Жизненный путь психологическое упражнение

Тренинговое занятие «Мой жизненный путь»

Ирина Дерипасова
Тренинговое занятие «Мой жизненный путь»

Цель: осознание своих жизненных целей, активизация механизмов

Возраст: подростки 12-15 лет

Ход занятия:

1. Упражнение «Имя и движение»

Цель: чувство принадлежности к группе.

Инструкция. Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение—руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Начну я.

-Чьи имена тебе было легко запомнить?

-Чьи имена ты забыл?

-Чьи движения тебе понравились?

2. Упражнение «Броуновское движение»

Инструкция: «Давайте представим, что все мы — атомы. Атомы находятся в непрерывном движении. В процессе движения атомы объединяются в молекулы, затем разъединяются и снова беспорядочно двигаются. Объединяться в молекулы мы будем по моему хлопку. Одновременно с хлопком я буду называть цифру, обозначающую количество атомов, которые должны объединиться в молекулу. Некоторое время атомы стоят, обнявшись, изображая молекулу. Затем по хлопку и команде «Побежали», молекула распадается на атомы, которые снова хаотично бегают по комнате до следующей команды».

3 Упражнение «Поменяйтесь местами те.»

Играющие (от 7-8 человек и более) стоят в кругу (или сидят, водящий — в центре круга. Он внимательно рассматривает участников и, заметив какой-либо признак, объединяющий большинство играющих, говорит:» Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (кто в’ джинсах, кто любит зиму, кто учится в школе, кто с часами и т. д.). Все, кто попадают в категорию носителей названного признака, должны быстро вскочить и поменяться местами, ведущий старается занять освободившееся место. Тот, кто остался без места или на своем старом месте, становится ведущим. В качестве. признаков, объединяющих тех, кто должен поменяться местами, может быть использовано, что угодно (цвета и виды одежды, длина и цвет волос, наличие или отсутствие украшений, часов, виды обуви, музыкальные, литературные и прочие пристрастия

4. Упражнение «Это я!»

Это «звездный час» для всех творчески одаренных участников. Они могут без слов представить себя очень интересным способом

Каждому участнику потребуется лист бумаги формата A3

Цель. Личностная установка на самоанализ.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Написать загадку, в которой описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: «Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с собакой. Играю в футбол. Иногда злюсь на друзей. «Кто я?»

-Ты загадал сложную загадку?

-Твою загадку быстро разгадали?

-Чья загадка тебе понравилась больше всего?

5. Упражнение «Стрела жизни»

Цель: постановка жизненных целей и планирование своего будущего.

Инструкция. На листах бумаги нарисовать различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует жизненному циклу. Можно предложить свои стрелы нарисовать тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Рефлексия. Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где вы сейчас находитесь на этой стрелке и почему?

Упражнение 6. «Письмо себе в 2030 год».

Цель: формирование и понимание своего «я» сейчас и в будущем.

Инструкция: Напишем себе письмо в 2030 год: какие вы сейчас, как вы будите выглядеть, чем заниматься, кто будет вас окружать… Что вы хотите пожелать себе в будущем?

6. Упражнение «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным. 7. Упражнение «Мусорная корзина»

Цель: обогащение себя новыми ресурсами.

Материал: листы бумаги.

Инструкция: Написать на листе бумаги все то, что вы хотели выбросить в мусорную корзину из своей жизни и объяснить почему.

Все ненужное выбрасывается в мусорную корзину.

-Что нового узнали о себе?

-Как себя чувствуете сейчас?

8. Упражнение «Ты мне нравишься тем.»

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится.» и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно сделать в парах

9. Упражнение «Хвост ослика Иа».

Цель: снятие напряжения, чувство принадлежности к группе

Материал: тканевые ленточки на половину участников.

Инструкция: Группа разбивается на пары. Каждой паре дается длинная полоска бумаги или материи, которую один из участников вставляет за пояс. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры.

10. Упражнение «Браво» — психогимнастика.

Желающий выходит в центр группы, остальные ему апплодируют. И так далее, пока в центре не побывают все, кто хочет.

Читайте также:  История происхождения легкой атлетики легкоатлетические упражнения

-Как вы себя чувствуете?

-Что вы узнали о себе нового?

Тренинг «Релаксация и снятие напряжения у педагогов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко». Тренинг «Релаксация и снятие напряжения.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Источник

Техника «Жизненный путь»

Комментарии

Мне нравится 0

Бывает такие ситуации, когда человек не может понять то, что он хочет на самом деле. Не может разобраться в себе. Иногда даже не знает, с какой стороны зайти. И в самом начале единственное, что он способен про себя рассказать — только то, что у него нет ощущения ясности в собственной жизни.

Можно по-разному подойти к вопросу – как сделать понимание человеком собственной жизненной ситуации более понятной. Например, эффективными могут оказаться техники по структурированию личного опыта с установкой целей на будущее время.

Одной из таких является техника «Жизненный путь». Она является арт-техникой, то есть помогает, на мой взгляд, получить целостную картину установок и потребностей личности на временной линии развития, минуя внутренние сопротивления.

Техника может выполняться как индивидуально, так и для группы. Если техника выполняется в группе, то это должен быть коллектив, который имеет собственную историю. И собирается развиваться дальше.

Также работа может выполняться в группе, когда участникам одновременно даётся инструкция и каждый участник выполняет технику индивидуально.

Как выполняется техника «Жизненный путь»?

Для начала подготовьте всё необходимое для техники. Вам понадобятся листы бумаги большого формата (А2-А3 подойдёт). Всё, чем можно рисовать и, конечно, лучше если рисовать в цвете. Фломастеры, карандаши, пастель, краски: гуашь, акварель. Подготовьте несколько ненужных иллюстрированных журналов, откуда вы будете вырезать картинки. Также можете приготовить несколько своих фотографий.

Далее человеку, который делает упражнение, даётся следующая инструкция:

«Сделайте сейчас коллаж на заданную тему.
Тема коллажа – это ваша Жизнь.
Представьте вашу жизнь в виде дороги.
Где начинается ваш путь?
Куда он ведёт?
Какие у вас есть значимые достижения в прошлом, настоящем и будущем? – обозначьте их на вашем пути!
Что вам помогает двигаться по вашему жизненному пути?
Что вам мешает?
Что вас окружает на вашем пути?»

На выполнение упражнения обычно требуется 20-40 минут.

После того, как коллаж выполнен, участники упражнения выполняют презентацию, раскрывая содержимое того, что они отобразили в своём произведении. Если упражнение выполняется в группе, то другие участники могут задавать вопросы человеку, который выполняет презентацию в настоящий момент.

В конце упражнения вы можете задать следующие вопросы участникам:
1. Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнения? Что испытывали во время презентации?
2. Какие выводы вы сделали после выполнения упражнения?
3. Что получилось узнать нового о себе, о своих планах, целях, достижениях? И о своём отношении к ним?

Данное упражнение подходит для работы как формате психологического консультирования, так и в формате коучинга.

Вы можете использовать креативный коучинг, если вы:
1) находитесь в состоянии кризиса,
2) испытываете внутренний конфликт,
3) ищете решение проблемы или способ достижения цели

Источник

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ «СМЫСЛ ЖИЗНИ»

Наша жизнь – путешествие,

Нет путеводителя, и всё остановилось.

Цель утрачена, и сил как не бывало.

Тот, кто имеет зачем жить,

Может вынести любое как.

Цели: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.

Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных целей; помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию; развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ПРИВЕТСТВИЕ

В качестве приветствия может быть использовано упражнение «Ток» для учащихся одного класса, упражнение «Моё имя» для участников временной (сборной) группы; возможны другие варианты. Упражнение «Продолжи предложение»: определите, что для вас значит жизнь, и продолжите фразу: «Жизнь – это …».

УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕЛА ЖИЗНИ»

На листах бумаги можно нарисовать различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует вашему жизненному циклу. Можно предложить нарисовать и свои стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Обсуждение: Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где сейчас вы находитесь на этой стрелке? Куда (к чему) стремится ваша «стрела жизни»?

ДЕЛОВАЯ ИГРА «НА ЧТО ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ»

Цель: осознание необходимости осуществления выбора жизненных целей.

Инструкция: Я раздаю вам по 10 жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих — одну десятую долю вашего времени, энергии, физических и душевных сил, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность и соответственно ваша жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. Готовы?

Итак, начинаем «торги»:

№ пары Пары ценностей
1. А. Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон). Б. Новый спортивный автомобиль (1 жетон).
2. А. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона). Б. Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона).
3. А. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон). Б. Один настоящий друг (2 жетона).
4. А. Хорошее образование (2 жетона). Б. Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).
5. А. Здоровая семья (3 жетона). Б. Всемирная слава (3 жетона). После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявите, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.
6. А. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон). Б. Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона).
7. А. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон). Б. Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона). Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
8. А.Чистая совесть (2 жетона). Б. Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).
9. А. Чудо, совершенное ради любимого человека (2 жетона). Б. Возможность заново пережить (повторить) любое событие прошлого (2 жетона).
10. А. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона). Б. Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона).

Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры. Ответьте на следующие вопросы:

Æ Какой покупкой вы более всего довольны?

Æ Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

Æ Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Возможные предложения: «Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»; «Хотелось бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»; «Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов».

Считаете ли вы, что игра от этого станет более интересной?

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как не возможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Выбор решения в каждой конкретной ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.

Если вам не хватило средств, для чего-то важного – вы слишком много потратили на вещи, значение который для вас не столь велико. Если у вас остались средства в конце игры – подумайте, может быть, вы не до конца используете данные вам возможности.

Это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы, возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Возможно, вы увидите связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, вы отдали жетон за изменение внешности — значит, придаёте большое значение тому, что думают о вас окружающие. Если предпочли быть довольным собой – значит, больше цените свое мнение о себе.

Вспомните, какие «ценные вещи» вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Кто-то пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор — и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда вы вновь будете находиться перед выбором, задумайтесь на что потратить свою жизнь, не растрачивайте её попусту. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»

Инструкция: «Путник шёл по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрёстку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?

Представьте себя на месте этого путника… О чём вы думаете, что вы чувствуете?

Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листке свой жизненный путь: свою прошлую историю, своё положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни (дорогу и перекрёсток). Каким был ваш жизненный путь до перекрёстка: ровным, извилистым, с ухабами, горами и обрывами? Куда вы хотите придти? Каким вы представляете свой путь после перекрёстка? С чем встретитесь на своём пути? Чему вам придётся научиться?

Обсуждение: Какие пути получились? В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Что этому способствует? Важно обратить внимание на связь прошлого и настоящего, настоящего и будущего? Что общего между ними? Какова цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ РЕСУРСЫ»

Подросткам предлагается подумать над следующими вопросами: что вам может помочь достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья.

Инструкция: «Напишите свои четыре сильных качества (стороны), изобразите их в виде каких-то символов. Это ресурсы, которые вам помогут в жизни».

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Важно, чтобы подростки научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это даёт им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый подросток может научиться этому, сохраняя в памяти свои счастливые события и достижения. Для этого упражнения может быть использован мяч или другой предмет. Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни. То, чего он хотел и достиг. Например: «Я помирился со старым другом», «Я исправил оценку по иностранному языку», «Я познакомилась с мальчиком, с которым хотела» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ»

Цель: осознание собственных жизненных целей и их приоритетности.

Инструкция: «Напишите на листке в столбик 10 своих жизненных целей-ценностей, затем напротив каждой цели напишите, что вы делаете или собираетесь сделать, чтобы данную жизненную цель достичь (создаём формулу успеха)». Проводится обсуждение нескольких формул участников по желанию.

«Далее напротив каждой цели напишите, что вы не делаете или не сделали, чтобы достижение вашей жизненной цели стало возможным (определение «барьеров-помех»)». Проводится обсуждение нескольких «барьеров-помех» участников по желанию.

«Теперь вычеркните 3 наименее важные для вас из этих 10 жизненные цели; затем вычеркните 3 из оставшихся 7; затем – 3 из 4; та цель, которая осталась – это и есть главная для вас жизненная цель, поэтому мы можем конкретизировать теперь вашу фразу: «Жизнь – это …».

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИЧНЫЙ ГЕРБ»

Подросткам выдаётся лист бумаги в форме классического герба и предлагается создать свой герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвящена прошлому: «Мои главные достижения», правая часть – будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни». После обсуждения содержания частей герба, подросткам предлагается придумать, что и какие символы могут выразить их ответы на эти вопросы и оформить свой герб.

Обсуждение: Что изображено на твоём гербе? Почему ты выбрал такой девиз? Чем, ты думаешь, он может быть полезен для тебя? В каких ситуациях он может быть для тебя бесполезен или даже ограничивать твои возможности? Что есть похожего в гербах? Какие отличия?

РЕФЛЕКСИЯ

Ребятам предлагается ответить на вопрос о том, какие мысли о смысле жизни возникали у них по ходу занятия, или продолжить предложение: «Я живу для того, чтобы…». Мнения могут высказываться по кругу или путем передачи игрушки, бросания мяча и т.д.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?».

ПОДАРОК ПЕДАГОГА

Ведущий занятия дарит каждому участнику открытку или пожелание в виде цитаты.

«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется не земле, хотя бы кругом его были все хлеба»

«Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше»

«Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, — вот цель разумной жизни»

«Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная Личность»

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 3780 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни