Если у ребенка дальнозоркость упражнения

Дальнозоркость у детей

Дальнозоркость или по-научному гиперметропия – это дефект зрительного восприятия, во время которого снижается видимость предметов, расположенных и вблизи, и вдали. Дальнозоркость присутствует у всех новорожденных детей, что обусловлено физиологическими особенностями оптической системы глаз и является вариантом нормы.

Но в некоторых случаях патология сохраняется и в дальнейшем, возникают дополнительные симптомы в виде жжения и быстрого утомления глаз, головных болей, снижения зрения, косоглазия.

Гиперметропия достаточно опасное заболевание, ведь заметить скрытые симптомы могут только очень внимательные родители, а поставить окончательный диагноз исключительно врач-офтальмолог. Своевременно начатое лечение у детей позволяет в дальнейшем навсегда избавиться от патологии.

Норма и патология при гиперметропии

Гиперметропия в норме присутствует у детей раннего возраста (1-3 года), не вызывает беспокойства и не требует лечения. В период развития между младенчеством и школьным возрастом (до 6-7 лет) идет активный рост, увеличивается масса тела ребенка, развиваются внутренние органы и системы. Особенно активное развитие происходит в зрительной системе – вырабатывается точное соотношение функциональности разных частей глазного яблока.

У детей к четырем годам данный дефект зрительного восприятия проходит. Специалисты считают, что обнаружить заболевание и отличить его от нормы можно уже с первых месяцев жизни. При выявлении дальнозоркости у детей больше возрастных нормальных значение требует проведения лечения.

Очень важно начать терапию сразу после постановки диагноза, так как дети школьного возраста подвергаются усиленной нагрузке на глаза. В дальнейшем, при отсутствии коррекции глаз, симптомы гиперметропии усиливаются.

Особенности гиперметропии

При детской дальнозоркости расстройство зрительного анализатора характеризуется фокусировкой изображения не на зрительной части сетчатки, а за ее пределами. Симптомы проявляются невозможностью различать объекты, находящиеся вблизи, но которые ребенок отлично различает на далеком расстоянии. Так, малыши с данным дефектом не могут сосредоточиться на игрушке, которая находится рядом возле них.

Четкость зрения, видимость предметов вдали и вблизи обеспечивает аккомодационный аппарат. Фокусировка изображения на сетчатке происходит благодаря изменению кривизны хрусталика, за которую отвечает ресничная мышца (цилиарная). Чтобы хорошо видеть объекты на близком расстоянии цилиарная мышца напрягается, а хрусталик становится более выпуклым и преломление света происходит сильнее. Для дальнего зрения хрусталик становится плоским благодаря расслаблению цилиарной мышцы. Таким образом, для хорошего рассмотрения предметов на разном расстоянии кривизна хрусталика постоянно изменяется. Показатель преломления хрусталика измеряют в диоптриях.

У детей с рождения глаз характеризуется гиперметропией, которая постепенно уменьшается с ростом глаза и исчезает полностью к 7 годам. Данное состояние у младенцев считается нормой и характеризуется не полностью сформировавшимся зрительным анализатором.

Классификация дальнозоркости

Степени тяжести гиперметропии у детей:

  1. Слабая стадия дальнозоркости характеризуется показателями до 2 дптр включительно – у детей отсутствуют симптомы за счет компенсации аккомодационных способностей зрительного органа. Первая стадия болезни обнаруживается при профилактических осмотрах, хорошо поддается коррекции с помощью специальных упражнений для глаз.
  2. Средняя степень патологии (от 2.25 до 5 дптр) – ребенок плохо видит вблизи, но может хорошо различать дальние объекты.
  3. Высокая степень нарушений (5.25 дптр и выше) – зрение значительно снижается, как вблизи, так и вдали.

Этиологические факторы развития детской дальнозоркости

Причинами развития дальнозоркости в детском возрасте являются:

  1. генетические факторы;пороки развития зрительной системы, неправильная закладка структур глаза;
  2. нарушение внутриутробного роста плода;
  3. травматическое повреждение глаз химическими соединениями или физическими факторами;
  4. состояния после инфекционных процессов;
  5. операции на зрительном органе;
  6. повышенное перенапряжение, утомляемость глаз;
  7. неправильно подобранные очки или контактные линзы.

Клиническая картина гиперметропии

При слабой степени дальнозоркости симптомы со стороны нарушения зрительной функции отсутствуют. Поэтому в данном периоде важно наблюдение родителей за изменившимся поведением ребенка. Признаки гиперметропии на ранних стадиях болезни, проявляются:

  1. учащенным морганием;
  2. капризностью и раздражительностью;
  3. постоянно возникающими головными болями, головокружением;
  4. невозможностью сконцентрироваться на игрушках и любых других предметах, расположенных близко или находящихся в руках;
  5. повышенная усталость глаз без видимых причин;
  6. нарушение сна;
  7. воспаление глазного яблока, гиперемия, сухость;
  8. повышенное слезотечение.
Читайте также:  Упражнения дикуля при шейной протрузии

Средняя стадия болезни чаще диагностируется у детей при профилактических осмотрах офтальмолога в школьном возрасте. Выше описанная картина может проявляться более яркими симптомами. Основными проявлениями средней степени дальнозоркости являются плохая видимость предметов на близком расстоянии, их расплывчатость. Ребенок испытывает затрудения при чтении, письме. Таким пациентам ошибочно ставят диагнозы дисграфия, дислексия, задержка развития.
При высокой степени гиперметропии ребенок жалуется на плохую видимость ближних предметов и дальних объектов.
При гиперметропии часто развивается сходящееся косоглазие, имеются нарушения бинокулярного зрения.

Диагностические мероприятия

Диагностика гиперметропии у детей проводится врачом-офтальмологом. Проверка остроты зрения проводится разными методами, в зависимости от возраста ребенка. Также перед началом исследования в глаз закапывают капли для расширения зрачка. Это приводит к расслаблению цилиарной мышцы и позволяет правильно измерить светопреломляющую способность глаза. Для своевременного выявления дальнозоркости рекомендуется посещать детского офтальмолога не реже 1 раз в год.

Диагностика состоит из сбора анамнеза, родители дают полную информацию о поведении ребенка и присутствующих жалобах: ребенок с проблемами зрительного восприятия быстро утомляется, становится замкнутым, у него преобладает плохое настроение, для детей школьного возраста характерно медленное чтение, но яркие картинки на расстоянии (билборды, плакаты) они рассматривают с высоким интересом.

Для выявления дальнозоркости используются разные методы диагностики:

  1. визометрия – для малышей применяют таблицы с картинками, для детей среднего школьного возраста таблицы с буквами;
  2. определение нарушений преломляющей способности глаза проводится с помощью авторефрактометрии, обязательно в условиях циклоплегии: медикаментозного расширения зрачка и выключения аккомодации;
  3. скиаскопия и ретиноскопия.

Методы лечения гиперметропии у детей

Лечение дальнозоркости проводится консервативным путем у детей до 18 лет. При отсутствии положительного эффекта после совершеннолетия применяется микрохирургическая операция или лазерная коррекция зрения.

Начиная с самого раннего возраста — с нескольких месяцев жизни, применяются оптические средства для коррекции зрения – очки или контактные линзы. Очковая коррекция наиболее распространенная, в связи с ее доступностью и дешевизной. Применяется плеоптическое аппаратное лечение для развития остроты зрения. Получить высокие положительные результаты и в будущем снять очки можно только при условии правильно подобранных линз. Для этого проводится диагностика, после чего врач выписывает рецепт на необходимые очки. Родители могут самостоятельно выбрать оправу, желательно отдавать предпочтение таким материалам, как карбон или пластмасса. Такие оправы обладают прочностью, надежностью и легкостью, не вызывают дискомфорта. Чтобы ребенок носил очки без капризов лучше выбирать оправу любимой цветовой гаммы малыша.

Некоторые родители подбирают с врачом для коррекции дальнозоркости контактные линзы, так как они имеют свои преимущества – в первую очередь, линзы не сползают и не пачкаются, не мешают ребенку заниматься активными видами спорта.

Аппаратное лечение гиперметропии

Методы аппаратного лечения применяются у детей с 3-х летнего возраста, такие методы весьма эффективны и нравятся малышам. Аппаратное лечение улучшает микроциркуляцию в тканевых структурах глаз, нормализует обменные процессы, улучшает трофику, стимулирует развитие зрительного анализатора, повышение остроты зрения, развитие бинокулярных функций.

Аппаратное лечение проводится в игровой форме по специальной программе, разработанной врачом.

Оперативное лечение

Лазерная коррекция остроты зрения проводится у пациентов с 18 лет. Применяются методы в ходе которых производится искусственное формирование роговичной поверхности с нужной преломляющей силой. Хирургическое вмешательство проводится и в тяжелых случаях и заключается в замене хрусталика.

Осложнения

Отсутствие лечения дальнозоркости может стать причиной развития амблиопии («ленивого глаза», не поддающегося коррекции с помощью оптики), косоглазия.

Источник

Упражнения для глаз при дальнозоркости

Дальнозоркость, или гиперметропия – широко распространенная разновидность рефракционной аномалии (неправильного преломления света в оптической системе глаза), при которой фокусная точка наиболее четкого изображения оказывается не на сетчатке, а глубже, за ней. При этом близко расположенные предметы видятся расплывчатыми, нерезкими, тогда как удаленные объекты могут восприниматься достаточно отчетливо.

Читайте также:  Простые упражнения для армрестлинга

Как и другие виды рефракционной аномалии, – близорукость и астигматизм, – дальнозоркость может быть либо пассивно скорректирована оптическими приспособлениями (очки, контактные линзы), либо устранена радикально (офтальмохирургическая операция, эксимер-лазерная коррекция формы роговичного слоя).

Следует отметить, что ускорение темпа жизни и повсеместное внедрение высоких технологий, в том числе медицинских, подчас побуждает пациентов настаивать на более рискованном, дорогостоящем, сложном или просто «модном» методе лечения – в ожидании, что результат будет достигнут мгновенно и без каких-либо собственных усилий. Какой бы критике ни подвергалась такая установка, она вполне естественна, ожидаема и типична для человеческой психологии. Более печальной тенденцией является то, что под предлогом занятости (которой нередко маскируется элементарная лень и инертность) люди нередко отказываются от абсолютно безопасных, но порой более эффективных методов лечения офтальмологических заболеваний, не говоря уже о профилактике последних. Именно такими лечебно-профилактическими свойствами обладает глазная гимнастика – специальные системы упражнений, разработанных офтальмологами для самых разных вариантов, этапов развития и степеней выраженности зрительной патологии. Такие комплексы, как правило, предельно просты, занимают очень мало времени и требуют лишь одного: терпения. При регулярном ежедневном выполнении они способны не только устранить тяжесть, усталость, боль в глазах, предотвратить прогрессирование имеющейся или формирование новой аномалии, – но и полностью восстановить зрение. Заметим: восстановить без очков, лазеров и какого-либо вмешательства.

Польза гимнастики при дальнозоркости

Любая система мышц при недостаточной или монотонной нагрузке слабеет, становится дряблой, теряет упругость и эластичность. В полной мере это относится и к глазным мышцам, отвечающим как за аккомодацию («подстройку» фокуса в зависимости от расстояния до объекта), так и за движения глазного яблока в орбите. При постоянных и, что очень важно, разнообразных, динамически меняющихся нагрузках глазная мышечная система приобретает достаточный тонус, чтобы глубже изменять кривизну хрусталика и, таким образом, обеспечивать такое преломление света, которое компенсировало бы гиперметропический дефект. Кроме того, регулярная глазная гимнастика в значительной степени стимулирует процессы кровообращения, метаболизма, питания тканей. Следует подчеркнуть, что эффективность упражнений существенно возрастает, если их регулярное выполнение сочетается с оптимизацией рациона питания: врач-офтальмолог подробно проинструктирует вас касательно того, какие продукты содержат необходимые глазам витамины, микроэлементы и минералы.

Упражнения для глаз при дальнозоркости

Данные упражнения рассчитаны не только на тренировку аккомодации, но и на улучшение состояния шейного отдела позвоночника – структуре, в которой проходят сосуды, питающие глазное яблоко, мышцы глаза и окружающие орган ткани. За счет улучшения кровоснабжения достигается так же значительный положительный эффект.

Упражнение №1

Принять положение сидя, занять комфортную позу, максимально расслабиться. Взор направлен прямо перед собой. Медленно повернуть голову (и взгляд вместе с ней, словно «луч прожектора») вправо, затем, плавно вернувшись в исходное положение, аналогичным движением повернуться влево. Повторить, как минимум, десять раз.

Упражнение №2

Исходное положение прежнее (см. выше). Поднести указательный палец к глазам – на расстояние тридцати сантиметров. В течение двух секунд внимательно смотреть «сквозь» или мимо пальца вдаль, затем сфокусировать взор на кончике пальца и задержать в таком положении на пять секунд. Повторить десять раз.

Упражнение №3

Исходное положение – сидя на стуле с прямой спиной. Руки согнуты и заведены за затылок. Прогнуться назад, как при потягивании, одновременно поставив обе ступни на носок. Вернуться к исходному положению, расслабленно положив руки на колени. Упражнение повторять семь-десять раз.

Упражнение №4

Исходное положение – сидя на стуле со свободно висящими по бокам руками. Плавно поднять обе руки, прижав ладонь правой руки к правому плечу, а левой – к левому. Затем вытянуть руки горизонтально перед собой и медленно опустить в исходное положение. Повторить упражнение пять-восемь раз.

Читайте также:  Упражнения для купание с кругом на шее

Упражнение №5

Самомассаж затылка и шеи. Исходное положение – сидя. Подушечками пальцев плотно прикасаться к задним поверхностям головы и шеи, – словно играя быструю партию на тугих клавишах, – постепенно смещаясь сверху вниз и обратно кверху.

Упражнение №6

Исходное положение – сидя в удобной позе. Вытянуть вперед немного согнутую правую руку – с таким расчетом, чтобы расстояние от глаз до кончиков пальцев составляло пятьдесят сантиметров. Вращать руку по часовой стрелке, следя за пальцами лишь взглядом и удерживая голову неподвижной. Аналогично для левой руки. Повторить семь-восемь раз каждой рукой.

Упражнения при дальнозоркости по системе У.Бейтса

Данная методика достаточно сильно критикуется официальной медициной, но в ознакомительных целях мы её приводим. В любом случае, хотя польза сомнительна, хуже от выполнения указанных упражнений не будет.

Американским офтальмологом Уильямом Г.Бейтсом в начале ХХ века была предложена одна из первых немедикаментозных, тренинговых систем восстановления гиперметропического зрения. Его книга «Идеальное зрение без очков» подвергалась справедливой критике специалистов, и наиболее спорные моменты, не соответствующие современным представлениям и научным данным, в последующих изданиях были удалены. Вместе с тем, комплекс Бейтса широко практикуется во всем мире уже около ста лет, не утрачивая актуальности и популярности.

У.Г.Бейтс основывался на собственном многолетнем клиническом опыте и результатах специально предпринятых им научных исследований. Центральным моментом его теории является предположение, что прогрессирующая дальнозоркость обусловлена хроническим перенапряжением глазной мышечной системы, которая при взгляде вблизи безуспешно пытается компенсировать врожденную гиперметропическую несостоятельность. Соответственно, наилучшим средством справиться с застойным напряжением Бейтс полагал правильную релаксацию глазных мышц. Главным методическим приемом выступает т.н. «палминг» (от англ. «palm» – ладонь), т.е. поочередное прикрывание глаз ладонями, сопровождаемое различными аккомодирующими и вращательными движениями глазных яблок. Кроме того, Бейтсом предложен ряд оригинальных, простых и эффективных приемов переключения, отдыха, тренировки глазных мышц. Некоторые из этих упражнений описаны ниже.

Упражнение №1

Ежедневно по пятнадцать минут читать без очков книгу с мелким шрифтом, причем держать ее следует на близком (не далее 30 см) расстоянии от глаз. Рекомендуется не облегчать себе задачу ярким светом, а стараться разобрать буквы при тусклом или обычном освещении. Все мышцы тела в это время должны быть максимально расслаблены. Даже если в первые день-два упражнение покажется совершенно невыполнимым из-за неразборчивости «расплывающихся» мелких букв, постепенно зрительная система начнет адаптироваться к сложным условиям и восстанавливать естественную способность к близкой фокусировке.

Упражнение №2

Аналогично первому упражнению, однако следует в буквальном смысле «читать между строк», т.е. скользить взглядом по белым межстрочным промежуткам.

Упражнение №3

Простой и действенный прием, в различных модификациях заимствованный многими другими, более поздними системами. Выполнять лучше в саду, парке или хотя бы у открытого окна, чтобы обеспечить максимально возможный приток свежего воздуха. Держа в руках открытую книгу, чередовать чтение и рассматривание удаленных объектов вокруг.

Упражнение №4

Еще более простое, но чрезвычайно благотворное для глаз занятие: следите за полетом птиц! В принципе, полезно наблюдение за любым движущимся объектом, но птицы, как правило, резко меняют направление, скорость, высоту полета – т.е. динамично меняется освещенность фона, что создает дополнительные условия для тренировки способности глаза к стабильному удержанию фокуса на объекте.

Упражнение №5

Поставить горящую свечу на стол или подоконник; желательно, чтобы фон (обои, решетка на окне) был с вертикальными полосами. Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине тридцати сантиметров. Сосредоточить взгляд на пламени свечи. Медленно и плавно повернуться влево (включая поворот головы и взгляда вместе с движением плеч) – настолько, насколько это окажется возможным; желателен круговой оборот на 180 градусов, даже если для этого придется немного оторвать пятки от пола. Столь же плавно повернуться назад, сфокусировать взор на свече и, не делая перерыва, повернуться таким же образом вправо. Ориентировочное количество повторений и темп выполнения – шестнадцать поворотов в минуту.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни
Adblock
detector