Классификация гимнастических упражнений. Классификация гимнастических упражнений
Название | Классификация гимнастических упражнений |
Дата | 16.04.2020 |
Размер | 165.5 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Классификация гимнастических упражнений.doc |
Тип | Реферат #117446 |
страница | 3 из 3 |
2.7.2 Групповая гимнастика «Евротим» В настоящее время происходит расширение форм физкультурно-спортивной активности, которые не требуют особых способностей и качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому и более доступных для широких масс населения. Такие формы нацелены на сочетание оздоровления и физического совершенствования с применением соревнований. Одним из таких молодых видов массового спорта стала «Групповая европейская гимнастика» или «Евротим». Ее появление явилось результатом поиска вида гимнастики массового характера, отличающегося относительной доступностью, разнообразием видов упражнения и командным характером их выполнения. Сочетание таких признаков в «Евротиме» и определило ее быстрое распространение и популярность, особенно в западноевропейских странах. Первый чемпионат по европейской гимнастике состоялся в мае 1996 г. в Финляндии, последующие проводятся раз в два года. Инициатором разработки и распространения этого вида гимнастики является Европейский гимнастический союз, под патронажем которого и осуществляется организационное управление групповой гимнастикой. Помимо приоритета Европейского гимнастического союза в определении названия данного вида гимнастики безусловно сыграло свою роль и содержание ее, предусматривающее групповые совместные действия участников в каждом виде упражнений. Это существенно отличает «групповую» гимнастику от традиционной снарядовой, акробатики и художественной гимнастики, где всегда (даже в массовых соревнованиях — и это очень плохо) в командный результат включаются только лучшие результаты. Таким образом, исходя из специфики групповой гимнастики, можно определить основные требования к подготовленности спортсменов и одновременно отметить те ее стороны, которые стимулируются в процессе занятий: Особенности организации и судейства соревнований по групповой гимнастике заключаются в том, что команды, представляющие спортивные клубы, могут включать от 6 до 12 участников, причем, состоять либо из мужчин, либо из женщин, или быть смешанными — включать по 50 % тех и других, но оцениваются они по одним и тем же правилам. К участию в соревнованиях допускаются спортсмены не моложе 14 лет. Судейство осуществляют: арбитр, четыре судьи и два помощника. Судейство проводится закрытым способом (представлением арбитру судейской записки с оценкой, выставляемой участнику, без показа ее зрителям) с последующим выведением средней окончательной оценки и ее обнародованием. Базовая оценка для судейства — 10 баллов, в которые входят: 1-й вид — групповая композиция вольных упражнений без предмета под инструментальную музыку. Упражнение должно быть динамичным, соответствовать ритму музыкального сопровождения, включать перемещения и перестроения при максимальном использовании прямоугольной площадки со сторонами 14 и 20 м. Основой композиции являются простые телодвижения, но включаются и обязательные элементы: равновесия, волны, повороты, вращения (не меньше, чем на 360°), акробатические прыжки. Эти элементы должны логично вписываться в целостную композицию. При этом трудность упражнений не ставится главной целью. Наибольшие требования предъявляются к согласованности работы всех участников композиции, как к единому ансамблю исполнителей. Командные действия должны быть точными, технически правильными, элементы, соединения и в целом вся композиция должны выполняться выразительно, артистично. Зрелищность данного вида упражнений усиливается красивой и оригинальной формой одежды участников и специальной атрибутикой. Упражнения выполняются в пределах 2—4 минут. 2-й вид — прыжки на акробатической дорожке (тоже под музыкальное сопровождение). Последовательно выполняются три серии акробатических прыжков, каждая из которых состоит из трех или более элементов и отличается характером вращений и поворотов и направлением их: вперед, назад, комбинированные. Все прыжки подразделяются по трудности и занесены в таблицу, ориентирующую участников и судей соревнований. 3-й вид — прыжки с мини-батута. Команда из 6 человек выполняет с разбега (до 15 м) три различных прыжка, отталкиваясь от сетки мини-батута. Один из прыжков должен быть одинаковым для всех участников команды, а два других — по выбору, но с последовательным увеличением сложности. Один из прыжков также должен быть опорным — т.е. с отталкиванием руками о промежуточную опору, в качестве которой используются гимнастические снаряды: конь, стол, плинт. При этом высота снаряда может варьировать в пределах 120—190 см. От акробатических прыжков на дорожке прыжки с мини-батута отличаются большей продолжительностью фазы полета, большей амплитудой безопорной фазы, своеобразными условиями отталкивания и более сложными структурами двигательных действий. В полете гимнасты выполняют различные по направлениям, плоскости и количеству вращения, которые должны закончиться четким приземлением. После выполнения прыжка гимнаст должен освободить место приземления максимально быстро, чтобы не помешать закончить упражнение следующему участнику (начинающему разбег в момент отталкивания от батута партнера по команде). 4-й вид — групповая композиция вольных упражнений с предметами. Все основные требования к данной композиции не отличаются от тех, что предъявляются к первому виду — упражнениям без предмета. Но есть и свои особенности, определяемые конструкцией используемого предмета и возможностями выполнения с ним определенных действий, которые могут быть весьма различны в упражнениях с мячами, обручами, скакалками, лентами, вымпелами и т.п. При этом каких-либо требований, определяющих жесткие стандартные параметры используемых предметов, нет, и каждый волен конструировать новые предметы или видоизменять традиционные, менять их размеры и т.д. Естественно, для выполнения таких упражнений с предметами нужно иметь соответствующие технические манипуляционные навыки: бросать и ловить их, вращать, перебрасывать, перекатывать с одной части тела на другую, причем, сочетая эти действия с вращениями, поворотами, динамическими и статическими равновесиями — что требует достаточно серьезной специальной подготовки. 5-й вид — групповые упражнения на снарядах. Одновременное выполнение гимнастами соединений элементов на 2—4 снарядах представляет собой особый вид групповой гимнастики. Например, на четырех мужских или женских брусьях выполняются под музыку три серии связок, каждая из которых состоит не менее чем из трех элементов. Обычно это различные висы и упоры, махи, подъемы, спады, стойки и соскоки — характерные для данного снаряда. Причем, особых требований к наличию трудных элементов не предъявляется. Основное внимание при оценке обращается на динамичность, синхронность и оригинальность построения связок. В соответствии с регламентом соревнований каждая команда может выступать в трех видах программы при обязательном выполнении групповых вольных упражнений. В спортивной практике традиционно выбираются: групповые упражнения, акробатические прыжки и прыжки с мини-батута. Это дает возможность учитывать при подготовке к соревнованиям индивидуальные наклонности занимающихся и в то же время оценку на соревнованиях проводить, имея возможность сравнивать подготовленность участников по некоторому общему (правда, не утвержденному, но имеющемуся у каждого судьи) стандарту, основанному на общности условий выполнения упражнений в одних и тех же для всех участников видах многоборья. Для групповой европейской гимнастики свойственна фестивальная форма проведения соревнований, показательных и конкурсных выступлений, обычно приуроченных к гимнастрадам и праздникам гимнастики. Это важно, поскольку, помимо самого соревновательного действа здесь разворачивается мощная агитационная работа и популяризация гимнастики среди очень большого, как правило, количества зрителей, которые приходят на «Евротим» и становятся ее активными поклонниками. 2.7.3 Спортивный фитнесс Система «Фитнесс» несет в себе элементы состязательной направленности и поэтому может быть представлена как одна из форм спортивной деятельности. Соревнования по фитнессу — довольно зрелищная форма, не требующая установления каких-либо рекордов и задействования функциональных резервов организма. Особое место занимает специальная подготовка к выполнению композиции вольных упражнений; она требует двигательной танцевально-хореографической базы, владения доступными акробатическими прыжками и гимнастическими элементами, характерными для вольных упражнений (равновесий, стоек, махов, поворотов и т.п.). В спортивном фитнессе важен и аспект телесного позирования в форме бодибилдинга. Он требует наращивания мышечной массы отдельных групп мышц и «конструирования» фигуры и поэтому связан с особым режимом и рационами питания. Программа спортивного фитнесса включает 4 раунда — выхода на подиум участниц, предварительно разделенных на две категории по ростовому признаку (до 160 см и выше). Первый раунд — «бикини» — позволяет субъективно оценить общее гармоническое развитие участницы и отдельные пропорции тела, сравнивая их фигуры в процессе выполнения четырех поз: лицом к жюри, правым боком, левым боком и спиной. Жюри выносит решение закрытым способом, расставляя участниц по местам (рангам). Второй раунд заключается в выполнении произвольной композиции вольных упражнений с музыкальным сопровождением, продолжительностью от 1,5 до 2 минут. Композиция может выполняться как с предметом, так и без предмета. При этом гимнастические элементы (наклоны, седы, махи, упоры, шпагаты и др.) участницы чередуют с акробатическими прыжками, поворотами и вращениями, а также с разновидностями передвижений (шагом, бегом, подскоками, танцевальными дорожками). В отличие от гимнастических вольных упражнений, в данной композиции не требуется выполнения сложных элементов и проявления особого технического мастерства. Акцент делается на демонстрации фигуры участницы и ее силовых возможностей, хотя оригинальность и выразительность упражнений имеют свое значение при оценке результатов раунда. Третий раунд посвящен проявлению физических возможностей участниц в виде конкретного двигательного задания (например, «тяга руками и туловищем» на станке с оценкой метража перемещения рычагов тренажера за определенное время или «до отказа»). Четвертый раунд — заключительный, с оценкой всех участниц в повторном позировании, демонстрация отдельных поз позволяет сравнить конкурсанток, как и в первом раунде, по объему и рельефности мышечных групп, общей гармоничности и умению демонстрировать свой имидж. Суммируя оценки за каждый раунд, жюри выносит окончательное решение и определяет конкурсное место каждой участницы. Такой вид соревнований-конкурсов по доступности можно отнести к массовым, но при этом следует иметь в виду, что от участниц требуется достаточно высокий уровень гимнастической подготовленности, а это связано с целенаправленным тренировочным процессом и применением специальных средств гимнастики спортивной направленности. Гимнастика — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метание, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноски груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные и простые тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др. В России развивается основная гимнастика (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика, профессионально-прикладная, спортивно-прикладная и др.), спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика. Список использованной литературы 2. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. — Киров, 1995 г. 3. Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). — Москва., Изд. Регион, 2000. 4. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. — Москва: Изд. Регион, 1999. 5. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области (тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых и студентов). — Челябинск, УралГАФК, 2000. 6. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с Источник Adblockdetector |