Задача первого этапа обучения гимнастическому упражнению

Основы обучения гимнастическим упражнениям

В системе воспитания обучение физическим упражнениям рассматривается как педагогический процесс, конечная цель которого — всестороннее воспитание людей. Обучение конкретным гимнастическим упражнениям принято делить на три этапа:

Первый этап — обучение. Это начальное обучение новому движению. На этом этапе обучение направлено на создание — общего представления о новом движении (демонстрация кем-либо, использование кинофотоматериалов). Далее следует опробование движения, которое может быть проимитировано целиком, с помощью преподавателя, с фиксацией отдельных положений, либо самостоятельное выполнение упражнений в максимально упрощенных условиях на тренажере.

Начальное обучение служит исходной базой для успешного овладения новым движением.

Второй этап — углубленное разучивание движений. Этот этап направлен на овладение техникой движений. При разучивании нового движения необходимо выполнять его 6-8 раз. Для лучшего исполнения упражнения на стадии его усвоения желательно ежедневное его повторение. На этом этапе происходит усвоение основными и вспомогательными двигательными действиями.

Основными признаками формирования двигательных навыков являются сознательное управление движениями, автоматизированное их выполнение.

Результатом обучения является технически правильное и самостоятельное выполнение. При этом еще возможны неточности в отдельных деталях выполнения упражнения.

Третий этап — закрепление и совершенствование техники изучаемого движения.Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в стандартных условиях, в измененных условиях, близких к соревнованиям. Важным в данный момент становится самоконтроль и самооценка выполняющего.

Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения необходимо его периодическое выполнение в различных условиях.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

1. Сознательность и активность. При обучении гимнастическим упражнениям предполагают осмысленное сознательное овладение ими. Способность анализировать технику упражнений, исправлять допущенные ошибки неточности, проявлять инициативу и самостоятельность, оценивать результату собственной деятельности, своих товарищей.

2. Принцип наглядности. Этот принцип помогает создать полное представление о технике движения. Для этого используют качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение, использование наглядных пособий.

3. Принцип доступности. Данный принцип требует постановки задач, соответствующих силам учеников. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности упражнения, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

4. Принцип систематичности. Подразумевает непрерывность процесса обучения, проведение его в определенной последовательности, разумного чередования работы с отдыхом, в целях сохранения работоспособности активности занимающихся.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 2429 ; Нарушение авторских прав? ;

Источник

Основы обучения гимнастическим упражнениям. Обучение гимнастическим упражнениям (как и по другим разделам физической культуры) происходит в три этапа: ознакомление с упражнением

Обучение гимнастическим упражнениям (как и по другим разделам физической культуры) происходит в три этапа: ознакомление с упражнением, его разучивание, закрепление (совершенствование). Разделение процесса обучения на этапы позволяет на основе общей задачи в каждом из этапов определить последовательность решения частных задач при обучении упражнениям, а также правильно подобрать методические приёмы для их решения. Рассмотрим каждый из этих этапов.

Первый этап. Его основная задача — создание общего представления о двигательном действии и технике его выполнения. Чёткость представления об изучаемом упражнении, полнота о нём служат основой сознательного и технически правильного выполнения упражнения. Эта задача решается путём рассказа о двигательном действии (название упражнения, объяснение основы техники), показа (или демонстрации) упражнения, объяснения техники его выполнения (оно возможно с попутным показом), предварительной апробации упражнения (данное действие применяется только в том случае, если обучаемые получили достаточно сведений об изучаемом упражнении и чётко представляют технику его выполнения). Рассказ о двигательном действии должен быть по возможности кратким, ярким и образным. Показ упражнения должен быть чётким, технически правильным, с акцентированием внимания на основных движениях (элементах основы техники) или деталях двигательного действия посредством словесного комментария.

Второй этап. Его основная задача – непосредственное изучение техники гимнастических упражнений. Эта задача решается путём формирования умения выполнять двигательное действие с учётом требуемых технических параметров. Для этого последовательно разучиваются сначала детали техники, а затем добиваются слитного их выполнения в полном объёме. С этой целью упражнения разучиваются по частям, по разделениям или с помощью подводящих (подготовительных) упражнений (если упражнение сложное или его нельзя разбить на части) и, как правило, в облегчённых условиях.

Читайте также:  Дикторские упражнения для речи

При выполнении сложных упражнений трудно избежать неточных, ошибочных действий и в данной ситуации большое значение имеет своевременное их исправление. Причинами ошибок могут быть непонимание обучаемыми техники выполняемого упражнения, низкий уровень развития их двигательных способностей, недисциплинированность, нерешительность и др.

Продолжительность этапа разучивания зависит от структуры упражнения (количества двигательных действий) и его сложности, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, а также методического мастерства педагога. Данный этап заканчивается тогда, когда обучаемые смогут самостоятельно и относительно правильно в техническом плане выполнить разучиваемое упражнение.

Третий этап. Его основная задача – закрепление и совершенствование техники двигательного действия. Это достигается путём многократных повторений, как отдельных деталей двигательного действия, так и всего упражнения в целом сначала в медленном темпе и упрощённых (обычных условиях), а затем в более быстром темпе или усложнённых условиях — с сопротивлением, с применением различных препятствий, с изменением направления движения, с изменением высоты снаряда, выполнение упражнений на фоне усталости, увеличения количества повторений в одном подходе и т.д. С этой целью используются следующие методы: повторный, соревновательный, игровой и контрольный.

Источник

Задача первого этапа обучения гимнастическому упражнению

Этапы, задачи и методы обучения гимнастическим упражнениям

Первый этап обучения — начальное обучение новому движению Обучение на данном этапе направлено на создание общего представления о новом движении. Ученик получает первичные сведения об упражнении (форме, направлении, решающих действиях, отдельных положениях). Эта информация может носить описательный характер, что характерно для обучения детей, а может быть дополнена и количественными значениями технических действий. Общее представление о структуре движения в целом сочетается с пониманием его отдельных фаз и соответствующих технических действий.

Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают: формулировку общей задачи предстоящего обучения, указания , требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связи нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками, обсуждение совместного плана предстоящих действий, объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях, контроль за созданием представления путем выполнения учеником описания, объяснения или воспроизведения того или иного элемента техники движения.

В некоторых случаях ученик может иметь отдельные сведения о движении, которое предстоит разучивать. Тогда преподаватель должен дополнить необходимые сведения, либо приступить к перестройке представления.
Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием нового движения. Оно может быть проимитировано целиком с помощью преподавателя, зафиксировано отдельное положение, выполнена медленная проводка, воспроизведено целостное движение в максимально облегченных условиях — на тренажере. При этом ученик получает определенные мышечные ощущения (двигательную информацию), которые расширяют сведения а технике нового упражнения.

Предварительное представление о движении служит исходной, базой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения.

Второй этап обучения — углубленное разучивание движения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники движения.
Деятельность преподавателя и ученика на данном этапе складывается из следующих действий:
— постоянного наблюдения за ходом выполнения движения учеником;
— сопровождения выполнения упражнения (речью, сигналами, физически)или подсказывания ученику момента необходимых действий;
— оказания непосредственной физической помощи ученику для облегчения выполнения задания и создания безопасных условий обучения;
— исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения при анализе результатов исполнения, формируя установки на последующие действия.

Процесс обучения гимнастическому упражнению регламентируется выполнением попытки (задания) или их серии в отдельном подходе. Если движение сложно и требует значительных физических затрат, то обычно ученик выполняет одну попытку. Но если есть возможность, то следует стремиться к серии повторений задания, в одном подходе. На обучение одному новому упражнению затрачивается в среднем от 20 до 30 мин на занятии. Конечно, продолжительность разучивания одного движения на занятии может изменяться в значительных пределах. Это связано: с условиями выполнения упражнения, его сложностью, целевой направленностью обучения, особенностями учащихся, наличием других задач обучения на занятии, организационной формой обучения (фронтальной, групповой, индивидуальной) и другими факторами.

Читайте также:  Какие нужно делать упражнения для подтяжки ягодиц

При планировании и организации обучения гимнастическим упражнениям следует учитывать следующие положения:
— при разучивании нового движения на занятии необходимо выполнять не менее б—8 подходов практического выполнения заданий;
— если на одном занятии разучивается несколько новых движений, то требуется чередование уже освоенных движений с новыми;
— для лучшего запоминания движения в стадии его освоения желательно ежедневное его повторение;
— разучивая новое движение, перерыв между подходами ученика к снаряду не должен превышать 2—3 мин.
В результате активной работы преподавателя и ученика на втором .этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основными и вспомогательными двигательными действиями.

Основными признаками формирования нового двигательного навыка являются сознательное управление двигательными действиями образование новых координационных связей, автоматизированное выполнение основных элементов техники. Здесь возможно дробное изучение упражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях.

Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в отдельных деталях выполнения упражнения.

Третий этап обучения — закрепление и совершенствование движения. Данный этап направлен на стабилизацию и совершенствование техники изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в стандартных (неизменных) условиях, с одной стороны, а с другой — выполнением упражнения в изменяющихся условиях, близких к соревновательным.

Степень владения движением должна быть здесь доведена до уровня прочного автоматизированного навыка. Это позволит ученику уверенно выполнять освоенное упражнение в различных условиях; на занятиях, соревнованиях, показательных и массовых выступлениях на протяжении длительного периода времени.
Роль преподавателя на этом этапе обучения сводится к контролю и управлению ходом обучения, а непосредственное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Важными в данный момент становятся самоконтроль и самооценка учеником собственных действий.

В результате такого последовательного решения задач обучения гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.
Впоследствии данное движение можно неограниченно долго совершенствовать, то есть выполнять в различных связках и соединениях, в различных условиях. В отдельных случаях движение может быть частично переделано (например, с целью разучивания более сложного варианта этого упражнения). Такое развитие упражнения может включать все этапы обучения или ограничиваться одним из них.

Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения освоенного движения необходимо его периодическое повторение в различных условиях (на занятиях, соревнованиях и т. п.).

Источник

Задача первого этапа обучения гимнастическому упражнению

В основной части урока в данном случае рассматривается непосредственное разучивание упражнений, а именно начальное обучение кувырка вперед и равновесия. При выполнении кувырка вперед воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуются функции вестибулярного аппарата. Кувырок применяется для специальной подготовки на занятиях других видов спорта: волейбола, футбола, борьбы, легкой атлетики и т.д.
О сновной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемом упражнении. При работе с учениками обязательна демонстрация изучаемого упражнения – показ. Показ может осуществить сам учитель или хорошо подготовленный ученик, также можно использовать различные наглядные пособия: рисунки, схемы, киносъемку.
В торой этап – этап разучивания, это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения.
В ыполнение подводящих упражнений играет особенно важную роль, так как является последней ступенью перед тем, как изучаемый элемент выполняется в целом. В процессе освоения кувырка используют ранее разученные подводящие упражнения:

        1. Упор присев.
        2. Группировка.
        3. Перекаты.

П осле этих упражнений выполняется целостный кувырок вперед. Кувырок – это вращательное движение тела с переворачиванием через голову и последовательным касанием опоры. Различают кувырок вперед, длинный, кувырок с прыжка, кувырок назад, назад согнувшись, кувырок с поворотом и т.д.
К увырок вперед легче осваивается из стойки «ноги врозь с опорой на руки», опираясь на затылок и перекатом переходя в сед, затем — придя в упор присев. Далее можем перейти к целостному выполнению кувырка вперед. При изучении кувырка нужно обращать внимание на группировку, притягивание подбородка к груди и в финальной фазе – приход в упор присев руки вперед.
П ри изучении кувырка вперед преподаватель стоит от ученика сбоку на колене, одной рукой поддерживает его под плечо, а другой, подталкивая под колени, способствует выполнению вращения.

Читайте также:  Как подтянуть верхнее веко упражнениями

Н а этом этапе деятельность преподавателя складывается из :

      1. Постоянного наблюдения за ходом выполнения движения.
      2. Корректировки и подсказки в процессе выполнения упражнения учеником.
      3. Оказания непосредственной помощи (страховки) для облегчения выполнения упражнения.
      4. Обеспечения безопасности процесса.
      5. Анализа ошибок ученика.

Е сли задание несложное, выполняется серия повторений в одном подходе. Результатом завершения данного этапа является самостоятельное технически правильное выполнение упражнения.
Т ретий этап обучения – это закрепление и совершенствование движения. Этот этап направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения. Степень владения движением должна быть доведена до уровня прочного, автоматизированного навыка, что позволит уверенно выполнять освоенное движение в различных условиях. Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется задачами контроля и управления процессом обучения. Страховка, помощь при выполнении упражнения уменьшается. Ученик чаще использует приемы самоконтроля собственных действий.
В результате последовательного решения обучающих задач гимнастическое упражнение должно выполняться технически правильно, стабильно и совершенно; то есть оно перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения. Для сохранения технически грамотного уровня исполнения упражнения его необходимо повторять.
В заключительной части решаются весьма важные задачи:

      1. Постепенное снижение физической и психологической нагрузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для восстановительных процессов в организме.
      2. Подведение итогов урока. На этом этапе педагог должен предложить мотивацию для сознательной активности учеников.
      3. Задание для самостоятельной работы.

Д ля решения поставленных задач в заключительной части применяются:

      1. Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения на расслабление, стрейч-упражнения. Выполнение этих упражнений позволяет постепенно снизить нагрузку и перейти к активному отдыху.
      2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.
      3. Упражнения, повышающие эмоциональное состояние учеников: игры, эстафеты, танцы.

Э ти упражнения создают бодрое жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание заниматься гимнастикой.

Первая связана со всесторонней активизацией органов и структур организма.

Вторая связана с усилением функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательную активность в основной части. В данном случае это шейно — грудной отдел позвоночника.

В основной части решаются наиболее сложные задачи урока. На этом этапе проводится обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного материала, формирование физических качеств и совершенствование способностей. На уроке в начале основной части мы повторяем подводящие упражнения для правильного выполнения кувырка вперед, а затем приступаем к обучению кувырка вперед и равновесию «ласточка», развиваем силу мышц рук и ног.
З аключительная часть урока имеет целью восстановление функциональной активности организма школьников и обеспечение перехода их от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному. В заключительной части мы применяем спокойную ходьбу, упражнения на дыхание.
2 .Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяется содержанием его основной части. Поэтому во время работы над планированием этапов урока сначала составляется основная часть, затем подготовительная и, наконец, заключительная.
3 . Процесс обучения гимнастическому упражнению в данном случае предполагает непосредственное разучивание элемента, в котором выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальное обучение, этап углубленного разучивания, закрепление и совершенствование движения.
З адачей начального обучения является создание предварительного представления о кувырке вперед и равновесии «ласточка». Второй этап обучения — этап углубленного разучивания — направлен на овладение основами техники нового движения.
Т ретий этап – закрепление и совершенствование движения — направлен на стабилизацию техники и совершенствование кувырка вперед и равновесия «ласточка». Это достигается многократным самостоятельным повторением.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни