Значение физических упражнений для умственной деятельности

Значение физических упражнений для умственной деятельности

Существует два вида трудовой деятельности человека: физическая и умственная, а также всевозможные их комбинации. В зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, труд можно разделить на физический (или мышечный), умственный (или интеллектуальный) и труд, связанный с органами чувств [1].

Любое движение оказывает влияние не только на мышечную массу, но также затрагивает значительное число участков нервной системы. Сигналы, возникающие в работающих мышцах, оказывают стимулирующее влияние на центральную нервную систему, и весь этот процесс благоприятно сказывается на развитии и функциях головного мозга. Следовательно, положительно влияет на умственную работоспособность. Помимо этого в процессе движения участвуют дыхательная, сердечнососудистая, эндокринная, пищеварительная системы и др. Поэтому на уровень функциональных возможностей, продолжительность жизни, строение организма и общее здоровье человека влияет всевозможное разнообразие двигательной деятельности человека. Для нормального функционирования головного мозга необходимо, чтобы к нему постоянно поступали импульсы, генерирующиеся в различных системах организма. Большинство импульсов должно поступать от мышц, так как мышечная масса составляет большую часть массы организма. Любая работа мышц порождает поток нервных импульсов, которые обогащают мозг своим воздействием, поддерживая его в рабочем состоянии. В свою очередь умственная активность усиливает электрическую активность мышц, которую можно заметить в виде напряжения скелетной мускулатуры (напряженное, сосредоточенное лицо, бессознательное сокращение мышц и их напряжение, например, в области шеи и плечевого пояса). Все это происходит из-за того, что импульсы, идущие от напряженных мышц в центральную нервную систему, стимулируют головной мозг, тем самым поддерживая его в тонусе. Долгая умственная работа вызывает привыкание к подобным раздражающим процессам, приводит к снижению работоспособности, торможению, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Избавиться от излишнего напряжения помогут физические упражнения или какие-либо активные движения [2].

Головной мозг будет работоспособен, а нервная система будет находиться в тонусе долгое время, если будет происходить чередование нескольких видов деятельности. Например, при любом умственном труде наиболее эффективной будет смена на активный отдых (любой умеренный физический труд, зарядка или физические упражнения). Для хорошей умственной работы необходимо тренировать как мозг, так и все тело, а в особенности мышцы, которые помогают нервной системе справляться с умственными нагрузками. Правильно организованная двигательная активность и физические нагрузки (во время, до и после умственной деятельности) благотворно влияют на повышение умственной работоспособности и, следовательно, занятия физической культурой положительно сказываются не только на физической форме, но и на умственной [2].

Огромное влияние оказывают и самостоятельные занятия физическими упражнениями в течение дня, зарядка, пробежки на свежем воздухе, ходьба т.д. Все это приносит пользу нашему организму, улучшает кровообращение и газообмен, повышает тонус мышц, тем самым положительно влияя на умственную, психическую и эмоциональную устойчивость [1]. Необходимо отметить и положительное влияние на умственную и физическую работоспособность подростков гигиенических факторов (режим дня, правильное питание, здоровый сон, пребывание на свежем воздухе и др.).

Занимаясь физкультурой можно не только весело и подвижно провести время. Регулярная физическая активность в детском и подростковом возрасте повышает силу и выносливость, способствует формированию здоровых костей и мышц, помогает контролировать вес, снижает тревожность и стресс и повышает собственную самооценку за счет своего внешнего вида и физической формы [3].

Источник

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 18.09.2015 2015-09-18

Статья просмотрена: 29894 раза

Библиографическое описание:

Любаев, А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь / А. В. Любаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22112/ (дата обращения: 20.07.2022).

Читайте также:  Какие основные требования необходимо соблюдать при выполнении упражнения полное приседание

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процессе их обучения в ВУЗе.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, умственная работоспособность, физические упражнения, обмен веществ.

The article discusses the relationship and healthy life and to adapt to the mental stress of students. Physical activities are presented as the main factor contributing to the improvement of mental health of students in the course of their training at the university.

Key words: health, physical activity, mental performance, physical exercise, metabolism.

Здоровье — важнейшая ценность. Хорошее здоровье — является необходимой основой для выполнения индивидом его социальных и биологических функций.

Проблема эффективного усвоения нового материала — одна из главных проблем, с которой приходится столкнуться студентам, обучающимся в ВУЗе так как учеба в высшей школе проходит на фоне напряжения адаптационных возможностей в новых условиях деятельности, проходящей на фоне повышенных эмоциональных нагрузок, знакомстве с большим объемом новой специальной информации, в условиях авитаминоза и гиподинамии. Эмоциональное, нервно-психическое, напряжение влечет разнообразные изменения в деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой системах, и других органов и систем, приводящих к переутомлению и проблемам со здоровьем.

Изучение учебной нагрузки, в разных аспектах, включающих психофизиологическую и социально-психологическую составляющую, является востребованным направлением научных исследований.

Одним из условий формирования и совершенствования механизмов адаптации к умственным нагрузкам является двигательная активность, которая может выступать как оптимизирующий и как дезадаптивный фактор — при нерациональном ее применении. Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, воздействуют на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации.

Важной характеристикой личности студента является его интеллект. Интеллект — это способность к мышлению, рациональному познанию. Интеллект характеризуют умственные способности, формирование и развитие которых происходит на протяжении всей жизни, но в основном в школьные и студенческие годы [3, c.169].

Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения, положительно влияют на психические процессы, формирование умственной устойчивости к напряженной интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо выполнять физические упражнения оптимальной длительности и интенсивности это приведет к повышению их умственной работоспособности.

Всякая двигательная активность приводит к повышению обменных процессов в организме. Оптимально подобранные нагрузки увеличивают умственную и физическую работоспособность. При этом нельзя забывать, что значительное увеличение объема и интенсивности интеллектуальной и физической активности вызывает у человека быстрое утомление, и снижение эффективности труда [4, c.75]. При этом происходит замедление скорости переработки информации, ухудшение памяти и усвоения теоретического материала. Появление утомления является сигналом, предупреждающим о наступлении перенапряжения организма [4, c.77].

Многие исследователи работают над вопросами изучения различных сторон взаимосвязи двигательной активности и умственных способностей. При этом до сих пор не определен оптимальный уровень двигательной активности, при котором интеллектуальная деятельность человека достигала бы пика.

Как свидетельствуют данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра РАМН, в последние годы количество здоровых студентов уменьшилось в пять раз. К такому резкому ухудшению здоровья растущего поколения привело несовершенство и низкий уровень существующей системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития [5, c.131].

Основной детерминатой такого положения является гиподинамия. При понижении двигательной активности происходит снижение обмена веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что вызывает нарушение регулирующей функции головного мозга и сказывается на работе всех органов. Таким образом, только развивая опорно-двигательный аппарат, предотвращая нарушение осанки, стимулируя функцию дыхательной и сердечнососудистой систем можно создать условия для нормального роста и развития растущего организма [6, c.160].

Эффективная деятельность мозга нуждается в том, чтобы т к нему постоянно поступали импульсы от разных систем организма, которые почти наполовину состоят из мышц. Благодаря работе мышц в мозг поступает огромное количество нервных импульсов, обогащающих его и поддерживающих в работоспособном состоянии. Во время выполнения интеллектуальной деятельности в организме усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем больше нагрузка мозг и чем сильнее выражено умственное утомление, тем более создается генерализованное мышечное напряжение. Взаимосвязь физической активности с интеллектуальной деятельностью проявляется в следующих закономерностях [6, c.178].

Читайте также:  Все существующие дыхательные упражнения

В момент напряженной интеллектуальной деятельности в организме выражение лица становится сосредоточенным, губы сжимаются и это тем заметнее, чем ярче эмоции и сложнее решаемая задача. Во время усвоения какого-либо заданного материала в организме неосознанно сокращаются и напрягаются мышцы, выпрямляющие и сгибающие коленный сустав. Это происходит в результате того, что импульсы, идущие от напряженных мышц в Центральную нервную систему стимулируют работу мозга, помогают ему поддерживать необходимый тонус [7, c.109].

Во время выполнения действий, не требующих физических усилий и слаженных движений часто напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, потому как их активность довольно тесно связана с нервными центрами, ответственными за внимание, эмоции, речь. При длительном и интенсивно занятии письмом, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плечевого пояса и плеча. Потому что нервная система стремится к активизации коры головного мозга и поддержанию работоспособности [2, c.150]. Длительное выполнение такой работы вызывает привыкание к таким раздражителям, в результате запускается процесс торможения, снижения работоспособности, потому как кора головного мозга не в состоянии справляться с продолжающимся нервным возбуждением, и оно начинает распространяться по всей мышечной системе. Избавиться от него, освободить мускулатуру от лишнего напряжения возможно при помощи физических упражнений, активных движений [1, c.94].

Работоспособность головного мозга и нервную систему возможно очень долго поддерживать, чередую напряжение и сокращение разных мышечных групп с ритмическим последующими расслаблением и растяжением. Такой вид движений для свойственен бегу, ходьбе, передвижению на коньках, лыжах.

Условием эффективной интеллектуальной деятельности является как и тренированный мозг, так и тренированное тело, мускулатуру, помогающую нервной системе справиться с умственными нагрузками.

Активность и устойчивость внимания, памяти, переработки информации восприятия, напрямую зависит от уровня физической подготовки организма. Протекание психических процессов сильно зависит от физических качеств организма — выносливости, быстроты, силы и др. Таким образом, рационально подобранная физическая нагрузка до, в процессе и после окончания интеллектуальной деятельности непосредственно влияет на интенсивность работоспособности головного мозга.

Важным моментом в такой ситуации имеет определение именно того уровня двигательной активности, при котором наилучшим образом достигается максимальная планка работоспособности. Эффект полного восстановления возможен только при определенном уровне нагрузок, соответствующих уровню физической подготовки человека. При этом небольшие физические нагрузки не окажут существенного воздействия. Чрезмерные же нагрузки приводят к переутомлению и значительному снижению работоспособности.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью заявить, что влияние на умственную деятельность интенсивных физических нагрузок проявляется в активизации защитных процессов, что является важным средством их тренировки и повышения умственной работоспособности. Такие динамические упражнения, как ходьба на лыжах, бег, передвижение с рюкзаком и т. д. способствуют расширению механизмов и способов защитно-приспособительных процессов в головном мозге.

Можно с уверенностью сделать вывод, что способы, повышающие здоровье и общее физическое состояние, такие как занятия физической культурой и спортом на уровне общего развития, действительно оказывают благотворное влияние на учебную успеваемость студентов.

1. Абаскалова Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа — вуз»: автореф. докт. дис., Барнаул, 2004. — 148 с.

2. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. — М.: ФК и С., 2005. — 176 с.

3. Булич Е. В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с.

Читайте также:  Грамматика сборник упражнений голицынский 5 издание 2005

4. Виленский В. И. Физическая культура студента. — М: Гардарики, 2005, — 110 с.

5. Гущина С. В. Состояние здоровья учащихся в высших учебных заведениях // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. — 180 с.

6. Полиевский С. А., Кабачков В. А., Профессиональная направленность физического воспитания в вузах. — М: Высшая школа, 2005, — 190 с.

7. Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности. — М.: Здоровье, 2007. — 216 с.

Источник

Значение физических упражнений для умственной деятельности

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось на протяжении развития человечества. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно [2].

Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М.Сеченов. Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах интеллектуальной деятельности. Физические упражнения подбираются таким образом, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответствовали напряженности умственной деятельности: чем утомительнее работа, тем меньшей должна быть интенсивность мышечной нагрузки. Переключение с умственной работы на физическую позволяет сохранять и улучшать деятельность организма в целом, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании [1].

Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями. Во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее задача, которую приходится решать. При попытках усвоить какой-либо заданный материал у человека бессознательно сокращаются и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие коленный сустав. Происходит это потому, что импульсы, идущие от напряженных мышц в центральную нервную систему стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Деятельность, не требующая физических усилий и точно координированных движений, чаще всего сопровождается напряжением мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. Если человек быстро и долго пишет, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная работа вызывает привыкание к этим раздражениям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить его, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений.

Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др.

В существующей образовательной системе физическая культура и спорт – обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, неразрывно связанная с другими учебными дисциплинами. Эта связь заключается как в единстве объекта действия – обучающегося, так и в цели действия – формирования высокой социализации личности[3].

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни