Вокальные упражнения при развитии вокально хоровых навыков



Методическая разработка «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников»

ЮРЬЕВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Методическая разработка «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников»

Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма., обогащает эмоциональную сферу ребенка. Необходимо с младшего возраста прививать детям любовь к пению и закладывать элементарные певческие навыки. Приобретение вокальных, хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений Упражнения для дошкольников должны быть предельно просты ритмически и мелодически, иметь игровой характер.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а голос звучал естественно, нужно принять правильное положение. Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены. Игровые упражнения -установки :

1. Упражнение «Спинка- тростинка»

Мы проверим спинку,

2. Упражнение «Сидит дед»

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыки прививаются в процессе игр:

1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

2. «Не погаси свечу».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.

3. Надуваем шарик!»«

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Целый день учил стишок.

Наклоны головы вперед-назад:

А запомнил он строку

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе:»Ку-ка-ре-ку!»

Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами.

Ночь чернее ваксы….

Месяц встал над бором,

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

Месяц лезет выше,

Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается

РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ

. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.

1. Попевка «Скок- поскок»

Скок, скок, поскок,

По водичку пошел,

(Низходящая поступенная мелодия, игрушкой птички — дрозда, образно можно показать движение вниз)

2. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)

(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)

Читайте также:  Домашняя работа упражнение 110

3. Сказка «Лесенка»

В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1). На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»

(дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.)

4. Игры- повторялочки

Педагог пропевает фразу – дети в точности стараются повторить музыкально.

Педагог играет небольшой мотив, дети на слог «Ле» стараются повторить.

Для закрепления навыков интонирования нужно систематически пропевать выученные песни а капелла.

ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку.

Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз

Вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

4. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас, другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может

поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

Четкая дикция- непременное условие вокального исполнения. Прежде всего дети должны понимать смысловое содержание песни и стремиться четко и понятно произносить все слова. Непонятные слова нужно разъяснить и выучить.

Большое значение в развитии дикции и артикуляции имеют вокально-артикуляционные упражнения.

Артикуляционное упражнение – игра на основе 10 упражнений работы В. В. Емельянова

«Фонопедический метод развития голоса»

Влево-вправо (протыкаем языком щеку слева и щеку справа,

Раз-два (опять слева) (опять справа).

Вверх-вниз (протыкаем языком верхнюю губу и нижнюю)

Язычок не ленись!

Губки просыпайтесь, (вибрируем губами)

Ротик открывайся! (очень широко открываем рот!

Язычок покажись (кусаем кончик своего языка,

И зубов не страшись! (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом

покусывая всю поверхность языка!

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы. (кусаем нижнюю губу).

И не унимаются. (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы) То сильно обижаются. (выворачиваем нижнюю губу, обиженное выражение). То весело хохочут,

То снова обижаются!

Зубам надоело кусать —(жуем язык боковыми зубами).

Стали язык жевать

Язычок- не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, (проводим языком между верхней губой и зубами).

Хорошенечко умойтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами)

А вместе с нами улыбайтесь! (улыбаемся)

Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

Читайте также:  Делать одно упражнение за одну тренировку по пауэрлифтингу

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Статические артикуляционные упражнения :

Должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» — широко открыть рот;

2. «Улыбка» — широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» — губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

Динамические артикуляционные упражнения : В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

1. Упражнение «Ручеек»

Быстрое движение вправо-влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка

2. Упражнение «Улыбка- трубочка»

— На «раз» — губы в улыбке, на «два» — губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный» : улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» — грустный.

Педагог может задавать ритм для смены позы, играя на деревянных ложках или кастаньетах.

Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. В скороговорках используем следующие игровые приемы

1. Говорим скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и Медведь,

Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.)

2. Проговаривание текста тихо и громко, увеличивая и уменьшая громкость.

3. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» — высоко, то «находясь глубоко под землей» — низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» — повышаем высоту звука.

.М. Картушина. сл. С. Маршака

Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щетку.

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока»

У кого после окончания пения окажется щетка. Тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

Все вышеперечисленные вокальные навыки развиваются постепенно Работа над ними ведется одновременно.

автор — О. Ю. Херувимова

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.

Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. (Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко — низко, быстро — медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о»«у — о»). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза, застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза, пролетел жук (звук «ж» продолжительный, за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно, она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза)

Читайте также:  Гитара это просто упражнения

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри.

Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является.

Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ.

Конспект ООД по развитию вокально-певческих навыков детей в средней группе «Песенка на лесенке» П Р О Г Р А М М Н Ы Е З А Д А Ч И Цель: Развитие вокально-певческих навыков и коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

Консультация для родителей «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у дошкольников» На сегодняшний день большое внимание на музыкальных занатиях уделяется обучению детей правильному пению. Такая методика обучения позволяет.

Методическая разработка «Игры-упражнения для развития певческих навыков у дошкольников» 1ИГРЫ — УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Методическая разработка Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности.

Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников» Использование игр для развития внимания дошкольниковВопрос развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей,.

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников» Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать.

Опыт работы «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №52 «Лебедушка» г. Брянска Организация образовательной деятельности по развитию.

Развитие вокально-хоровых способностей у детей младшего дошкольного возраста РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Музыкальный руководитель: Пштыка Ирина Петровна Наиболее.

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста ___ Слайд№1 Слайд№2 “Музыкальное.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни