Волейбол упражнения на защиту

Упражнения для тренировки игры в защите

Подготовительные упражнения

Упражнение первое. Игроки располагаются в парах близко и лицом друг к другу. Взявшись за руки, они медленно опускаются, в положении приседа оба игрока откидываются назад, после чего отпускают руки и имитируют прием мяча сверху с падением — перекатом на спину. Следить, чтобы перед выполнением приема игроки почти сидели на пятке ноги.

Упражнение второе. Игроки по одному выполняют (на месте) падение с перекатом на бедро: сначала вправо, затем влево. Упражнение проводится без мяча и выполняется для устранения отдельных недостатков техники этого способа.

Упражнение третье. Игроки стоят в две шеренги на задней линии лицом к сетке. Игроки первого ряда принимают положение упора, ноги назад. Задние игроки берут передних за голеностопные суставы, поднимают их ноги. По сигналу тренера игроки перемещаются до противоположной линии (игроки переднего ряда перемещаются на руках). Затем занимающиеся меняются ролями.

Упражнение четвертое. Задача — усвоить правильную последовательность приземления отдельных частей тела при падении на грудь. Игроки располагаются так же, как в предыдущем упражнении, но игроки переднего ряда медленно опускаются на площадку сначала грудью, затем на живот. Выполнять упражнение им помогают игроки второго ряда. Надо указать игрокам на необходимость небольшого прогиба в пояснице при этом способе падения.

Упражнение пятое. Игроки по одному имитируют без мяча прием мяча с падением на грудь на мате или на мягкой земле (на траве, на песке). Следить за правильностью выполнения приема, предлагая очередному игроку указывать ошибки игрока, выполняющего прием. Обсуждать правильность замечаний.

Упражнение шестое. Игрокам, стоящим в колонне по одному, дается задание произвести падение на грудь без мяча с определенного места (место толчка определяется линией). После падения игроки не должны касаться грудью начерченной на земле второй линии. Линия, определяющая место толчка, постепенно переносится дальше от линии, ограничивающей приземление. Задача упражнения — научиться ограничивать скольжение при этом способе падения.

Упражнение седьмое. Игроки движутся в колонне по одному. В руках у тренера мяч. Когда он подбрасывает мяч вверх — игроки выполняют падение с перекатом на бедро вправо; когда мяч вертикально опускается на землю — падение с перекатом на бедро влево; когда тренер бросает мяч впереди себя — падение на грудь. Темп выполнения приемов зависит от подготовки игроков. Для хорошо подготовленных игроков перерыв между приемами минимальный — это повышает эмоциональность упражнения.

Источник

Специальные упражнения для тренировки игры в защите

Упражнение восьмое. Каждому игроку дается один мяч. Расположение игроков произвольное. Они делают над собой нижние передачи двумя руками. (При выполнении всех нижних передач требовать выполнения приема только твердой частью кисти или предплечьем.)

Сначала высота передачи не менее 3 м от земли. Затем они выполняют передачи с правой руки на левую и обратно способом нижней передачи одной рукой.

Упражнение девятое. Игроки стоят в парах лицом друг к другу на расстоянии 1 м и выполняют нижние передачи одной и двумя руками. (Обязательно требовать, чтобы мяч направлялся с достаточно высокой траекторией и ни в коем случае не параллельно земле — это вредный навык). Затем расстояние между игроками увеличивается до 2, 3, 4, 5 м.

Упражнение десятое. Игроки располагаются в колонне по одному в зоне 4. Тренер находится правее игроков (на расстоянии 2—3 м) и бросает мячи в сетку. Игроки принимают мячи сначала вторым, затем третьим ударом. Если это возможно, они принимают мяч снизу двумя руками, во всех других случаях мяч должен приниматься снизу рукой, ближайшей к сетке (левой).

Не следует поощрять приемы мячей сверху. Мячи рекомендуется бросать в различные участки сетки. Обращать внимание на правильный выбор исходного для приема места (близко к сетке) и на выполнение удара — ударное движение для удара делать только после того, как мяч отскочит от сетки (не торопиться!). На другой стороне площадки организуется такое же упражнение; роль тренера поручить опытному игроку. Затем игроки такое же упражнение выполняют в зоне 2, где при приеме мячей одной рукой должны использовать уже правую руку.

Читайте также:  Как усложнить упражнения на растяжку

В этих упражнениях тренер каждому игроку дает сначала принимать один мяч. Когда игроки освоят этот прием — им направляются с интервалами подряд два-три мяча.

Упражнение одиннадцатое. Эстафета с заданием — передача мяча снизу и приемом его от сетки. Игроки делятся на две группы и выстраиваются в колонну по одному за задней линией. Первые игроки держат в руках по мячу. По сигналу тренера они перемещаются к сетке, выполняя нижние передачи двумя руками перед собой. Дойдя! до сетки, игроки бросают в нее мяч и должны принять его двумя руками снизу, после чего бросают мяч вторым игрокам и т. д. Победившей считается команда, последний игрок которой принял первым мяч от сетки. Затем в эстафету вводится новее задание — все приемы выполняются правой рукой снизу, затем — левой рукой.

Упражнение двенадцатое. Игроки располагаются в колонне по одному в зоне 1. Тренер находится в зоне 4 и бросает далеко мяч в сторону так, чтобы игрокам приходилось бы стремительно и на большие расстояния перемещаться для приема мяча. Сначала игроки выполняют второй удар и должны мяч поднять высоко в воздух на: своей стороне, приблизив его к сетке. Затем они должны перебивать мяч на другую сторону (третий удар). Большинство мячей надо бросать за заднюю линию; если игроку придется принимать мяч одной рукой снизу, он должен это сделать рукой, дальней от сетки (левой). На другой стороне подобное же упражнение выполняется под; руководством опытного игрока.

В упражнение вводится новое задание — игроки размещаются в зоне 5, тренер — в зоне 2. Игроки должны! при приеме одной рукой снизу использовать правую руку.

Упражнение тринадцатое. Тренер располагается в зоне 2, игроки в зоне 5. Тренер производит удар на первого игрока, который, используя любой защитный прием в зависимости от направления удара, должен послать мяч «сразу» на удар тренеру (на номер 2). Следующий удар тренер делает на второго игрока и т. д. Затем на каждого игрока делается по нескольку ударов подряд, причем особо важно повторить удар на игрока, принявшего мяч в падении, чтобы приучить игрока быстро включаться после падения в игру. Такое же упражнение проводится и на другой стороне. Это упражнение рекомендуется применять вместо обычного «кружка»— тренер в центре, кругом игроки (при «кружке» нет основного игрового ориентира — сетки и границ площадки).

Упражнение четырнадцатое выполняется подобно предыдущему, но игроки размещаются в зоне 1, а тренер в зоне 4. Задания те же.

Упражнение пятнадцатое. Тренер стоит на подставке в зоне 4. Игроки располагаются в зонах 7, 6, 5 и 4, Тренер производит удары черев сетку в разной последовательности на разных игроков. Они должны принять мяч и направить его в зону 2 «сразу» на удар, где располагается игрок, помогающий тренеру. Свободные игроки и игрок зоны 2 подают мячи тренеру. Игроков, выполняющих упражнения, надо размещать в той расстановке, в какой они играют в данной команде (чтобы они совершенствовали согласованность действий при игре в защите). Рекомендуется применять обманные удары так, чтобы игрокам приходилось принимать мяч с различными видами падений. При приеме сверху игроки все мячи должны принимать мягко, на пальцы. На другой площадке тоже надо организовать такое же упражнение.

Упражнение шестнадцатое выполняется так же, как предыдущее, но тренер производит удары из зоны 2, а игроки размешаются в зонах 1,6, 5 и 4.

Читайте также:  Большее повторение при силовых упражнениях

Упражнение семнадцатое. Теннисбол. Игра один на один. Каждый игрок имеет право на три удара. Однако правила игры несколько упрощаются: 1) мяч, переходящий от противника, игрок может принимать и с воздуха и от земли; 2) после каждого своего удара игрок также имеет право принять его и с воздуха и от земли.

Игра проводится из одной партии до 15 очков. Задача упражнения: улучшить способность к перемещению игроков, тренировать все приемы игры, кроме блокирования, в зависимости от тех заданий, которые предлагает тренер (удары на своей стороне, кроме завершающих, делать только способом снизу, перебивать на другую сторону только левой рукой и т. д.). Теннисбол проводят двое на двое или трое на трое. Полезно такие игры проводить в виде соревнования по олимпийской или круговой системе; такой способ тренировки с успехом используется в сборных командах страны. Недостаток этого упражнения — малое количество игроков, принимающих непосредственное участие в игре. Поэтому его применяют большей частью летом, когда в распоряжении коллектива имеется несколько площадок.

Упражнение восемнадцатое. Игра проводится по обычным правилам, количество участников — четыре на четыре, обманные удары запретить (при хорошей подготовленности игроков можно играть и без этого исключения). Участвовать в нападающем ударе разрешать и игрокам задней линии; это развивает правильное тактическое мышление у передающих игроков и нападающих.

Упражнение девятнадцатое. Игра с участием полных составов команд (6X6). Вводится ограничение: удар можно производить только за трехметровой линией игрокам задней линии. Игра проводится без блокирования.

Вводится следующее видоизменение игры: на каждой площадке на расстоянии 2—2,5 м от средней линии проводится линия параллельно сетке. Удары можно проводить только с этой линии. Такие задания способствуют повышению защитной игры и овладению техникой ударов с далеких передач.

Упражнение двадцатое. В упражнения, связанные с тренировкой нападающего удара и блокирования, ввести защитников, они смогут получить большую пользу и для себя.

Источник

Тренировка приемов игры волейболистов в защите

У любителей волейбола свежа в памяти виртуозная игра в защите заслуженного мастера спорта С. Нефедова. Правда, ныне кое-кто из тренеров и игроков считает малоэффективными способы игры, применявшиеся в прошлом такими защитниками, как Нефедов. Они предпочитают прием трудных мячей снизу двумя и одной руками, в то время как Нефедов и другие защитники успешно принимали такие мячи способом сверху. Порой они делали это 8 падении-перекате на спину или бедро-слину, удачно сочетая прием с точной передачей.

Но устарели ли прежние защитные приемы? Думается, что нет.

В современном волейболе значительно возросла сила нападающих ударов. Это правда. Но утверждение, будто большинство мячей стало невозможно принимать способом сверху, не имеет под собой почвы. Ведь и сейчас многие игроки прекрасно принимают таким способом мячи, летящие с большой скоростью. Не отвергая полностью приема мяча снизу одной или двумя руками (чаще всего это делается вынужденно), мы должны ориентировать наших волейболистов на такой прием, при котором мяч не отбивается куда лопало, а адресуется. Только в этом случае можно будет проводить острые контратаки и добиваться успеха. Короче говоря, надо всегда отдавать предпочтение верхним способам передач.

Для того, чтобы в самых трудных условиях хорошо принять и точно передать сильно летящий мяч, надо много и упорно тренироваться. Наша команда (сборная Белоруссии) так и делает. Во время занятий мы пользуемся различными упражнениями, помогающими шлифовать технику приема мяча и налаживать взаимодействие игроков при защитных действиях.

Прежде всего это упражнения в парах, где один из волейболистов выступает в роли тренера, другой—в роли обучающегося. Тренер направляет мяч в разных направлениях, меняя силу ударов в зависимости от поставленной задачи. Вот некоторые из этих упражнений.

1. Волейболист направляет мяч партнеру по низкой, почти горизонтальной траектории. Партнер, приняв мяч, возвращает его обычной передачей. Это упражнение разнообразится тем, что волейболист направляет мяч не прямо партнеру, а несколько вправо или влево от него.

Читайте также:  Как исправить позвоночник упражнениями

2. Несколько раз направив мяч партнеру обычной передачей, волейболист неожиданно переходит на скоростную передачу, а затем, также внезапно, на обманный удар.

3. Прежде чем направить мяч волейболист выполняет отвлекающие действия, затрудняя партнеру определение направления последующей передачи.

4. Мяч направляется партнеру ударами. Постепенно сила ударов увеличивается и доводится до максимума. По мере усиления ударов и увеличения темпа упражнения периоды тренинга уменьшаются, а интервалы отдыха повторяются чаще.

5. Обучающий ударом направляет мяч несколько в сторону от тренирующегося партнера, постепенно увеличивая это расстояние. Сила ударов при этом не увеличивается, а уменьшается.

6. С близкого расстояния (вначале с четырех, а затем с трех и двух метров) волейболист направляет мяч ударом средней силы на тренирующегося партнера, который должен возвращать мяч обычной точной передачей.

7. После серии сильных ударов волейболист направляет мяч обманным •ударом с расчетом, что он на этот раз пролетит далеко от партнера. Тот должен принять этот мяч в броске.

8. Стоя у сниженной сетки, нападающий без прыжка производит удары, направляя мяч на защитника. Это упражнение одновременно выполняют несколько пар игроков, располагаясь вдоль всей длины сетки.

Применяем мы и более сложные упражнения — с повышенной нагрузкой, приближенные к игровой обстановке. Это так называемые групповые упражнения, в которых, помимо совершенствования техники защитных приемов, отрабатывается взаимодействие игроков.

1. Упражнение проводится в форме игры через сетку. Два нападающих поочередно производят удары. Защитник, находясь в зоне 5 или 1, принимает мяч и старается направлять его игроку, стоящему у сетки. Последний, приняв мяч, обыкновенной верхней передачей посылает его через сетку на сторону атакующих игроков. На той же площадке, но с другой стороны, такое же задание выполняет вторая группа тренирующихся. Месторасположение нападающих и защитников необходимо менять. Можно несколько видоизменять это упражне-
ние, ставя перед обеими сторонами условие: и защищаться и атаковать (в зонах 5 и 1 располагаются защитники, а в зонах 4 и 2 по два игрока нападения).

2. Комбинированное упражнение, состоящее из приема подачи, атаки, перехода от нападения к защите. В зонах 6 и 5 располагаются игроки защиты, в зоне 3 — игрок, выполняющий вторую передачу. На другой стороне площадки в зоне 2 находятся два игрока — нападающий и передающий, а еще один игрок — на месте подачи. Упражнение проделывается следующим образом. Подача! Обороняющаяся сторона принимает мяч, разыгрывает его и нападающим ударом направляет в зону 1 на подающего игрока. Сразу же после этого атакующий игрок зоны 2 производит удар в направлении защитников зон 6 и 5. Один из них принимает мяч и передает его партнеру в зону 3. Игрок зоны 3 точной передачей возвращает мяч через сетку нападающему игроку зоны 2. Подающий игрок вновь •производит подачу и начинается новый цикл этого упражнения.

3. Еще более сложное упражнение — учебные игры с уменьшенным числом игроков. Тренирующимся даются различные задания. Проводятся, например, учебные игры без блокирования 5 : 5, 4:4, 3:3, 2:2, 5:4, 4:3, 3:2, а для-уменьшенных составов женских команд, играющих с мужскими,— 5 : 3 и 4:2.

Рекомендуется в первой партии производить удары с передач, направленных не ближе, чем на полтора-два метра от сетки, постепенно увеличивая силу ударов и чередуя сильные удары с тихими и обманными. На задней линии в большинстве игр следует ставить трех защитников.

Учебные игры с блокированием (одиночным и групповым) также следует проводить в уменьшенных составах. При близких к сетке передачах на удар следует закрывать блоком направление, куда наиболее сильно может быть послан мяч.

При далеких от сетки передачах нужно открывать зону сильнейшего в команде защитника. На задней линии рекомендуется применять систему как трех, так и двух защитников.

Так при помощи комплекса этих упражнений мы вырабатываем у игроков умение вести оборонительные действия в самых трудных условиях.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни