётся взять только в высокой позиции, то есть фальцетом. Однако так они звучат не очень ярко. Важно найти переходной звук — первую ноту, которую получается взять только в верхней позиции и постараться вывести её на грудной звук. В первый раз может не получиться, звук будет неуверенным, но это дело времени и техники. Как только звук выйдет вперёд, нужно переходить к следующей ноте. Упражнение рассчитано на работу над развитием силы голоса.

Упражнение на высоких нотах

Высокие ноты могут звучать тускло и тихо по сравнению с грудными. Но даже фальцет можно натренировать так, чтобы он звучал отрывисто, уверенно и звонко. Такого результата можно достичь только при длительном повторении высоких звуков с нажимом на голосовые связки.

Упражнения на глиссандо

Глиссандо — плавный переход от одного к другому звуку. Глиссандо помогает развивать не только певучесть, но и размах. Главная задача — не прерывая мелодии преодолевать переходные ноты и переходить в другой регистр.

Распевка

Распевка подбирается в зависимости от тембра и вокальных возможностей исполнителя, а самих видов распевок очень много. Чаще всего это делает преподаватель вокала. В вокальную распевку можно включить упражнения на дыхание, а также тренировки скороговорок.

Советы и предупреждения для новичков

Нельзя перенапрягаться и петь упражнения очень громко, чтобы не навредить голосовым связкам и не уменьшить широту собственного голоса. Выдавливать звук из себя нельзя, так как это не будет считаться качественным звукоизвлечением. Главное помнить, что с первого раза может не получиться, но не нужно опускать руки. В этом деле понадобится много упорства и занятий.

Источник

Как увеличить свой диапазон голоса?

Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила.

Возможности голоса и возраст исполнителя

Диапазон голоса изменяется в течение жизни. Даже у талантливых детей он намного уже, чем у взрослого вокалиста со средними способностями, поэтому расширять его до 7–9 лет бесполезно. Дело в том, что у маленьких детей голосовые связки ещё только формируются. Получить красивое звучание в этом возрасте и пытаться расширять диапазон искусственно – пустая трата сил и времени, потому что детский голос очень хрупкий и ему легко навредить неправильно подобранными упражнениями. В процессе распевания его диапазон сам расширяется, без дополнительных усилий. Начинать активные упражнения для его расширения лучше всего после окончания младшего подросткового возраста.

Читайте также:  Дыхательные упражнения как средство лечебной физкультуры

После 10–12 лет формирование голоса достигает активной фазы. В это время грудная клетка расширяется, голос постепенно начинает приобретать своё взрослое звучание. Наступает первый этап переходного возраста, у некоторых детей (особенно мальчиков) – мутационный или предмутационный период. В это время диапазон голоса начинает расширяться в различные стороны. У высоких голосов могут стать более яркими и выразительными фальцетные ноты, у низких диапазон может нижний участок диапазона окажется ниже на кварту или квинту. В переходный период (с 10 до 13 или 14 лет) также не стоит искусственно расширять диапазон голоса, потому что можно навредить его природному формированию и вызвать травму.

Когда мутационный период закончится, можно начинать постепенно расширять диапазон. В это время возможности голоса позволяют сформировать широкий диапазон и научиться петь в разной тесситуре. Даже узкий диапазон в пределах 2 октав можно значительно расширить, если научиться петь правильно и верно попадать во все резонаторы. Несколько несложных упражнений помогут вам расширить возможности голоса и научиться легко брать крайние ноты рабочего диапазона.

Что нужно знать вокалисту о диапазоне голоса

Диапазон голоса состоит из следующих зон:

– примарная зона (высота речевого звука, на которой удобно говорить);

– нерабочий диапазон, включающий низкие и высокие ноты, которые вокалист берёт на распевках, но не использует во время пения произведений.

У каждого голоса есть своя примарная зона. Это середина диапазона, высота, на которой исполнителю удобно говорить и петь. С неё и нужно начинать различные распевания, чтобы расширить диапазон голоса. У сопрано она начинается с ми и фа первой октавы, у меццо – с си малой и до большой. Именно с примарной зоны можно начинать распевание вверх и вниз, чтобы расширить диапазон голоса.

Рабочий диапазон – это участок голоса, на котором удобно петь вокальные произведения. Он значительно шире примарной зоны, и его можно постепенно изменить. Для этого нужно не только петь правильно, используя все необходимые резонаторы, но и регулярно делать специальные упражнения. С возрастом, при регулярных занятиях вокалом, он будет постепенно расширяться. Именно широкий рабочий диапазон больше всего ценится у вокалистов.

Общий нерабочий диапазон – это полный охват голосом нескольких октав. Обычно он достигается во время пения распевок и вокализов. Этот диапазон включает в себя рабочие и нерабочие ноты. Обычно крайние ноты этого большого диапазона в произведениях поют очень редко. Но чем шире будет нерабочий диапазон, тем более сложные произведения с большой тесситурой станут вам доступны.

Рабочий диапазон обычно недостаточно широкий у неопытных вокалистов. Он расширяется по мере пения при условии, если оно правильное. Связочное, горловое пение не поможет вам расширить рабочий диапазон вашего голоса, зато приведёт к профессиональным заболеваниям вокалистов. Поэтому расширить диапазон можно только при условии, если вы поёте правильно.

Упражнения: Как расширить диапазон вашего голоса

Для этого перед пением нужно делать несколько простых упражнений.

  1. Найдите примарные ноты на фортепиано и начните петь простую распевку в диапазоне квинты вверх.Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания. Обратите внимание, как стал звучать голос на каждом участке верхнего диапазона. После каких нот изменилось его окраска и тембр? Это и есть ваши переходные ноты. Достигнув самых верхних нот, постепенно начинайте опускаться вниз. Отметьте, когда голос полностью перешёл на грудное звучание и насколько широк этот диапазон. Можете ли вы свободно в этой тесситуре напеть мелодию? Если да, то это и есть самый низкий участок вашего рабочего диапазона.
  2. После этого упражнения выберите распевку в диапазоне октавы и пойте её вверх на гласных звуках. Например, на слоги «да», «ю», «лю» и многие другие. Эта распевка значительно расширит ваш диапазон в верхних нотах, и вы сможете постепенно петь произведения с широким диапазоном. Многие преподаватели вокала имеют большой арсенал упражнений, которые помогут вам расширить диапазон голоса любого типа, от контральто до высокого лирико-колоратурного сопрано.
  3. Выберите для пения произведение с широким диапазоном и большими скачками.Пусть даже это будет просто фрагмент сложной песни, но зато он поможет вам расширить свой рабочий диапазон. Таким произведением может стать песня «No Me Ames» из репертуара Дженнифер Лопес или «Аве Мария» Каччини. Начинать её нужно в удобной для вас тесситуре, близкой к примарному звучанию голоса. Эти произведения можно использовать для того, чтобы почувствовать, как расширить диапазон голоса на практике.
  4. Вот ещё одна рекомендация, как расширить диапазон голоса.Нужно постараться петь в одной манере делая скачки на сексту вверх и вниз. Поначалу делать это будет трудно, но потом вы сможете управлять своим голосом на любом участке. Диапазон его значительно расширится, и вы сможете петь красиво и ярко любые сложные произведения.
    Успехов!

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни