Языковые упражнения по фонетике

Языковые упражнения по фонетике

И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.

Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

Тема «Гласные и согласные звуки»

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

— — и — а

— а — а — — а —

— — о — а

— — — а — и — а

Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.

А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

к н — г —

к — р — нд — ш

шк — л —

стр — н — ц —

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Кр — с — в — ц — — ч — д — в — щ —

Ч — п — Д — йл сп — ш — т н — п — м — щь

К — н — к — л — в Пр — ст — кв — ш — н —

Н -, п — г — д — !

Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Читайте также:  Какие упражнения можно выполнять на мяче

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных . .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны . .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, . .

Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Тема «Звонкие и глухие согласные»

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Чья команда победит?

Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

I

голос –

коза –

злой –

жаль –

жить –

сиять –

II

кора –

кол –

твоих –

шалость –

пить –

пас –

Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.

(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить.)

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Читайте также:  Упражнения на перекладине для роста

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.

Во втором стихотворении автор описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление глухих согласных как никогда уместно.

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.

Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.

Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!

Жили-были ла_ ки.

Встанет ба_ ка утром рано,

Выйдет в погре_ за сметаной –

Ла_ ки всле_ за ней идут,

Всюду ба_ ку стерегут.

Петушок в сапо_ ках,

Курочка в сере_ ках,

А корова в ю_ ке,

В теплом полушу_ ке.

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

Емеля-дурачок держит экзамен

Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.

1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

4. В иголках бугорок
Мышку уволок.

Читайте также:  Упражнения при головокружения при обострении шейного остеохондроза

5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.

6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.

Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Тигр по улицам идет,
Разбегается . (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный . (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал . (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал . (зу_)

Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].

2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.

3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].

4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т].

5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].

Источник

Упражнения по теме «Фонетика и фонетический разбор слова»

Произнесите несколько раз парные согласные, наблюдая за артикуляцией и силой выхода воздуха: б — п, в — ф, д — т, г — к, ж — ш, з — с.

Прочтите следующие слова с соблюдением правил литературного произношения, обратите внимание на произнесение последних звуков.

Хлеб, дуб, голубь, кровь, любовь, город, сад, дед, сапог, друг, нож, сторож, режь, мороз, грязь, мазь.

Упражнение 5.

Запомните ударения в некоторых кратких прилагательных, причастиях и глаголах прошедшего времени.

Груб — груба — грубо — грубы; прав — права — право — правы; продан —продана —продано —проданы; брать — брал — брала — брало — брали; спал — спала — спало — спали.

Тест по теме «Фонетика и фонетический разбор»


1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?

1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание

2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос

3. В каком слове произносится звук [ а ] ?

1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить

4. В каком слове произносится 2 согласных звука?

1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет

5. В каком слове произносится звук [й]?

1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно

11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.
половодье шестая пекарня шлёпать

1) 9677 2) 8677 3) 9676 4) 9776

12. В каком слове все согласные твердые?

1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни