Вокальные упражнения при ринолалии начинаются с пения



Вокальные упражнения при ринолалии начинаются с пения

Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука. Методика проведения вокальных упражнений и их последовательность при ринолалии имеют ряд особенностей.

На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вначале звуков а и э, через 2—3 урока прибавляется о, еще через неделю и и последним у. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняют слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

При практической неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения а или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. Расслабление нёба, уменьшение амплитуды его подъема являются показателями для дозировки тренировок. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5— 4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.

Источник

Альманах педагога

Автор: Харламова Елена Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: Сосновоборск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Коррекция речи при ринолалии по методике Ермаковой»
Раздел: начальное образование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №5» города Сосновоборска Красноярского края
Коррекция речи

Подготовила Харламова Елена Федоровна,

Учитель-логопед
0
Здоровый ребенок — счастливый ребенок. Конечная цель обучения и воспитания — успешная социализация ученика в жизни. Сложность медико-педагогической реабилитации детей с врожденными дефектами анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия) обусловлена участием в их лечении различных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, офтальмолога, психоневролога, генетика, логопеда. Поскольку у таких детей проявляются и вторичные нарушения,- низкая речевая мотивация, отказ от совместных игр со сверстниками, невротические расстройства и т.д., то необходимо сопровождение психолога. Учителю- логопеду необходимо приложить немало усилий, чтобы и обследование и сам коррекционный процесс проходил в комфортной и успешной, для ребенка, обстановке с учетом как специфических, так и психологических и индивидуальных особенностей обучаемого. Предлагаю в помощь учителям-логопедам, работающим, по методике Ермаковой И.И., примерную схему обследования и описания анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата, самого врожденного дефекта, а также примерное перспективное планирование в виде таблиц по этапам. При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и, обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонатора. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. В зависимости от характера нарушения функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии. Органическая ринолалия бывает врожденной и приобретенной, открытой и закрытой. Открытая органическая (врожденная) ринолалия возникает в результате расщепления мягкого и твердого неба и при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого неба. Функциональная открытая ринолалия возникает при вялой артикуляции мягкого неба (нарушается произношение только гласных звуков . Закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую. 1
Закрытая функциональная ринолалия встречается часто: речь при нормальной проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Тембр носовых и гласных звуков нарушен сильнее, чем при органической вследствие того, что мягкое небо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей. Передняя закрытая ринолалия возникает в результате хронической гипертрофии слизистой носа, полипов, искривления перегородки носа, опухоли в носовой полости. Задняя закрытая ринолалия возникает в результате аденоидных разрастаний, иногда носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.
Обследование
включает в себя описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта. А) Осмотр артикуляционного аппарата классифицирует вид расщелины: сквозные- нарушается небо и еще целостность альвеолярного отростка, односторонние и двусторонние. Обычно именно они сопровождаются расщелинами губы, которая продвинута вперед и может занимать даже горизонтальное положение. Изолированные расщелины — небо пополам разделено. Они могут захватывать только маленький язычок, часть или все мягкое небо и даже доходить до альвеолярного отростка. Разновидность изолированных расщелин – подслизистые субмукозные щели. Выяснить, время проведения пластической операции губы и неба. Расщелина верхней губы — отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки. Твердое небо — (до операции)- отмечают размер дефекта, подвижность сегментов мягкого неба; после операции — описывают форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески. Оценить плотность небно- глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации. Мягкое небо — при полной неподвижности мягкого неба необходимо вызвать глоточный рефлекс, который может быть сохранен, понижен, повышен. 2
Примечание.1.В норме, в состоянии покоя маленький язычок отстает от задней стенки глотки на 0,1-7 мм и свисает от плоскостей жевательных поверхностей верхних зубов на 0,9+_0,3мм. Расстояние от края маленького язычка до задней стенки глотки измеряется линейкой; высоту расположения язычка — на глаз. Подвижность небной занавески легко наблюдать при плавном протяжном произнесении гласного звука «А», когда рот ребенка широко открыт. Описать особенности позиции языка в полости рта, состоянии корня и кончика. Отметить его излишнюю напряженность и вялость, ограничение подвижности. Для этого кладут широкий язык на нижнюю губу, вытягивают его «жалом», поднимают, опускают, облизывают губы и т.д. по подражанию, по инструкции логопеда перед зеркалом и без него. Примечание! Истонченный вялый язык лежит на середине полости рта и не принимает участия в звукообразовании. Если язык массивный, гипертрофированный, то корень языка прикрывает вход в глотку. Изменение зубного ряда фиксируют лишь в случае их влияния на речь, а изменение прикуса помечают обязательно. При наличии ортодонтического аппарата необходимо записать цель их наложения, вид, плотность фиксации и решить, не помешает ли он артикуляционным упражнениям и звукопроизношению. Особенности небных дужек, открывания полости рта отмечаются только при наличии каких-нибудь отклонений. Воздушная струя — отмечается ее направленность. Для этого ребенку предлагают плюнуть, подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком. Все это выполняется с открытыми и закрытыми крыльями носа. Характеристика дыхания. Отмечается звучание голоса: глухой, сдавленный, непонятный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком. Голос характеризуется от рождения до 14 лет. Уровень речевого развития. Выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, грамматический строй, фонематический слух. 3
Звукопроизношение: по подражанию, самостоятельное произношение изолированных звуков, слов, предложений, самостоятельное чтение. Дошкольникам предлагают картинки, по сюжетным картинкам проводится беседа. Примечание! Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации. Установив дефектный звук, в карте необходимо пометить, в каком виде речевой деятельности он страдает и характер нарушения: искажение, замена, отсутствие, беззвучное произнесение, сопутствующее смыкание. При искажении звука точно указывается дефект артикуляции, например,боковой свистящий сигматизм; глоточный или фарингеальный; шипящий и свистящий сигматизм; оглушение взрывных фонем; призубное произнесение губно-зубных звуков п, п, б, б. Общее впечатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, смазанная, с носовым оттенком (таблица Н.Б.Покровского). В практике принято носовой оттенок голоса при открытой ринофонии подразделять на выраженный и слабовыраженный. Фонематический слух. Задания, например, повтори за логопедом (лицо закрыто экраном) изолированно звуки, слоги, слова, отличающиеся только одной фонемой: М,м,н,м; Та, та, та,да, та; Лес- лес- лес-лещ-лес. Если ребенок заменяет целые группы звуков одним, то вместо повторения слов, ему лучше подбирать предметные картинки, соответствующие значениям слов. Звуко- буквенный анализ. Задания: назови порядок звуков в словах; работа с разрезной азбукой; отбор картинок на заданный звук и букву и т.д. Примечание! При подборе слов с определенной фонемой или при нахождении буквы в слове, вначале анализируют слова, в которых искомая фонема стоит на первом, затем последнем месте, а только потом в середине слова. Слова должны быть только с твердыми вариантами согласных звуков. При замене целых групп звуков на какой-либо один, например, при глоточном, шипящем и свистящем сигматизме, грамотные дети могут подбирать карточку с 4
написанным слогом, словом. Это позволяет проверить восприятие каждого согласного звука из этих групп. Восприятие собственного произношения. Отмечается тот факт, как ребенок дифференцирует свои недостатки на слух или знает о них от окружающих. Изменение эмоционально-волевой сферы. Отмечается, как ребенок вступает в контакт; отношение к ребенку в семье; отношение к ребенку сверстников.
Этапы коррекционной работы.

Читайте также:  Какие упражнения можно делать для позвоночника с грыжами

1этап.
Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора или операции- уранопластики.
2 этап.
Активизация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезиям.
3 этап.
Устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.
4 этап.
Полная автоматизация новых навыков. Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю, около 30 минут. Занятия дома – 10-15 минут в один прием по несколько раз в день. При ринолалии все звуки ставятся заново. Тема занятия при постановке звуков не сообщается, чтобы не вызвать неправильные кинестезии.
Особенности постановки звуков при ринолалии.
П,П- может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами. Т,Т- Д,Д- расщелина альвеолярного отростка и нарушение зубного ряда. К,К,Г,Г- выраженное укороченное небо и свищи на границе твердого и мягкого неба. К- отсутствует или заменяется глоточным паразвуком. Р,Р- утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к разрежению давления. Межзубное «с»- ритмичное смыкание и размыкание резцов, закусывающих язык.
Структура занятия на 1-2 этапе
1.Разработка доступного небно- глоточного смыкания. 5
2.Овладение направленной воздушной струей. 3.Произнесение гласных без носового оттенка. 4. Постановка костно-абдоминального дыхания. 5.Развитие фонематического слуха. 6.Развитие грамматического строя речи.
Структура занятия на 3 этапе
1.Дыхательная гимнастика. 2.Вокальные упражнения: на основе гласных звуков. Схема средних диапазонов детских голосов: 3 – 4 года – ми – соль; 5 – 6 лет — ми – си;7 – 10 лет – ре – ре;10 – 14 — ми – ре. 3.Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с фонопедическими упражнениями,- гласные; «мычание»; 1- слитное произнесение открытых слогов со звуком «м» с опорой на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы – 6-8 раз в день после трехкратного произнесения «м». 2- Звук «л» — на носовых звуках (недолго); 3- Попарное произнесение слогов. 4- Последовательность введения звуков – м, н, й, л, р, в, з, ж. 5- Повторение равноударных слогов и слов с перемещением ударения. Например, мамомумэмы; мама – мама – мамама; 6- Громкое плавное произнесение слогового ряда. 7- Спонтанная речь.
Структура занятия на 3 – 4 этапе.
1.Фонопедические упражнения.- вокальные упражнения. Распевание терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». 2.Упражнения по активизации мускулатуры шеи, мышц гортани. 3.Устранение дислалии. 4.Развитие фонематического слуха. 5.Введение звука в связную речь. 6

Читайте также:  Индивидуальный комплекс физических упражнений презентация

1 Этап.
Основная цель дооперационных занятий: не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи; подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции; по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки. Цели и задачи 1 этапа: создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик; активизировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох и выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи. У п р а ж н е н и я д л я подвижности сегментов неба, для усиления небно-глоточного смыкания . 1. Дутье, покашливание, жевание. 2.Упражнения с гласными «А, Э» с первого занятия: -повторение за логопедом поочередно двух-трех кратного ААА, ЭЭЭ; 3.Через 4-5 занятий слитное и немного растянутое произнесение ААЭЭ-ЭЭАА по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. 4. Имитация глоточного рефлекса и позевывание по подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день; 5. Гласные О, И, У, Ы. Восстановление голоса, 4 этапа (по Таптаповой С.Л.) 1- рациональная психотерапия; 2- коррекция физиологического и фонационного дыхания; 3- тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями; 4- автоматизация правильной фонации. Артикуляционные упражнения и массаж. Высунуть язык – убрать – поднять- опустить, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком»- напрягать «жалом». Дотянуться языком до носа, до подбородка. 7
Облизать губы, каждую в отдельности. Поглаживание щеки изнутри. Покусывание, вылизывание тарелок, выпуклых поверхностей ложки, почесать кончик языка о верхние зубы, пересчитать зубы, поглаживание щеки, надавливание с силой на внутреннюю сторону, тщательно обводят по кругу преддверие полости рта, катают круглую конфетку, прижимая ее языком к альвеолам. А) При рубцевой деформации верхней губы: нужно развивать ее подвижность, поднять и опустить верхнюю губу, закусить нижнюю губу, затем под счет поднять и опустить верхнюю 5-6 раз подряд перед зеркалом; б) вялые губы, не смыкаются:удержать кусочек сахара под счет, втягивание обеих губ в рот. В ) при западении верхней губы: закладывают под нее продолговатый валик. Дыхание. 1.Направленное дутье. 2.Глоточный выдох («поплевывание» при открытом рте – 6-8 раз три-четыре раза в день. 3.Дутье на полоски бумаги, пух, упражнения с ватой. 4.Лежа:-вдох через нос «полный живот», выдох через рот – 3 раза в день –по 3 раза… до 15-раз. 5.Дыхание полулежа, сидя, стоя, на ходу. 6.Комплекс физических и дыхательных упражнений для детей. Постановка гласных и вокальные упражнения. Вокальные упражнения – 1 этап. Протяжное произнесение А-А-А; Э-Э-Э на мягком выдохе в грудном регистре-3-5раз в день один месяц. 2.Включаем звуки О, И, У, Ы. Протяжное произнесение: 8
АЭ ЭА ОА АОА ЭАЭ ОАЭ АЭА ЭАО ОАО АО ЭО ОЭ АУ ЭУ ОУ АУА ЭАУ ОАУ Со звуков У, И, Ы никогда не начинать Подача голоса: (высота голоса),-«медведь»-низкий, «белочка»- высокий, «лиса»- средний. Воспитание фонематического слуха. 1. Выделять звуки из ряда изолированных. 2. Определить наличие изучаемого звука в слове. 3.Определить место звука в слове. 4.Определить правильность произношения изучаемого звука в словах. 5. Письменные виды упражнений. Упражнения по развитию фонематического слуха проводятся в течение 7-10 минут, берется не более 3- 4 аналогичных слов. Постановка звука. К началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия по постановка диафрагмально- реберного дыхания.
2 Этап.

После наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20 сутки после операции. Основная цель : обеспечить полноценное небно-глоточное смыкание. Основная задача: растормаживание сформированной небной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта с обтуратором. Выработка небно- глоточного смыкания. Вокальные и артикуляционные упражнения: 1-проговаривание гласных А, Э поочередно голосом средней громкости не раньше, чем через 1,5 часа после еды с интервалом между занятиями не менее 9
30 минут. Дети 6-7 лет повторяют А,Э по 2раза 5-6 раз в день в течение 2дней;6-8 раз в день в течение 3 дней; по 3 раза 6-8 раз в течение 5 дней; по 3 раза 8- 10 раз-1 месяц; 6-8 раз в день –10 дней; 3 раза в течение 4 месяцев в один прием. С 3-4 занятия пение попарно АЭ-ЭА вокальные упражнения. Сухое поглатывание 6-8 месяцев. Проглатывание слюны по 2-3 раза подряд 5-6 раз в день. Глоточный рефлекс. Позевывание. Полоскание горла-5-6 раз в день несколько месяцев. Жевание. Поплевывание. Дутье на ватку. Постановка костно- абдоминального дыхания. Смотреть 1 этап Постановка гласных на мягком выдохе В грудном регистре: сначала изолированно, затем в сочетании по 2-3 звука АЭ АО АОА АОЭ ЭОЭ ЭОА ОАО ОАЭ АЭА АЭО ЭА ЭО ОП ОЭ Растянуто и слитно. ЭАЭ ЭАО ОЭА ОЭО
3

Читайте также:  Боль при вдохе упражнения

Этап
Основная цель : Введение новых навыков в речь, т.е.неназализованное произнесение гласных вводится в дидактический речевой материал; исправление дислалии; уменьшение носового оттенка; постановка речевого голоса. Исправление звукопроизношения. Артикуляционные упражнения для усиления небно- глоточного смыкания теряют на 3 этапе свое первостепенное значение. При подвижной небной занавеске от них вообще можно отказаться. 10
1.Проговаривание слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции – между гласными. 2.Проговаривание сочетания «согласный – гласный». 3.Соноры Л,Л и фрикативные В,В,Ф,Ф. 4.Отработка произнесения с уменьшением силы голоса на 1 гласном звуке и увеличением на втором. 5.Аналогичная работа со всеми согласными. 6.Беззвучное проговаривание первой гласной фонемы. 7.Повторение открытых слогов. 8.Проговаривание коротких фраз Развитие фонематического слуха. Анализ артикуляции и новых ощущений при правильном произнесении фонемы. Фонопедические упражнения для 3-4 этапов. Вокальные упражнения. 1.Распевание терций или трезвучий на гласные или «мычание». 2.Пение коротких музыкальных фраз и песенок не менее 15 минут за занятие.
4

Этап
Основная цель: полная автоматизация новых навыков,- введение в спонтанную речь новых звуков и снятие остаточной ринофонии вокальными упражнениями. Автоматизация звуков. От 3-5 лет. Младшие школьники: Школьники старшего возраста: Игры-лото. Отгадывание загадок . Добавление слов в предложения. Сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. Стихи, скороговорки, пословицы. Психологический аспект. Игры в вопросо-ответной форме. Беседы на заданную тему. Список слов, употребяемых в быту. Стихи, сказки, рассказы. Включают материалы школьной программы. Обсуждение произведений литературы и искусства. 11
Беседы на заданную и отвлеченную тему. Фонопедические упражнения. -дутье в губную гармошку; «мычание»; -произнесение пар слов (короткие — длинные); -отработка силы и высоты голоса; -долгое произнесение сочетаний со звуком «м»; -отработка сочетаний 2,3,4, 5 и т. д. гласных; -произнесение слов на прямом ударном слоге (Мука, Маша); -фразовая речь; — чтение текстов. Конспект занятия. Тема: Гласные звуки. Цель: формирование артикулем гласных звуков, развитие двигательной активности неба; вызывание глоточного рефлекса, растормаживание неба и растягивание рубцов, постановка костно-абдоминального дыхания. воспитание речевой мотивации, саморегуляции, контроля за выполнением упражнений. I. Артикуляционные упражнения. Цель: развитие двигательной активности неба; вызывание глоточного рефлекса. А) Проговаривание гласных А, Э поочередно, голосом средней громкости не раньше, чем через 1,5 часа после еды с интервалом не менее 30 минут. Б) Пение попарно: АЭ- ЭА; сидя, при этом одна рука – на шею, второй раз- рука на грудь, третий раз- рука за спиной, четвертый раз, сидя, с отхлопыванием ритмического рисунка. II. Вокальные упражнения. Цель: растормаживание неба и растягивание рубцов. А) Сухое поглатывание – 5-6 месяцев, 2-3 раза подряд. Б) Пение гласных А, Э, О – терция , 5-6 раз в день. В) Позевывание, полоскание горла (5-6 раз в день несколько месяцев). III. Массаж и активная жевательная гимнастика. 12
Гимнастика для жевательных мышц при рубцах в области небных дужек. 1. Открыть рот и закрыть. 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед. 3. Открыть рот и закрыть. 4. Надуть щеки и расслабить. 5. Открыть рот и закрыть. 6. Движение нижней челюсти вбок. 7. Открыть рот и закрыть. 8. Втянуть щеки и расслабить. 9. Открыть рот и закрыть. 10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот. 11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот – голову прямо. Весь комплекс повторять 3-4 раза в день перед зеркалом. Каждое упражнение повторять 5-6 раз. IV .Отработка дыхания. Цель: постановка костно-абдоминального дыхания. Упражнения на вдох и выдох. Произнесение гласных на мягком выдохе в грудном регистре: сначала изолированно, затем в сочетании по 2-3 звука (первое время все упражнения состоят только из звуков — А, Э, О.) АЭ АО ЭА ЭО ОА ОЭ АЭА АЭО АОА АОЭ ЭАЭ ЭАО ЭОЭ ЭОА ОАО ОАЭ ОЭА ОЭО Все звуки произносить растянуто и слитно. V. Итог занятия. 13
Литература в теме: 1.Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. Москва. Просвещение. 1984. 2. Вансовская Л.И. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики. 1983. 3.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. Москва. Просвещение. 1983. 4.Нарушения речи и голоса у детей. Под редакцией Ляпидевского С.С. Москва. Просвещение. 1995. 5. Правдина О.В. Логопедия. Москва. 1969. 6. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. Таптапова С.Л.Москва. Просвещение. 1984. 7.Медико-педагогическая реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Водолацкий М.П., Бабанина Б.Г., Водолацкий В.М., Соломатина Г.Н. Научно-методисеский журнал «Логопед», №2, 2006. 14

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни